Рождение средневекового немецкого королевства
3 главных обстоятельства загубило наследство Карла. Одно – самого объективного свойства, 2 других мы можем отнести к случаям.
Объективный фактор. Империя была построена на персональных связях и контактах, она неизбежно должна была развалиться по мере усиления влияния кланов и родов в провинции. Можно по разному именовать этот процесс. Иногда его именуют локализация общественной жизни, иногда территориализацией, иногда – распадом на отдельные уделы.
Долгое время этот процесс ругали, объявляя его плохим. Это против государственной жизни, против создания современного государства. Это феодальная раздробленность, это упадок со всеми вытекающими отсюда прелестями.
Реально – это закономерный процесс. Это закономерный процесс общественного роста, развития общественных структур. Когда людей становится больше, структур становится больше, они усложняются. А наряду с центром появляется множество маленьких центриков.
Этот процесс сгубил Киевскую Русь, когда половецкие вторжения выгнали население из Киева в Северные и Залеские земли, когда наряду с Киевом появится Чернигов и Переславль и т.д. Когда князьям будет привычнее опираться на собственные подвластные структуры, когда князьям будет привычнее расширять свои собственные аллоды в киевских землях, вместо того, чтобы тянуться к киевскому престолу.
Аналогичный процесс протекал и в землях поздних Каролингов. Империя начинает разваливаться на отдельные регионы, на отдельные куски. Региональная элита перехватывает инициативу, она сосредотачивает в своих руках всю полноту власти на уровне этих регионов. Она обособляется от центра. Процесс локализации или территориализации.
Подчеркиваю: Этот процесс вполне логичен для всех обществ, жизнь которых основана на сельском производстве, и где в отношениях между людьми преобладают персональные связи, знакомства, друзья, свои-чужие, либо связи родственные.
2 других аспекта: утрата харизмы. Она наступила почти тотчас, после того, как в 814 году перестало биться сердце Карла Великого. Его наследник Людвиг оказался мужем вполне ученым, он беседовал с учеными монахами, он совершенствовал свои познания в области богословия, он общался со святыми старцами, окружил себя приличными и грамотными чиновниками, доставшимися ему от отца. Он был никудышным воином и оказался никудышным правителем.
Первый толчок был задан династической проблемой. У Людвига будет 4 наследника. Когда родились первые 3, он поторопился сделать распоряжение на случай своей кончины, он подготовил проект династического раздела своей громадной империи. Однако позже, от второго брака у него появится еще четвертый ребенок, маленький Карл. Ему отец захочет выделить еще 1 удел. В семье разразиться скандал, который очень быстро выльется в междоусобицу.
В 840 году, тотчас после кончины отца (Людвига), сыновья взялись за мечи. Франкская империя обагрилась от кровавой смуты.
2 младших, Карл и Людвиг, объединились против старшего Лотаря. К тому времени осталось только 3 брата. В 841 году Карл и Людвиг даже обменялись клятвами на берегах Рейна в императорской резиденции, в старом императорском фальце в Страсбурге. Называется страсбургская клятва. Она очень памятна нашим коллегам-филологам. Они говорят, что в 841 году возникнут прототипы романских и германских диалектов. Действительно, клятва была записана на двух диалектах: на протофранцузском и на старонемецком. Это первое письменное свидетельство расхождения некогда единых германских диалектов. Это своеобразная красивая дата рождения французского и немецкого языков. Итак, Страсбургская клятва, 841 год.
Далее следует маневренная война. В 842 году Лотарь предложил своим братьям померится силами в окрестностях Комтенуа (?) – это центральная Франция, ближе к северу. 2 младших брата отбивают свирепую атаку Лотаря. После этого начинаются переговоры.
Лотарь не чувствует себя побежденным, но попросту был исчерпан ресурс сил и возможностей.
1 год спустя, 843 год – достижение формального согласия, акт о династическом разделе. Этот договор 843 года войдет в историю под названием Верденского договора, был заключен в стенах Верденского фальца. Согласно этому разделу западные земли отошли Карлу, они объединяют почти всю нынешнюю Францию, часть Нидерландов и Испанскую Марку.
Восточные земли – Людовику Немецкому, для которого эти земли были почти родными, он родился в Баварии, и вырос при замках баварской знати. Он стал властителем восточной половины франкской державы.
Лотарь получил северную Италию, титул короля лонгобардов, и плюс к этому гигантский коридор, протянувшийся от Швейцарии вплоть до Северного моря, к берегам Рейна, который включал в себя почти все Нидерланды. Лотарь, на правах старшего из наследников, получает от папы имперское достоинство, сохраняя корону германо-римских императоров.
Современники уже при жизни Лотаря терялись в догадках как именовать все это гигантское скопище территорий, собравшихся под его десницей, поэтому за неимением подходящего термина, что очень характерно для средневекового сознания, обозначили их попросту именем владельца: Лотарингия.
Сразу же начнется другая междоусобица вокруг владений Лотаря между западными и восточно-франкскими королями, между Карлом и Людвигом и их наследниками.
В 870 году этот северный Заальпийский коридор будет окончательно поделен между королем западно-франкской державы и властителем немецких территорий. Так возникнет Западная и Восточная Лотарингия. Западная – владельцы этих земель давали присягу на верность королю Франции. Восточная – владельцы этих земель давали клятву королю Германии, восточно-франкскому королю.
Третье обстоятельство – это настоящий каскад внешних ударов, который обрушился на границы франкской державы в 1-й пол. IX века. Оно спровоцировало процесс территориального размежевания и формирования отдельных крупных уделов.
Что это за внешнее давление? Историки очень часто именуют этот процесс как Малое переселение народов, участниками которого были новые кочевники, прибывшие в Центральную Европу, скандинавские племена, активно «гостившие» на континентальном побережье, плюс к этому мавританский фактор на юге Европы, нападение мавров, или как их тогда именовали в европейской традиции – сарацины.
Кочевники в основном это мадьяры, кочевые орды, прибывшие с восточно-русской равнины и осевшие в середине VIII века на территории Паннонии, будущей Венгрии. Здесь эти мадьяры частично ассимилировали, а частично истребили остатки аваров. И следуя проторенной дорогой эти же мадьяры начинают совершать систематические опустошительные вторжения в восточные пределы Франкского королевства.
На севере – скандинавы. Этот скандинавский фактор начинает переживать настоящий ренессанс в IX в. В Европе их звали норманнами – люди с севера. Под ними мы должны подразумевать датчан, ирландцев, норвежцев, шведов, и всякий сброд, обитавший на Скандинавском побережье.
Размах их экспансии впечатляет. За какие-то полвека с начала 9 и по середину IX века эти норманны широким фронтом охватили своими вторжениями большую часть северной, центральной и даже южной Европы.
Норманны – на западе, начало IX века, Ирландия и часть северной Англии фактически под их контролем. Они высаживаются на континенте, грабят и сжигают города по берегам Северного моря.