Внеклассная работа по истории в школе, основные ее черты, связь с уроками истории
Учение осуществляется не только на уроках, но и после них. Проводимая после уроков воспитательная работа по предмету называется внеурочной (внеклассной). Внеклассной работой по истории в методике называют деятельность учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности. Она направляется учителем и содействует углублению знаний школьников в области истории, развитию их разнообразных интересов и способностей, формированию личностей. Внеклассная работа по истории — одна из составных частей деятельности преподавателя истории. Она преследует те же задачи, что и учебный курс:
1. Приобщает учащихся к пониманию истории.
2. Обогащает их знания, расширяет исторический кругозор.
3. Содействует росту их интереса к истории.
Ни один учебник, ни один урок не может дать учащимся такого яркого представления о прошлом и настоящем родной страны, какое дает непосредственное знакомство с ее прекрасными уголками, людьми и созданными ими произведениями искусства.
Если урок является обязательной формой обучения, регламентированной временем, то внеклассная работа носит добровольный характер и время ее проведения определяется учителем. Добровольный характер дает возможность организовать деятельность учащихся не только с учетом их интересов, но и познавательных способностей и индивидуальных особенностей, что дает возможность преодоления учащимися их пассивной жизненной позиции.
Во внеклассной работе учитель относительно свободен в выборе содержания, тогда как содержание уроков дается государственной программой. Во внеклассной деятельности создаются благоприятные условия для учета психологических, возрастных особенностей школьников за счет использования более разнообразных форм работы по сравнению с уроками истории. В средних классах чаще используются исторические игры, драматизации, экскурсии по городу, к местам событий. В старших классах растет роль самостоятельной работы учащихся со справочной литературой, художественной, периодикой. Во внеклассной работе создаются большие возможности для формирования познавательной и практической компетенции учащихся при выполнении ими различных заданий эвристического и творческого характера. Во внеклассной работе шире, чем на уроке, осуществляется связь с современностью, разнообразнее общественно-полезная деятельность. Учащиеся привлекаются к оформлению тематических выставок, созданию стенгазет и т.д. и т.п. Важно установить минимум наиболее важных посещений музеев, экскурсий и других видов деятельности, обязательных для школьников.
Внеклассная работа может строиться в разных формах:
1. Массовая работа — олимпиады, викторины, клубы, школьные краеведческие уголки, музеи и т.д.
2. Групповая работа — кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории.
3. Индивидуальная работа — чтение литературы по местной истории, работа с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовка реферата и т.д.
4. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимной связи.
64.Формы и приёмы внеурочной работы по истории
К формам внеурочной работы по истории относятся:1.школьные краеведческие уголки, музеи и т.д. 2.Групповая работа - кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории 3. Индивидуальная работа - чтение литературы по местной истории, работа с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовка реферата и т.д. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимной связи. Во внеклассной деятельности создаются благоприятные условия для учета психологических, возрастных особенностей школьников за счет использования более разнообразных форм работы по сравнению с уроками истории. В средних классах чаще используются исторические игры, драматизации, экскурсии по городу, к местам событий. В старших растет роль самостоятельной работы учащихся со справочной литературой, художественной, периодикой. Во внеклассной работе создаются большие возможности для формирования познавательной и практической компетенции учащихся при выполнении ими различных заданий эвристического и творческого характера. Во внеклассной работе шире, чем на уроке, осуществляется связь с современностью, разнообразнее общественно-полезная деятельность. Учащиеся привлекаются к оформлению тематических выставок, созданию стенгазет и т.п. Важно установить минимум наиболее важных посещений музеев, экскурсий и др. видов деятельности, обязательных для школьников. Формы: 1.Массовая работа - олимпиады, викторины, клубы.