Пратюрки в Северо-западном Китае
Предыстория чувашского народа
Антей Илитвер (Иванов Л. М.)
Предыстория чувашского народа.(Опыт выявления генеалогической линии этноса). — Чебоксары, 2003. — 160 с.
Ввиду того, что ареал обитания чувашского народа, в течение последних тысячелетий, постепенно перемещался из Центрально-Азиатского региона в Волго-Уральский регион России, рассмотрим общую историко-этническую периодизацию процесса, приведшего, в конечном счете, к формированию, а затем и к современному состоянию чувашского народа в Волго-Камской историко-этнографической области.
Постепенно разбираясь с историко-этническими процессами при формировании чувашского народа и с возникшими при этом разночтениями исторических фактов нашего прошлого, так разбросанных по разным изданиям, что головы у читателей все равно остаются замороченными множеством гипотез происхождения чувашского народа, и убедившись в правильности многих предположений профессора В. И. Шахмайкина, я принял решение попытаться восстановить в памяти три первых этапа становления предков чувашей и вынести их на суд наших читателей, основываясь на версии профессора Самаркандского университета Василия Ильича Шахмайкина.
Содержание
Предисловие
Пратюрки в Северо-западном Китае
Почему савиры стали называться чувашами?
Чувашское княжество (Чеши)
Куда исчезли сувары?
Заключение
Схемы, карты, таблицы
Предисловие
Для того чтобы приблизиться к истине, нужны гипотезы, пусть даже самые невероятные и, на первый взгляд, ошибочные. Только их наличие может свидетельствовать о движении мысли, о перестройке сознания, а в конечном случае — об отсутствии застоя в изучении истории чувашского народа. Для этого необходимо иметь возможность свободного и доброжелательного обсуждения фактов нашего недавнего и очень далекого прошлого, которых мы продолжаем для себя открывать по мере публикуемых в нашей прессе материалов по истории чувашского народа.
С 1947 по 1969 год я проживал в Узбекистане, вырос далеко от Чувашии. Мои познания о чувашах сложились под впечатлением рассказов профессора Самаркандского университета Василия Ильича Шахмайкина, чуваша по национальности, с семьей которого дружила наша семья. В школе я изучал историю Древнего Рима, а у профессора В. И. Шахмайкина историю древних чувашей. Поэтому в моей детской памяти одинаково сохранились, как история Древнего Рима, так и история древних чувашей.
Когда я после окончания Ташкентского политехнического института в 1969 году переехал в Чебоксары, то мои познания о чувашском народе стали вступать в противоречие с принятой здесь хронологией исторических событий. Например, я приехал в город Чебоксары, когда шла подготовка к празднованию 500-летия Чебоксар. Это меня очень удивило, потому что мы, живущие в Самарканде чуваши (со слов В. И. Шахмайкина), были убеждены в том, что Чебоксары лишь в два раза моложе Самарканда, который собирался в 1970 году отметить свое 2500-летие.
По рассказам профессора В. И. Шахмайкина, крепость Чебоксары была заложена в 922 году суварским князем Вырыгом, который, отказавшись принять ислам, увел часть своих соплеменников из левобережья Волги на правый ее берег (к родственным савирам) и построил там, на землях марийцев крепость, которую в честь своей прежней столицы, города Сувар, назвал «Вĕдĕ Сувар», что на их языке означало «небольшой по величине город Сувар», или просто «Малый Сувар». Это подтверждается тем, что на карте португальского путешественника Фра-Мауро 1459 года, территория современной Чувашии названа Амазонией, и на которой, на месте современных Чебоксар, изображен город с названием Веде-Суар, где слово «суар» и есть марийское название левобережных чувашей из племени «сувар».
Эту суварскую крепость марийцы стали именовать «Суас-кар», то есть «чувашской крепостью», или «чувашским городом», аналогично следующим финно-угорским названиям: Шешкар (населенный пункт в Моргаушском районе Чувашии), Сыктывкар (столица Республики Коми), Кудымкар (столица Коми-Пермяцкого автономного округа) и т. д., где финно-угорское «кар» (карда) означает — крепость (ограда).
В конце XIV века, после разгрома Золотой Орды Тимуром (Тамерланом) (1336-1405 годы), крепость (город) Суас-Кар стали именовать — Шупашкар (городом шупашей). Словом «шупаш» именовали предков чувашей, во времена династии Караханидов в Средней Азии, то есть при династии Тимуридов, а еще раньше при хане по имени — «Узбек» (имевших среднеазиатское происхождение) делалась попытка — именовать чувашей их прежним среднеазиатским именем (см. далее, стр. 107, 110).
Таким образом, согласно вышеизложенной гипотезе В.И. Шахмайкина, Чебоксарам исполнилось 1000 лет — в 1922 году.
Происхождение гуннов (одних из предков чувашей) профессор В.И. Шахмайкин связывал с гипотезой дрейфа материков, оледенениями Европы и катастрофическими наводнениями, после таяния ледников, в регионах Средиземноморья. Его предсказания во многом подтверждаются и сейчас.
Например, он еще в 1947 году предсказывал, что из-за «подползания» Индостанской литосферной плиты под Евразию происходит рост Гималаев и приподнятие южного края Евразийской литосферной плиты, что влечет за собой неминуемое обмеление и высыхание водных остатков бывшего Сарматского, или Скифского моря. По его предположению (высказанному в 1947 году), Аральское море к 2000 году должно значительно обмелеть и в итоге (к 2050 годам) превратиться в рядовое озеро, повторив участь озера Лобнор, являющегося водным остатком древнего «Ханьхай-моря» («Восточного Тетиса», или «Таежного моря»), блуждающего в настоящее время в песках пустыни Такла-Макан, на дне Люкчунской котловины в Северо-Западном Китае.
Не прекращающийся тысячелетний процесс дрейфа материков, по предположению В.И. Шахмайкина, приведет к смещению (по направлению к экватору) материковой суши Антарктиды, что приведет (в будущем столетии) к значительному потеплению на Земле.
Его предположение о том, что 6000 лет до н. э. реки Средней Азии текли с востока на запад, а не как современные — текущие с юга на север, подтверждается снимками, сделанными из космоса, на которых отчетливо видны русла среднеазиатских рек того периода — направленностью с востока на запад. Его предположение конца 40-х годов о том, что в дельте Волги в древности располагался гуннский город — Итиль, также подтвердилось в конце 80-х годов снимками, сделанными из космоса, на которых отчетливо просматриваются очертания этого затонувшего города.
Ввиду того, что ареал обитания чувашского народа, в течение последних тысячелетий, постепенно перемещался из Центрально-Азиатского региона в Волго-Уральский регион России, рассмотрим общую историко-этническую периодизацию процесса, приведшего, в конечном счете, к формированию, а затем и к современному состоянию чувашского народа — в Волго-Камской историко-этнографической области. В рамках этой периодизации выделим следующие пять главных этапов:
1. Вероятно, предки чувашей первоначально проживали в Северо-Западном Китае, являясь в течение длительного времени ближайшими соседями китайцев в Центрально-Азиатском регионе.
2. Следующий этап, охватывающий II и I тысячелетия до н. э., связан со смешением финно-угорских племен с индоиранскими и пратюркскими племенами, с тенденцией к сложению обширной культурно-исторической зоны, включавшей: Южную Сибирь, Приуралье, Поволжье и Северный Кавказ.
3. Третий этап (от середины I тысячелетия нашей эры до начала ХIII века) характеризуется постепенным изживанием первобытнообщинных отношений и становлением феодализма, взаимодействием финно-угорского населения с раннетюркским, а также возникновением булгарского феодального государства.
4. Предпоследний этап (XIII первая половина XVI века) наполнен событиями и процессами, связанными с позднетюркской иммиграцией.
5. Последний этап (с середины XVI века по настоящее время) связан с широкой русской миграцией, существенно изменившей этнический состав населения и этнокультурную ситуацию в Волго-Уральской историко-этнографической области.
Постепенно разбираясь с вышеприведенными историко-этническими процессами при формировании чувашского народа и с возникшими при этом разночтениями исторических фактов нашего прошлого, так разбросанных по разным изданиям, что головы у читателей все равно остаются замороченными множеством гипотез происхождения чувашского народа и, убедившись в правильности многих предположений профессора В. И. Шахмайкина, я принял решение попытаться восстановить в памяти три первых этапа становления предков чувашей и вынести их на суд наших читателей, основываясь на версии профессора Самаркандского университета — Василия Ильича Шахмайкина. При этом, естественно, я вовсе не считаю свою точку зрения по поднятым в книге вопросам единственно правильной. Нужны новые поиски и дискуссии.
Пратюрки в Северо-западном Китае
До прихода в Северо-Западный Китай монголоидные предки пра-тюркских племен были в основной своей массе народом примитивным, не знающим земледелия, лишенным государственной организации и не имевшим ещё даже потребности в ней. В своём развитии они находились ещё на стадии такого общественного строя, при котором богатство и знатность человека не играли решающей роли, а в человеке ценились его рост и сила, в результате чего во главе их родов в большинстве случаев оказывались потомки кроманьонцев, обладавшие, в сравнении с пратюрками, большим интеллектом, высоким ростом (до 180 см.) и необычайной силой.
Господство физической силы постепенно превратилось в обычаи и традиции пратюркских племен, сохранившиеся в течение последующих периодов их становления. В целях культивирования силы и роста пратюрки, согласно своим традициям и обычаям, ежегодно весною устраивали турниры и игрища (курултаи), где выявлялись в каждом роду самые сильные и рослые мужчины, которых именовали «паттăр», то есть батыр (богатырь). И так как каждый род стремился из своих питомцев вырастить сильных и рослых воинов, то согласно их «силовым» традициям, батырам, оказавшимся во главе их родов, разрешалось вступать в беспорядочные половые связи с любым количеством женщин рода, что подтверждается данными исторических хроник, говорящих об отсутствии у пратюркских племен семейных традиций и резком ослаблении их родственных связей. Поэтому дети у пра-тюрков в этот период были общими. Воспитанием их занимался весь род. Такое привилегированное положение батыров стало приводить к тому, что у предков тюркоязычных племен, по законам селекции, иногда стали появляться люди очень высокого роста (свыше двух метров), которых они называли «улыпами», то есть великанами.
Культ роста и силы у некоторых тюркских народов продолжал еще сохраняться даже в начале нашей эры. В описаниях обычаев гуннов (дальних потомках пратюркских племен) говорилось, что: «молодых и сильных у них уважают, пожилых и слабых мало почитают; сильные едят жирное и самое лучшее, пожилые же питаются остатками после них». Эти жестокие обычаи культивирования роста и силы сохранились у некоторых народов, имеющих пратюркские корни, и по настоящее время, например у якутов и японцев, в их национальной борьбе «сумо». К этой борьбе согласно пра-тюркским традициям допускаются самые сильные и рослые (а у японцев — самые тяжелые) атлеты, которые, как и гуннские батыры едят самое жирное и лучшее, а более слабые и новички обязаны (символически) питаться остатками после них.
Па пост вождя пратюркского племени избирался наиболее сильный и решительный глава отдельного их рода и получал звание — «улу-батыр», то есть самый большой из батыров (великан). Факт того, что во главу пратюркского племени избирался самый большой из батыров (силач, богатырь) подтверждается тем, что человека, возглавлявшего гуннское кочевье (род), китайцы именовали словом «дажень», то есть «большим человеком», а верховного вождя всех кочевий (вождя нескольких родов, то есть «улу-батыра») они уже именовали словом «шаньюй», что в дословном переводе с китайского означало «гороподобный», а в переносном смысле «великан» или «великий», которое впоследствии и закрепилось в китайском языке, как титул гуннского царя, или хана.
Слово «улу-батыр» в древнечувашском (гуннском) языке произносилось как слово «улу-паттăр» или сокращенно «улпăт», которое первоначально имело двойственное значение и употреблялось как «вождь» и как «великан», но затем, с разложением общества на богатых и бедных, появлением племенной знати и передачей титула вождя племени по наследству, слово «улу-паттăр», утратив смысловое значение силы и роста, распалось на три отдельных слова: «улăп», «улпăт» и «паттăр». Поэтому для обозначения слова «великан» стали пользоваться словами: «улăп», «улып», или «алп».
Впоследствии чуваши в своих преданиях и мифах улу-батыра (Улыпа) наделили неимоверным ростом и необычайной силой, который выполнял в их мировоззрениях роль покровителя и защитника народа (см. рис. стр. 29).
Слова же «улпăт» и «паттăр» (батыр) стали применяться в значении племенного «князька» или местного феодала, которые впоследствии уже перешли в современные тюркские языки, как два самостоятельных слова — «улпăт» (феодал, барин) и «паттăр» богатырь (батыр). То, что слова «улпăт» и «батыр» первоначально означали феодал или барин, подтверждается тем, что чуваши в своих преданиях «О завоевании булгар монголами», записанных в 70-х годах XIX века, продолжали ещё именовать татарских феодалов «батырами»27.
Оказавшись, около 3000 лет до н. э., в Средней Азии и Северо-Западном Китае потомки выходцев из Месопотамии покорили местные пра-тюркские племена, сложившись здесь в метисные тюрко-ираноязычные племена — серов. С глубокой древности у их предков — «ассиров», «самаритян», «сумаров» (шумеров) на время войны советом старейшин избирался военный правитель (полководец), которого они именовали словом — «лу-галь». Согласно сохранившейся своей такой традиции, вновь сформировавшиеся здесь метисные тюрко-ираноязычные племена серов, в случае войны тоже избирали своего военачальника, титул которого стали именовать теперь уже не словом «лугаль», а тюркским словом «гун» (хун), ставшим означать в пратюркских языках то же самое, что и «лугаль», то есть князь или полководец.
Кроме того, пришедшие в Среднюю Азию «ассиры» (самаритяне) считали, что их предки тоже были «великанами», поэтому-то новое название «улу-батыров» — «гун», прочно закрепилось в их языке, не противореча мировоззрениям пратюрков, так и их завоевателей — «ассиров» (самаритян).
Таким образом, с приходом в Среднюю Азию индоиранских племен, прежнее название племенного вождя пратюркских племен — «улу-батыр» было заменено на слово «гун», что значило «князь военного времени». Сей титул не передавался по наследству и действовал только в случае войны. Впоследствии же (в степях Южной Сибири) термин «гунны» был распространен и на название части этого метисного тюрко-ираноязычного народа.