Суд в национальных окраинах Российской империи.
2 марта 1881 г. на престол вступил Александр III и вскоре (29 апреля 1881 г.) новый император подписал манифест «О незыблемости самодержавия». Этот закон правомерно отождествляют с поворотом к реакции или к так называемому курсу «контрреформ» 1880-1890-х гг. Александр III всегда выступал сторонником жесткого внутриполитического курса, но в данном случае контрреформы являлись также ответом общественному движению на убийство Александра II.
Контрреформы проводились сразу по нескольким направлениям. Были осуществлены судебная, земская, городская контрреформы, отмечались реакционные меры в области народного образования, ужесточалась цензура, ограничивались права национальных меньшинств.
Судебная контрреформа преследовала две взаимосвязанные цели: ограничить гласность, демократичность суда и усилить административное вмешательство в судопроизводство. В частности, «Положение О мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» 14 августа 1881 г. запрещало публиковать отчеты суда по политическим делам, а 12 февраля 1887 г. появился указ, по которому любое дело могло быть объявлено секретным и судебное заседание проходило в закрытом порядке. Из ведения общих судов изымались дела о противодействии, сопротивлении, покушениях на власти или должностных лиц. Указом 20 мая 1885 г. вводилось Высшее дисциплинарное присутствие Сената, которое обладало правом смещать судей и перемещать их на другую судебную должность. Представление о необходимости кадровых перестановок имел право осуществлять министр юстиции. В 1889 г. были ограничены правомочия присяжных заседателей, а в 1891 г. – открытость гражданского суда.
Серьезный удар был нанесен институту Мировых судей. 12 июня 1889 г. вышло «Положение о земских участковых начальниках». По новому закону мировой суд упразднялся повсеместно, кроме Петербурга, Москвы, Одессы. Вместо мировых судов в 40 губерниях страны учреждались земские участки. Всего было образовано более 2 тыс. земских участков из расчета 4-5 участков на уезд. В уездах вместо мировых судей вводилась должность земского участкового начальника. В отличие от мировых судей земские участковые начальники не избирались, а назначались по представлению губернаторов министром внутренних дел. Кроме того, участковые начальники могли быть только из дворян, с высоким имущественным цензом и прослужившие до этого в судебных или подобных им учреждениях не менее трех лет. Высшее образование для этих судей было желательной, но не обязательно, можно было ограничиться «незаконченным домашним». Таким образом, вновь усиливался принцип сословного суда. В городах вместо мировых судей учреждались также уездные члены окружного суда и городские судьи, назначаемые министром юстиции. Земские участковые начальники обладали достаточно широкими полномочиями: надзор над общинным крестьянским самоуправлением, курирование волостных судов, уездных по крестьянским делам присутствий. Земские начальники были правомочны рассматривать земельные вопросы, в их ведение переходили гражданские и уголовные дела, подсудные прежде мировым судьям. Кроме того, земские начальники наделялись полицейскими полномочиями.
Первой инстанцией Положение 12 июня 1889 г. определяло земских уездных начальников и городских судей, второй – судебное присутствие уездного съезда, состоявшее из члена уездного окружного суда, городских судей и земских начальников. Председателем съезда являлся уездный предводитель дворянства. Кассационной инстанцией являлись губернские присутствия во главе с губернатором.
В отличие от мировых судов и уездного по крепостным делам присутствия, земские начальники творили в уездах настоящий произвол. Факты взяточничества, вымогательства, превышения полномочий стали в уездах повсеместными.
В соответствии с чрезвычайным Положением 14 августа 1881 г. (принималось на три года, но всякий раз продлялось), другими законами ужесточалась карательная политика самодержавия. Увеличивался штат Отдельного корпуса жандармов, учреждались новые жандармские структуры, так называемые охранные отделения. «Царская охранка» действовала самостоятельно от местных жандармских учреждений, активно использовала деятельность тайных агентов-доносчиков и провокаторов. В 1882 г. создается новая структура – секретная полиция, обладавшая агентурной сетью для контроля над русскими эмигрантами и дискредитации революционного движения.
Земская и городская контрреформы проводились с целью ограничить полномочия либеральных земств, усилить в них сословные позиции дворянства, усовершенствовать административный контроль над местными органами самоуправления. Земская контрреформа основывалась на «Положении о губернских и уездных земских учреждениях» 12 июня 1890 г. В отличие от предыдущего Положения 1864 г. новый закон существенно изменял принципы выборности в земства. Земледельческая курия теперь становилась только дворянской, в эту курию отныне не могли избираться представители крупной буржуазии. Для дворян, баллотировавшихся в Земледельческую курию, понижался до 1-1,5 тыс. рублей в губернских городах и до 300 рублей в уездах, а число гласных увеличивалось пропорционально уменьшению представительства остальных курий. Для городской курии существенно увеличивался имущественный ценз, представительство буржуазии в земских учреждениях сокращалось в среднем на 1/4 часть. Крестьянская курия избирала представителей в земские гласные, из их числа уездный съезд земских начальников представлял список депутатов, который утверждал губернатор. Представительство крестьян в земствах в результате названной процедуры сводилось к минимуму. Сами земства становились под жесткий административный контроль губернаторов и его администрации, для этого учреждалось Губернское по земским делам присутствие, а члены земских управ переводились в разряд государственных служащих.
11 июня 1892 г. Было учреждено «Городовое положение», которое в сравнении с аналогичным законом 1870 г. усиливало административный контроль губернского начальства, увеличивало сословное представительство дворян в Городских Думах и Управах (для дворян имущественный ценз уменьшался, для буржуазии пропорционально возрастал, больше стал слой горожан, лишенных права участия в городском самоуправлении).
В области народного образования и цензуры появились несколько реакционных законов. Временные правила о печати 27 августа 1882 г. усиливали административный надзор министерства внутренних дел над любыми печатными изданиями. По циркулярам 20 ноября 1882 г. и 5 июня 1887 г. усиливались дисциплинарные взыскания в школах, а преподаватели ставились в еще более жесткие рамки контроля со стороны начальства и священников. В гимназии и прогимназии запрещалось принимать «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат». Поэтому циркуляр 1887 г. получил в народе ироническое название «о кухарских детях». 23 августа 1884 г. появился новый Университетский устав, по которому упразднялась университетская автономия (была введена в 1863 г.), назначаемыми стали должности ректора, декана, профессора, усиливался контроль государства над учебно-воспитательным процессом, увеличивалась плата за обучение, принимались другие меры ограничительного характера.
Политика царизма по отношению к «инородцам» и «иноверцам», проживавшим на европейской части России, была националистична. Некоторые малочисленные народы подвергались «русификации» и «христианизации», по законам 1882, 1885, 1890 гг. сводились к минимуму автономии Польши и Финляндии, особенно ущемлялись в правах евреи.
Велись работы по созданию гражданского кодекса и к концу XIX в. был подготовлен его проект, но введен в действие не был. Проект нового уголовного кодекса был подготовлен в начале XX в. частичным введением в действие. Уровень Уголовного Уложения 1903 г. оказался столь высоким, что оно было введено в действие на территории буржуазной Польши после ее отделения от Советской России.