Меры длины — Меры площади — Меры объёма — Меры сыпучих тел («хлебные меры») — Меры жидких тел («винные меры») — Меры веса — Меры веса (массы) аптекарские и тройские 4 страница
Григорианский календарь первоначально был введен в Италии, Франции, Испании, Португалии и в Южных Нидерландах, затем в Польше, Австрии, католических землях Германии и в ряде других европейских стран. В тех государствах, где господствовала православная христианская церковь, еще долгое время пользовались Юлианским календарем. Например, в Болгарии новый календарь был введен только в 1916 г., в Сербии в 1919 г. В России Григорианский календарь был введен в 1918 г. В 20 в. разница между Юлианским и Григорианским календарями достигла уже 13 суток, поэтому в 1918 г. предписывалось считать следующий за 31 января день не 1, а 14 февраля.
Вопрос 15. История календаря в Беларуси и России.
До принятия христианства у славян была своя собственная календарная система. С принятием христианства на Русь приходит Юлианский календарь с эрой от сотворения мира. Стили: мартовское и сентябрьское новогодия.
С принятием великими князьями литовскими католичества в ВКЛ сказываются традиции Юлианского календаря. К 14 в. появляются документы, которые датируются по январскому новогодию. С 15 в. основной массив документов датируется по эре от РХ. С конца 15 – начала 16 вв. все документы ВКЛ издаются по эре от РХ и январскому новогодию. Стефан Баторий ввел в РП Григорианский календарь.
В 1492 г. было принято решение поменять новогодие. Новый Год перенесли на 1 сентября. С 1 января 1700 г. на Руси введены эра от РХ и январское новогодие, но сохранен Юлианский календарь. Весь 18 в. Россия прожила с этим календарем. В конце 30-х гг. 19 в. возникла идея перевести Россию на Григорианский календарь. Идею пытались довести до Николая I, но он отверг ее. В 60-е гг. 19 в. – 2-я попытка (провалилась). 3-я попытка – конец 19 в. Создана комиссия, занимавшаяся этим, но неудачно. Это календарь ввели большевики. В ноябре 1917 г. было принято решение о проведении календарной реформы (1918 г.). После 31 января 1918 г. должно было идти не 1 февраля, а 14 февраля.
В 1929 г. была введена 5-дневная неделя. В начале 30-х гг. 20 в. введена шестидневка, с единым выходным днем. В 40-х гг. 20 в. введена семидневка. В 1967 г. введена 5-дневная рабочая неделя + 2 выходных.
Вопрос 16. Солнечный цикл. Круг солнца.
В Древней Руси существовал счет времени 28-летними циклами солнца. Его исходной точкой, как и при счете индиктами, было сотворение мира.
Так как любой календарный год (простой и високосный) не содержат целого числа недель, одни и те же числа ежегодно приходятся на разные дни недели. Такое перемещение чисел имеет определенные закономерности. Простой год содержит 52 недели и 1 день, високосный - 52 недели и 2 дня. Простой год начинается и заканчивается одним и тем же днем недели: если 1 января простого года приходилось на среду, то 31 декабря будет среда. В високосном году, естественно, 31 декабря в данном случае пришлось бы на четверг, 1 января 1979 г. – понедельник, значит, 1 января 1980 г. придется на вторник, но в 1981 г. не на среду, а на четверг, так как 1980 г. високосный, в 1982 г. – на пятницу, в 1983 г. – на субботу, в 1984 г. – на воскресенье, но в 1985 г. не на понедельник (как в 1979 г.), а на вторник, так как 1984 г. високосный. Продолжая дальше эти расчеты, мы легко убедимся, что строгий порядок перемещения чисел по дням недели будет повторяться через 28 лет. Этот 28-летний период называется циклом солнца, а порядковое место года в его пределах – кругом солнца данного года.
Вопрос 17. Лунный цикл. Круг луны и золотое число.
Фазы Луны приходятся на одни и те же дни солнечного календаря через каждые 19 лет. Этот цикл был установлен греческим астрономом Метоном в 5 в. до н. э. и назван его именем.
Порядковый номер года внутри незавершенного 19-летнего цикла называется "золотым числом" или кругом Луны. Название "золотое число" объясняется тем, что в Древнем Риме оно писалось золотыми буквами на специальных досках, выставлявшихся для сведения граждан. Для определения "золотого числа" необходимо к дате от Рождества Христова прибавить единицу и полученную сумму разделить на 19. остаток покажет искомое число. Прибавление к дате единицы определяется тем, что 1 г. от Рождества Христова считался вторым в лунном цикле.
В византийской и древнерусской хронологии это число называлось "кругом луны" и вычислялось несколько по-иному. Так как от сотворения мира до РХ считалось 5508 лет, 1 в. до н. э. оказывался 17-м в незавершенном 19-летнем цикле (5508/19=289 и 17 в остатке). Следовательно, круг луны 1 г. н. э. = 18; 2 г. н. э. = 19; 3 г. н. э. = 1 и т. д. По эре от РХ считалось, что золотое число 1 г. н. э. = 2, значит, для 2 г. н. э. оно равно 3, для 3 г. н. э. – 4 и т. д. Таким образом, разница между "золотым числом" и кругом луны всегда сохраняется равной трем и, чтобы определить круг луны для даты от РХ, из нее необходимо вычесть две единицы и разность разделить на 19; остаток покажет круг луны. (Одна единица прибавляется к дате при определении "золотого числа", а три единицы вычитаются из нее при определении круга луны, поэтому удобнее сразу же вычитать две единицы.)
Вопрос 18. Вруцелето. «Вечные» календари
Вруцелето – это название воскресного дня в данном году, обозначенное одной из первых семи букв русского алфавита. В церковных календарях предполагалось, что первым днем от сотворения мира считалось 1 марта, то первым воскресным днем было 3 марта. Этот воскресный день обозначили буквой А (аз) и назвали Вруцелето. Остальные дни недели обозначили следующими буквами алфавита, поставленными а обратном порядке: З (понедельник), S (вторник), Е (среда), Д (четверг), Г (пятница), В (суббота).
Вруцелето данного года, это буква на которую приходится воскресенье. Каждый год Вруцелето меняется, переходя на следующую букву (в високосном году через букву).
Вруцелето можно установить с помощью круга солнца и с помощью специальной таблицы.
С помощью Вруцелето можно определить день недели и наоборот, с помощью Вруцелето можно определить дату события.
Вечный календарь — это матрица, позволяющая узнать, на какой день недели приходится любая дата в пределах длительного промежутка времени (как правило, нескольких десятков или сотен лет). Многие из вечных календарей фактически создают сетку календаря на выбранный месяц выбранного года.
Вечные календари могут также использоваться не только для определения дня недели, но и, например, церковных праздников без фиксированной даты.
Известные сегодня табличные календари приобрели современную форму только после того, как была изобретена печать. Вечные же календари придуманы гораздо раньше — время их создания восходит ещё к дотатарскому времени — вероятно, один из первых подобных календарей был найден на стене Киевской Софии.
В 1902 году на Виленской выставке были представлены вечные календари, которые стали основой для многих конструкций.
Вечный календарь может быть реализован самыми разнообразными способами, внешне абсолютно непохожими друг на друга. Но в принципе их действия лежит одно — календари образуют цикл с периодичностью в 400 лет (допускается рассмотрение периодичности не в 400, а в 28 лет при условии, что вечный календарь не рассчитан на невисокосные годы, кончающиеся на 00).
Вечный календарь-таблица. Придумано множество вечных календарей такого вида, однако почти все они сводятся к одному: имеется 14 календарных сеток (7 возможных дней недели, с которых начинается год × 2 варианта — високосный и невисокосный год) и таблица, помогающая выбрать календарную сетку для нужного года либо определить сдвиг, помогающий правильно преобразовать одну сетку.
Календари этого вида различаются по степени удобства и быстроте использования. Такие календари иногда публиковались в газетах и журналах для вырезания и использования читателями.
Для того, чтобы узнать день недели конкретного дня, требуется:
1. Найти в первой таблице цифру, соответствующую указанному году и месяцу;
2. Сложить эту цифру с номером дня;
3. Найти во второй таблице получившееся число и посмотреть, какому дню недели оно соответствует.
До начала XX века календари не применялись в целях планирования времени. Основное значение таких приспособлений было религиозным — они использовались для вычисления праздников и знаменательных дат.
Во времена СССР вечные календари можно было найти почти во всех учреждениях и во многих квартирах — календарь не занимал много места и мог использоваться несколько десятков лет. Однако лишь немногие календари прослужили весь свой срок.
Сейчас многие из календарей используются детьми в качестве игрушек. Иногда вечные календари до сих пор используют для получения дней недели (хотя экземпляры, сохраняющие работоспособность после 2000 года, очень редки). Иногда они являются предметом коллекционирования.
Несмотря на то, что с появлением компьютеров необходимость в вечных календарях отпала, подобные устройство до сих пор встречаются в механических наручных часах.
Вопрос 19. Индикты
Счёт индиктами, или пятнадцатилетними периодами, заимствован в древней Руси из Византии. Индиктом называется порядковое место данного года в пределах текущего пятнадцатилетнего цикла, при чём исходной точкой этого циклического счёта является византийская эра -- "сотворение мира", а смена индиктов в каждом цикле совершается в день византийского новогодия -- 1 сентября.
Этимология слова "индикт", так же, как и происхождение самой системы, выяснены недостаточно. По-видимому, счёт индиктами ведет свое начало от тех переписей населения, которые раз в 15 лет производились в Римской империи и в Византии. В Византии индикты введены в 313 г. н. э.
Каким образом найти индикт какого-либо интересующего нас года? Предположим, нам дан 6973 год по византийской эре. Прежде всего, мы узнаем, сколько прошло от "сотворения мира" до указанной даты законченных пятнадцатилетних циклов. Для этого делим число 6973 на 15. Полученное частное (464) даёт ответ на этот предварительный вопрос. Но основной интерес для нас представляет не частное, а остаток (13). Он указывает, что 6973 год занимает 13-е место в незавершившемся 465-м пятнадцатилетнем периоде от "сотворения мира". Это цифровое указание на порядковое место, или, как говорят, порядковый номер данного года, и является его индиктом. Таким образом, индикт 6973 г.=13.
Отсюда общее правило определения индикта любой даты сводится к нахождению остатка от деления цифрового обозначения данного года от "сотворения мира" на 15. Если в результате деления остатка не получается, то индикт приравнивается делителю, т. е. цифре 15.
Далее следует иметь в виду, как было уже указано выше, что индиктный счёт ведется от 1 сентября до 1 сентября следующего года. Поэтому, одна и та же дата, приведенная по двум календарным стилям (мартовскому и сентябрьскому), будет иметь общий индикт только для месяцев, совпадающих в обоих календарях, именно, с марта по август включительно. Для периода с января по февраль и с сентября по декабрь включительно индикт мартовского года будет на единицу больше сентябрьского, т. к. мартовский календарный счёт, как мы видели .выше, расходится с сентябрьским.
При определении индиктов для дат от "рождества христова" предварительно следует произвести перевод этих дат на летосчисление от "сотворения мира", а затем уже приступить к вычислению остатка от деления их на 15.
Табличный индикт, найденный для дат современной эры, следует увеличить на единицу в том случае, если событие произошло в один из месяцев с сентября то декабрь включительно. Для периода с января по август включительно табличный индикт остается в силе, т. к. эти месяцы январского года совпадают с соответственными месяцами сентябрьского календарного стиля, по которому ведется счёт индиктов. Аналогичное правило следует учитывать для мартовского календарного стиля византийской эры. В пределах совпадающего с сентябрьским календарём периода мартовского года (с марта по август включительно) мартовский индикт равен сентябрьскому, т. е. табличному. Для остальных месяцев (январь -- февраль, сентябрь -- декабрь), к индикту, найденному по таблице, следует прибавить лишнюю единицу.
1) индикт заменяет собою обозначение года, который вовсе не указан в источнике; Например, если мы встретим в источнике 14-й индикт и если нам известно, что этот источник относится, скажем, ко времени великого московского князя Ивана III (пусть это будет хотя бы жалованная грамота, выданная Иваном III), то зная начальную и конечную даты княжения последнего (6970--7013 или 1462--1505), мы легко установим по таблице, что 14-й индикт соответствует или 1466, или 1481, или 1496 гг. Конечно, вряд, ли исследователь в поисках даты источника удовлетворится подобным итогом, далеким от абсолютной точности. Но все же индикт помог нам в пределах сорока с лишним возможных лет остановить свой выбор только на трех и исключить все остальные, как явно непригодные для датировки: А привлечение каких-либо дополнительных косвенных признаков, быть может, укажет, какая же из этих трех дат является наиболее вероятной или даже единственно возможной. Если в документе отсутствует год, к которому относится его возникновение, но помечен индикт, то сам по себе последний, конечно, не достаточен для точной датировки. Но при наличии некоторых косвенных признаков индикт помогает исследователю уточнить дату даже при отсутствии в источнике непосредственного цифрового обозначения интересующего нас года.
2) индикт дополняет указание на год и полная дата приводится в следующих выражениях: "лета такого-то, индикта такого-то". В источнике приведены одновременно и год и индикт. В этом случае последний помогает установить тот стиль (мартовский или сентябрьский), по которому приведена дата. А это важно, чтобы знать какое число следует вычесть для перевода даты на нашу эру. Например, если нам, указано, что событие произошло в 6905 г. в феврале месяце индикта 5-го, то для нас очевидно, что мы имеем дело с.сентябрьским стилем, т. к. по таблице можно установить, что 6905-му году соответствует 5-й индикт. Если для февраля 6905 г. в источнике указан 6-ой индикт, то это свидетельствует о датировке по мартовскому стилю, т. к. в таблице находим для 6905 г. цифру индикта 5, которую в случае датировки мартовским стилем (в пределах января -- февраля и сентября -- декабря) следует увеличить на единицу. Если мы придем, на основании индикта, к выводу, что перед нами сентябрьский стиль, то поскольку событие относится к февралю, мы при переводе даты на наше летосчисление, должны будем вычесть цифру 5508. В случае мартовского стиля вычитаемым явится 5507.
Вопрос 20. Стили древнерусской хронологии и способы их перевода на современное летоисчисление. Перевод дат с юлианского календаря на григорианский (со старого стиля на новый).
В древней Руси до конца XVII в. новый год начинался не с января, как в настоящее время, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). Только при Петре I, с 1700 г., одновременно с переходом на эру от "рождества христова" было решено началом года считать 1 января. До Петровской же реформы существовало два основных календарных стиля, отличных от современного: мартовский, согласно которому новогодие (подобно римскому обычаю) приходилось на 1 марта, и сентябрьский (заимствованный из Византии) с новогодием, падающим на 1 сентября. Самые термины "мартовский, сентябрьский год", "мартовский, сентябрьский стиль" не встречаются в источниках, а принадлежат позднейшим исследователям. До 1492 (7000) года, как полагают исследователи, оба стиля существовали параллельно. С 1492 г. завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский.
Надо иметь также в виду, что мартовский календарный стиль представлял в свою очередь несколько вариантов (ультра-мартовский, цирка-мартовский).
Предположим, нам дана дата какого-то исторического события - 6758 г. При этом нам известно, что это цифровое обозначение года приведено по календарному стилю, согласно которому год начинался с 1 марта и заканчивался 28 февраля. А соответствующий 6758 году, 1250 год нашей эры (6758 - 5508 = 1250) начинается, как мы знаем, с 1 января, т. е. на два месяца раньше и кончается 31 декабря. Отсюда совершенно очевидно, что первые два месяца (январь и февраль) 1250-го года приходятся не на 6758-й, а на более ранний, 6757 год от "сотворения мира". Январь же и февраль 6758 года, заканчивающие по старинному календарю этот год, придутся уже на 1251 год эры от "рождества христова".
Таким образом, вытекает следующее правило перевода дат с византийской эры и мартовского календарного стиля на современное летосчисление и январский календарный стиль. Цифра 5508 вычитается только для тех исторических событий, которые произошли в один из месяцев с марта по декабрь включительно. Если же, событие случилось в январе или феврале, то вычитаемым при переводе служит число 5507.
Теперь остановимся на тех датах, которые приводятся в источниках по сентябрьскому календарному стилю. Выше, в качестве примера, мы брали 7148 год от "сотворения мира". Он начинается с 1 сентября и заканчивается 31 августа. А соответствующий ему 1640 (7148-5508) январский год нашей эры наступит только 1 января, следовательно, на четыре месяца позднее. Поэтому первые четыре месяца 7148 года (сентябрь-декабрь) придутся не на 1640 год от "рождества христова", а на 1639-й. С другой стороны, сентябрь-декабрь месяцы 1640 года январского календарного стиля нашей эры падают на 7149 год сентябрьского календарного стиля византийского летосчисления.
Выводим следующее правило: если событие, датированное по византийской эре и по сентябрьскому календарному стилю, произошло в период с января по август включительно, то для перевода даты этого события на нашу эру следует из цифрового обозначения года вычесть 5508. Для событий, падающих на период с сентября по декабрь включительно, вычитаемым является цифра 5509.
В качестве разновидности мартовского года мы встречаемся ещё в источниках с датировкой на основе календарного стиля, называемого исследователями ультра-мартовским. Его сходство с мартовским включается в том, что новогодие в обоих стилях приходится на 1 марта. Но ультра-мартовский календарный год, в противоположность мартовскому, не запаздывает на два месяца по сравнению с январским, а наоборот, начинается на десять месяцев ранее последнего. Сравнивая между собою мартовскую и ультра-мартовскую системы, не трудно убедиться, что последняя ровно на год (двенадцать месяцев) предваряет первую.
Перевод дат ультра-мартовского стиля с византийской эры на современное летосчисление подчиняется правилам, установленным для мартовского календаря, но с учётом этой разницы на один год. Другими словами, ультра-мартовский стиль византийской системы летосчисления предполагает, что от "сотворения мира" до "рождества христова" прошло не 5508, а 5509 лет. Поэтому в тех случаях, когда при переводе дат с мартовского стиля от "сотворения мира" на современное летосчисление мы вычитаем 5507 (для событий, случившихся в январе или феврале), при ультра-мартовской системе вычитаемым является число, большее на единицу, т. е 5508. Для событий, имевших место в период времени с марта по декабрь включительно, число 5508, подлежащее вычитанию при переводе дат с мартовского календаря византийской эры на эру от "рождества христова", точно так же увеличивается на единицу, и при ультра-мартовском счёте вычитается, следовательно, цифра 5509.
Месяцы, на которые падает датируемое событие | Число, подлежащее вычитанию при | ||
Мартовском стиле | Ультра-мартовском стиле | Сентябрьском стиле | |
Январь | -5507 | -5508 | -5508 |
Февраль | -5507 | -5508 | -5508 |
Март | -5508 | -5509 | -5508 |
Апрель | -5508 | -5509 | -5508 |
Май | -5508 | -5509 | -5508 |
Июнь | -5508 | -5509 | -5508 |
Июль | -5508 | -5509 | -5508 |
Август | -5508 | -5509 | -5508 |
Сентябрь | -5508 | -5509 | -5509 |
Октябрь | -5508 | -5509 | -5509 |
Ноябрь | -5508 | -5509 | -5509 |
Декабрь | -5508 | -5509 | -5509 |
в источниках мы можем (встретиться с дальнейшими разновидностями как мартовского, так и ультра-мартовского стилей. Их своеобразие заключается в том, что они не предполагают в качестве начала нового года постоянного числа, падающего обязательно на 1 марта. Новогодие не является твердо установленным. Оно из года в год колеблется около 1 марта, иногда предваряя это число, но большею частью следуя за ним. Как думают исследователи, указанные колебания объясняются тем, что новогодие стремились приурочить к первому весеннему полнолунию. А таковым считалось полнолуние, приходящееся или на конец февраля, или на март.
Исследователи называют мартовский календарный год, подобного типа, (с переменным началом), цирка-мартовским или цирка-ультра-мартовским, в зависимости от того, следует ли он за январским, или предшествует ему. Латинское слово "цирка" (circa) --вокруг указывает на то, что новогодие колеблется в пределах ("вокруг") 1 марта.
Само собою разумеется, что при переводе на современное летосчисление с византийской эры дат цирка-мартовского стиля остается в силе правило, что для событий, имевших место в январе и феврале, вычитается число 5507, а для периода с марта по декабрь -- 5508. Но эта общая формула требует одной поправки. Цифра 5508 вступает в силу в качестве вычитаемого для перевода дат событий, случившихся начиная не с 1 марта, а с того числа, которое в данном случае является начальным днём года.
Аналогичное правило применяем и для цирка-ультрамартовского года, учитывая разницу между мартовским и ультра-мартовским стилями на 12 месяцев. Для событий, датируемых согласно цирка-ультра-мартовскому стилю, январем, февралем или мартом, но в пределах чисел до начала нового года, при переводе на современное летосчисление вычитается 5508, для остальных месяцев (после новогодия) по декабрь включительно -- 5509. Вернемся к вышеприведенному примеру с 6646 годом, предполагая, что дата дана по цирка-ультра-мартовскому стилю. Если событие произошло в течение января, февраля или первых 26 чисел марта, вычитаемым является число 5508. Для последних дней марта (с 27-го числа), и следующих месяцев (апреля -- декабря), вычитаемое -- 5509.
Перевод дат с юлианского календаря на григорианский В практике работы историка часто встречается необходимость в переводе дат с Юлианского календаря на Григорианский. Для правильного решения этой задачи необходимо уяснить суть различия между этими календарями, между т. н. старым и новым стилями.
Прежде всего следует иметь в виду, что разница между ними не является величиной неизменной, а постоянно увеличивается. В 16 в., когда была проведена реформа 1582 г., она составляла 10 суток, а в 20 в. она была уже равна 13 суткам. Каким образом произошло это "накопление"? В Григорианском календаре високосных лет меньше, чем в Юлианском, поэтому должен был наступить год, который являлся високосным по Юлианскому календарю, но был простым по Григорианскому. Речь здесь может идти о годах, завершающих столетия, так как все другие годы, последние две цифры обозначения которых делятся без остатка на 4, являются високосными в обоих календарях. Например, високосными в обоих календарях были 1588, 1592, 1596 гг. Но и 1600 был в них високосным: и в Юлианском, так как его обозначение оканчивается двумя нулями, и в Григорианском, так как две первые цифры его обозначения делятся на 4 без остатка. Следовательно, в 17 в. разница между ними оставалась прежней – 10 суток. 1700 г. был високосным по Юлианскому календарю, но простым по Григорианскому, так как 17 на 4 без остатка не делится. Таким образом, разница между календарями увеличилась до 11 суток. Аналогичным образом следующее увеличение расхождения между ними произошло в 1800 г. (до 12 суток), а затем в 1900 г. (до 13 суток). В 2000 г. разница останется прежней, так как этот период будет високосным в обоих календарях, и достигнет 14 суток только в 2100 г., который будет високосным по Юлианскому календарю, но простым по григорианскому.
Вопрос 21. Датировка по церковным праздникам. Календарный цикл православной и католической церквей.
В исторических источниках нередко вместо точной даты имеются указания на церковный праздник, приходящийся на событие, о котором идет речь. Русские церковные праздники можно разделить на две группы: подвижные (переходящие) и неподвижные (непереходящие). Подвижные праздники не имеют постоянной фиксированной даты и приходятся из года в год на разные числа календаря. Неподвижные праздники отмечаются в одни и те же числа месяца. Из последних в источниках часто можно встретить следующие: Крещение – 6 января; Сретение – 2 февраля; Благовещение Пресвятой Богородицы – 25 марта; Юрьев день весенний – 23 апреля; Николин день весенний – 9 мая; Ильин день – 20 июля; Преображение Господне – 6 августа; Успение Пресвятой Богородицы (Госпожин день) – 15 августа; Семенов день "летоначатца", или "летопроводца", – 1 сентября; Рождество Пресвятой Богородицы – 8 сентября; Введение во храм Пресвятой Богородицы – 21 ноября; Юрьев день осенний – 26 ноября; Николин день осенний – 6 декабря; РХ – 25 декабря и другие. Все даты здесь приведены по Юлианскому календарю.
Встречаются в источниках и указания на определенные посты ("говейно", "говение"), например Успенский пост (с 1 по 15 августа); Филиппов, или Рождественский, пост (с 15 ноября по 25 декабря). Что касается подвижных праздников, то все они зависят от Пасхи, отделяясь от нее определенными постоянными сроками (до Пасхи или после нее). Например, Вознесение Господне – четверг, через 39 дней после Пасхи; Вербное воскресенье – за 7 дней до Пасхи; Фомино воскресенье – через 7 дней после Пасхи; вход Господен в Иерусалим - за 7 дней до Пасхи.
Подвижность самой Пасхи объясняется тем, что она рассчитывается по лунному календарю. Все вопросы, связанные с ее определением, называются Пасхалией. Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, каким считается полнолуние в пределах от 21 марта до 18 апреля. Соответственно первые воскресенья после полнолуния могут приходиться на период от 22 марта до 25 апреля по старому стилю, который получил название "Пасхального предела".
Для определения дня Пасхи пользуются специальными таблицами "обращения великого индиктиона". Великим индиктионом называется порядковый номер года в пределах 532-летнего периода. Передвижение дня Пасхи по числам календаря в определенном порядке повторяется каждые 532 года, так как 28 (солнечный цикл) при умножении на 19 (лунный, Метонов цикл) дает 532. счет ведется от сотворения мира. Календарный стиль при вычислении дня Пасхи не играет, так как она бывает только в марте или апреле, т. е. при установлении соответствия даты январскому году от РХ в любом случае из даты сотворения мира следует вычитать 5508.
Для определения дня Пасхи используют формулу немецкого математика К.-Ф. Гаусса. Она была выведена им на рубеже 18 и 19 вв. для определения Пасхи по Григорианскому календарю, так как католическая западная церковь именно по нему празднует Пасху. Но с определенными поправками она пригодна и для определения дня православной Пасхи. Доказана эта формула была только в 1870 г. другим немецким ученым, профессором Базельского университета Германом Кинкелином.
Для определения Пасхи по этой формуле необходимо найти значение нескольких величин, обозначаемых латинскими буквами – a, b, c, d, e:
a равно остатку от деления цифрового обозначения данного года на 19;
b равно остатку от деления той же цифры на 4;
c равно остатку от деления той же цифры на 7;
d равно остатку от деления выражения (19a+15) на 30;
e равно остатку от деления выражения (2a+4c+6d+6) на 7.
В случае, когда (d+e) будет меньше 9, Пасха придется на март, больше 9 – на апрель. В первом случае, прибавив к сумме (d+e) 22, получим искомую дату. 22 прибавляется и тогда, когда (d+e) равно 0. Во втором случае искомую дату получим, вычитая из суммы (d+e) цифру 9.
Формула Гаусса рассчитана для определения дня Пасхи по датам эры от РХ.
Вопрос 22. Методика датировки по указаниям на день недели
Очень часто в источнике детально обозначается не только год, месяц и число, когда произошло интересующее нас событие, но имеется ссылка также и на день недели. И вот эта дополнительная ссылка в ряде случаев помогает проверить дату. Если, мы сумеем установить, что в данном году приведенный в источнике день недели не мог совпасть с указанным в нем числом месяца, то мы тем самым поставим под сомнение правильность всей даты. Если в дате имеется несоответствие между годом и индиктом, проверка, (произведенная при помощи оказавшегося в источнике названия дня недели, даёт возможность также уточнить год, на который падает событие. Наконец, благодаря указанию на день недели, мы оказываемся а состоянии установить календарный стиль (мартовский или сентябрьский) года от "сотворения мира". Ведь по мартовскому счёту числа ряда месяцев даты византийской эры (придутся не на те дни недели, на которые упадут соответственные числа сентябрьского стиля. А выяснение календарной системы важно, как мы знаем, для перевода дат византийского летосчисления на нашу эру.