Актуализация знаний и умений, приобретённых на предыдущем уроке.
· Ребята, вспомните, пожалуйста, что было вчера в центре изучения на уроке литературного чтения. (Учебник «Литературное чтение. 1 класс» в 2 частях, пособие «Рабочая тетрадь».)
· А что такое учебная задача урока?
· Может быть, кто-то помнит, какую учебную задачу урока мы выполняли на предыдущем уроке литературного чтения? (Формулировку учебной задачи можно зафиксировать на слайде или плакате, который следует повесить на доску.)
· Вспомните, каких результатов достиг каждый из вас к концу урока, поделитесь своими достижениями. Может быть, кому-то из вас удалось проявить себя как-то особенно в каком-либо виде деятельности?
· Молодцы! (Учитель хвалит тех, кто достиг наибольших результатов, подбадривает тех, у кого не всё получилось, выражает надежду на то, что со временем у всех всё получится.)
· Подумайте, зачем нам в начале каждого урока необходимо формулировать учебную задачу. (Чтобы знать, каких результатов достичь к окончанию урока, чтобы наша деятельность была целенаправленной и последовательной.)
· Молодцы! А теперь назовите, какие рубрики представлены в каждом разделе учебника.
· Найдите в разделе «Жили-были буквы» рубрику «Твоя библиотека» («Разноцветные страницы», «Из старинных книг», «Как хорошо уметь читать»), разверните эту страницу и покажите, я пройду и посмотрю. (Можно предложить детям поднять учебники с открытым разворотом вверх, но при этом надо напомнить, что к учебнику надо относиться очень бережно.)
· Молодцы! Вы быстро нашли рубрики. А что ещё мы забыли показать? (Шмуцтитул и «Словарь».) Найдите и покажите.
· А теперь, ребята, давайте вспомним, как у школьника должно проявляться бережное отношение к учебнику, «Рабочей тетради». Назовите правила обращения с книгой.
· Покажите друг другу, как вы подобрали обложку к книге, есть ли у вас закладка, как вы перелистываете страницы. Оцените работу соседа по парте с помощью фишки. (Учитель объясняет, как это сделать и что обозначает каждая фишка.)
Этап целеполагания.
· Сегодня, ребята, нам предстоит пойти ещё дальше. Мы будем не только продолжать знакомиться с учебником «Литературное чтение» и «Рабочей тетрадью» к нему, а будем учиться понимать, что такое цель целого раздела учебника, обсуждать учебную задачу сегодняшнего урока, формулировать её, познакомимся с рубрикой «Твоя библиотека», с увлекательным произведением В. Данько «Загадочные буквы», будем учиться читать это произведение разными способами, обсуждать в парах последовательность выполнения заданий, данных в учебнике, и даже будем пробовать сочинять небольшие стихи о буквах. (Когда учитель произносит эти слова, на доске или на слайде презентации должны появляться соответствующие иллюстрации: изображение шмуцтитула, рубрики «Твоя библиотека», страничка с текстом В. Данько, страничка с вопросами к тексту. Всё это необходимо для того, чтобы школьники имели наглядную опору в процессе целеполагания. Учитель таким образом предлагает образец формулировки разнообразных задач урока. После озвучивания задач урока и показа иллюстраций можно предложить детям рассказать, как они понимают каждую из задач и какой результат в конце урока они должны получить, выполнив хотя бы одну из задач.)
· Вот как много нам предстоит освоить сегодня на уроке. Но вначале откроем с. 3 учебника. Прочитайте ещё раз название раздела, который нам предстоит изучать.
· Как вы думаете, чему может быть посвящён раздел с таким названием, почему буквы «жили-были…», какие произведения должны быть включены в этот раздел, о чём нам они расскажут.
· А теперь, ребята, очень трудное задание. Прочитайте записи, данные на этой же странице. Как вы думаете, что бы это могло быть? (Дети высказывают свои предположения.)
· Ребята, авторы учебника позаботились о том, чтобы работа по этому учебнику была грамотно организована. Для этого они сформулировали цели изучения целого раздела. Зачем, по вашему мнению, авторы сформулировали цели для нас? (Такой вопрос уже был задан школьникам ранее, теперь они повторяют ответ.)
· Прочитайте, с чем мы познакомимся при изучении данного раздела. Как вы понимаете слова «поразмышляем о том, кто и как может «оживить» буквы»?
· Теперь давайте обсудим, чему мы научимся в ходе изучения раздела «Жили-были буквы». Как вы понимаете эту цель? Объясните.
· Чему ещё мы будем учиться? Что, по-вашему, значит «понимать смысл прочитанного»?
· Обратите внимание на призыв авторов учебника, размещённый внизу страницы. Как вы понимаете эти слова?
· Итак, мы постарались объяснить с вами основные цели изучения раздела. Это поможет нам контролировать себя на любом этапе, проверять, правильно ли мы всё делаем. Теперь мы можем приступить к изучению материала урока.