Соотношение с окружающей действительностью
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и Дизайна»
Высшая школа печати и медиатехнологий
Институт: Высшая школа печати и медиатехнологий
Факультет: Издательского дела, журналистики и рекламы
Кафедра:Книгоиздания и книжной торговли (КИ и КТ)
Направление:Издательское дело
Форма обучения:очная
Реферат
Дисциплина: Психология и социология чтения
Тема: Выявление причин интереса у молодежи
К фанфикшену
Выполнила: Сушонкова Екатерина Викторовна
Студент группы _1-ГИДА-5___ __________ Сушонкова Е.В. _________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Руководитель:
___доцент___________ __________ Морозова М.С. _________________
(уч.степень, звание) (подпись) (Ф.И.О.)
Дата защиты работы ____________
Оценка _________________________
Санкт-Петербург
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1. Что такое фанфикшен?...................................................................... 5
2. История фанфикшена……………………………………………… 6
3. Особенности…………………………………………………………. 7
3. 1. Жанровые особенности…………………………………………… 7
3.2 Соотношение с окружающей действительностью…………….. 8
3.3 Построение модели текста………………………………………..8
3.4 Феномен «Мэри Сью»……………………………………………..9
4. Автор и читатель…………………………………………………10
5. Фикрайтеры и профессиональные писатели………………...11
Заключение……………………………………………………………….12
Приложение……………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………16
Введение
В современном литературном интернете уже на протяжении нескольких лет существует значительная масса текстов, относящихся к непрофессиональной литературе – фанфики.
Фанфик является неотъемлемой частью субкультуры «фанатство», как само «фанатство» является частью всей массовой культуры вообще. Что называется «фанатством»? Это приверженность к какому - либо продукту масскультуры: к сериалу, фильму, книге, музыкальному исполнителю или спортивной команде, заставляющая принимать какие – либо действия ввиду тяги к явлению масскультуры.
Фанатство – это вариант взаимодействия с продуктами культуры. Все события, происходящие на экране, на страницах книги или в жизни кумира фанат может сделать более близкими и приемлемыми для себя, он даже может думать, что его версия правдивее.
Фанфик – это продукт такого взаимодействия. В нем можно изложить свои переживания и мысли по поводу происходящего в твоем фэндоме. Фэндом – это неформальное субкультурное сообщество, участники которого объединены единым интересом.
Тема моего реферата является актуальной, так как большая часть фанатов – это молодежь. А количество, так называемых фикридеров и фикрайтеров, растет с каждым годом, как за границей, так и у нас в России. Так на русскоязычном сайте «Книга фанфиков» за семь лет существования( с 2009) опубликовано около 1 млн. 900 тыс. работ по разным фэндомам.
Рисунок 1. Сайт «Книга фанфиков»
А на англоязычном сайте «Archive of our own» (Наш архив) за те же семь лет опубликовано около 2 млн. 300 тыс. работ.
Рисунок 2. Сайт «Archive of our own» (Наш архив)
Таким образом, предметом моего исследования является интерес молодежи к чтению фанфиков.
Объектами являются сам этот жанр сетевой литературы, его особенности, оригинальность и сам читатель
Цель моей работы – выявить критерии популярности к фанфикшену у молодежи.
1. Что такое фанфикшен?
Сегодня под фанфиком понимают рассказ, написанный непрофессиональным писателем по мотивам стороннего произведения (фильма, книги, сериала и т.д.). Как правило, автор использует образы и персонажей, заявленных в оригинале, но помещает их в другие ситуации. Иногда может воспроизводиться только мир, обстановка, в которой происходит действие, но персонажи могут быть полностью авторскими. Вторичная литература плотно смыкается с кинематографическими и литературными жанрами. Четкой грани между этими жанрами нет. Автор практически никогда не преследует коммерческих целей и в качестве читательской аудитории представляет себе главным образом других представителей той же субкультуры. Название – «фанфикшен», от английского «fan’s fiction» то есть «литература фанатов», «фанатская литература».
Фанфик – такой жанр литературы, где не нужно придумывать свой мир, наоборот нужно придерживаться именно тех мыслей, что изложил уже автор книги или сценария сериала/фильма.
В фанфике можно дописать сюжет истории или написать предысторию, таким образом можно представить себе то, что так хотелось узнать. Так на сайте «Книга фанфиков» недавно появился новый жанр «пропущенная сцена», как раз для таких случаев.
Подходы, используемые авторами фанфика, более или менее четко распределяются по трем категориям: детализация, заполнение пробелов и альтернативное развитие. Автор может стремиться изобразить в подробностях заинтересовавший его, но нечетко прописанный поворот сюжета.
2. История «фанфикшена»
История же этого своеобразного жанра довольно большая.
Первым фанфиком условно может считаться произведение Роберта Генрисона «Завещание Крессиды». В его основе лежала поэма Джеффри Чосера «Троил и Крессида». Целью Генрисона было заполнение сюжетных брешей в оригинальном произведении – подобные мотивы бывают у многих авторов фанфикшена.
Немало сиквелов, которые также можно считать фанфиками, вызвала новелла Сэмюэля Ричардсона «Памела, или награждённая добродетель». Написанные сторонними авторами произведения дополняли историю Памелы.
Не меньше копий и пересказов вызвали и такие монументальные и важные для мировой литературы произведения, как «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла и рассказы о Шерлоке Холмсе, опубликованные Артуром Конаном Дойлем.
Сегодня существует такой жанр, как РПС. То есть истории, рассказывающие о реальных людях. Но в отличие от биографий, эти рассказы не преследуют целью биографическую точность. Напротив, все происходящие в них события – исключительно фантазия автора.
Однако мало кто знает, что первые истории РПС появились еще в начале XIX века. Именно тогда сестры Бронте писали свои ранние произведения, рассказывающие о реально существующих людях – герцоге Веллингтоне, Артура Уэллсли, и двух его сыновьях.
Современное понятие фанфикшена сформировалось благодаря одному из старейших фандомов мира – сериалу «Звездный путь», который стал настоящим прорывом в жанре научной фантастки и источником вдохновения для многих писателей и режиссеров.
Фанаты же практически сразу начали выпускать собственные журналы – фэнзины, - в которых помимо информации о сериале и актерах содержались и произведения самих фанатов.
Научно-фантастический журнал «Spockanalia» (по имени одного из главных героев – Spock), вышедший в 1967-м году, содержал первый известный на сегодня фанфик. После этого многие фанаты обратились к подобной форме художественного творчества.
Особенности
Жанровые особенности
С точки зрения литературных жанров, в фанфикшене существуют четыре жанра: рассказ, повесть, роман и поэма. Первые три соотносятся с общепринятым обозначением размера фанфика: мини, миди и макси, хотя и с определенной долей условности. Кроме того, можно с уверенностью утверждать, что в фанфикшене представлены все жанры массовой литературы. Любовный роман разных степеней откровенности или рейтингов наиболее популярен. Рейтинг фанфика — неформальная система определений, принятая авторами фанфиков для того, чтобы дать читателю предварительное представление о том, чего ожидать, а также о том, насколько содержание фанфика пригодно для определенных возрастных групп. Рейтинги основаны на шкале американской киноассоциации. Система рейтингов и критерии их использования в разных сообществах могут несколько отличаться. Обычно используется следующая шкала (по возрастающей):
G (General) — фанфики, которые можно читать кому угодно.
PG (Parental Guidance) — можно читать с родительского разрешения детям до двенадцати лет.
PG-13 — могут читать с родительского разрешения дети старше тринадцати лет.
R (Restricted) — фанфики, в которых присутствуют секс и насилие, нецензурная лексика.
NC-17 (No Children) — нельзя читать детям. Графическое описание секса и/или насилия.
Иногда встречаются обозначения PG-15 или NC-21 — они выпадают из принятого списка, значения по аналогии с PG-13 или NC-17, соответственно.
Наличие фантастики и фэнтези напрямую обусловлено тем, что большая часть произведений, по мотивам которых написаны фанфики, принадлежат именно к этому жанру, то же относится и к историческому роману, в том случае, если действие исходного произведения происходит не в настоящее время. Детективы встречаются реже, но тоже присутствуют в достаточном количестве, причем по мотивам произведений любых жанров. Также довольно распространены приключенческие романы. Триллеры встречаются редко, но, тем не менее, есть и они. Часто одно произведение является гибридом нескольких жанров, что и в обычной массовой литературе встречается довольно часто. Еще один распространенный жанр – пародия, и он тоже часто смешивается со всеми остальными.
Однако надо заметить, что фанфикшен не использует классические названия литературных жанров, он изобрел свои собственные, которые сложно назвать жанрами с точки зрения теории литературы.
Например жанр «ангст» соотвествует жанрам «драма», но все таки выделен как «сильные переживания, физические и духовные страдания, присутствие депрессивных мотивов и драматических событий».
А жанр «флафф» схож с жанром «романтика», но выделен как «теплые отношения между персонажами, позитив, сантименты и общая жизнерадостная атмосфера».
Соотношение с окружающей действительностью
Одна из художественных особенностей фанфикшена заключается в том, что подавляющее большинство героев обладают менталитетом современного человека, вне зависимости от того, в каком времени и в каких условиях они живут. Разумеется, это происходит от недостаточного писательского мастерства или непонимания автором культурных различий между собой и персонажами. Часть авторов предпринимает попытки наделить своих персонажей специфическими чертами какой-либо культуры, так, как сами авторы эту культуру представляют. К сожалению, в большинстве случаев эти попытки проваливаются из-за недостаточных знаний автора или недостаточного литературного мастерства.
Модели построения текста
У жанра «фанфикшен» есть ряд специфических приемов построения текста:
· «кроссовер» Это история, которая представляет собой своего рода «перекресток», на котором встречаются два или несколько произведений Известно два приема кроссовера:
1) персонажи одного произведения попадают в другой мир;
2) в произведении действуют персонажи из двух или более различных книг.
· «альтернативная вселенная» и определяется следующим образом: история, создающая параллельный сюжет, иначе говоря, свою вселенную, живущую по своим, внутренним законам, которых не существуют ни в реальном мире, ни в первоисточнике. Как правило, в таких фанфиках неизменным остаются только персонажи основного произведения, а все остальное - и мир вокруг них, и сюжетные перипетии, - принадлежит перу автору фанфика. Другой вариант – автор фанфика изменяет одну из важных составляющих исходного произведения, из-за чего сильно меняются дальнейшие события.
· POV, (сокращение от английского «рoint of view» - точка зрения) - рассказ от первого лица, дающий возможность по-другому взглянуть на события исходного произведения.
3.4. Феномен «Мэри Сью»
Жанр «Мэри Сью» объясняется, прежде всего, психологическими причинами. Не имея возможности реализовать свои мечты в жизни, автор стремиться сделать это хотя бы в форме литературного произведения. С литературной точки зрения это явление исключительно отрицательное, потому что желание осуществить собственные мечты обычно важнее для автора, чем сюжет, образы других персонажей и все остальное. Кроме того, осуществляя в произведении свои мечты, автор не оставляет там места для читателя. В то же время для самого автора такое произведение может быть полезно. Описывая собственное идеальное «я», он может лучше осознать, к чему именно он стремится и каким хочет себя видеть.
Этот термин произошел от ранних фанфиков по сериалу Star Trek. В 1973 году фикрайтер “Звездного пути” Паула Смит пишет пародию на некоторых собратьев по перу. В этой пародии фигурирует персонаж, не присутствующий в каноне, — роскошная голубоглазая блондинка по имени Мэри-Сью.
Автор и читатель
Размытость границы между автором произведения и его читателем – еще одна особенность фанфикшена. Причем размывание этой границы происходит сразу в двух местах: с одной стороны, фанат, пишущий фанфик, становится соавтором для автора исходного произведения, а с другой – читатели фанфика нередко принимают активное участие в его создании. Поскольку в настоящее время фанфикшен – один из видов сетевой литературы, то возможности для обратной связи существуют самые широкие. На всех сайтах, где публикуются фанфики, есть возможность оставить отзыв или написать автору по электронной почте. Поскольку довольно часто фанфик выкладывается в Интернет еще в процессе написания, читатели начинают активно давать советы по поводу дальнейшего развития событий, предлагать свои варианты, а также указывать на то, что с их точки зрения является недостатком или ошибкой. Хотя посоветовать что-то исправить могут и в том случае, если фанфик уже закончен.
Кроме того, в фэндоме существует специальный аппарат редактуры. Автор фанфика находит себе редактора и корректора в одном лице из числа фанатов (такой человек носит название «бета», то есть второй после автора), который вычитывает и правит его произведение. В задачи «беты» входит, прежде всего, исправление орфографический и стилистических ошибок, но во многих случаях это просто первый и доверенный читатель (или группа читателей), который оценивает фанфик, указывает на его недостатки и помогает их исправить. Разумеется, наличие «беты» не является обязательным, однако на многих сайтах настоятельно рекомендуют найти себе редактора и не вывешивать неправленый текст.