Перечень учебно-методического обеспечения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
§ воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
§ развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
§ освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
§ овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Вторая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с второй группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. фактов биографий. Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.
Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в в конце учебного года.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 7 классе.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Место предмета в Федеральном базисном учебном плане.Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 7 классе (из расчета 2 учебных часа в неделю).
Учебно-тематический план
№ п.п. | Наименование разделов | Всего часов | На развитие речи в том числе |
1. | Введение | ||
2. | Фольклор | ||
| Древнерусская литература | ||
| Русская литература 18 в. | ||
| Русская литература 19 – начала 20 века | ||
| Русская литература 20 в. | ||
| Зарубежная литература | ||
8. | Итоговый урок | ||
ИТОГО: |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Наименования разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Ожидаемый результат |
1. | Введение (1). Литература как искусство слова | 4.09 | Знать образную природу словесного искусства | |
2. | Фольклор (4) Былины. Понятие о былине. Исторические и художественные особенности былин | 6.09 | Знать своеобразие былин | |
3. | Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда героя- труженика. Микула Селянинович- эпический герой | 11.09 | Знать содержание былины | |
4. | Внеклассное чтение. Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» | 13.09 | Художественные особенности былин знать | |
5. | Р.Р. Пословицы и поговорки. Творческая работа «От пословицы не уйти» | 18.09 | Знать жанровые признаки пословиц и поговорок | |
6. | Древнерусская литература (5) Особенности древнерусской литературы. «Повесть временных лет» | 20.09 | Знать особенности летописного жанра | |
7. | «Поучение Владимира Мономаха». Творческая работа в форме «Поучения». Р.Р, | 25.09 | Знать и уметь составлять «Поучения» | |
8. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 27.09 | Знать содержание повести | |
9. | Идейно- художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских» | 2.10 | Уметь находить художественные особенности | |
10. | Обобщение изученного о древнерусской литературе. Зачет | 4.10 | Применять зученные знания | |
11. | Литература 18 века (3 М.В. Ломоносов. Краткий биографический очерк. Роль М.В. Ломоносова в развитии русской литературы | 9.10 | Знать жизнь и деятельность Ломоносова | |
12. | «К статуе Петра» . «Ода на день восшествия …» | 11.10 | Уметь анализировать стихотворный текст | |
13. | Г.Р. Державин. Краткий обзор жизненного и творческого пути. Стихотворения Г.Р. Державина. Анализ стихотворений «Признание», «На птичку» | 16.10 | Знать жизнь и деятельность Державина | |
14. | Литература 19 века (36) А. С. Пушкин. Причины обращения к истории. Поэма «Полтава». Особенности жанра поэмы. | 18.10 | Знать содержание поэмы | |
15. | Образ Петра Великого в поэме | 23.10 | Уметь анализировать текст | |
16. | Поэма «Медный всадник». Творческая история создания поэмы. Петербургская повесть. Своеобразие жанра, композиция, конфликт | 25.10 | Знать роль Петра Великого | |
17. | «Песнь о вещем Олеге». Черты истории и славянской древности. Р.Р, | 30.10 | Уметь анализировать поэтический текст | |
18. | Трагедия «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) | 1.11 | Знать особенности драматического произведения | |
19. | М.Ю. Лермонтов. Биографический очерк. Стихотворения «Молитва» , «Когда волнуется желтеющая нива…» | 13.11 | Уметь читать стихотворное произведение | |
20. | «Песня про царя Ивана Васильевича…»- поэма об историческом прошлом народа. Сюжет, композиция. Главные герои поэмы. Анализ эпизода «Кулачный бой на Москве- реке» | 15.11 | Знать содержание поэмы | |
21. | Идейный смысл поэмы. «Песня про царя Ивана Васильевича…»- эпическая поэма | 20.11 | Уметь находить художественные особенности | |
22. | Н.В.Гоголь.Биографический очерк. Повесть «Тарас Бульба». История создания повести. Эпоха и герои | 22.11 | Знать содержание повести | |
23. | Тарас Бульба и его сыновья. Товарищество и братство в повести | 27.11 | Уметь владеть различными видами пересказа | |
24. | Образ Запорожской Сечи | 29.11 | Понимать значение Запорожской Сечи для героев | |
25. | Осада польского города Дубно. Трагедия Тараса Бульбы | 4.12 | Уметь анализировать текст | |
26. | Художественные особенности в повести. | 6.12 | Уметь находить художественные особенности в тексте | |
27. | Р.Р Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», | 11.12 | Уметь составлять план и анализировать текст | |
28. | И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Рассказ «Бирюк» | 13.12 | Знать биографию Тургенева | |
29. | Мастерство в изображении жизни народа. Роль пейзажа в рассказе «Бирюк». Понятие о конфликте в художественном произведении | 18.12 | Знать содержание рассказа | |
30. | Стихотворения в прозе. Особенности жанра. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» | 20.12 | Знать особенности жанра | |
31. | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. | 25.12 | Знать биографию поэта | |
32. | Историческая основа поэмы «Русские женщины». Сюжет, композиция, герои поэмы | 27.12 | Знать историю создания поэмы | |
33. | Тема подвига русских женщин | 10.01 | Знать историю восстания декабристов | |
34. | Стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…», «В больнице» | 15.01 | Уметь читать стихи | |
35. | Стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…» | 17.01 | Знать историю создания стихотворения | |
36. | М.Е. Салтыков- Щедрин. Образ писателя. М.Е. Салтыков- Щедрин и его сказки | 22.01 | Знать жизнь и творчество писателя | |
37. | Сатирическая сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 23.01 | Знать содержание сказки | |
38. | Герои «Повести». Художественные особенности повести | 29.01 | Уметь составлять рассуждение о сильных и слабых сторонах народного характера | |
39. | Внеклассное чтение. Сказка М.Е. Салтыкова- Щедрина «Дикий помещик». Обличение социальных пороков в сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина «Дикий помещик» | 31.01 | Знать содержание сказки | |
40. | Сатира и гротеск в сказках Салтыкова- Щедрина | 5.02 | Уметь находить сатирические моменты в сказке | |
41. | Обобщение изученного по сказкам М.Е. Салтыкова- Щедрина в форме деловой игры | 7.02 | Уметь рассуждать о сатирическом значении сказок | |
42. | Л.Н. Толстой.Детство писателя в Ясной Поляне. Повесть «Детство»- первое произведение писателя | 12.02 | Знать биографию Л.Н.Толстого | |
43. | Глава «Классы». Детство как открытие мира. Драматическое познание противоречий жизни ребёнком | 14.02 | Знать содержание и уметь анализировать текст | |
44. | Глава «Наталья Савишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя | 19.02 | Уметь анализировать текст | |
45. | А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Картина нравов в рассказе | 21.02 | Знать содержание рассказа | |
46. | Смысл названия рассказа «Хамелеон». Осмеяние трусости и угодничества | 26.02 | Понимать смысл названия | |
47. | Средства юмористической характеристики в рассказе «Хамелеон» | 28.02 | Уметь анализировать текст | |
48. | Рассказ «Злоумышленник». Авторская позиция в рассказе. Юмор | 5.03 | Знат сюжет и образную систему рассказа | |
49. | Внеклассное чтение. Рассказы А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» | 7.03 | Знать содержание рассказов | |
50. | И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры» | 12.03 | Уметь выделять смысловые части рассказа | |
51. | Рассказ «Лапти» | 14.03 | Знать содержание рассказа | |
52. | Стихотворения В.А. Жуковского, А.К. Толстого, И.А. Бунина. Особенности лирического рода поэзии | 19.03 | Уметь анализировать поэтический текст | |
53. | Русская литература 20 века (12) М. Горький. Понятие о художественной автобиографии. Повесть «Детство». Её автобиографический характер. Глава 1. «Свинцовые мерзости» жизни, изображённые в повести. Дед Каширин и его сыновья. Зависть и злоба- основы вражды | 21.03 | Знать содержание повести | |
54. | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Бабушка, цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа | 2.04 | Уметь владеть различными видами пересказа | |
55. | Рассказ «Старуха Изергиль»: легенда о Данко | 4.04 | Понимать смысл легенды | |
56. | Внеклассное чтение. А. Грин. Рассказ- феерия «Алые паруса». Конфликт между обыденностью и мечтой в «Алых парусах» | 9.04 | Уметь верить в мечту | |
57. | Л. Андреев. Рассказ «Кусака». Авторское отношение к событиям | 11.04 | Уметь определять нравственную проблематику рассказа | |
58. | А. Платонов. Рассказ «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости. Рассказ «Неизвестный цветок» | 16.04 | Знать содержание рассказов | |
59. | Ф. Абрамов. Рассказ «О чём плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа. | 18.04 | Понимать тему и идею рассказа | |
60. | В. Маяковский. Ранние стихотворения как отражение души поэта. Стихотворения «Послушайте», «Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко больше», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 23.04 | Уметь анализировать поэтический текст | |
61. | А. Т. Твардовский. Пейзажная лирика. Анализ лирического стихотворения. «Братья» | 25.04 | Уметь выразительность языка поэта | |
62. | Ю.В. Казаков. Рассказ «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности. Взросление героев | 30.04 | Знать и понимать содержание рассказа, его тему и идею | |
63. | Е.И. Носов. Рассказ «Кукла». Рассказ «Живое пламя». Д.С. Лихачёв. Главы из книги «Земля родная» | 7.05 | Уметь анализировать художественный текст | |
64. | Внеклассное чтение. Стихотворения о родной природе поэтов XX века. Стихи В. Брюсова, Ф.Сологуба, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова | 14.05 | Уметь слышать и понимать лирического героя | |
65. | Зарубежная литература (6) Р. Бёрнс. Стихотворение «Честная бедность». Д.Г. Байрон. Стихотворение «Ты кончил жизни путь…». Японские трёхстишия (хокку) | 21.05 | Знать основные этапы жизни и творчества поэтов | |
66. | Внеклассное чтение. Джеймс Олдридж. Повесть «Последний дюйм» | 23.05 | Уметь анализировать поступки героев | |
67. | О. Генри. Рассказ «Дары волхвов» | 28.05 | Понимать содержание рассказа | |
68. | Рекомендации по летнему чтению | 30.05 | Подведение итогов работы за год | |
ИТОГО: 68 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Ø Программы под редакцией В.Я.Коровиной «Коровина, Полухина, Журавлев: Литература: программы 5-11 класса (базовый уровень) 10-11 класса (профильный уровень). - М.: Просвещение, 2010»
Ø Учебно-методический комплект учащихся:
· Основной учебник:
ü В.Я. Коровина . Литература: 7 кл.: Учеб.– М.: Просвещение, 2009.
· Дополнительные пособия:
ü В.П.Полухина.Читаем, думаем, спорим…: 7 кл. – М.: Просвещение, 2009.
Ø Учебно-методический комплект учителя:
· Методические рекомендации к учебнику:
ü И.В. Золотарёай . Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2009.