Перечень учебно-методического обеспечения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

§ воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

§ развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

§ освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

§ овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Вторая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с второй группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. фактов биографий. Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – художественное произведение и автор, характеры героев.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в в конце учебного года.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 7 классе.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Место предмета в Федеральном базисном учебном плане.Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часа для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 7 классе (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Учебно-тематический план

№ п.п. Наименование разделов Всего часов На развитие речи в том числе
1. Введение  
2. Фольклор
Древнерусская литература
Русская литература 18 в.  
Русская литература 19 – начала 20 века
Русская литература 20 в.
Зарубежная литература  
8. Итоговый урок
ИТОГО:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ урока Наименования разделов и тем Плановые сроки прохождения   Фактические сроки прохождения   Ожидаемый результат
1. Введение (1). Литература как искусство слова 4.09   Знать образную природу словесного искусства
2. Фольклор (4) Былины. Понятие о былине. Исторические и художественные особенности былин 6.09   Знать своеобразие былин
3. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда героя- труженика. Микула Селянинович- эпический герой 11.09   Знать содержание былины
4. Внеклассное чтение. Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» 13.09   Художественные особенности былин знать
5. Р.Р. Пословицы и поговорки. Творческая работа «От пословицы не уйти» 18.09   Знать жанровые признаки пословиц и поговорок
6. Древнерусская литература (5) Особенности древнерусской литературы. «Повесть временных лет» 20.09   Знать особенности летописного жанра
7. «Поучение Владимира Мономаха». Творческая работа в форме «Поучения». Р.Р, 25.09   Знать и уметь составлять «Поучения»
8. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» 27.09   Знать содержание повести
9. Идейно- художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских» 2.10   Уметь находить художественные особенности
10. Обобщение изученного о древнерусской литературе. Зачет 4.10   Применять зученные знания
11. Литература 18 века (3 М.В. Ломоносов. Краткий биографический очерк. Роль М.В. Ломоносова в развитии русской литературы 9.10   Знать жизнь и деятельность Ломоносова
12. «К статуе Петра» . «Ода на день восшествия …» 11.10   Уметь анализировать стихотворный текст
13. Г.Р. Державин. Краткий обзор жизненного и творческого пути. Стихотворения Г.Р. Державина. Анализ стихотворений «Признание», «На птичку» 16.10   Знать жизнь и деятельность Державина
14. Литература 19 века (36) А. С. Пушкин. Причины обращения к истории. Поэма «Полтава». Особенности жанра поэмы. 18.10   Знать содержание поэмы
15. Образ Петра Великого в поэме 23.10   Уметь анализировать текст
16. Поэма «Медный всадник». Творческая история создания поэмы. Петербургская повесть. Своеобразие жанра, композиция, конфликт 25.10   Знать роль Петра Великого
17. «Песнь о вещем Олеге». Черты истории и славянской древности. Р.Р, 30.10   Уметь анализировать поэтический текст
18. Трагедия «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) 1.11   Знать особенности драматического произведения
19. М.Ю. Лермонтов. Биографический очерк. Стихотворения «Молитва» , «Когда волнуется желтеющая нива…» 13.11   Уметь читать стихотворное произведение
20. «Песня про царя Ивана Васильевича…»- поэма об историческом прошлом народа. Сюжет, композиция. Главные герои поэмы. Анализ эпизода «Кулачный бой на Москве- реке» 15.11   Знать содержание поэмы
21. Идейный смысл поэмы. «Песня про царя Ивана Васильевича…»- эпическая поэма 20.11   Уметь находить художественные особенности
22. Н.В.Гоголь.Биографический очерк. Повесть «Тарас Бульба». История создания повести. Эпоха и герои 22.11   Знать содержание повести
23. Тарас Бульба и его сыновья. Товарищество и братство в повести 27.11   Уметь владеть различными видами пересказа
24. Образ Запорожской Сечи 29.11   Понимать значение Запорожской Сечи для героев
25. Осада польского города Дубно. Трагедия Тараса Бульбы 4.12   Уметь анализировать текст
26. Художественные особенности в повести. 6.12   Уметь находить художественные особенности в тексте
27. Р.Р Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», 11.12   Уметь составлять план и анализировать текст
28. И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Рассказ «Бирюк» 13.12   Знать биографию Тургенева
29. Мастерство в изображении жизни народа. Роль пейзажа в рассказе «Бирюк». Понятие о конфликте в художественном произведении 18.12   Знать содержание рассказа
30. Стихотворения в прозе. Особенности жанра. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» 20.12   Знать особенности жанра
31. Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. 25.12   Знать биографию поэта
32. Историческая основа поэмы «Русские женщины». Сюжет, композиция, герои поэмы 27.12   Знать историю создания поэмы
33. Тема подвига русских женщин 10.01   Знать историю восстания декабристов
34. Стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…», «В больнице» 15.01   Уметь читать стихи
35. Стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…» 17.01   Знать историю создания стихотворения
36. М.Е. Салтыков- Щедрин. Образ писателя. М.Е. Салтыков- Щедрин и его сказки 22.01   Знать жизнь и творчество писателя
37. Сатирическая сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 23.01   Знать содержание сказки
38. Герои «Повести». Художественные особенности повести 29.01   Уметь составлять рассуждение о сильных и слабых сторонах народного характера
39. Внеклассное чтение. Сказка М.Е. Салтыкова- Щедрина «Дикий помещик». Обличение социальных пороков в сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина «Дикий помещик» 31.01   Знать содержание сказки
40. Сатира и гротеск в сказках Салтыкова- Щедрина 5.02   Уметь находить сатирические моменты в сказке
41. Обобщение изученного по сказкам М.Е. Салтыкова- Щедрина в форме деловой игры 7.02   Уметь рассуждать о сатирическом значении сказок
42. Л.Н. Толстой.Детство писателя в Ясной Поляне. Повесть «Детство»- первое произведение писателя 12.02   Знать биографию Л.Н.Толстого
43. Глава «Классы». Детство как открытие мира. Драматическое познание противоречий жизни ребёнком 14.02   Знать содержание и уметь анализировать текст
44. Глава «Наталья Савишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя 19.02   Уметь анализировать текст
45. А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». Картина нравов в рассказе 21.02   Знать содержание рассказа
46. Смысл названия рассказа «Хамелеон». Осмеяние трусости и угодничества 26.02   Понимать смысл названия
47. Средства юмористической характеристики в рассказе «Хамелеон» 28.02   Уметь анализировать текст
48. Рассказ «Злоумышленник». Авторская позиция в рассказе. Юмор 5.03   Знат сюжет и образную систему рассказа
49. Внеклассное чтение. Рассказы А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» 7.03   Знать содержание рассказов
50. И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры» 12.03   Уметь выделять смысловые части рассказа
51. Рассказ «Лапти» 14.03   Знать содержание рассказа
52. Стихотворения В.А. Жуковского, А.К. Толстого, И.А. Бунина. Особенности лирического рода поэзии 19.03   Уметь анализировать поэтический текст
53. Русская литература 20 века (12) М. Горький. Понятие о художественной автобиографии. Повесть «Детство». Её автобиографический характер. Глава 1. «Свинцовые мерзости» жизни, изображённые в повести. Дед Каширин и его сыновья. Зависть и злоба- основы вражды 21.03   Знать содержание повести
54. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Бабушка, цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа 2.04   Уметь владеть различными видами пересказа
55. Рассказ «Старуха Изергиль»: легенда о Данко 4.04   Понимать смысл легенды
56. Внеклассное чтение. А. Грин. Рассказ- феерия «Алые паруса». Конфликт между обыденностью и мечтой в «Алых парусах» 9.04   Уметь верить в мечту
57. Л. Андреев. Рассказ «Кусака». Авторское отношение к событиям 11.04   Уметь определять нравственную проблематику рассказа
58. А. Платонов. Рассказ «Юшка». Осознание необходимости сострадания, милосердия, недопустимости жестокости. Рассказ «Неизвестный цветок» 16.04   Знать содержание рассказов
59. Ф. Абрамов. Рассказ «О чём плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа. 18.04   Понимать тему и идею рассказа
60. В. Маяковский. Ранние стихотворения как отражение души поэта. Стихотворения «Послушайте», «Хорошее отношение к лошадям», «Скрипка и немножко больше», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» 23.04   Уметь анализировать поэтический текст
61. А. Т. Твардовский. Пейзажная лирика. Анализ лирического стихотворения. «Братья» 25.04   Уметь выразительность языка поэта
62. Ю.В. Казаков. Рассказ «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности. Взросление героев 30.04   Знать и понимать содержание рассказа, его тему и идею
63. Е.И. Носов. Рассказ «Кукла». Рассказ «Живое пламя». Д.С. Лихачёв. Главы из книги «Земля родная» 7.05   Уметь анализировать художественный текст
64. Внеклассное чтение. Стихотворения о родной природе поэтов XX века. Стихи В. Брюсова, Ф.Сологуба, Н. Заболоцкого, Н. Рубцова 14.05   Уметь слышать и понимать лирического героя
65. Зарубежная литература (6) Р. Бёрнс. Стихотворение «Честная бедность». Д.Г. Байрон. Стихотворение «Ты кончил жизни путь…». Японские трёхстишия (хокку) 21.05   Знать основные этапы жизни и творчества поэтов
66. Внеклассное чтение. Джеймс Олдридж. Повесть «Последний дюйм» 23.05   Уметь анализировать поступки героев
67. О. Генри. Рассказ «Дары волхвов» 28.05   Понимать содержание рассказа
68. Рекомендации по летнему чтению 30.05   Подведение итогов работы за год
  ИТОГО: 68      

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Ø Программы под редакцией В.Я.Коровиной «Коровина, Полухина, Журавлев: Литература: программы 5-11 класса (базовый уровень) 10-11 класса (профильный уровень). - М.: Просвещение, 2010»

Ø Учебно-методический комплект учащихся:

· Основной учебник:

ü В.Я. Коровина . Литература: 7 кл.: Учеб.– М.: Просвещение, 2009.

· Дополнительные пособия:

ü В.П.Полухина.Читаем, думаем, спорим…: 7 кл. – М.: Просвещение, 2009.

Ø Учебно-методический комплект учителя:

· Методические рекомендации к учебнику:

ü И.В. Золотарёай . Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2009.

Наши рекомендации