V. Закрепление изученного материала. Учащиеся рассказывают о тундре по плану:
Учащиеся рассказывают о тундре по плану:
1. Географическое положение.
2. Климат.
3. Растительный мир.
4. Животный мир.
5. Деятельность человека.
После ответов заполняется пирамида.
Далее учитель предлагает составить 4–5 цепей питания.
1. Растения тундры ® белая куропатка ® песец.
2. Мох-ягель ® северный олень ® волк.
3. Растения тундры ® лемминг ® белая сова.
4. Растения тундры ® лемминг ® песец.
Игра «Растительный и животный мир арктической пустыни и тундры».
Учащиеся показывают с помощью стрелок, в какой природной зоне можно встретить каждое растение и животное.
VI. Итог урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 96 учебника.
Учитель.Работа нашей экспедиции в тундре закончилась. Спасибо всем.
Домашнее задание.
С. 87–97. Ответы на вопросы «Проверь себя» (с. 95); выполнить задание 3 (с. 96).
У р о к 16
ЛЕСА РОССИИ. ТАЙГА. СМЕШАННЫЕ И ШИРОКОЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА
Цели:
1. Сформировать у учащихся представление о лесной зоне.
2. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.
3. Познакомить учащихся с растительным и животным миром зоны лесов.
4. Учить учащихся устанавливать взаимосвязи в природе.
5. Развивать познавательную активность учащихся, умение работать с картой, дополнительной литературой, гербарием.
О б о р у д о в а н и е:карта «Природные зоны России»; гербарий; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира зоны лесов; запись голосов птиц.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Звучит запись голосов птиц.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Учитель. В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся?
Ученики. В стихотворении говорится о лесе. Значит, мы отправимся в лесную зону.
Учитель. Верно. Тема урока «Леса России». А что мы должны узнать на уроке?
Ученики.Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.
Учитель. Что означает слово «дремучий лес»?
Ученики.Это густой, труднопроходимый лес.
Учитель.Но не все леса такие. Есть березовые рощи, где светло, потому что здесь деревья растут редко и много солнечного света.
И сегодня на уроке мы ответим на вопрос: «Почему одни леса темные, а другие – светлые?»