Тестирование по истории и культуре Петербурга для 9-11 классов

Васильева И.Г.

методист ГБНОУ «СПб ГДТЮ»

Региональная олимпиада по краеведению является правопреемницей городских историко-краеведческих чтений, которые, как известно, проводились с 1991 года Санкт-Петербургским городским Дворцом творчества юных. На протяжении более чем 20 лет учащиеся города имели возможность демонстрировать свои знания и умения в написании ученических краеведческих исследований. Тестирование для участников городских историко-краеведческих чтений стало использоваться ещё с начала двухтысячных годов.Это были 10 вопросов по истории и культуре Санкт-Петербурга, отражающие знаменательные и юбилейные даты, ключевые события и выдающиеся имена, историю городских памятников и архитектурных шедевров. В практику региональных олимпиад по краеведению с 2012 года были введены совершенно новые современные тесты, состоящие из трёх блоков вопросов, соответствующие всем типам тестовых заданий ЕГЭ («А», «В», «С»).

Конечно, среди педагогического сообщества возникает масса вопросов, связанных с тем, по какому принципу составляются вопросы для теста и отбираются факты, на какой исторический краеведческий материал делается акцент. Кроме того, в процессе проведения олимпиады нам приходится сталкиваться с суждениями ребят - участников краеведческой олимпиады о том, что они «боятся» больше всего именно заданий теста. Для того, чтобы снять все эти вопросы, Оргкомитет олимпиады решил составить методические рекомендации по подготовке к тестовым испытаниям.

Цель проведения тестирования – выявить уровень базовых знаний по истории и культуре города. Данная цель является очевидной, ведь зачастую углубляясь в узкую тему исследования, учащийся не может продемонстрировать элементарные знания по истории и культуре Санкт-Петербурга. Классический для олимпиады пример - это секция «Война. Блокада. Ленинград», где старшеклассник показывает прекрасное владение материалом в области технических характеристик боевых машин, участвовавших в битве за Ленинград, и в то же самое время, не может назвать дату прорыва блокады Ленинграда. Для того, чтобы исключить подобные случаи, выявить лучшего среди конкурсантов, и проводится тестирование.

Вопросы для олимпиады по краеведению для учащихся 9-11 классов составляются согласно концепции краеведческого образования и воспитания Л.К. Ермолаевой, которая принята в большинстве школ города, и в соответствии с отбором материала и фактов для анализа, используемыми в данной концепции. (здесь надо сделать ссылку на издание посл., где эта концепция развёрнута. Может даже несколько изд.)

За 4 года проведения олимпиады по краеведению сложилась определенная структура теста. В основе лежит принцип – ЕГЭ - три типа вопросов «А», «B» и «C». Первый тип заданий состоит из 7 вопросов и предусматривает выбор правильных ответов на предложенные вопросы. За каждый правильный ответ можно получить 0,5 баллов, итого, максимально, 3,5 балла. Какие же принципы лежат в основе формирования вопросов для первого типа заданий?

1 блок – это вопросы, связанные с развитием нашего края в «допетровский» период.

Пример (вопрос олимпиады -2015)

О какой крепости Ленинградской области идёт речь?(Выберите один правильный ответ):

ü была основана в 1323 году на Ореховом острове князем Юрием Даниловичем;

ü в XVII веке шведы назвали крепость Нотебург;

ü в ходе Северной войны, в 1702 г. была отвоёвана у шведов и по инициативе Петра I переименована в Шлиссельбург - «ключ-город».

а) Орешек

b) Ниеншанц

с) Кронштадт

Следует отметить, что в целом, учащиеся отвечают на подобные вопросы из года в год удовлетворительно.

2 блок – общеисторические события, нашедшие отражение в истории города.

_________________________________________________________________

3 блок – можно назвать «Святыни Петербурга». Акцент делается не на знание архитектора-автора того или иного собора, храма или монастыря; место его расположения, архитектурные, стилевые особенности, а на узнавание объекта по описанию, знанию «исторической подоплеки» его появления. Не предлагаются вопросы по утраченным святыням. Поскольку Санкт-Петербург город многонациональный, то вопрос может касаться храма любого из представленных в нашем городе вероисповеданий (синагога, мечеть, дацан, костел, кирха и т.п.).

Пример (вопрос олимпиады -2015)

О каком храме идёт речь?(Выберите один правильный ответ):

ü построен в честь победы русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770г.;

ü архитектор Ю.М. Фельтен;

ü в стиле «псевдоготика».

а) Церковь во имя Рождества св. Иоанна Предтечи («Чесменская»);

b) Церковь во имя Рождества св. Иоанна Предтечи на Каменном острове;

c) Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Старой Ладоге

Большинство участников олимпиады на этот вопрос ответили правильно.

4 блок – условно можно обозначить как «Музеи Петербурга». Данный вопрос касается знания ведущих Государственных музеев нашего города, которые значимы не только для Петербурга, но и для всей страны (Кунсткамера, Русский музей, Эрмитаж и т.д.)

Музей, в основу которого легла коллекция картин, приобретённых Екатериной II в 1764 году у берлинского коммерсанта И.Э. Гоцковского.(Выберите один правильный ответ):

а) Русский музей;

b) Музей Академии художеств;

c) Эрмитаж.

5 блок – «Учебные заведения Петербурга». Владение информацией об основных видах и типах учебных заведений в Санкт-Петербурге в историческом развитии (приходские школы, гимназии, высшие учебные заведения – университеты и академии)

Пример (вопрос олимпиады -2015)

Какое учебное заведение располагалось в Михайловском замке в XIX веке?(Выберите один правильный ответ):

a) Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров;

b) Санкт-Петербургское инженерное училище;

c) Первый кадетский шляхетский корпус.

6 блок – «Архитектурные термины». Без знания терминов и понятий невозможно представить описание памятников архитектуры и культуры. Делается акцент на основные термины, использующиеся при описании объектов городского пространства, при характеристике того или иного стиля в архитектуре.

Пример (вопрос олимпиады -2015)

Какое понятие лишнее в ряду?(Подчеркните его):

Колонна, лопатка, апсида, пилястра

Данные вопросы традиционно вызывают затруднения.

7 блок – «Промышленность Петербурга» (18-20.вв.). Вопросы, связанные со знанием крупнейших заводов и фабрик нашего города, а также с производимой ими продукцией («Кировский завод», ЛМЗ, «Электросила», «Русский дизель», Петербургский торговый порт, «Адмиралтейские верфи» и пр.)

Пример (вопрос олимпиады -2015)

В 30-е годы XVIII века Петербургский порт был перенесён с Троицкой площади на(выберите правильный ответ):

a) Гутуевский остров;

b) Стрелку Васильевского острова;

c) Канонерский остров.

Этот вопрос вызвал затруднения у участников олимпиады.

Второй тип заданий состоит также из 7 вопросов, предусмотрена работа учащихся, в основном, с фотографиями, иллюстрациями, гравюрами, картами, схемами, таблицами. Однако за каждый верно данный ответ можно получить 1 балл. Аналогично первому типу заданий все вопросы можно разделить на блоки.

1 блоксвязан с темой «Пригороды Петербурга». Направлен на узнавание дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга по изображению основных объектов.

Пример (вопрос олимпиады -2015):

В каком знаменитом пригороде Петербурга находятся следующие достопримечательности?(Отметьте правильный ответ):

Тестирование по истории и культуре Петербурга для 9-11 классов - student2.ru Тестирование по истории и культуре Петербурга для 9-11 классов - student2.ru

а) Ораниенбаум;

b) Петергоф;

c) Царское село.

В целом, вопросы, направленные на «узнавание» пригородов Петербурга, остаются неизменно одними из самых легких для учащихся. Это, конечно же, радует.

2 блок выявляет умения участников олимпиады ориентироваться по карте города, а также узнавать и называть объекты городского пространства на карте-плане, карте-схеме.

Пример (вопрос олимпиады-2015):

Как называются объекты городского пространства?(Допишите рядом с номером название объекта городского пространства, под которым он обозначен на карте):

Тестирование по истории и культуре Петербурга для 9-11 классов - student2.ru
 
1.
 
2.
 
3.
 
4.
 
 

К сожалению, задание вызвало затруднения у старшеклассников. Несмотря на то, что на схеме указаны названия рек, улиц, площади учащиеся не смогли назвать основные сооружения на Дворцовой площади. Здание Главного штаба и двух министерств узнали большинство тестируемых, однако и здесь не обошлось без курьезов. Один из участников олимпиады обозначил Арку Главного штаба Нарвскими триумфальными воротами. Александровской колонне тоже досталось. Как её не называют! И «Александровский столп» и «Александринский столп», просто «колонна» на Дворцовой площади» и даже «колонна имени Александра III». Лишь двое юных краеведов смогли точно определить здание под номером «2» - штаб Гвардейского корпуса.

3 блок вопросов важен для выявления умений учащихся располагать события в хронологическом порядке.

Пример (вопрос олимпиады-2015):

Расположите события в хронологической последовательности:

a) Основание Академии художеств;

b) Освобождение Ленинграда от вражеской блокады;

c) Перенос столицы из Санкт-Петербурга в Москву;

d) Празднование 100-летнего юбилея Петербурга.

       

На данный вопрос могло быть два правильных ответа.

Первый вариант: а, d, c, b. В этом случае за дату переноса столицы из Санкт-Петербурга принят 1918 год. Такой ответ дали абсолютное большинство участников олимпиады – 38 человек.

Второй вариант: с, a, d, b. В этом случае учащиеся за дату переноса столицы приняли 1727 год. Таких насчиталось – 9 человек. И один участник олимпиады указал оба варианта. Оба варианта ответа были засчитаны как ВЕРНЫЕ.

Оргкомитет олимпиады оставляет за собой право сохранять в тесте вопросы подобного типа, имеющие два верных ответа.

4 блок позволяет увидеть умения юных краеведов использовать изображения как исторический источник, правильно определять событие, отражённое на нем.

Пример (вопрос олимпиады-2015):

Живописные произведения могут являться историческими источниками. Какое событие в истории города запечатлено на картине?

Тестирование по истории и культуре Петербурга для 9-11 классов - student2.ru

Ответ:____

Вопрос не вызвал затруднений. Хотя встречаются и забавные ответы. Например, «Возведение Александра I на престол».

5 блоко жителях Санкт-Петербурга.Поскольку город это не только здания и сооружения, но и люди его населяющие, то 5 блок вопросов связан со знанием имен известных петербуржцев и родом их занятий.

Пример (вопрос олимпиады-2015):

Установите соответствие между именами знаменитых петербуржцев и родом их занятий:

1) Д.С. Лихачев а) поэт

2) В.В. Докучаев b) скульптор

3) Б.И. Орловский c) филолог, искусствовед

4) А. Блок d) геолог и почвовед

       

Традиционно на этот вопрос учащиеся отвечают удовлетворительно. В этом году вызвало затруднение определение рода деятельности Докучаева Д.С. и Орловского Б.И.

6 блок направлен на выявление знаний архитектурных стилей и определение их по внешнему облику зданий.

Пример (вопрос олимпиады-2015):

В каком архитектурном стиле построены следующие здания? (Соотнесите буквы и цифры):

Тестирование по истории и культуре Петербурга для 9-11 классов - student2.ru Тестирование по истории и культуре Петербурга для 9-11 классов - student2.ru
А) церковь Рождества Иоанна Предтечи Б) здание компании Зингер
Тестирование по истории и культуре Петербурга для 9-11 классов - student2.ru Тестирование по истории и культуре Петербурга для 9-11 классов - student2.ru
В) здание Двеннадцати коллегий Г) здание Биржи
1) Модерн  
2) Зрелый классицизм  
3) Псевдоготика  
4) Петровское барокко  

Нужно отметить, что по итогам тестирования 2015 года, большая часть учащихся справилась с этим заданием.

7 блокна знание объектов городского пространства. Участникам важно не только визуально узнать, но и правильно назвать здания и сооружения Санкт-Петербурга.

Пример (вопрос олимпиады-2015):

Тестирование по истории и культуре Петербурга для 9-11 классов - student2.ru Тестирование по истории и культуре Петербурга для 9-11 классов - student2.ru

А Б

Тестирование по истории и культуре Петербурга для 9-11 классов - student2.ru Тестирование по истории и культуре Петербурга для 9-11 классов - student2.ru

В Г

1). Таврический дворец  
2). Михайловский дворец  
3). Зимний дворец  

3. Защита ученической исследовательской работы.

«Заговори, чтобы я тебя увидел» или как достойно защитить исследование

на Городской олимпиаде по краеведению.

Член жюри Городской олимпиады по краеведению

Е.П. Стальмак

«Заговори, чтобы я тебя увидел», — просил мудрый философ Сократ своих учеников и был прав: речь может многое рассказать нам о человеке — об уровне его образования и образе жизни, о его семье и воспитании, о владении той или иной темой. Вот почему устная защита исследования для каждого члена жюри — важнейшая часть оценки работ и профессионализма их авторов на Городской олимпиаде по краеведению. Соответственно подготовка к устному представлению результатов исследования — важная часть работы каждого участника олимпиады, которой ни в коем случае нельзя пренебрегать, поскольку именно от нее зависит конечный результат.

Но как подготовить достойную защиту, если уже при одной мысли о публичном выступлении у вас резко портится настроение, вас обуревает тревога и смятение? Если вы боитесь выступать — у вас есть все шансы выступить достойно — ведь вам не все равно! Но любое выступление — результат длительной и серьезной подготовки. Задача данной статьи — рассказать о том, как сделать эту подготовку эффективной.

Итак, начиная подготовку устного выступления вам предстоит последовательно решить две проблемы: 1. что сказать? 2. как сказать? Ответ на первый вопрос вам, вероятно, кажется очевидным, ведь вы написали большое исследование размером в 15-20-30, а то и больше страниц! «Вот свое исследование я и перескажу!» — подумаете вы, и окажетесь неправы. Ниже всего жюри оценивает те доклады, авторы которых последовательно пересказывают свою работу. Во-первых, работу члены жюри скорее всего уже читали, им нет нужды слушать все заново. Во-вторых, очень сложно пересказать большую работу в отведенные восемь минут, и вот докладчик неизбежно превышает регламент, его останавливают посреди доклада, слушатели не узнают самого главного, впечатление безнадежно испорчено.

Отбор материала для доклада — самое ответственное дело при подготовке выступления. Решая, что включить в доклад, подумайте: что ожидают от вас услышать ваши слушатели и члены жюри. Во-первых, всегда интересно, почему вы выбрали для исследования такую тему? Чем она вас привлекла? Суть каждой работы кроется в ее цели — к чему вы шли в вашей работе? Что хотели найти? Выяснить? Доказать? Вы проделали большую работу, проводили исследование в библиотеках, музеях, архивах, встречались с людьми. Для того, чтобы жюри могло оценить, насколько вы разбираетесь в своей теме, какой объем работы вы проделали, расскажите о том, как и где проходил поиск, кто помогал вам в этом, что удалось найти? Как показывает многолетняя практика, удачные доклады обычно строятся на основе двух схем: их авторы либо рассказывают о процессе поиска, и из этого рассказа мы последовательно узнаем, что удалось найти, выяснить, какой вклад внес исследователь в изучение своей темы (то есть фактически это выводы из работы). Вторая схема тоже проста: ее авторы обычно рассказывают, какие задачи ставили, и сразу — как та или иная задача была решена. Такой подход к изложению придает докладу строгость и ясность и исключает многие вопросы. Жюри всегда подкупает, когда автор рассказывает о перспективах своего исследования, о том, какие задачи пока решить не удалось, и как он планирует в дальнейшем развивать свою тему. Это говорит о серьезном исследовательском подходе и подлинном интересе автора к своей теме. Не секрет, что многие исследователи, начинавшие краеведческие поиски еще в детстве, в дальнейшем продолжали изучение своих тем в дипломных проектах и даже в кандидатских диссертациях.

Итак, вы отобрали материал для доклада! Первый шаг к успешному выступлению сделан, но отобранный вами материал — это только каркас, на котором будет строиться ваше выступление. Теперь к этому каркасу нужно придумать яркое вступление. Почему это важно? Потому что, как писала Коко Шанель, «у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». В первые секунды вашего выступления слушатели решают, будут они вас слушать или нет, и изменить их решение в дальнейшем будет очень непросто. Поэтому вам нужно заинтересовать слушателей, заставить их удивиться, задуматься, проснуться. Еще одна ваша задача — быть оригинальным, запоминающимся, отличаться от других докладчиков. Разработка вступления — сложная задача, это своеобразный тест на креативность, ведь автору предстоит придумать нечто интересное, при этом оставаясь в рамках заданной темы своего исследования. Итак, как можно начать доклад? Всегда интересны коротенькие истории из жизни ваших персонажей, занимательные факты, которые вам удалось обнаружить, красивые и емкие цитаты, притчи, стихи, обыгранные предметы старины. Никогда не бойтесь начинать доклад «с места в карьер» — сразу с цитаты, с истории, без лишних предисловий. Чем лаконичнее вы будете в начале, тем большее впечатление произведете на слушателя.

Не меньшее значение для хорошего доклада имеет заключение. Людям всегда приятно, если их вклад не остается незамеченным, поэтому по правилам хорошего тона в заключении принято благодарить тех людей, которые помогали вам в создании работы — краеведов, библиотекарей, работников архивов, ваших научных руководителей, консультантов, родителей и др. Но благодарность должна быть краткой, и благодарственными словами ни в коем случае нельзя завершать доклад. Запомните: лучше всего человек запоминает последние услышанные слова, поэтому заключение — ваша визитная карточка, по ней вас запомнят ваши слушатели. Заключение должно быть красивым, емким и, по возможности, оригинальным. В идеале оно может по форме повторять вступление — тогда создается ощущение законченности (например, цитата в начале — цитата в конце), но может и отличаться от введения. Главное — оно должно представлять собой законченную и по смыслу и интонационно мысль. Недопустимо заканчивать доклад словами «Ну вот и все», «У меня все», «Задавайте вопросы». Если вы заканчиваете может быть, тут лучше сказать завершаете? свой доклад именно так — значит, заключение вам явно не удалось и его стоит непременно пересмотреть. У слушателей не должно оставаться ощущения недосказанности, недоделанности, они должны твердо понять, что доклад окончен.

Когда введение, основная часть и заключение вчерне готовы — начинайте читать ваш доклад вслух. В первую очередь, вы должны быть уверены, что объем материала соответствует временному регламенту. Если материала больше — сокращайте доклад, не сомневаясь. Лучше завершить доклад раньше, чем дождаться, когда остановят и не успеть поставить точку в выступлении. Не стоит пытаться рассказать все за счет ускорения речи. Быстрая речь не способствует отличному пониманию, слушатели просто перестают воспринимать такие выступления, и вы потерпите неминуемое фиаско, поэтому сокращать доклад нужно еще на стадии репетирования. Репетируйте всегда со слушателями!

Второе, на что нужно обратить внимание, читая доклад вслух, — это построение вашей речи. Вы готовите устное выступление — позаботьтесь о том, чтобы ваша речь воспринималась легко. Избегайте сложных предложений, замысловатых длинных фраз, труднопроизносимых слов (если в процессе репетиции вы на чем-то спотыкаетесь — замените такой оборот или слово, скажите иначе), все термины, которые вы используете в речи, должны быть обязательно разъяснены вашим слушателям. Ваша речь должна быть четкой, краткой, понятной и грамотной. Читайте свой доклад многократно, исправляйте, сокращайте, дописывайте, советуйтесь со своими слушателями.

Третье, что необходимо сделать на стадии репетирования, — постараться расцветить свой научный доклад интересными фактами, чтобы он звучал живо, а не производил впечатление сухого каркаса научного стиля речи. Чем больше в докладе вас самих — ваших ожиданий, надежд, впечатлений, ваших поисков, вашей радости от открытий, тем живее и человечнее звучит ваша речь. Старайтесь избегать сухого наукообразия, отнеситесь к себе критично, ответьте честно: вам самим было бы интересно услышать на олимпиаде такой доклад, как ваш?

Для того, чтобы все время держать внимание слушателей — их нужно все время заинтересовывать. В этом деле вашим верным помощником может выступать наглядность. Читая доклад — думайте, как вы можете проиллюстрировать свои выводы? Какие документы, фотографии, картины, схемы, карты могут подтвердить ваши слова, дать слушателям возможность погрузиться в вашу тему? Подбирайте наглядность в соответствии с основными положениями вашего доклада, но имейте в виду: во-первых, наглядные материалы должны быть хорошо видны всем вашим слушателям (то есть должны быть большие (не меньше А4), четкие и чистые); во-вторых, чтобы заинтересовать слушателей в одном докладе лучше использовать разные типы наглядных материалов (карту, схему, фотографию, копию документа и т.п.); в третьих, к материалам нужно относиться критически: если они не иллюстрируют вашу конкретную мысль — показывать их не надо, так вы только отвлечете слушателей от собственного доклада, а ваша задача — не отвлекать, а наоборот, привлекать! Каждый материал должен быть показан в определенный момент вашего выступления, прокомментирован, а потом убран, чтобы не отвлекать аудиторию. Обязательно подпишите и пронумеруйте листы, чтобы самим не путаться в наглядности. Если вы используете раздаточные материалы — продумайте, не будут ли ваши слушатели отвлекаться на них вместо того, чтобы слушать вашу речь? Если вы раздаете материалы — обязательно подпишите, что это за материал, что слушатели на нем увидят и откуда вы его взяли (выходные данные и способ получения (копировано, сканировано и т.п.).

Когда доклад готов, многократно откорректирован, прочитан вслух, одобрен десятком слушателей, можно переходить к выполнению второй задачи — как сказать? Публичное выступление — задача непростая. Любой хороший доклад — не экспромт, а результат длительных репетиций и упорной работы. Именно такую работу предстоит выполнить вам. Начать стоит с честного ответа на вопрос: как вы будете выступать? Всегда подкупают докладчики, выходящие к слушателю с пустыми руками или только с наглядностью, оставляющие текст своего доклада дома. Такие люди выглядят уверенными и свободными, они не привязаны к тексту, могут следить за реакцией зрителей, отсутствие необходимости держать что-то в руках позволяет им свободно жестикулировать. Если вы достаточно смелы, чтобы выйти без текста — честь вам и хвала, но! Главное — не переоценить свои возможности. Много раз членам жюри олимпиады приходилось наблюдать, как поначалу уверенный докладчик забывает слова, сбивается и впадает в ступор, проваливая свой доклад. Поэтому если вы сомневаетесь — лучше выходите с текстом. Однако наличие у вас текста не означает, что вы должны его читать. Докладчик, читающий текст по бумажке, неинтересен слушателю, его обычно никто не слушает, он не достигает контакта с залом. Поэтому даже если вы вышли с текстом — забудьте о нем, рассказывайте свободно! Есть и третий вариант — сделать карточки с опорными словами, основными мыслями и, выступая, по необходимости иногда заглядывать в такие карточки. Какой бы из этих вариантов вы ни выбрали — всегда репетируйте так, как решили выступать: либо с пустыми руками, либо с текстом, либо с карточками.

Как только решение принято — приступайте к заучиванию докладанаизусть. Старайтесь запоминать последовательность мыслей, а не фраз, тогда, если вы вдруг забудете конкретное слово — вы всегда сможете изложить содержание мысли другими словами. Доклад должен быть выучен идеально — во время выступления вам предстоит решать столько вопросов, что думать о том, что говорить дальше — у вас просто не будет времени! Репетировать доклад нужно всегда с наглядностью, показ которой у вас тоже должен быть отработан досконально. Вы не должны задумываться, в какой момент, что вы показываете или раздаете, что слушатель делает с этой наглядностью дальше — все это продумывается на стадии репетиций и доводится до автоматизма.

О чем же думает хороший докладчик во время выступления?У него есть множество забот. Во-первых, хороший докладчик всегда контролирует свою речь, жесты, то, как он стоит, звучит и т.п. Зачем? Дело в том, что публичная защита предполагает выступление перед слушателями, которые не только слушают доклады, но и смотрят на вас. От того, насколько уверенно и профессионально вы выглядите, во многом зависит исход вашего выступления. Хороший докладчик выглядит профессионально: он одет в деловой костюм, сменную обувь (не бахилы!), волосы опрятно уложены, в его одежде нет деталей, отвлекающих слушателей (ярких, кричащих, слишком коротких или наоборот, слишком длинных и т.п.). Хороший докладчик всегда стоит уверенно на двух ногах, не раскачивается, не почесывается, не прячет руки в карманы или за спину, не крутит в руках предметы и не теребит детали одежды. Он источает уверенность в себе. Но за этой уверенностью стоит постоянный самоконтроль, которого нужно добиваться во время репетиций. Следите за собой, просите слушателей указывать на ваши недостатки, работайте над собой. Серьезная проблема начинающих ораторов — руки, которые так и норовят что-нибудь крутить и перебирать. Для того, чтобы исключить проблемы с руками — возьмите в руки папку с наглядностью — так вы будете выглядеть естественно.

Второй предмет постоянного контроля — ваша речь. В ней не должно быть слов-паразитов, повторяющихся из предложения в предложение (кстати, имейте в виду, что слова-паразиты — это не обязательно сленг, чаще всего паразитами могут выступать безобидные вводные слова и конструкции и др.). Очень мешают восприятию речи звуковые хвосты, которые многие начинающие ораторы присоединяют к словам, например, «э-э-э», «м-м-м», «ну-у-у» и т.п. Не надо заполнять подобными хвостами паузы между словами и предложениями. Не бойтесь, если ваши слушатели несколько секунд побудут в тишине. Поверьте, это приятнее, чем слушать бесконечные непонятные звуки. Если в вашей речи есть такие «хвосты» — ее нужно нещадно чистить, постоянно следить за речью, даже в частных разговорах, избегать речевой небрежности, и тогда грамотная чистая речь скоро просто войдет в привычку и перестанет вас затруднять.

Третье, о чем постоянно приходится думать оратору — это взаимодействие со слушателями. Вы никогда не задумывались, почему на научных конференциях слушатели спят, а те, кто не спят, обычно просто занимаются своими делами: читают книги, переписываются с друзьями, работают на планшете? Вина за это полностью лежит на докладчиках, которые не уважают своих слушателей, а, соответственно, плохо подготовились к выступлению и никак не обеспечивают контакт с аудиторией. Им вообще все равно, слушают их или нет. И слушатели это прекрасно понимают. Перед вами стоит задача выступить достойно, а это значит, вам придется побороться за внимание слушателей. Кого обычно слушают? Того, кто выглядит естественно, рассказывает живо и заинтересовано и смотрит на своих слушателей, создает визуальный контакт. Это важно! Смотреть нужно не на бумажку, не в потолок, а в глаза тем, кто вас слушает, причем делать это так, чтобы у всех было ощущение, что вы рассказываете именно им, для этого смотреть нужно все время на разных людей, сидящих в разных частях аудитории. Умение смотреть и видеть также отрабатывается во время репетиций. Глядя на своих слушателей, вы без труда поймете, нравится им то, что вы говорите, или нет, в каких местах у них возникают сомнения и вопросы, что в вашем докладе вызвало их интерес, внимание, улыбку. Хороший оратор никогда не спрашивает: как я выступил? Он знает это сам, ведь слушатели все покажут сами во время выступления. Во время доклада нельзя также смотреть только на членов жюри: тем самым вы демонстрируете пренебрежение по отношению к остальным вашим слушателям, показываете, что они вам безразличны. И члены жюри это отлично понимают, поэтому такой докладчик не будет оценен высоко.

Отдельная проблема любого выступления — это ответы на вопросыаудитории. К этому вы тоже должны хорошо подготовиться. Репетируя ваш доклад, просите задавать вам как можно больше вопросов. Как показывает практика, 90% аналогичных вопросов вам зададут и во время вашей защиты на олимпиаде, только вы уже будете иметь четко сформулированные ответы. Услышав вопрос, подумайте, прежде чем отвечать. Может быть, добавить про то, что за него стоит поблагодарить? Нет ничего хуже ответов, данных невпопад. Если в одном вопросе кроется несколько — отвечайте на них по очереди. Если вам непонятен вопрос — не стесняйтесь уточнить, правильно ли вы поняли, что хочет услышать от вас спрашивающий. И самое главное: следите за своей речью! Постоянны случаи, когда докладчик блистательно выступал, завоевал внимание аудитории, а когда дело дошло до вопросов — выяснилось, что говорит он куцыми незаконченными фразами, речь его усата и пестрит словами-паразитами. Еще хуже, если в процессе защиты оказывается, что автор не очень-то владеет темой работы, не очень хорошо знаком с источниками, да и с собственным текстом, что работа эта либо создана его научным руководителем (родителями, учителями и т.п.), либо большей частью скачана из Интернета. И сразу приятное впечатление, которое поначалу произвел докладчик, сходит на нет. Будьте очень внимательны, отвечая на вопросы слушателей!

Вы провели сотню репетиций, ответили на две сотни вопросов, выучили наизусть свой доклад и готовы с закрытыми глазами демонстрировать свою наглядность. День настал. Что нужно сделать непосредственно перед выступлением? Во-первых, придите на выступление пораньше, найдите аудиторию, в которой вам предстоит выступать. Оцените, насколько она велика, где вам следует встать, чтобы вашим слушателям было хорошо слышно вашу речь и видно вашу наглядность? Если есть возможность — займите место докладчика, порепетируйте несколько фраз, это придаст вам уверенности. Оцените, где будут сидеть члены жюри, все ли им будет видно и слышно? Найдите такое место, чтобы вас было хорошо слышно и видно всем слушателям без исключения. Позаботьтесь о том, чтобы у вас за спиной не было дверей, в которые входят и выходят во время выступлений. Встаньте так, чтобы дверь находилась за спиной у ваших слушателей.

Если вам нужен помощник, чтобы держать или раздавать наглядность, переключать слайды — позаботьтесь об этом заранее, договоритесь с кем-нибудь из выступающих или слушателей, чтобы они вам помогли. Если вы работаете с презентацией — позаботьтесь о том, чтобы заранее скачать ее на компьютер и обязательно проверьте, все ли работает. Для того, чтобы не отвлекаться на слайды — вы должны выдать помощнику текст доклада с разметкой слайдов (на каких словах какой слайд надо включать).

Если вы сильно волнуетесь — выпейте воды, пройдитесь по ступеням — быстрая ходьба снимает напряжение.

Найдите зеркало, посмотрите, все ли у вас в порядке с одеждой и прической. Мелочи в виде загнутого воротника или растрепанных волос будут отвлекать зрителей от вашей речи.

Выясните очередность выступлений. Вы должны успеть настроиться, вот почему вам так важно, когда именно, за кем, перед кем вы выступаете.

Перед выступлением попросите предыдущего оратора убрать всю наглядность, чтобы чужие материалы не отвлекали ваших слушателей.

Когда вас объявляют — внимательно слушайте, а когда вам предоставили слово — идите выступать уверенно и быстро.

Когда вы вышли — сделайте паузу. Все уже позади. Ваша работа достаточно хороша, раз вас пригласили на устную защиту, вы готовы защищаться, ваша речь выучена и отрепетирована, наглядность под рукой, ваши слушатели собрались и готовы вас слушать. Посмотрите на них внимательно, убедитесь, что никакой угрозы от них не исходит, а значит, бояться нечего. Улыбнитесь и начинайте! Говорите, чтобы мы вас увидели!

Наши рекомендации