Признание невоспетых героев

Даже когда мы признаем смелые и творческие поступки, мы предпочитаем отдать должное лишь одному человеку, забывая о том, что такие поступки совершаются только при поддержке окружающих. Наш индивидуализм затмевают командные ценности, стоящие за идолом нашей смелости. Например, мы помним Анну Франк, но вспоминаем ли мы имена тех, кто прятал ее от гестаповцев, приносил ей еду и новости, рискуя собственными жизнями? А многие ли из нас думали о том, что сделала мать матери Терезы, чтобы воспитать дочь с таким глубоким чувством сострадания, или о том, что уже после смерти матери Терезы продолжают сегодня делать другие святые монахини для умирающих?

Так как наше разнородное общество не является командой, а мы желаем личного признания и похвалы, то мы часто обманываем других, стремясь занять определенное положение в этом обществе и выгадать что-нибудь, проявляя отвагу. Получается, если наша смелость не признана, нет никакой необходимости быть уважаемыми среди других. Если мы, так же как и все остальные, не будем признавать невоспетых героев и не будем никому отдавать должное, заявляя следующее: «Что ж, если никто никогда не говорил, что я смелый, так почему же я должен восхищаться тем, что делают другие?» – то это нас так ни к чему и не приведет.

Каждый день люди, окружающие нас, могут считаться смелыми, если они просто-напросто делают свое дело. К сожалению, мы не замечаем смелости своих коллег, работающих волонтерами в детских лагерях, одновременно ухаживая за престарелой матерью. Мы жалуемся на милиционера, который остановил нашу машину за обычное нарушение дорожного движения, но забываем, что, возможно, этот самый офицер еще и налаживает отношения с малолетними преступниками, живущими по соседству, в надежде предотвратить в будущем совершение ими преступления. Попробуйте просто узнать, кто еще живет на вашей улице, узнать что-либо из их жизни, не придавая никакого значения тому, совершили ли они что-нибудь героическое. Если мы остановимся и оглядимся, то, возможно, будем удивлены по-настоящему важными поступками, которых просто не замечаем или замечаем, но считаем само собой разумеющимися.

Если мы получили выгоду от поступков других людей, то, может быть, и будем благодарны, но вполне возможно, что попросту забудем признать их. Когда вы говорите кому-нибудь: «Вам понадобилось проявить мужество, чтобы высказать все вслух, – и я аплодирую вам!» – или: «Я жму вам руку за то, что вы избрали этот путь и справились с ним», «Я искренне восхищаюсь тем, что вы сделали для вашего отца, я знаю, как трудно было защищать его и помогать ему, когда это было нужно», то таким образом вы приободряете других людей, помогаете им.

Так что, если ваш супруг хорошо справляется с воспитанием детей, обязательно выражайте ему похвалу и благодарность. Если это уже бывший супруг, никогда не говорите: «Это ничтожество никогда не ценило наших детей», или: «Ну что ж, самое время, хотя я уверена, что такое больше не повторится». Вместо этого начните мечтать о чем-то новом. Каждый день дарит возможность проявить свою смелость, изобретательность и получить признание. Поддерживайте других похвалой, помогайте им, и вы увидите, что вам тоже начнут помогать. Старайтесь ценить и хвалить искренне, а не с целью получить что-то взамен. Другими словами, если вы увидите, что кто-то совершает смелый поступок, остановитесь на мгновение и порадуйте себя, наблюдая за такой отвагой и честностью, а затем не забудьте выразить свою признательность за то, что они сделали.

Если же у нас появляется привычка не замечать смелых поступков, то мы начинаем бояться поступать так же. Мечтая искренне, от всей души, мы сможем легко найти самих себя и тем самым расширить возможности для совершения смелых поступков.

Мечты – это не цели

Мечты, если рассматривать их со стороны духовности, сильно отличаются от целей материальных, измеримых и всегда связанных с будущим. Если вы размышляете прагматично, то это поможет вам поставить перед собой особые цели, например: «Я бы хотел вернуться в школу и получить еще три класса образования» или «Я бы хотел, чтобы мои стихи издавали». Мечта же звучала бы так: «Я буду продолжать учиться всю свою жизнь, у меня будут непоколебимые убеждения, и я хорошо буду воспитывать своих детей» или «Я буду писать стихи и вести образ жизни поэта, всегда находясь в поиске прекрасного».

Если вы мечтаете, то каждый день у вас есть шанс воплотить эти мечты в жизнь. Цели сами появятся впоследствии, и вы легко сможете понять, как и когда достичь их, вместо того чтобы постоянно жаловаться на то, что вам будет плохо до тех пор, пока ваши стихи не начнут печатать, или пока вы не получите диплом.

Когда вы будете смело мечтать, то вы увидите, что ваши цели отходят на второй план и более важным для вас становится то, как вы живете сейчас. Вы будете праздновать все, чего добьетесь, и дальше строить планы, но вас не будет преследовать навязчивая идея о том, чтобы наконец добиться чего-то определенного. Вы будете всегда помнить, что мечты похожи на путешествие, а не на пункт назначения. Если вы не захотите лишить свою душу смелости, то, естественно, начнете поступать так, чтобы воплотить свои мечты в жизнь. Тогда вы найдете моральную, интеллектуальную, эмоциональную и физическую смелость, вы будете примерять мечту так же легко, как обувь, и вы сможете без труда воплотить ее в жизнь.

Представим, что вы уже устали чувствовать себя утомленным и больным, поэтому решаете вести совершенно другой образ жизни. Если вы останетесь на уровне ягуара, то поставите перед собой цель сбросить вес и начать заниматься спортом. Вы соберете в кулак силу воли и решительно начнете добиваться нужного вам числа на весах, поклянетесь регулярно ходить в спортзал и заниматься там по 40 минут три раза в неделю, перестанете употреблять сладкое и мучное. Вы будете страдать из-за кусочка именинного торта, съеденного вами на дне рождения ребенка, и чувствовать себя виноватым, если не сможете встать с дивана и оторваться от интересной книжки… и в конце концов попытаетесь облегчить это неприятное чувство, побаловав себя чем-нибудь вкусненьким. А когда вы заметите, что никак не приближаетесь к достижению своих целей, то начнете винить самого себя и попытаетесь вновь собрать силу воли, чтобы попробовать еще раз.

Если же вы мечтаете на уровне колибри, то вашей целью станут здоровье и хорошее самочувствие. Ваше душевное состояние, мысли и действия начнут выстраиваться согласно вашей цели. Вы увидите, что с энтузиазмом относитесь к физическим упражнениям, и теперь вас больше привлекает теория здорового питания. Если вы отказываетесь питаться гамбургерами и жареной картошкой в придорожных кафе только потому, что у вас в данный момент нет другого выбора, вы приводите свои мысли, чувства и действия в согласие со своей целью и совершаете правильный поступок.

Каждый день вы будете воплощать свою мечту в жизнь, постепенно изменяя самого себя, если начнете абсолютно спокойно думать так: «я сбрасываю вес недостаточно быстро , или: я ненавижу физические упражнения ». Тревоги в подобной ситуации возникают, если вы прагматик, строите планы, а потом разочаровываетесь. Когда же вы мечтаете, то эти мысли скорее похожи на критическую оценку, побуждающую вас быстро исправляться.

Наконец, если вы посмотрите с уровня сознания орла, то сможете поставить перед собой огромные планы по улучшению своего здоровья и состояния тела, преодолеть все преграды, которые поставят перед вами прагматики. Вы будете помнить, что для вас это не утомительный труд, а путешествие, которое совершает колибри, со всеми его поворотами и изгибами, и что никто из нас не в состоянии соответствовать поставленным целям каждую секунду своей жизни.

Отрицание совершенства

Когда мы попадаем в ловушку нашего воображения, мы смотрим на героев как на образец совершенства и очень разочаровываемся, если узнаем, что они – обычные люди, такие же, как мы. Мы предпочитаем, чтобы герои были для нас символом безупречных, идеальных полубогов, а не простыми смертными. Когда мы не придаем значения их недостаткам, то получаем отличное оправдание нашему собственному поведению, потому что можем сказать самим себе, что просто не в состоянии жить по стандартам наших сказочных героев. Мы можем говорить следующее: «Я что, мать Тереза? Иисус на кресте?» и оправдывать наши лишенные сострадания поступки так: «Ну, я же не святой!»

Мы не хотим знать, что у Мартина Лютера Кинга были внебрачные связи, а Джон Леннон, хоть и писал прекрасные песни о любви, но в быту едва поддерживал отношения со своим старшим сыном. В конце концов, это говорит всего лишь о том, что великие люди имеют свои слабости, а обычные – способны на великие поступки, и наоборот, а наш внутренний голос в то же время шепчет: «Почему бы вам не совершить такой поступок?»

Вместо того чтобы сравнивать свои положительные качества со знаменитостями, почему бы вам не расширить свои возможности проявить бесстрашие и честность? Недостатки наших героев не умаляют их смелых поступков, и если мы будем признавать свои собственные провалы, мы увидим, что наши собственные недостатки не так уж ужасны и не могут мешать нам в совершении смелых деяний.

Каждый способен совершать великие дела, даже если он раздражителен, высокомерен, несдержан. Даже Далай-лама не может быть сострадательным ежеминутно и круглосуточно. Возможно, он, в отличие от многих из нас, невозмутим и не ворчит по поводу того, что служащий, занимающийся бронированием билетов на самолет, предложил ему другой маршрут, но я верю, что и этот человек бывает раздражительным. Ведь мы знаем, что даже Иисус раскидывал столы, что и у него однажды был приступ гнева, когда его недовольство и раздражение взяли над ним верх.

Нам больше не нужны мифические герои, потому что ничто так не выматывает, как мысли о достижении совершенства. Мы отлично понимаем, что никогда не сможем достичь его, так зачем же вообще пытаться? Нет, все, что нам нужно, – это осознавать, что значит быть человеком. Ведь мы обречены на неудачу в поисках совершенства, но зато мы в состоянии совершать пусть маленькие, но впечатляющие, смелые и великодушные поступки.

Не имеет смысла бесцельно мучиться собственным несовершенством. Нас должен воодушевлять тот факт, что наши герои, прославленные или нет, снова и снова встают на правильный путь, когда понимают, что их поведение расходится с их целями. Обычное высказывание «Все, хватит, я начинаю действовать!» – это уже смелый поступок, который в силах разрушить злые чары.

Если же вашей целью является достижение совершенства, то рано или поздно ваш дух будет сломлен, а жизнь превратится в настоящий кошмар. Вместо того чтобы смело мечтать, вы будете чувствовать себя жертвой из-за недостатка возможностей, из-за медленного обмена веществ, низкой зарплаты и склонности к депрессии или из-за какой-либо иной видимой преграды к достижению поставленных целей. Список подобных причин может быть бесконечным, потому что вы не в состоянии жить согласно своим идеалам, и скоро вы забываете, что у вас вообще была мечта. Избавьтесь от воображаемых причин, мешающих вам достичь жизни, которую вы желаете, найдите плюсы в той жизни, которую вы ведете здесь и сейчас, несмотря на все обстоятельства, на все провалы. Избавьтесь от необходимости стать совершенным, и больше не будет разъедающих душу упреков самому себе, подобное вообще не случится.

Вы можете улучшить свое настроение, почувствовать себя могущественным и получить контроль над своей жизнью, если каждый ваш день будет заканчиваться мыслями о трех событиях, которые с вами произошли и за которые вы благодарны, и размышлениями о вашей роли в том, что эти три ситуации претворились в жизнь. Когда же вы, думая о том, что не получилось, или ругая себя за то, что вы что-то не сделали, почувствуете, что ваша жизнь не такая, какой вы хотели бы ее видеть, попробуйте смело помечтать о том, что вы все-таки повлияли на мир и людей, которые вас окружают.

Отказ от величия

В культуре, которая переоценивает личностные качества, нас учат тому, что мы должны уметь выделяться из толпы, быть уникальными, непохожими на других. Это значит, что мы должны бороться с любым и каждым, дабы стать самым лучшим, а это не так-то просто сделать. Попавшись в ловушку изнурительного соперничества, мы начинаем мечтать о грандиозных, громогласных аплодисментах и признании нашей неоспоримой важности в этом мире. Но помните, что потребность в величии может создать иллюзию собственной безопасности лишь при помощи и одобрении других людей. Такая иллюзия лежит в основе непреодолимой жажды власти, от которой страдают многие из тех, кто живет на Западе. Мы убеждены в том, что рождены для выполнения особой миссии, и что наступит день, когда не только мы, но и все другие признают это.

Главный вопрос моих клиентов: «Что я должен делать всю оставшуюся жизнь?» Им хочется знать, какое у них призвание, какой должна быть их главная миссия на протяжении оставшихся лет. Я не решаюсь дать им очевидный, но наверняка шокирующий их ответ, а именно: «Ничего». Я мягко объясняю им, что, пока они не перестанут думать о том, что они особенные, они не смогут понять своего призвания и научиться жить и совершать смелые поступки. До этого они будут ждать со стороны напрасного призыва, который живет только внутри них самих.

Смелость помогает нам делать то, что в наших силах, избавившись от желания быть лучшими из лучших. Если мы мужественны, мы перестаем беспокоиться о том, считают ли нас замечательными наши соседи, наше рвение быть мессией исчезает. Мы просто находим в себе мужество вести свою жизнь согласно нашим моральным принципам, воплощать новые идеи и быть честным сами с собой и с другими. Мы не чувствуем необходимости быть окруженными обожающими фанатами, мы честны перед собой и безоговорочно следуем своей судьбе. Все наше желание величия начинает бесследно исчезать.

Все мы знаем людей, жизнь которых незначительна, хотя они и считают, что могут повлиять на судьбу целых народов прямо сейчас. Например, у меня есть друг, который убежден, что смог бы прекратить голод в Африке, если бы люди слушали его. Каждый водитель такси на Манхэттене расскажет вам, что не так устроено в городе и что бы он сделал, чтобы это исправить.

Подобные индивидуумы могут быть настолько серьезны и самоуверенны, что это начинает раздражать. Попав в ловушку невероятного кошмара, в котором они предстают в роли благородного спасителя, они становятся одержимы мнимой властью и теряют способность изменить мир самыми простыми способами. Они перестают замечать смелые поступки других людей, более того, они настаивают на том, что те, кто совершают такие поступки, всего лишь обманывают самих себя и зря тратят время. Они становятся раздражительными, когда мир не соответствует их требованиям, и бросаются в омут с головой, пытаясь решить, как увеличить свою власть, постоянно думая о своей стратегии.

И наоборот, женщины и мужчины, которые действительно способны повлиять на целые страны, обычно концентрируют свое внимание на идеях, которые впоследствии воплощают в жизнь простым, но часто неожиданным способом. Их не интересует то, как самому изменить мир, они, наоборот, скромны и простодушны, потому что власть и авторитет не столь важны для них.

Например, когда Томас Джефферсон был президентом Соединенных Штатов, служащих изумляла его склонность встречать посетителей в Белом доме в тапочках и халате, с растрепанными рыжими волосами, а не в белом парике. Джефферсон заявлял, что был слишком занят, чтобы вдаваться в такие ненужные детали. Подобным образом и Бенджамин Франклин, который был великим государственным деятелем и сыграл очень важную роль в развитии нашей страны, всегда охотно шутил насчет своего пристрастия к вину и женщинам.

Никто из них не воспринимал себя слишком всерьез, но каждый страстно верил в мечту о новой стране и брал на себя ответственность за создание и развитие демократии. Единственное, чего не делали Джефферсон и Франклин, – не вмешивались в детали и не прислушивались к вздору. Они были открыты для новых идей, открыты людям и всегда соглашались с тем, что не знают всего, ведь и в самом деле они многого не знали. У каждого были существенные недостатки: Джефферсон выступал против рабства, но при этом сам был рабовладельцем, имел длительные сексуальные отношения с одной из рабынь и на несколько лет сделал рабами своих детей-метисов. Бенджамин Франклин имел очень сложные отношения со своим сыном, который вызывал у него разочарование из-за несоответствия его идеалам. Однако, несмотря на свои человеческие слабости, ни Джефферсон, ни Франклин не прятались за своей репутацией и не делали вид, что они выше других людей.

Великие люди, жаждущие реформ, становятся тиранами в этом мире, такими самовлюбленными, что не обращают внимания на свои поступки и рискуют судьбой многих, лишь бы поддержать свою иллюзию «великого спасителя». Каждый из нас должен с осторожностью относиться к возможности стать диктатором своей жизни и начать утверждать, что весь мир должен слушать и подчиняться нам ради своего же блага. Гораздо лучше быть человеком, который бесплатно проводит лишние часы на работе, чтобы помочь тем, кто борется с проблемами, – и который к тому же на очередном заседании смело говорит своему начальнику: «Если вы считаете рекордную прибыль нашей компании достижением нашего отдела по продажам, то какую надбавку получим мы, работники отдела?»

Один из самых эффективных способов предупредить манию величия – это привыкнуть к символам наших мечтаний, которые ведут нас к тому, что наш разум отказывается признавать.

Наши рекомендации