Творческий путь Томаса Манна.

Томас Манн Выдающийся немецкий писатель, романист, эссеист, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1929 год и один из наиболее ярких и влиятельных европейских писателей XX века, Томас Манн рассматривал себя и рассматривался другими как ведущий поборник германских ценностей и главный представитель немецкой культуры с 1900 года вплоть до его смерти в 1955 году. Являясь стойким противником национал-социализма (нацизма) и режима немецкого диктатора Адольфа Гитлера, он стал хранителем жизненности этих ценностей и этой культуры в один из наиболее темных периодов истории Германии. Бесчисленное множество людей со всего мира читало переведённые на многие языки романы и рассказы Манна, наслаждаясь ими, изучая их и восхищаясь ими. А его повесть "Смерть в Венеции" признана лучшим произведением литературы XX столетия, среди тех, которые посвящены теме однополой любви.

Томас Манн родился 6 июня 1875 года, 4 года спустя после появления на свет своего старшего брата Генриха, в знатной и богатой купеческой семье в порту Любек, важном центре торговли на Северном море. В этом старинном, тихом немецком городе не сразу стали ощутимыми грядущие перемены, связанные с золотым дождем контрибуций из Франции, результата проигранной ею войны. Позднее именно он вызвал в Германии деловую лихорадку, спешное учредительство всяких предприятий и акционерных обществ.

Семья, в которой вырос будущий знаменитый писатель, всеми своими привычками, укладом, идеалами принадлежала предшествующей эпохе. Она тщетно силилась сохранить традиции купеческого патрицианского рода, культивировала обычаи "вольного города", каким столетиями был и продолжал считаться в конце XIX века Любек.

Юный Томас, впрочем, в большей степени интересовался поэзией и музыкой, чем семейным предприятием или занятиями в школе. После смерти отца в 1891 г., оставшаяся в наследство торговая контора была продана и семейство переехало жить в Мюнхен. Томас, работая в страховом агентстве, а потом учась в университете, обратился к журналистике и вольнонаемному писательству. Именно в Мюнхене Томас начал свою карьеру литератора самым серьезным образом, достигнув настолько приличного успеха рядом рассказов, что его издатель предложил ему попытаться создать более крупное произведение.

Дом Маннов и упадок в точности такой же, как его, семьи за три поколения можно хорошо представить себе по роману "Будденброки", первой значительной работы Манна. Во многом автобиографическая, эта замечательная семейная хроника, созданная Манном в юношеские годы, была принята с таким единодушным одобрением, что некоторые критики по-прежнему считают роман наилучшей работой писателя. В конце концов, книга оказывается в числе пользующихся наибольшим спросом, принося её автору славу и известность, хотя Томасу было еще только 26 лет. Успех произведения позволил Манну жить безбедно и посвятить себя писательскому ремеслу на всю оставшуюся жизнь.

Оба брата - Томас и Генрих Манны - рано решили посвятить себя литературе. Первые шаги на этом поприще они совершили в полном согласии и поддерживая друг друга. Вскоре их пути разошлись. Далеко и надолго. Причиной отчасти была, вероятно, слава, выпавшая на долю младшего, едва он опубликовал "Будденброков". Она далеко превзошла известность старшего и могла вызвать в нем чувство понятной ревности. Но для взаимного охлаждения были более глубокие причины - различия в представлениях о том, чем должен и чем не должен заниматься писатель. Генрих и Томас сблизились вновь спустя десятилетия. Их объединила общая гуманистическая позиция и ненависть к фашизму.

Томасом Манном планировался, но был отложен ряд других крупных работ, и не было опубликовано после этого почти ничего, кроме рассказов, среди которых отмечают "Тристана" и "Тонио Крёгера". Только один роман, обычно не включаемый в свод его основных произведений, появился позднее: "Королевское Высочество". Ранние романы и рассказы Манна раскрывают его увлеченность вопросом взаимоотношения между мещанской жизнью и чувственностью современного искусства, его поглощенность темой смерти и философское влияние на него Вагнера и Шопенгауэра.

Несмотря на то, что Манн был женат с 1905 года и стал отцом шестерых детей, его эротические фантазии главным образом были направлены на мужчин. В человеческом отношении брак Манна был счастливым: писатель глубоко уважал и любил свою красавицу жену и честно выполнял свои супружеские обязанности. "Что касается лично меня, то мой интерес в какой-то мере делится между двумя... принципами, принципом семьи и принципом мужских союзов. Я по инстинкту и убеждению сын семьи и отец семейства... Но если речь идёт об эротике, о небюргерской, духовно-чувственной авантюре, то дело представляется немного иначе".

Томас Манн, счастливо женатый мужчина и отец шестерых детей, считался сексуально благонадежным и в высшей степени организованным человеком. Его интерес к однополой любви казался чисто интеллектуальным. Но когда была опубликована его огромная переписка и дневники, большую часть которых писатель сжёг, оказалось, что эта заинтересованность была также глубоко личной.

Во время первой мировой войны, Манн стал выразителем шовинистических чувств в весьма изощренной манере, в своих эссе о Фридрихе Великом, восхищаясь напором, самопожертвованием и судьбоносностью прусского короля и представляя эту войну как борьбу между немецкой культурой и западной цивилизацией. Впоследствии Манн подвергся нападкам за предательство дела германского национализма после мужественного отстаивания Веймарской демократии в эссе Von Deutscher Republik (1923) и других сочинениях и речах. Ясную и понятную для современников полемику с Томасом Манном содержал опубликованный в 1915 году братом Генрихом очерк "Золя". В ответ на то, что младший брат в годы первой мировой войны дал одурманить себя шовинистическими идеями, выраженными в апологетическом эссе о Фридрихе II, Генрих Манн в своем очерке прославляет французского писателя-гуманиста. Томас же прославляет прусского короля. Любопытная контроверза! Мотив идейного спора с самым близким человеком, с которым связывают воспоминания об отчем доме, об общем очаге, о детской дружбе, о материнских уроках - один из важнейших в дилогии Генриха Манна "Молодые и зрелые годы короля Генриха IV". Отношения короля Генриха и его сестры - своеобразная парафраза отношений братьев Манн. Нотации, которые читает сестра Генриху с позиций узко понятых традиций и догм, заставляют вспомнить нотации, которые старшему из Маннов в косвенной форме приходилось порой выслушивать от младшего.

Оставаясь консервативным пессимистом, верящим, тем не менее, в прогресс, Томас Манн пишет второй полномасштабный роман "Волшебная гора" (Der Zauberberg, 1924, англ. пер. 1927), который представляет собой грандиозную панораму упадка европейской цивилизации. С изданием этого романа Манн утверждается в положении ведущего писателя Веймарской Германии.

Двойственное отношение к однополой любви, которой он любуется и которую одновременно осуждает, сквозит во многих произведениях Томаса Манна. Не исключение из этого и данный роман. Главный герой "Волшебной горы" молодой инженер Ганс Касторп преодолевает наваждение своей подростковой - все те же 14 лет! - влюбленности в одноклассника в осуществленной любви к похожей на этого мальчика женщине.

Между тем, летом 1927 г. 52-летний писатель влюбился в 17-летнего Клауса Хойзера, сына своего друга, дюссельдорфского профессора-искусствоведа. Мальчик ответил взаимностью и некоторое время гостил у Маннов в Мюнхене. Несколько лет спустя читаем в дневнике писателя: "Это была моя последняя и самая счастливая страсть". А 20 февраля 1942 г. писатель снова возвращается в дневнике к этим воспоминаниям: "Ну да - и я любил и был любимым. Черные глаза, пролитые ради меня слезы, любимые губы, которые я целовал, - всё это было, и умирая, я смогу сказать себе: я тоже пережил это".

В 1929 году Томас Манн получил Нобелевскую премию по литературе в первую очередь за его монументальное юношеское произведение роман "Будденброки".

Впервые антифашистские убеждения Томаса Манна нашли выражение в произведении "Марио и волшебник", рассказывающем об Италии времен Муссолини, где показываются опасности харизматической концепции политического руководства и бессилие народа в руках усыпляющего волю демагога. С наступлением нацистского режима Томас Манн вместе с остальными членами своей семьи эмигрирует в Швейцарию перед лицом угрозы гонений от фашистов, пришедших к власти. Большая группа немецких писателей - среди них и его брат Генрих, эмигрировала во Францию.

В 1936 году писателя в официальном порядке лишили германского гражданства и в том же году на заседании сената Академии наук в Бонне с него сняли звание почетного доктора и члена Академии так же, как и с Генриха Манна. Нацисты избегали всякого упоминания этого имени, пытаясь стереть память о нем из сознания немецкого народа. В свою очередь Томас Манн принял активное участие в антифашистской борьбе, обличая "ужасающую изощрённость университетского образования Германии" в потворстве "тем идеям, которые разрушают Германию в моральном, культурном и финансовом аспектах". Немаловажно то обстоятельство, что в Ассоциацию писателей, созданную на Международном конгрессе в защиту мира и культуры (Париж, 1935), вошли оба брата, таким образом перечеркнув свою былую размолвку.

Понятным ввиду грозящей оккупации Франции становится решение Манна с семьёй перебраться в Соединенные Штаты Америки в 1938 году. Сначала он поселяется в Принстоне, в штате Нью-Джерси, где он преподает некоторое время в Принстонском университете, а затем переезжает в Пасифик-Палисэйдс, в Калифорнию. В Америке Манн сочиняет ряд антифашистских очерков, в число которых входит эссе "Грядущая победа демократии». Находясь в изгнании в Швейцарии и США, он завершает свой монументальный четырехтомный роман "Иосиф и его братья", трогательная дань уважения евреям в их самое мрачное историческое время, в которой изображается свобода личности, борющейся против продажной тирании.

Последнее столкновение Манна с миропорядком Гитлера, смесью гения и безумия в немецкой "душе" и ужасов рухнувшей цивилизации, произошло в его последнем большом романе "Доктор Фаустус". Осмысливая в нем уроки германского фашизма, Манн опять обращается к природе гомоэротического желания, персонализированного похожим на Пауля Эренберга Руди Швердтфегером, и снова видит в нем деструктивное начало, подрывающее стабильность общества.

Как и 80-летнего Гёте, испытавшего страсть к 17-летней Ульрике фон Леверцов, 75-летнего Манна по-прежнему волнует юношеское тело: "Боже мой, как привлекательны молодые люди: их лица, даже если они наполовину красивы, их руки, их ноги" (дневник, 18 июля 1950 г.). В курортном парке он любуется силой и грацией молодого аргентинского теннисиста. Но очарование юности лишь подчеркивает бессилие старости. "Я близок к тому, чтобы пожелать смерти, потому что не могу больше выносить страсть к "божественному мальчику" (я не имею в виду конкретно этого мальчика)" (6 августа 1950 г.).

Последней страстью 75-летнего писателя был 19-летний баварский кёльнер Франц Вестермайер. "Постоянно думаю о нем и стараюсь найти повод для встречи, хотя это может вызвать скандал" (8 июля 1950 г.). "Засыпаю, думая о любимом, и просыпаюсь с мыслью о нём. "Мы всё ещё болеем любовью". Даже в 75. Ещё раз, ещё раз!" (12 июля 1950 г.). "Как замечательно было бы спать с ним..." (10 июля 1950 г.). Этой мечте Томаса Манна не суждено сбыться, но он превратит кёльнера Франца в лукавого авантюриста Феликса Круля.

Не в силах ни побороть, ни принять свои гомоэротические желания, Манн говорит намеками и загадками. "Хорошо, конечно, что мир знает только прекрасное произведение, но не его истоки, не то, как оно возникло; ибо знание истоков, вспоивших вдохновение художника, нередко могло бы смутить людей, напугать их и тем самым уничтожить воздействие прекрасного произведения".

В 1952 году писатель переехал обратно в Швейцарию, напуганный атмосферой политических репрессий, инициированных в США крестовым походом сенатора Джозефа Р. Макарти против коммунизма при воинствующей гомофобии. Томас Манн остался жить в Швейцарии до самой смерти и, прожив целый год в Цюрихе, скончался 12 августа 1955 г.

Наши рекомендации