I. Организационный момент. 1. Вставьте в «окошки» однозначные числа, чтобы получились верные равенства: + + 7 = 17 15 – – = 6 +
II. Устный счет.
1. Вставьте в «окошки» однозначные числа, чтобы получились верные равенства:
+ + 7 = 17 | 15 – – = 6 |
+ + 6 = 16 | 18 – – = 9 |
+ + = 17 | 15 – – = 7 |
2. Покажите отрезками рост каждой девочки, если Ира и Лена одинакового роста, Лена выше Оли, а Таня выше Иры. Напишите, кто выше всех: Таня или Оля.
3. Рассмотрите рисунок. Не нарушая закономерности, дорисуйте недостающий флажок.
III. Сообщение темы урока.
– Сравните данные числа, поставив знаки «<», «>».
9 > 8 7 < 8 5 > 4 3 < 8
– Прочитайте данные неравенства.
– Сегодня на уроке мы научимся выполнять разностное сравнение чисел.
IV. Работа по теме урока.
1. Задание 1.
– Какое число больше: 14 или 10? На сколько больше?
– Какое действие нужно выполнить, чтобы сравнить два числа и ответить на этот вопрос?
– Вычислите значение разности 14 – 10.
– Такой способ сравнения чисел называется разностным сравнением.
– Почему он так называется? (Чтобы ответить на вопрос «на сколько больше?», надо вычислить разность чисел.)
2. Задание 2.
– Что можно сказать о числах, если значение их разности равно числу 0? (Числа равны.)
– Напишите несколько таких разностей.
7 – 7 = 0 97 – 97 = 0
25 – 25 = 0 56 – 56 = 0
3. Задание 3.
– Выполните разностное сравнение чисел.
– Выпишите в один столбик пары чисел, которые отличаются на одно и то же число.
7 – 2 = 5 | 12 – 10 = 2 | 11 – 10 = 1 | 8 – 1 = 7 | 7 – 3 = 4 | 8 – 2 = 6 |
9 – 4 = 5 | 8 – 6 = 2 | 6 – 5 = 1 5 – 4 = 1 | 10 – 3 = 7 | 9 – 5 = 4 |
4. Задание 4.
– Есть ли среди чисел 28, 26, 18, 12, 10, 6, 2 такие, которые отличаются друг от друга на 12?
– Запишите соответствующую разность и ее значение.
18 – 6 = 12
Физкультминутка
5. Задание 5.
– Прочитайте задачу.
– Что известно? Что требуется узнать?
– Решите задачу, используя краткую запись.
Решение:
10 – 8 = 2 (г.) – меньше.
Ответ: на 2 гуся меньше.
6. Задание 7.
– Напишите 10 пар чисел, в которых одно число на 10 больше, чем другое.
90 – 80 = 10 80 – 70 = 10 70 – 60 = 10 60 – 50 = 10 40 – 30 = 10 30 – 20 = 10 20 – 10 = 10 | 95 – 85 = 10 85 – 75 = 10 75 – 65 = 10 65 – 55 = 10 55 – 45 = 10 45 – 35 = 10 35 – 25 = 10 25 – 15 = 10 | 11 – 1 = 10 12 – 2 = 10 13 – 3 = 10 14 – 4 = 10 15 – 5 = 10 16 – 6 = 10 17 – 7 = 10 18 – 8 = 10 19 – 9 = 10 |
7. Работа по карточкам.
– Из чисел, записанных в домике, наберите число 15.
9 + 1 + 5 = 15 6 + 5 + 4 = 15
6 + 6 + 3 = 15 4 + 4 + 4 + 3 = 15 и т. д.
7 + 8 = 15
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Как выполнить разностное сравнение чисел?
Домашнее задание: учебник, с. 68, № 7.
Урок 34
задачи на разностное сравнение
Цели:учить решать задачи на разностное сравнение чисел; продолжить формирование навыка составлять задачу по данному решению и ответу; развивать умение анализировать и рассуждать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Работа на фланелеграфе.
– Сравните данные фигуры. Являются ли они симметричными?
– Сложите из них квадрат и прямоугольник.
– Сколько осей симметрии имеет прямоугольник?
– Сколько осей симметрии имеет квадрат?
2. Задачи.
– Прочитайте и сравните задачи.
Девочки собирали землянику. Маша набрала 8 стаканов, Лена – 7. Остальные – Таня. Сколько стаканов земляники набрала Таня? | Девочки собирали землянику. Маша набрала 8 стаканов. Лена – 7. Остальные – Таня. Сколько стаканов земляники набрала Таня, если все девочки набрали 20 стаканов? |
– Подумайте, в какой задаче выможете ответить на вопрос, а в какой – нет и почему?
3. Игра-соревнование.
Проверьте себя. Сколько клеток вы можете заполнить за 1 минуту?
+ | + | |||||||
4. Разгадайте закономерность и продолжите ряды чисел:
а) 15, 22, 29, … , … , … ;
б) 23, 40, 57, … , … , … ;
в) 4, 6, 12, … , … , … ;
г) 11, 22, 44, … , … , … ;
д) 1, 2, 4, … , … , … ;
е) 7, 9, 11, … , … , … .