I курса (1-й семестр, осенний)
1. Сущность архитектуры как сложного общественного явления и особого вида искусства (Эволюция образа архитектуры от прошлого к будущему)
2. Зарождение архитектуры в эпоху первобытно-общинного строя (4 типа жилища, ареал обитания человека)
3. Зарисовка 1. Основные типы мегалитических сооружений
4. Социальные, исторические и природные предпосылки архитектуры Древнего Египта и ее архитектурные типы
5. Зарисовка 2. Пирамида Хеопса в Гизе (генплан комплекса, план, разрез с основными размерами) и ее идейная связь с ландшафтом
6. Зарисовка 3. Типы колонн на примере памятников египетской архитектуры
7. Мастабá и развитие египетской погребальной архитектуры Древнего и Среднего царств
8. Погребальный храм Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри и его композиционные связи с ландшафтом
9. Зарисовка 4. Композиция египетского храма на примере храма Аммона в Карнаке (генплан, фасад, план и разрез)
10. Сравнение образов египетского и греческого храмов
11. Идейное назначение египетской архитектуры
12. Социальные, исторические и природные предпосылки архитектуры Месопотамии и ее типы
13. Зарисовка 5. Зиккураты в Уре, Дур-Шаррукине, Вавилоне (перспективные рисунки)
14. Декор цоколя и навершия стен дворца в Вавилоне и варианты конструкций перекрытий
15. Зарисовка 6. Колонна в ападане дворца Дария и ее первообразы в архитектуре других культур
16. Социальные, исторические и природные предпосылки в основных этапах развития архитектуры античной Греции
17. Развитие мегарона (памятники Трои, Кносса, Тиринфа) и святилища в греческой архитектуре (на примере Додоны)
18. Зарисовка 7. Критская стоечно-балочная система и обоснование ее неордерного характера
19. Дворцы Крита и Микен. Образ лабиринта в последовательном раскрытии пространств
20. Роль черепицы в переходе от деревянной греческой архитектуры к каменному ордеру и ее типы
21. Зарисовка 8. Греческий дорический ордер (детали антаблемента и капители с наименованием их элементов)
22. Зарисовка 9. Греческий ионический ордер (детали капители и антаблемента,
малоазийская и аттическая базы с наименованием их элементов)
23. Зарисовка 10. Основные типы греческих храмов (схемы планов с наименованием 9-ти элементов периптера)
24. Зарисовка 11. Виды 8-ми архитектурных обломов и 3-х кимматиев классической архитектуры
25. Эволюция дорической и ионической капители на примерах древнегреческих храмов
26. Сравнение ордеров храмов Аполлона в Сиракузах, Зевса в Олимпии и Афины в Пергаме
27. Зарисовка 12. Парфенон (короткий фасад, план с основными размерами, профиль капители)
28. Система оптических отклонений от геометрической правильности форм Парфенона и ее идейно-художественное значение
29. Зарисовка 13. Эрехтейон (план и два перспективных рисунка с низкого горизонта)
30. Зарисовка 14. Античные греческие жилые дома пастадного и перистильного типов (план, разрез с основными размерами) Афины, Бари, Делос, Пелла, Олинф
31. Изменение роли ордера в греческой архитектуре конца классической и эллинистической эпохи (мавзолей в Галикарнасе, памятник Лисикрата в Афинах, алтарь Зевса в Пергаме)
32. Зарисовка 15. Эволюция дорической и ионической капителей
33. Типы греческих общественных зданий эпохи эллинизма (11 из 25 на примере святилища Олимпии)
34. Социальные, исторические и природные предпосылки архитектуры античного Рима и ее типы
35. Зарисовка 16. Храм Юпитера капитолийского в Риме (план, фасад). Этрусские архитектурные типы
36. Зарисовка 17. Тосканский ордер и его отличие от Греко-дорического
37. Сравнение греческих и римских ордеров (дорический, ионический, коринфский, композитный)
38. Зарисовка 18. Римская арочно-ордерная ячейка (схемы фасада,
разрез) на примере Табулария и Колизея
39. Переработка греческих прототипов в архитектуре храмов Кибелы и Весты в Тиволи, Геркулеса в Риме и «Квадратного дома» в Нимах
40. Зарисовка 19. Античный римский жилой дом атриумно-перистильного типа (план, разрез с основными размерами, конструкции и быт)
41. Греческие и римские театры и амфитеатры (памятники Афин, Рима и др.)
42. Зарисовка 20. Виды кладки античного Рима. Изобретение бетона и бетонно-кирпичная техника в архитектуре
43. Зарисовка 21. Пантеон в Риме (план, разрез с основными размерами)
44. Зарисовка 22. Базилика Максенция в Риме (план и аксонометрия) и влияние ее композиции на дальнейшее развитие архитектурного пространства в Европе
45. Зарисовка 23. Типы 5-ти сводов и 1 купола (планы, разрезы и аксонометрии)
46. Отличительные особенности античной римской архитектуры (типологический обзор на сравнении с древне-греческой архитектурой)
47. Социальные, исторические и природные предпосылки в основных этапах развития архитектуры Индии, Камбоджа и Латинской Америки
48. Социальные, исторические и природные предпосылки в основных этапах развития архитектуры Китая, Японии и Африки
Список рекомендованной литературы:
Н.И. Брунов, Очерки по Истории Архитектуры, М. 2003
Б. Флетчер, История Архитектуры в переводе Р. Беккера, СПб. 1913
Б. Маркузон, Всеобщая История Архитектуры том 2, М. 1975
Т. Забалуева, История архитектуры и строительной техники, М. 2007
Студент получает три вопроса по архитектуре разных эпох: 1) подробная зарисовка, 2) история памятника 3) особенности архитектуры данного периода. Преобладание графики над устным изложением обязательно! После ответа на билет студент должен определить 12 изображений памятников архитектуры без подписи (УГАДАйКа™): эпоха, этническая группа, время создания, тип, посвящение, и иногда архитектор и материалы памятника. Система оценки 10-бальная (по два балла на вопрос, и 4 балла на УГАДАйКу). Время на подготовку к ответу, включая зарисовку - 20 мин. Для допуска к экзамену необходима предоставить 2-й этап семестровой работы по одной из тем, выбранных студентом. Если эта тема совпадает с вопросом билета, студент выбирает аналогичный вопрос из другого билета. Студент, получивший отличные оценки на обеих контрольных, отвечает на 1 вопрос меньше. Не приветствуется сокращать себе и преподавателям каникулы пересдачей. Желаю удачи и творческого вдохновения (особенно при затруднении с ответом).
Составил: арх. Асимов Н.Н. МИИГАйК 2009