V. Продолжение работы по теме урока. 1. Чтение стихотворения «Полевые цветы»

1. Чтение стихотворения «Полевые цветы»

— А сейчас прочитайте название следующего стихотворения.

— Какие полевые и луговые цветы вы знаете? (Ромашка, ва­сильки, колокольчики, золотистые лютики, зверобой и др.)

(Чтение стихотворения учителем.)

Работа после чтения

— Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.

(Пышно цветут дорогие цветы, Нежны и сладки их тонкие запахи, Листья и стебли полны красоты. Их возрастили в теплицах заботливо, Их привезли из-за синих морей...)

— Что значит «их привезли из-за синих морей»? (Значит, при­везли издалека.)

— А как поэт показывает цветы полевые? (Он их называет скромными сестрами и братьями заморских цветов.

Их возрастила весна благовонная В зелени майской лесов и лугов. Веет от них красотою стыдливою, Сердцу и взору родные они...) Благовонный — ароматный, душистый.

— Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? (Ответы детей.)

— Почему автора привлекают скромные полевые цветы? (Он говорит, что эти цветы «сердцу и взору родные» и «говорят про давно позабытые светлые дни».)

(Выразительное чтение стихотворения.)

3. Беседа о стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги...»

— Самостоятельно прочитайте третье стихотворение И. Бу­нина — «Густой зеленый ельник у дороги...».

(Дети читают сначала про себя, затем вслух.)

— Что произошло в зеленом ельнике? Как вы поняли? (В ель­нике шел олень. А потом вдруг появилась охотничья собака. Автор показал нам, как красиво олень убежал.)

— Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать все то, что хотел донести до нас автор.

(Выразительное чтение стихотворения.)

VI. Рефлексия

VII. Подведение итогов урока

— Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?

— Какое стихотворение вам больше всего понравилось?

Домашнее задание

Выучить стихотворение «Детство». Нарисовать иллюстрации к стихам.

Урок 6 0. Развивающий час (обобщение по разделу «Поэтическаятетрадь 2»). Оценка достижений

Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и ана­лизировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоя­тельно и в группе; оценивать свои достижения.

Оборудование: КИМыдля учащихся 3 класса; выставка книг по разделу учебника, портреты писателей; карточки с заданиями.

Ход урока

I. Разминка

(Дети делятся на группы и садятся за отдельные столы.)

Викторина

• Мастер по приготовлению пищи. (Повар.)

• Снежные массы, которые обрушиваются с гор. (Лавина.)

• Мастер по починке часов. (Часовщик.)

• Тот, кто любит собирать грибы. (Грибник.)

• Куда осенью улетают перелетные птицы? (На юг.)

• Еловый лес. (Ельник.)

• Листы бумаги, на которых напечатаны сообщения о жизни в стране и за рубежом. (Газета.)

• В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь.)

• Сосновый лес. (Сосняк. Сосновый бор.)

• Раздел учебника, который мы только что изучали. (Поэти­ческая тетрадь 2.)

— Молодцы! Каждая группа получает жетон за этот конкурс. (Если были ответы, которые дали не все команды, то дать до­полнительные жетоны ответившим.)

II. Работа по теме урока

1. «Узнай поэта»

(Задание на карточках.)

Задание 1-й группе

«Читать он научился рано и впоследствии говорил, что не помнит, как и когда именно. До 10 лет у него был домашний учитель, который увлекательно рассказывал о литературе, музыке, живописи. Под его влиянием будущий писатель приобщился к чтению книг, к занятиям живописью. По его воспоминаниям, его писательская жизнь "началась, должно быть, в тот бесконечно давний день в нашей деревенской усадьбе в Орловской губернии, когда я, мальчик лет восьми, вдруг почувствовал горячее, беспокойное желание немедленно сочинить что-то вроде стихов или сказки..."» (И.А. Бунин.)

Задание 2-й группе

«Первые десять лет жизни он прожил в деревне и потом часто вспо­минал об этом времени:

Я вспоминал. Младенческие годы. Деревня, где родился я и рос. Мой старый сад. Речонки малой воды. В огнях цветов береговой откос. Первые свои стихи он сочинил в 9 лет. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг.

В историю русской литературы он вошел и как переводчик (он пе­реводил на русский язык американскую, английскую, немецкую, бол­гарскую, литовскую, армянскую, испанскую, грузинскую литературу». (К.Д. Бальмонт.)

Задание 3-й группе

«Это поэт, прозаик, критик, издатель. Родился в с. Немирово Каме­нец-Подольской губернии. Детство поэта прошло на Волге, близ Яро­славля. Отец его, отставной офицер, был ярым крепостником, внушав­шим страх и крестьянам, и собственной семье». (Н.А. Некрасов.)

Задание 4-й группе

«Писатель этот родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. До 11 лет воспитывался дома, а в 1881 г. по­ступил в Елецкую уездную гимназию, но через четыре года из-за финан­совых затруднений семьи вернулся домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Он с увлечением читал Пушкина, Го­голя, Лермонтова, а в семнадцатилетнем возрасте начал писать стихи сам. Не имея средств к существованию, он в 1889 г. идет работать корректором в местную газету «Орловский вестник», в 1891 г. в Орле выходит его пер­вый сборник стихотворений». (И.А. Бунин.)

— Итак, узнали писателей, вспомнили о некоторых моментах их жизни, а сейчас отправляемся дальше. (На доске порт­реты всех трех писателей.)

Наши рекомендации