V. Продолжение работы по теме урока. 1. Чтение стихотворения «Полевые цветы»
1. Чтение стихотворения «Полевые цветы»
— А сейчас прочитайте название следующего стихотворения.
— Какие полевые и луговые цветы вы знаете? (Ромашка, васильки, колокольчики, золотистые лютики, зверобой и др.)
(Чтение стихотворения учителем.)
Работа после чтения
— Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.
(Пышно цветут дорогие цветы, Нежны и сладки их тонкие запахи, Листья и стебли полны красоты. Их возрастили в теплицах заботливо, Их привезли из-за синих морей...)
— Что значит «их привезли из-за синих морей»? (Значит, привезли издалека.)
— А как поэт показывает цветы полевые? (Он их называет скромными сестрами и братьями заморских цветов.
Их возрастила весна благовонная В зелени майской лесов и лугов. Веет от них красотою стыдливою, Сердцу и взору родные они...) Благовонный — ароматный, душистый.
— Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? (Ответы детей.)
— Почему автора привлекают скромные полевые цветы? (Он говорит, что эти цветы «сердцу и взору родные» и «говорят про давно позабытые светлые дни».)
(Выразительное чтение стихотворения.)
3. Беседа о стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги...»
— Самостоятельно прочитайте третье стихотворение И. Бунина — «Густой зеленый ельник у дороги...».
(Дети читают сначала про себя, затем вслух.)
— Что произошло в зеленом ельнике? Как вы поняли? (В ельнике шел олень. А потом вдруг появилась охотничья собака. Автор показал нам, как красиво олень убежал.)
— Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать все то, что хотел донести до нас автор.
(Выразительное чтение стихотворения.)
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?
— Какое стихотворение вам больше всего понравилось?
Домашнее задание
Выучить стихотворение «Детство». Нарисовать иллюстрации к стихам.
Урок 6 0. Развивающий час (обобщение по разделу «Поэтическаятетрадь 2»). Оценка достижений
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения.
Оборудование: КИМыдля учащихся 3 класса; выставка книг по разделу учебника, портреты писателей; карточки с заданиями.
Ход урока
I. Разминка
(Дети делятся на группы и садятся за отдельные столы.)
Викторина
• Мастер по приготовлению пищи. (Повар.)
• Снежные массы, которые обрушиваются с гор. (Лавина.)
• Мастер по починке часов. (Часовщик.)
• Тот, кто любит собирать грибы. (Грибник.)
• Куда осенью улетают перелетные птицы? (На юг.)
• Еловый лес. (Ельник.)
• Листы бумаги, на которых напечатаны сообщения о жизни в стране и за рубежом. (Газета.)
• В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь.)
• Сосновый лес. (Сосняк. Сосновый бор.)
• Раздел учебника, который мы только что изучали. (Поэтическая тетрадь 2.)
— Молодцы! Каждая группа получает жетон за этот конкурс. (Если были ответы, которые дали не все команды, то дать дополнительные жетоны ответившим.)
II. Работа по теме урока
1. «Узнай поэта»
(Задание на карточках.)
Задание 1-й группе
«Читать он научился рано и впоследствии говорил, что не помнит, как и когда именно. До 10 лет у него был домашний учитель, который увлекательно рассказывал о литературе, музыке, живописи. Под его влиянием будущий писатель приобщился к чтению книг, к занятиям живописью. По его воспоминаниям, его писательская жизнь "началась, должно быть, в тот бесконечно давний день в нашей деревенской усадьбе в Орловской губернии, когда я, мальчик лет восьми, вдруг почувствовал горячее, беспокойное желание немедленно сочинить что-то вроде стихов или сказки..."» (И.А. Бунин.)
Задание 2-й группе
«Первые десять лет жизни он прожил в деревне и потом часто вспоминал об этом времени:
Я вспоминал. Младенческие годы. Деревня, где родился я и рос. Мой старый сад. Речонки малой воды. В огнях цветов береговой откос. Первые свои стихи он сочинил в 9 лет. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг.
В историю русской литературы он вошел и как переводчик (он переводил на русский язык американскую, английскую, немецкую, болгарскую, литовскую, армянскую, испанскую, грузинскую литературу». (К.Д. Бальмонт.)
Задание 3-й группе
«Это поэт, прозаик, критик, издатель. Родился в с. Немирово Каменец-Подольской губернии. Детство поэта прошло на Волге, близ Ярославля. Отец его, отставной офицер, был ярым крепостником, внушавшим страх и крестьянам, и собственной семье». (Н.А. Некрасов.)
Задание 4-й группе
«Писатель этот родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. До 11 лет воспитывался дома, а в 1881 г. поступил в Елецкую уездную гимназию, но через четыре года из-за финансовых затруднений семьи вернулся домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Он с увлечением читал Пушкина, Гоголя, Лермонтова, а в семнадцатилетнем возрасте начал писать стихи сам. Не имея средств к существованию, он в 1889 г. идет работать корректором в местную газету «Орловский вестник», в 1891 г. в Орле выходит его первый сборник стихотворений». (И.А. Бунин.)
— Итак, узнали писателей, вспомнили о некоторых моментах их жизни, а сейчас отправляемся дальше. (На доске портреты всех трех писателей.)