Тема урока: салфетка «ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ».

Задание: использование приёмов вышивки лентами для изготовления текстильных изделий-сувениров.

Тип занятия: изучение и закрепление новых знаний.

Целью данного занятия является выявление уровня развития умений и навыков по отделке изделия вышивкой, используя атласные ленты.

Задачи: - образовательная: познакомить с историей возникновения вышивки лентами как искусства, научить детей украшать изделие, используя вышивку лентами, реализовать в изделии чувство красоты, а также художественную фантазию;

- развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности; развитие глазомера, точности, совершенствовать навыки самостоятельной работы над композицией;

- воспитательная: воспитывать в детях любовь к культурному наследию, художественный вкус, доброту, уважительное отношение и интерес к художественному творчеству.

Изучение новой темы происходит с помощью постановки ряда проблем и обсуждения их в форме интерактивной беседы. При объяснении нового материала, в частности при объяснении основных понятий современного декоративно-прикладного искусства, учитель обращается к следующим наглядным пособиям: «СОВРЕМЕННОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО», «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЫШИВКИ ЛЕНТАМИ». Новый материал чередуется с практическими упражнениями для немедленного закрепления полученных знаний и применения их на практике, так как целью является именно обучение вышивке лентами учащихся средних классов. Подобное чередование помогает учащимся поэтапно усвоить полученную информацию и тем самым повысить результативность самого процесса обучения. На данном занятии предполагается выполнение следующего практического задания: выполнить салфетку «Полевые цветы» в технике вышивки атласными лентами .

Объяснение задания учитель проводит с опорой на репродукции изделий мастеров ДПИ и демонстрацию пособия «СЮЖЕТНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ТЕХНИКИ ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ»

При объяснении правил цветоведения и составлении композиции на основе ритмической организации узора используются методическое пособие - таблица «ЦВЕТОВОЕ СОЧЕТАНИЕ В ВЫШИВКЕ ЛЕНТАМИ», «КОМПОЗИЦИЯ В ИЗДЕЛИЯХ». При объяснении задания учитель выполняет на доске педагогический рисунок и обращает внимание учащихся на слайды, помещенные в презентации «Декоративная композиция».

На завершающем этапе изложения новой темы учитель, подводя к исполнению творческого задания учащихся, демонстрирует таблицу «ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ» и таблицу с поэтапным выполнением упражнения для овладения методикой исполнения декоративного задания в технике вышивка лентами пособие «ИЗГОТОВЛЕНИЕ САЛФЕТКИ С ВЫШИВКОЙ».

Для актуализации изученного материала учитель создает перед учащимися проблемную ситуацию, что позволяет сконцентрировать внимание учащихся и активизировать мыслительную деятельность. В конце занятия проводится выставка и обсуждение законченных работ учащихся.

Учитель предлагает представить учащимся, что они пришли на выставку в музей народного творчества и нескольким учащимся выступить в роли искусствоведа и проанализировать работы. Подобная организация деятельности помогает учащимся развивать умения сравнивать и анализировать объекты народного декоративного искусства; способствует развитию умения излагать мысли в четкой последовательности. Особое внимание стоит обратить на организацию смены деятельности учащихся при проведении урока во избежание монотонности учебного процесса и вследствие чего понижении интереса учащихся, что может оказать отрицательное действие на процесс обучения вышивки лентами учащихся средних классов.

Данная методическая разработка по обучению вышивке лентами учащихся средних классов в процессе внеурочной деятельности, выполнена в жанре современного декоративно-прикладного искусства, дидактические материалы, наглядные пособия или отдельные упражнения можно использовать при выполнении декоративного решения изображения в других декоративных техниках. Кроме того, некоторые упражнения из дидактических пособий можно использовать в кружках для развития художественных умений в обучении вышивки лентами, образного мышления, а также нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни, что способствует формированию гармонично и всесторонне развитой творческой личности обучающихся средних классов.

На основе изученной искусствоведческой литературы по декоративному искусству нами был разработан и выполнен творческий проект триптих, на тему «Сирень», выполненный в технике вышивки лентами, размер центральной работы 60х60 см, боковые две работы – 60x40 см. Творческий проект состоит из трёх картин. Жанр – декоративный натюрморт. Для выполнения творческого проекта была выбрана композиция изображающая гроздья сирени, состоящие из мелких цветочков, очень плотно расположенных друг к другу, которые формируют реалистический образ объемного букета. Сдержанный колорит вышивки задуман в близлежащих цветах, что позволяет использовать цвето-тональную растяжку в передаче воздушной перспективы. В дальнем плане композиции, сирени вышитой лентами, положен строгий тёмный фон, который помогает сконцентрировать внимание на цветах и рассмотреть эту тонкую работу. Каждая работа отличается композицией, единым колористическим решением, своим настроением. Мы стремились вызвать чувство радости и восхищения изображением цветов сирени, в такой интересной современной технике вышивки лентами (см. Приложение 7).

Выполненный нами творческий проект «Сирень» предназначен для демонстрации как методическое пособие на уроках декоративно – прикладного искусства, по разработанной нами методике и будет способствовать обучению вышивке лентами учащихся средних классов в процессе внеурочной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённое исследование на тему «Обучение вышивке лентами учащихся средних классов в процессе внеурочной деятельности» полностью завершено. Цель достигнута – разработаны методические рекомендации и дидактические пособия, способствующие обучению вышивке лентами учащихся средних классов в процессе внеурочной деятельности.

Задачи, поставленные, в исследовании выполнены:

Исходя из, проанализированной психолого-педагогической литературы, мы можем сделать следующие выводы: специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении между взрослым и ребёнком – при сильном желании стать взрослым, что определяет многие характерные особенности его поведения. Подросток имеет стремление к отстаиванию своей независимости, приобретает право голоса. Он целенаправленно хочет избавиться от родительской опеки. Важно отметить, что изучив психологические особенности развития школьников подросткового возраста, мы убедились, что данный период сложный в жизни учащихся. Обучающиеся стремятся самоутвердиться в той социальной среде, с которой связана их деятельность. У подростков формируется развитие интересов, они начинают проявлять стремление к новшеству, в получении новых ощущений, а также увлеченность к какому-либо интересному делу, подросткам необходимо делать упор на обучение и обогащение общетрудовых знаний и умений, которые будут способствовать к проявлению самостоятельности, инициативы, познавательной и творческой активности.

Проанализировав программы для общеобразовательных учреждений В.С Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой мы выяснили, что каждая из программ имеет уроки по декоративному творчеству. Но в педагогическом исследовании мы опирались на программу Т.Я. Шпикаловой, так как именно в ней больше всего времени отводиться на уроки, посвященные декоративно-прикладному искусству. Она отличается от других программ иной постановкой задач, в основе которой четко выражена системность и поэтапность проведения уроков и методикой, направленной на обучение многообразию видов декоративно-прикладного искусства, на обучение различным техникам, способам обработки ткани; овладение опытом трудовой деятельности на материале традиционных художественных ремесел.

Изучена литература по искусствоведению, а именно, по теме современного декоративно-прикладного искусства. Было выявлено, что современные декоративные техники имеют свою специфику и шаблоны в обучении не допустимы, так как школьники обладают разными способностями. Проблема обучения вышивке лентами, как вида современного декоративно-прикладного искусства, на сегодняшний день относится к числу наиболее актуальных. Обучение вышивке лентами – процесс сложный, творческий, он не возможен без эмоций и увлеченности. Мы определили, что каждый ученик носит в себе задатки художника и при условии более индивидуального подхода эти задатки могут быть развиты. Уроки декоративного искусства во внеурочной деятельности способствуют обучению художественным навыкам, учащиеся смогут развивать в себе чувство прекрасного, творческие качества личности, разбираться в многообразии декоративных техник, научиться преобразовывать бытовые предметы в произведения искусства.

На основе изученной искусствоведческой литературы по декоративному искусству нами был разработан и выполнен творческий проект триптих, на тему «Сирень», выполненный в технике вышивки лентами, размер центральной работы 60х60 см, боковые две работы – 60x40 см. Творческий проект состоит из трёх картин. Жанр – декоративный натюрморт. Для выполнения творческого проекта была выбрана композиция изображающая гроздья сирени, состоящие из мелких цветочков, очень плотно расположенных друг к другу, которые формируют реалистический образ объемного букета. Сдержанный колорит вышивки задуман в близлежащих цветах, что позволяет использовать цвето-тональную растяжку в передаче воздушной перспективы. В дальнем плане композиции, сирени вышитой лентами, положен строгий тёмный фон, который помогает сконцентрировать внимание на цветах и рассмотреть эту тонкую работу. Каждая работа отличается композицией, единым колористическим решением, своим настроением. Мы стремились вызвать чувство радости и восхищения изображением цветов сирени, в такой интересной современной технике вышивки лентами учащихся средних классов в процессе внеурочной деятельности.

Проведён экспериментальный анализ структурирования программ по изобразительному искусству и разработаны методические рекомендации и дидактические пособия по обучению вышивке лентами учащихся средних классов в процессе внеурочной деятельности.

Дидактические пособия:

- «СОВРЕМЕННОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»;

- «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ВЫШИВКИ ЛЕНТАМИ»;

-«СЮЖЕТНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ТЕХНИКИ ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ»;

- «ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ»;

- «ЦВЕТОВОЕ СОЧЕТАНИЕ В ВЫШИВКЕ ЛЕНТАМИ»;

- «КОМПОЗЦИЯ В ИЗДЕЛИЯХ»;

- «ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ САЛФЕТКИ С ВЫШИВКОЙ ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ»;

- «ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГОЛЬНИЦЫ»;

- динамическое пособие, способствующее обучению вышивке лентами и развитию образного мышления при выполнении задания по вышивке.

- мультимедийные пособия презентации: «Изготовление отдельных элементов вышивки», «Создание декоративного панно».

Мы считаем, что работа по выполнению заданий средствами вышивки лентами существенно повлияет на развитие художественных умений школьников и подтверждение этому мы получили в ходе анализа экспериментальной работы.

Разработанная нами система методических рекомендаций и дидактических пособий имеет практическую значимость и поможет учителю в обучении вышивке лентами учащихся средних классов в процессе внеурочной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрямова О.С. Словарь-справочник учителя изобразительного искусства. – Пенза, 2005. – 70 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество: Психол. очерк. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

3. Внеучебная деятельность [Электронный ресурс] – URL: http://scool20.ucoz.ru/index/vneuchebnaja_dejatelnost/0-57/ (дата обращения: 20.10.2016).

4. Вышивка лентами / Пер. с англ. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008. – 450 с.

5. Гаврилова В.Ю. Вышивка лентами. Шаг за шагом. – Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга»; Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2008. – 345 с.

6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.Г. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 233 с.

7. Дафтер Хэлен. Фантазии из шёлковых ленточек / Перевод с английского У. Сапицыной. – М.: ЗАО «Издательская группа «Контэнт», 2007. – 158 с.

8. Декоративно-прикладное искусство – Википедия. - [Электронный ресурс] – URL.: http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Декоративно-прикладное_искусство

9. Дорожкина Н.И. Удивительная вышивка: устный журнал / Н.И. Дорожкина, О.П. Стулова // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 2. – С. 88-92.

10. Ильина Т.А. Педагогика : курс лекций : учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – С. 118.

11. История изобразительного искусства: учебник для студентов высших пед. учебных заведений: в 2 т. / под ред. Н.М. Сокольниковой. – 2-е изд., стереотипное. – М.: ИЦ «Академия», 2007. – Т. 1. – 304 с.

12. Итон Джен. Вышивка крестом. Шедевры мировой живописи. – М.: КОНТЭНТ, 2009. – 111 с.

13. Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-дана, 2003. – 462 с.

14. Кокс Э. Вышивка шёлковыми лентами. – М.: Кристина – Новый век, 2008. – 324 с.

15. Косогорова Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студентов учреждений высш. проф.образования / Л.В. Косогорова, Л.В. Неретина. – М.: Академия, 2012. – 224 с.

16. Кузин В.С. Изобразительное искусство: программа для 5-9 классов. – М.: Дрофа, 2011. – 50 с. – (Программы для общеобразовательных учреждений).

17. Молотова В.Н. Декоративно-прикладное искусство: учеб. пособие. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Форум, 2013. – 288 с.

18. Наниашвили И.Н. Вышивка крестом. Клуб семейного досуга. –Белгород: Клуб семейного досуга. – 2010. – 96 с.

19. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: программа для 1–9 классов. – М.: Просвещение, 2011. – 138 с. – (Программы для общеобразовательных учреждений).

20. Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003. – 209 с.

21. Розанова Е.С. Новая энциклопедия вышивки. – М.: АСТ, 2011. – 234 с.

22. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для вузов. – М.: Агар, 2000. – 251 с.

23. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

24. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5-8 классов: в 4 ч. – Обнинск: ТИТУЛ, 1996. – Ч. 2. Основы живописи. – 80 с.

25. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003. – 544 с.

26. Талызина Н.В. Педагогическая психология: учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования. – 3-е изд., стереотипное. – М.: Akademia, 2003. – 287 с. – (Пед. образование).

27. Фокина Л.В. История декоративно-прикладного искусства: учебное пособие / Л.В. Фокина. – Ростов на/Д: Феникс, 2009. – 241 с.

28. Фомичёва А.А., Валькевич С.И. Вышивка лентами – средство для развития детского творчества // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. - № 6. – С. 59-60.

29. Фридман Л.И. Психопедагогика общего образования: пособие для студентов и учителей. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 288 с. – (Библиотека педагога-практика).

30. Цветкова О.В. Вышивка лентами. – М.: Ниола-Пресс, 2008. – 234 с.

31. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность школьника // Вопросы психологии. – 1998. – № 5. – С. 76-79.

32. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: программа для 5–9 классов. – М.: Просвещение, 2011. – 72 с. – (Программы для общеобразовательных учреждений).

33. Шейко И.В. Теория и история народного декоративно-прикладного творчества: учебное пособие для специальностей «Народное художественное творчество»; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Агро-Сибирь, 2007. – 103 с.

34. Эрикссон Элен. Шелковые фантазии. Искусство вышивки ленточками. – М.: Альбом, 2008. – 144 с. – (Декоративно – прикладное искусство).

35. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М.: Знание, 1970. – 48 с. – (Искусство).

Приложение 1

Наши рекомендации