Вступительное слово учителя 4 страница

— Какие трудности вы испытали на уроке?

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

IX. Домашнее задание

Составить правильно пословицы, выучить их наизусть

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СТА ФАНТАЗИЙ»

УРОК ТВОРЧЕСТВА «СОЧИНЯЕМ САМЫЕ НЕВЕРОЯТНЫЕ ИСТОРИИ»

Цель:

· Обобщить знания учащихся по разделу; совершенствовать навык чтения вслух и молча;

· Проверить уровень знаний и сформиро­ван ность читательских умений по разделу;

· Формировать умение выпол­нять тестовые задания под руководством учителя; развивать умение читать выразительно, составлять словесные рисунки к произведению;

· Создавать условия для активной познавательной и творческой деятель­ности детей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся рассказывают наизусть пословицы и объясняют их смысл.

III. Речевая разминка

— Закончите пословицы (на доске):

• Для Родины своей ни сил, ни... (жизни не жалей).

• Кто много читает, тот... (много знает).

• Труд человека кормит, а... (лень портит).

• Не спеши языком,... (торопись делом).

• Делу время, а... (потехе час).

: Один за всех,... (все за одного).

• Кто другому яму копает, тот... (сам в неё попадет).

IV. Проверка усвоения изученного материала

1. Чтение памятки по выполнению теста

2. Выполнение теста учащимися.

(На выполнение теста дается 20 минут. Текст всего теста сначала читает учитель, а затем дети самостоятельно перечиты­вают каждое задание и выполняют его.)

Тест

1. В каком произведении ты встретился с героем-фантазёром?
Обведи букву с правильным ответом.

а) «В очках и без очков» Ю. Мориц;

б) «Приключения барона Мюнхаузена» Э. Распе;

в) «Необыкновенная Ромашка» С. Воронина.

2. Кто авторы этих произведений? Укажи стрелками.

1) «Чудеса приходят на рассвете» а) А. Милн

2) «Винни-Пух и все-все-все» б) А. Линдгрен

3) «Малыш и Карлсон, в) В. Орлов который живёт на крыше»

3. В отрывке из текста найди описание героя. Подчеркни эти
слова.

— До чего ж я хороша! — радовалась гусеница, с удоволь­ствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски.

4. Поступок какого героя вызывает осуждение? Подчеркни имя
этого героя.

Стёпа оттолкнул Леку, сорвал Ромашку и понёсся с бугра.

— Что ты наделал! — кинулся за ним Лека. — Отдай, отдай Ромашку!

Он бежал и ничего не видел. Потом упал и заплакал.

— На. рёва-корова, — сказал Стёпа и бросил смятую Ро­машку.

5. В каких произведениях живут добрые и дружелюбные герои? Обведи буквы с правильными ответами.

а) «Винни-Пух и все-все-все»;

б) «Честное гусеничное»;

в) «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».
Физкультминутка

V. Вступительное слово учителя

— Люди без воображения — скучные люди. Смотрит скуч­ный человек на небо, для него небо — просто небо, облака — просто облака. Но стоит взглянуть на небо человеку с вооб­ражением, сразу же сказка появляется. Давайте будем снова удивляться и фантазировать!

VIII. Подведение итогов урока

— Почаще улыбайтесь и фантазируйте. Пусть прекрасные истории, необычные сказки, неповторимые стихи поселятся вашей волшебной тетради. Когда вам будет грустно, читайте, восхищайтесь произведениями и смело украшайте страницы те­тради своим рисунками.

IX. Рефлексия

— Какое задание вам понравилось больше всего?

УРОК КОНТРОЛЯ. ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ

Цель: проверить уровень сформированности навыка чтения уча­щихся.

Примечание: проверка навыка чтения осуществляется на незна­комом художественном тексте повествовательного характера. Перед началом проверки навыка чтения учитель настраивает детей на сотрудничество,чтобы снять у них «состояние тревожности», сообщить пра­вила работы и ее цель.

Текст для проверки навыка чтения:

Пушок

(Отрывок)

В доме у нас жил ёжик, он был ручной.

Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок.

Если Пушок был голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом ёж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.

Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по до­рожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.

Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ёжик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнате бегать. Всю ночь бегает, лапками топает...

Г. Скребицкий

Вопросы к тексту:

1. Почему ёжика прозвали Пушком?

2. Расскажи, как ёжик требовал еды.

СТРАНА ХОХОТАНИЯ. ВВЕДЕНИЕ В РАЗДЕЛ «СТРАНА ХОХОТАНИЯ»

Цель:

· Совершенствовать умение читать вслух, молча, регулируя темп и скорость чтения; развивать умение читать выразительно;

· Формировать умение находить в тексте рифмующиеся слова, подбирать рифмы к сло­вам;

· Содействовать развитию речи, формированию умений коллективной деятельности; способствовать формированию навыка самостоятельно­сти, развитию литературных и творческих способностей учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся рассказывают интересную историю о любимом сказочном герое, которую они придумали дома.

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение, дополняя его (на доске).

Три хозяйки

Три хозяйки суп вари ,

три хозяйки суп соли ,

три хозяйки суп меша ,

три хозяйки есть не ста .

— Как вы думаете, почему хозяйки не стали есть суп?

IV. Вступительное слово учителя

— Я приглашаю вас в путешествие в удивительный мир книг.

Еще не все прочитаны страницы,

А мысли за строкой бегут, бегут.

И незаметен мерный шаг минут,

Неслышно луч на новый лист ложится...

И споришь ты с героями и вдруг

Поймешь, как непроста судьба иная,

И улыбнешься, что-то вспоминая...

С тобою — книга. Новый близкий друг.

— Сегодня мы начинаем путешествие в новую страну, кото­рая называется Хохотания.

— Почему она так называется? Давайте попробуем предпо­ложить.

— Нужна ли такая страна людям? Почему?

— Что дает людям смех?

— Просмотрите произведения, которые размещены на страни­цах учебника. Назовите фамилии знакомых авторов. Вспомните, какие произведения этих авторов мы изучали.

V. Работа с текстом «Слово Добродея»

а) работа со статьей

1. Чтение учителем вступительной статьи от имени Добродея.

2. Проверка первичного восприятия текста.

— Какой бывает смех?

3. Чтение текста учащимися молча.

4. Анализ статьи.

— Когда смех полезен и нужен?

— Когда смех может обидеть человека?

— Приведите примеры, когда вы весело и от души смеялись.

— Когда смех помог выздороветь человеку? Прочитайте.

— Когда смеяться неприлично, нетактично? Прочитайте.

б) работа со стихотворением

1. Чтение стихотворения учеником.

2. Проверка эмоционального восприятия текста.

— Какое настроение вызвало стихотворение?

3. Чтение текста учащимися молча.

— Подумайте, какие чувства нужно передать при чтении?

4. Анализ стихотворения.

— В какую страну мы поедем на необычном транспорте?

— Какое настроение у жителей Смехотании?

— Можем ли мы попасть в эту страну?

— Кем мы будем в этой стране?

— Какие необычные слова встретились в стихотворении?

5. Выразительное чтение.

— Прочитайте стихотворение, передавая радость, веселое настроение.

Физкультминутка

Подведение итогов урока

— Закончить урок мне хочется словами В. Бокова:

Книга — учитель,

Книга — наставница,

Книга — близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает

и старится, Если ты выпустишь книгу из рук.

IX. Рефлексия

— На доске размещен океан Настроения с островами Удо­вольствие, Радость, Печаль. Разместите кораблик у берега того острова, название которого соответствует вашему настроению в конце урока.

X. Домашнее задание

Г. САПГИР «МЕСЯЦ», «БУТЕРБРОД»

Цель:

· Совершенствовать умение читать вслух, отчетливо прогова­ривая звуки, навык чтения молча; формировать представления о твор­честве Г. Сапгира;

· Развивать умение читать выразительно и по ролям; совершенствовать умения коллективной деятельности;

· Способствовать развитию у учащихся интереса к чтению, создавать условия для ак­тивной познавательной деятельности детей, расширения знаний о при­родных явлениях и истории возникновения вещей.

Ход урока

I. Организационный момент

Внимание, звонок! Начинаем урок.

Какой предмет? Математика?

Нет. И не география тоже.

А что же? Поясняю для всех:

Новый предмет — Смех!

II. Проверка домашнего задания

III. Речевая разминка

— Прочитайте слова (на доске).Точка, стол, утка, дочка, каска, лещ, лень, вол, оса, иол.

— Добавьте к словам один звук, чтобы образовалось новое слово. Назовите новые слова. (Уточка, столб, шутка, каскад, клещ, удочка, олень, волк, коса, полк.)

IV. Вступительное слово учителя

— Сегодня на уроке мы продолжим читать произведения большого шутника — поэта Генриха Сапгира. Вы знаете, что он любит вплетать в свои стихи загадку и таинственность. Обыч­ные для нас вещи поворачиваются у поэта необычной сторо­ной. Он как будто видит мир глазами волшебника и весельчака. Каждое новое стихотворение этого удивительного поэта — слов­но окошко в мир слов: поющих, звенящих, смеющихся. Слова в его стихах заставляют удивляться, наслаждаться, радоваться.

IV. Работа со статьей о Г. Сапгире

1. Чтение статьи учителем.

2. Проверка первичного восприятия текста.

— Чем необычны произведения Г. Сапгира?

3. Чтение текста учащимися молча.

— Чему нас учит поэт?

4. Анализ статьи.

— Какие произведения пишет Г. Сапгир?

— О чем можно узнать из произведений поэта?

— Физкультминутка

Считалку, записанную на доске, сначала читает учитель, по­том хором учащиеся.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа.

Эта долька — для стрижа.

Эта долька — для утят.

Эта долька — для котят.

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура.

Он сердит на нас — беда!!!

Разбегайтесь — кто куда!

Дети становятся в круг, проговаривают считалку все вместе, разбегаются и вновь собираются в круг.

VI. Работа со стихотворением Г. Сапгира «Месяц»

1. Чтение стихотворения Г. Сапгира «Месяц» учеником.

2. Проверка эмоционального восприятия текста.

— Какое настроение вызвало стихотворение?

3. Чтение -текста учащимися молча.

— Подумайте, какие чувства нужно передать при чтении?

4. Анализ стихотворения?

— Почему поэт сравнивает месяц с апельсином?

— Что стало с апельсином через две недели?

— Как поэт называет апельсин. Прочитайте.

— Что осталось на небе через две недели? Прочитайте.

5. Выразительное чтение.

— Прочитайте стихотворение, передавая радость, веселое настроение.

VII. Работа с текстом Г. Сапгира «Бутерброд»

— Любое изобретение — результат человеческого труда. Этим оно отличается от открытия — существующего, но еще не известного человеку. Обычно изобретение появляется тогда, когда кому-то приходит в голову использовать то, что уже суще­ствует, в новом, неожиданном сочетании.

Все мы едим бутерброды, но, наверное, никто не задумывался, как они появились, кто их придумал. Г. Сапгир знает ответ на эти вопросы.

1. Чтение стихотворения учеником.

2. Проверка первичного восприятия текста.

— Чем удивило вас это стихотворение?

3. Чтение текста учащимися молча.

— Подумайте, как по-другому можно назвать стихотворение?

4. Анализ стихотворения.

— В какой стране был изобретен бутерброд?

— Что означает слово «бутерброд»?

— Где. жил чудак, придумавший бутерброд? Прочитайте.

— Какое слово использует поэт, чтобы показать неожидан­ность изобретения? Прочитайте.

5. Выразительное чтение.

— Прочитайте стихотворение выразительно. Подумайте, где надо делать паузы, где читать с понижением голоса.

Физкультминутка для глаз

Чтоб глаза ваши зорче, были, Вдаль посмотрим и под йоги,

Чтоб в очках вам не ходить, Вправо, влево, побыстрей.

Эти легкие движения Удивимся: что такое?

Предлагаю повторить. И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро, Словно стрелочки часов, Проведем глазами дружно, Ну, а дальше — будь здоров!

Подведение итогов урока

— Каждое стихотворение этого удивительного поэта — окошко в мир слов, которые могут смешить, удивлять, радо­вать, заставлять думать и наслаждаться чтением.

— Какими новыми мыслями и чувствами вы обогатились?

Домашнее задание

Выучить наизусть понравившееся стихотворение Г. Сапгира.

Г. САПГИР «КАРМАННЫЙ КОМАРИК»

Цель:

· Совершенствовать умение читать вслух, по цепочке, отчет­ливо произнося звуки; навык чтения молча; формировать представ­ления о творчестве Г. Сапгира;

· Совершенствовать умение определять эмоциональное настроение произведения;

· Развивать умение читать выразительно, навык чтения по ролям, умение подбирать слова, необхо­димые для характеристики персонажей;

· Формировать умение находить в тексте рифмующиеся слова, подбирать рифмы к словам; создавать условия для активной познавательной и творческой деятельности де­тей, формирования навыков коллективной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают наизусть понравившееся стихотворение Г. Сапгира.

III. Речевая разминка

— Прочитайте слова (на доске). Образуйте из этих же букв новые слова по образцу: комар — корма.

Ракета — ... (карета), кабан — ... (банка), клоун — ... (ку­лон), шнурок — ... (коршун), автор — ... (товар).

Вступительное слово учителя

— Что вы знаете о комаре?

— Где можно встретить это насекомое?

— Каким ласковым словом можно назвать комара?

А теперь представьте себе картину, которую нарисовал словами поэт Г. Сапгир.

V. Работа с текстом Г. Сапгира «Карманный комарик»

1. Чтение стихотворения учителем.

Проверка первичного восприятия

— Что вы представили, когда слушали это произведение?

— Какое это стихотворение — веселое, грустное, смешное, озорное?

3. Чтение стихотворения «цепочкой».

— Подумайте, как по-другому можно назвать стихотворение?

4. Анализ произведения.

— Что делает это стихотворение смешным, юмористическим?

— Чем интересно это стихотворение?

— Чем хвалился первый мальчик?

— Что было в кармане у второго мальчика? Прочитайте.

— Что он придумал еще?

— Что случилось в доме, когда удрала Щекотка? Прочитайте.

— Что придумал первый мальчик в ответ на фантазию вто­рого?

— Почему нельзя выпускать из чемодана Болтовню? Про­читайте.

— Можем ли мы назвать мальчиков фантазерами? Докажите.

— Какие строки, по-вашему, соответствуют иллюстрациям в книге?

—• Какие еще иллюстрации можно сделать к произведению?

— Найдите в тексте и прочитайте строчки, которые вам осо­бенно понравились.

5. Игра «Продолжи чтение».

Учитель начинает читать предложение, ученики продолжают.

• Г нездышко свил...

• Есть у меня...

• Теперь я Щекотку...

• В большом чемодане...

6. Выразительное чтение.

Правильно, с повышением и понижением голоса прочи­тайте вопросительные, восклицательные и повествовательные предложения, при перечислении делайте паузу VI. Работа в группах

Задание для 1 группы

1. Прочитайте стихотворение «Карманный комарик».

2. Найдите в тексте слова, которые рифмуются.

Комарик —... (фонарик) Моем —... (поем) Вечером —... (тенором) Басом —... (матрасом) Находка(Щекотка) Катался —... (пытался) Обезьяну —... (стану) Беда —... (никогда)

Задание для 2 группы

1. Прочитайте пословицы.

• Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

• Слово — серебро, молчание — золото.

• Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.

• Много шуму, толку мало.

2. Выберите пословицы, которые подошли бы к стихотворе­нию I'. Сапгнра «Карманный комарик»

Задание для 3 группы

— Прочитайте слова. Выберите слова, характеризующие мальчиков. Подчеркните их.

Осторожные, болтливые, мудрые, добрые, крикливые, спо­койные, находчивые, правдивые, фантазёры, весёлые, смелые.

Задание для 4 группы

1. Из какого стихотворения эти рифмы? Кто его автор? Об­ведите цифру и букву с правильными ответами.

... фонарик ... комарик

1) «В очках и без очков» а) В. Орлов

2) «Чудеса приходят на рассвете» б) Г. Сапгир

3) «Карманный комарик» в) Ю. Мории

2. Подберите и запишите слова, которые рифмуются со сло­вом комарик.

Наши рекомендации