Пример 2. Автор Наталья Котрасева 5 страница
Вотанизм Листа предполагал реинкарнацию как условие существования человека в мире. Законы всего существующего мира говорили ему о сокровенном присутствии Бога в природе. Все вещи Лист представлял себе как проявления духовной силы. Человек оказывался неотъемлемой частью единого космоса и потому был вынужден следовать простому этическому правилу жить в согласии с природой.
Кроме этих последних, реальных и, к сожалению, предвосхитивших свое время идей, у Листа было много идей эзотерических и абсурдных, вроде количественного соотношения между нумерологией «Речей Гримнира» Старшей Эдды и числом лет в Кали-юге.
По представлениям Листа, идеальное (естественно, древнегерманское) общество состояло из рядовых чле-
1 Эта система, известная как «арманическая», успешно существует до сих пор. 3 Ха-ха.
Групповая практика 223 ■
нов и королей-священников. Власть последних основывалась исключительно на их- мудрости. А мудрость состояла в знании «германской теософии». Знание, открывавшееся посвященным, было двух уровней: вота-низм — религия для всех, популярное изложение мифов и притч, предназначенных для низших кругов общества, и арманизм, предполагавший тайные знания. В саму структуру «Арманеншафт» входили лишь избранные.
Безусловно, идея некоей организации посвященных, руководящих общей политикой социума, позаимствована у масонов и поздних розенкрейцеров. Даже элита священнослужителей у Листа разделялась на три ранга в соответствии с рангами иерархии масонских лож: ученики-неофиты, братья и мастера-масоны. Лист уверял, что общество «Арманеншафт», подвергшееся преследованиям в древней Германии, выжило до настоящего времени лишь в силу того, что его таинства тщательно оберегались в обществах розенкрейцеров и франкмасонов, рыцарскими орденами и учеными магами Средневековья, постигшими все герметические науки. (В той или иной степени этим смешным сейчас идеям вторит наш современник Эдред Торссон.)
2 марта 1908 года было официально провозглашено Общество Листа. В 1911 году Лист создал небольшой круг посвященных внутри Общества Листа, обозначенный буквами НАО (Hoher Armanen-Orden). Даже в организованном им самим обществе он не смог отказаться от идеи превосходства одних участников над другими. И тут следует специально отметить, что любое деление общества на круг профанов и круг посвященных является метафорой отношений отцов — всезнающих и всемогущих и детей — подчиняющихся родителям и глядящих на них (в данном случае — на отца) с восторгом. Это теория «правильного порядка вещей» XIX века, дофрейдовской эпохи1 в истории человеческой мысли. В XX веке, особенно во второй его половине, все изменится.
1 Именно Фрейд «расколол» эдипов комплекс (зависть к отцу и желание занять его место) у людей своего времени.
224 Галина Бедненко. Школа рун
КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ
Известный врач-психоаналитик и владыка умов Карл Густав Юнг внес существенный вклад в возрождение языческих богов внутри самих людей. Он жил в Швейцарии и говорил на немецком языке, поэтому не мог быть оторванным от немецкой культуры второй половины XIX — начала XX века. Немецкая молодежь могла тогда казаться немного помешанной: группы людей исхаживали пешком всю страну, распевали народные песни, носили флаги и вымпелы со свастикой и руническим кругом Арманен, проповедовали нудизм и вегетарианство, танцевали вокруг костров' в день летнего солнцестояния, восхваляя солнце. Основным лозунгом этих людей было «Кровь и Почва». Для того чтобы восстановить подлинную культуру, «изначальную почву души», необходимо было вырваться из «железной клетки иудеохристианской цивилизации». Надо было восстановить в себе древнего человека и вернуть себя к силам сладостного арийского прошлого.
А Юнг делал то же самое, только на академическом, психоаналитическом поприще. Он узнавал древних богов в образах своих снов и снов своих пациентов. У него были видения, и он общался с наставниками нечеловеческого происхождения, сам строил себе башню из камней и учил практикам «активного воображения», сходным с классическими оккультными техниками того времени. Вместе с тем он был и остался «ученым мужем и старцем», авторитетом психологической науки.
Его главная заслуга перед неоязычеством — введение понятия архетипов в широкий оборот. Он понял, что боги существуют внутри нас в виде образов или сценариев — архетипов, которые могут неожиданно активизироваться сами по себе или быть активизированы самим человеком с помощью тех или иных действий. Но архетипы — это часть как индивидуального, так и коллективного бессознательного. Они могут овладеть душой не только отдельного человека, но и всего народа, час-
Групповая практика . 225
ти мира. И Юнг видел, что в Германии с приходом Гитлера возрождается дух Водана. Впрочем, понять, что принесет бог безумия и битвы, Юнг смог не сразу.
МИСТИЧЕСКИЕ КРУЖКИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
После Первой мировой войны Германия находилась в упадке, как экономическом, так и духовном. Естественно, это время стало весьма благоприятным для сторонников и последователей Гвидо фон Листа и его мистического национализма. Они нашли себе многочисленную аудиторию. Эллегаард Эллербек, например, начал резкую антиреспубликанскую кампанию. Он поносил союзников, осуждал материализм и превозносил немцев до божественного статуса. Он описывал тонкую ауру, сопутствующую каждой из европейских наций, и духовный характер каждой. И обращался к своим согражданам: «Да знаете ли вы, что вы — боги?» Эллербек читал лекции по всей Германии и провозглашал немцев наследниками крови древних языческих богов.
Ариософское движение расцвело в Германии в конце 20-х и в 30-х годах. Большей частью представители движения работали в эзотерических обществах и не были связаны с политическим движением. 29 ноября 1925 года было основано Общество Эдды. Члены Общества были по преимуществу писателями, и они приняли участие в эклектической реконструкции арийской религии. Так, Вернер фон Бюлов (1870—1947), Великий Мастер Общества, создал «мировые рунические часы», которые показывали магическую атрибутацию восемнадцати рун арманического ряда цветам, зодиакальным знакам и триединству «рождения — бытия — смерти». Другие члены Общества Эдды — Мартин Брюкер и Альберт Марк, автор эзотерической книги о германском национализме, — работали над понятием протоязыка и принципом параллакса.
8 Г. Бедненко «Школа рун*
Галина Бедненко. Школа рун
Также в общество входили Отто Зигфрид Рейтер, лидер Немецкого Религиозного Товарищества и автор многих книг по астрологии, языческой религии и текстов об Эдде, Карл Рейнгольд Петтер, президент пана-рийской лиги в Данциге, и Матильда фон Кемниц, плодовитая «народническая» писательница, возглавившая движение «Людендорф», после того как в сентябре 1926 года вышла замуж за генерала Людендорфа. Общество Эдды издавало журнал «Hag All All Hag» (позже просто «Hagal») вплоть до 1939 года. Хотя в 1933 году в новом меморандуме Общество объявило официально о своей верности национал-социализму, темы его исследований оставались прежними. Журнал «Hag All All Hag» занимался в основном анализом стихов Эдды, мифологии и древних памятников, геральдикой, астрологией, геомантикой и сакральной географией. Политические же события старались объяснить высшими космическими законами, советуя читателям подчиняться интересам большинства.
Существовали и отдельные личности, занимавшиеся рунами арманического ряда и совершенно не интересовавшиеся политикой. Фридрих Бернхард Мар.би (1882— 196.6) основал мистическую школу оккультизма рун. Там занимались по большей части изучением использования рун для лечения болезней, рунической гимнастикой, муд-рами и медитациями. Своего рода это была руническая йога. Древние арийские и германские священные центры Марби представлял себе как особые очаги рунического воспитания, расположенные преимущественно в кратерах, на горах или холмах и недалеко от воды. В 1936 году он был осужден Третьим рейхом как «антинацистский оккультист» и отправлен в концентрационный лагерь Вельзхайм. Он оставался в концлагерях Флоссенбург и Дахау до 1945 года, когда его освободили союзники. Все эти испытания не сломили рунолога — он продолжал свои исследования, писал книги и издавал периодический журнал вплоть до своей смерти 3 декабря 1966 года.
Известен еще один практический рунолог того времени — Зигфрид Адольф Куммер (род. в 1899 г.).
Групповая практика 227
В 1927 году он основал Школу «Руна» в Дрездене и сотрудничал с ариософской летней школой братьев Рихтер в Баренштайне в 1932 году. Он соединял традиции классической церемониальной магии и современной ему рунологии. Куммер, как и Марби, были осужден нацистами «за дискредитацию и осмеяние священного Арийского Наследства».
В отличие от аполитичных оккультистов-рунологов, существовали и кружки специалистов, которые принимали участие в разработке символов и ритуалов СС (это становится очевидным при изучении эмблем соответствующих частей и подразделений) и были любимцами Гиммлера.
ПОСЛЕВОЕННАЯ СУДЬБА «ГЕРМАНСКОЙ ДУХОВНОСТИ»
В конце Второй мировой войны материалистический коммунизм и не менее материалистический капитализм раздавили все ростки агрессивной «германской духовности». Все, чем занимались нацисты наряду с ведением войны и обустройством концлагерей, подверглось осуждению и негласному замалчиванию как заляпанное кровью. В первое время к этому отнесли абсолютно все, касающееся геополитического мистицизма, евгеники (которая так и не возродилась) и, конечно, германского неоязычества.
Политкорректный гражданин США Эдред Торссон мягко сообщает: «Двадцатый век показал нам, что германский символизм можно применить не только в освободительных целях, но и для разрушения и порабощения. Это не имеет ничего общего с настоящей практикой Северного Пути, но при этом демонстрирует, какая заключена в нем сила». Торссон говорит об использовании неоязыческой идеологии нацистами, как упоминают о близком родственнике — мафиози-уголовнике: не называя имен, формально осуждая и втайне гордясь.
228 Галина Бедненко. Школа рун
Э. Торссон, по сути, является потомком и продолжателем идеалистов-народников. Если те видели в общественном устройстве древних германцев идеал общинного «некапиталистического» общества, то Торссон видит в них идеал «американского индивидуализма»: «Древние тевтоны были свободолюбивыми индивидуалистами и ничего не имели общего с тоталитаризмом и коллективизмом». Тоталитаризма в современном смысле слова тогда действительно не существовало, но вот жизнь «свободолюбивого индивидуалиста» в древ-негерманской общине, где человек всегда принадлежал роду, семье, братству и племени, причем одновременно, представить сложно. (Возможность проявлять свою яркую индивидуальность дало лишь современное неоязычество.) Поэтому можно сделать вывод, что идеи «особой германской духовности», совмещенные с идеалистическим и исторически неправомерным представлением о «райской жизни» древнего германца, живучи и по сей день.
НОВОЕ ПРИШЕСТВИЕ ЯЗЫЧЕСТВА
Как уже было сказано, выжившие в концлагерях ру-нологи продолжали трудиться на своей излюбленной ниве и после войны, по-прежнему не обращая внимания на существующую политическую идеологию. Но интерес к древним верам и религиям старой Европы, даже Америки и Африки, уже растет сам по себе. В Англии поднимают голову ведьмовские кружки, и там наконец запрещают закон, наказывающий за колдовство. Кроу-ли давным-давно работает с архетипами египетских богов и предрекает Новый Эон. Юнг по-прежнему учит людей по ту и эту сторону океана видеть богов в образах своих сновидений. Афро-бразильские и афро-американские религии (вуду, умбанда, кандомбле и др.) прочно связали африканское и индейское язычество с образами католических святых. Появляются первые виккан-ские языческие общины, ориентированные главным
Групповая практика
образом на первобытную веру в Великую Мать и ее супруга-короля. Возникает церемониальное религиозное язычество.
Во всей этой сумбурной и полной пылкого энтузиазма деятельности германские язычники оказываются не единственными, а одними из многих. Новой чертой этого времени является отщепленность «германской духовности» от собственно Германии. Например, в 1950 году мало кому известный австралийский (!) одинист А. Руд Миллз выпускает серию книг в надежде возродить древнюю веру. Германское язычество возрождается везде, где вообще возникают языческие общины. Так, они более распространены в англоговорящих странах, чем в романских. В романских, католических странах нет такой потребности в возрождении древних архетипов и церемониальных занятиях: католичества вкупе с оставшимся этническим колдовством вполне достаточно. Итак, можно сказать, что язычество возрождается большей частью в протестантских странах — обделенных красивой церемониальной религией и в свое время активно избавлявшихся от ведьм и колдунов. Сейчас пришло время компенсации.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Общая тенденция современной западной цивилизации — ощущение индивидуальности «человека толпы». Каждый имеет значение, и каждый может (по крайней мере, в теории) все, что угодно. Отсюда все многочисленные фильмы про отставных спецназовцев, спасающих мир, и домохозяек, переквалифицировавшихся в спецназовцев, не говоря уже о школьниках, успешно сражающихся с инопланетными чудиками.
Примерно та же ситуация сложилась и в нью-эйдже-вом мире духовных теорий и практик. Каждая женщина может стать ведьмой, стоит только изучить соответствующий справочник или учебник. Любой человек может научиться автоматическому письму и предска-
Галина Бедненко. Школа рун
заниям будущего по хрустальному шару. Городские шаманы встречаются под каждым девятым кустом. Классический оккультизм с его тайными орденами и кружками почти целиком раздавлен огромной массой неофитов-волшебников.
При этом воззрения эклектичны и никак не согласуются с местом рождения и проживания, нацией или расой человека. Белые американцы и современные петербуржцы владеют вуду, египетские маги вызывают кельтского Кернунна, в Тель-Авиве тайно действует скандинавский хирд (полувоенная языческая община).
Люди пропагандируют «собственное учение» и легко находят себе немногочисленные группы последователей. Руны теперь трактуются в соответствии с собственным жизненным опытом и нелегкой женской судьбой. Делается это пространно, с выведением житейских доктрин, туманных метафор и афоризмов. На этой волне поднялся Ральф Блюм, придумавший Пустую руну дополнительно к Старшему Футарку. (Представьте, как занимательно она смотрелась в ряду других рун, — как любое пустое место!) И Лиза Пешель, считающая, что руны викингов нужны лишь для того, чтобы узнать, с каким кавалером дама столкнется сегодня в супермаркете и что поспособствует ее будущему замужеству.
АСАТРУ
Асатру — современная языческая религия скандинавского толка. Первые общины Асатру были созданы в 1970-х годах как в Исландии, так и в США. В Исландии на настоящий момент Асатру признана одной из государственных религий, в Америке же это лишь одна из множества религий мелких неоязыческих общин.
1980-е годы — время более или менее спонтанного образования локальных языческих общин и кружков изучения рунической магии. В 1980 году Эдред Торссон основал «Рунную Гильдию» («Rune-Gild»), специализирующуюся на изучении рун Старшего и Младшего
Групповая практика
Футарков. Там же и примерно тогда же в США была собрана община «Обряд Одина» («The Odinic Rite»), которая принадлежит к англосаксонской ветви древнегер-манских верований.
В 1990-х годах мелкие общины стараются объединиться в союзы и как-то унифицировать свою веру и практики. В 1994 году возникает «Asatru Folk Assembly». В 1995 году Эдред Торссон и Джеймс Чизхольм основывают организацию «Вера» («The Troth»). Базовые идеи и ритуалы Асатру по версии «The Troth» изложены в книге Эдреда Торссона «A Book of Troth» (Llewellyn, 1989). Организация Эдреда Торссона «Кольцо Трота» официально зарегистрирована в США как «церковь». Одновременно с этим несколько небольших общин объединяются в «Союз Асатру» («АА» — Asatru Alliance), более консервативный по своим взглядам, нежели «The Troth».
Общей тенденцией остается наибольшая распространенность скандинавского неоязычества, соответственно, в странах Скандинавии и в США. Там многоцветное и экстатическое неоязычество компенсирует спокойствие и уравновешенность протестантских обрядов1.
Глава 26
КАЛЕНДАРЬ И ПРАЗДНИКИ СЕВЕРНОГО НЕОЯЗЫЧЕСТВА
Древний календарь в Скандинавских странах делил год на два основных сезона — зиму и лето, что связано с северным положением этих территорий. Лето знаменовалось длинными днями и белыми ночами, а зима — короткими днями и длинными ночами. Зима начиналась
1 В нашей стране одной пышности и обрядов и идеологической основы для развития неоязычества было бы мало — это все уже есть. Здесь если и можно что-то компенсировать, то унифицированность долголетнего атеизма и «соборность» православия, противопоставив им хорошо организованный индивидуализм каждого участника в рамках общины или общего течения.
Галина Бедненко. Школа рун
в субботу между 11 и 18 октября (по старому стилю). Лето начиналось в четверг между 9 и 15 апреля (по старому стилю).
В языческие времена Скандинавия, безусловно, праздновала свои сезонные и религиозные праздники, но дошедшая до нас об этом информация чрезвычайно скупа. И мы собираем ее все по тем же исландским сагам1. Поскольку же именно исландские источники, порядки и обычаи обычно берутся за образец в современном неоязычестве, то поговорим вначале о них. Общеизвестными древними праздниками являются2:
• Ветрнэтр («зимние ночи») — первые зимние ночи (по исландскому календарю), то есть праздник начала зимы. Отмечался в субботу, приходившуюся на период с 21_ по 27 ноября.
• Йоль — праздник середины зимы. Главное языческое празднество. Позже отождествилось с Рождеством 6— 9 января.
• Сумарблот («летнее жертвоприношение») — возможно, первый день лета. Тогда это четверг между 19 и 25 апреля (по старому стилю 9—15 апреля).
• Мидсумар («середина лета») — летнее солнцестояние, самый длинный день в году.
• Альтинг — время, когда съезжались на всеисландский тинг, народное собрание, вече, где решали спорные вопросы, судились и издавали законы. Альтинг открывался в четверг между 18 и 24 июня, а до 1000 года — на неделю раньше. Альтинг совпадал с неделей «середины лета».
Упоминается в сагах еще Дисаблот («жертвоприношение дисам»); когда оно производилось, неизвестно. Вполне вероятно, что оно было обычной ритуальной частью разных религиозных праздников.
Общепринятыми современными языческими праздниками, вдобавок ко всем вышеперечисленным, являются:
• Торри, или праздник Донара (Тора), в конце января.
1 При этом стоит учитывать, что праздники в Исландии могли
быть несколько иными, нежели на Скандинавском полуострове. ■
2 За консультации о древнсисландском календаре огромное спа
сибо Тиму Стридману (http://www.norse.narocl.ru).
Групповая практика
• Праздник дис в начале февраля.
• Майский день 1 мая, начиная с ночи. Это Вальпургиева ночь континентальных германцев и общепринятый праздник всех язычников.
• Сигблот («почитание победы»), упоминаемое Снор-ри Стурлусоном. Полагают, что это тот же праздник, который у англосаксов назывался Остара, приходящийся на весеннее равноденствие. Сейчас это 21—23 марта.
• Фрейфакси, или Хлебный праздник (1 августа).
Таким образом, современные язычники дополняют
уже известные исландские праздники общепринятыми европейскими: на начало февраля (2 февраля) у язычников кельтских традиций приходится Имбольк, 1 мая — Бельтайн, Остара — весеннее равноденствие, 1 августа — Лугнасад.
Праздник Торри — это до сих пор отмечаемый в Исландии народный праздник, «день бондов», в наши дни известный как «день мужчин» (аналог 23 февраля, только мужчины славятся как «крестьяне», а не «воины»). В современной Исландии существуют и другие народные праздники, не связанные ни с язычеством, ни с христианством. Это довольно поздно введенный «день женщин», «встреча Солнца», день Локи, «собачьи дни».
20 июня и 23 декабря; то есть практически в дни летнего и зимнего солнцестояний, празднуются дни Торла-ка — соответственно, летний Торлак и зимний Торлак. Торлак был христианским епископом1, и последняя дата является датой его смерти, а первая — датой перенесения его останков в храм. Хотя эти даты приблизительно совпадают с днями солнцестояний, следует отметить, что во времена епископа Торлака летнее солнцестояние приходилось приблизительно на 15 июня, а зимнее — где-то на 15 декабря.
Современный неоязыческий календарь праздников северной традиции не является унифицированным для всех общин и течений внутри Асатру. Наиболее рас-
1 Торлак Торхалльссон — епископ (1178—1193), покровитель Исландии. Канонизирован папой Иоанном Павлом II в 1985 году.
234 Галина Бедненко. Школа рун
пространен список праздников, предлагаемый Эдредом Торссоном в его книге «The Our Troth» (еще не переведенной на русский язык), — это довольно короткий перечень дат при сравнительно простых обрядах. Кве-дульв Гундарссон в своей книге «Teutonic Religion» (к сожалению, также не переведенной на русский) дает свой перечень праздников и описание ритуалов, большей частью рассчитанных на двух-трех участников.
Неоязычество принесло не только возрождение языческих праздников, но и совершенно новые так называемые «дни поминовения». Если основные сезонные праздники у всех авторов и общин примерно одни и те же, то дни почитания тех или иных героев весьма разнятся и по времени, и по месту существования. Большая часть почитаемых таким образом героев были язычниками, погибшими в борьбе с христианством (так сказать, языческих великомучеников). Правило назначения той или иной даты тут сравнительно простое — за редким исключением, берется 9-е число каждого календарного месяца. Поскольку северное язычество довольно популярно в США, то предпринимаются также попытки использовать привычку праздновать национальные американские праздники в языческих целях или же найти им смысловую альтернативу. Неоязычники из организации «Трот» утверждают, что каждый человек может выбрать себе достойных героев и героинь для почитания, которые могут чему-то научить нас в жизни.
На наш взгляд, маловероятно, чтобы именно «мученики» могли чему-то научить нас. Это в корне противоречит самой идее удачи и хорошей доли, которую должны уметь найти, ухватить и удержать «правильные», с точки зрения древнего язычника, люди. Мученик может научить либо страдать так, как он (в том числе «пострадать за правду», а не «отстоять правду», к примеру), либо требовать, чтобы за него отомстили, что, точно так же как и «повторное страдание», не является и не может являться целью современного самостоятельно мыслящего человека. Если брать тех или иных героев для почитания, то лучше взять людей более удачливых, чем те, кого убили, да еще и пытали. И
Групповая практика 235
более полезных в наше время, нежели те, что прославились своими грабежами.
Современные люди ухватились за саму идею почитания славных предков и чтут известных им героев. Однако также принципиально важно различать своих кровных предков и «героев со стороны». Если мы будем чтить Сигурда, убийцу Фафнира, и забудем о своем собственном прадедушке, полковнике КГБ, то, когда мы станем взывать к Сигурду, чтобы тот научил нас, к примеру, храбрости и выдержке в борьбе с врагами, нам явится и из нас вылезет именно «полковник». А «полковник КГБ» — сидящий в вас предок — научит вас, к примеру, писать доносы или сверлить «глазки» в стене женской бани1.
Почитание рода и предков вне всякой связи со своим кровным родом и собственными предками кажется мне немыслимым. Мы не призываем всенепременно почитать в ритуалах всех без разбору бабушек и дедушек, которые могли творить в своей жизни бог знает что или, наоборот, не сделать ничего особенного. А предлагаем лишь узнать о них побольше и выяснить, какое послание они могли оставить нам, своим потомкам. А параллельно с этим ничто не мешает нам чтить самых разных героев самых разных времен и национальностей — Сигурда или ту же Брюнхильду, вплоть до основателя католического ордена иезуитов Игнатия Лойолы, который конечно же не имел никакого отношения к Скандинавии, но был человеком целеустремленным и. удачливым.
О ПРАЗДНИКЕ ТОРРИ
В современной Исландии в пятницу между 19 и 25 ян-варя отмечается праздник, именуемый Торри. Еще он называется «днем бондов» или «днем мужчин». В этот
1 О том, чему реально нас могут научить предки, см. кн.: Шут-ценберг А.А. Синдром предков. М., 2001.
236 Галина Бедненко. Школа рун
день едят специальные кушанья, описания которых мы здесь пропустим1.
Народную популярность праздник приобрел в XIX веке. Торри — главный персонаж этого праздника — приходит к крестьянину и сообщает, что если тот достаточно потрудился летом, то ему хватит сил дожить до настоящей весны. Об этом поются песенки. Предполагается, что Торри — это персонификация Зимы (аналог Морозко, который награждает трудолюбивых и замораживает до смерти ленивцев). Предполагают, что у этого Торри есть спутница-супруга. Ее зовут Гоа, и она снисходительнее к людям, чем ее муж.
В современной религии Асатру невинный фермерский праздник Торри стал фестивалем в честь бога Тора, несмотря на то что никакой другой связи, кроме схожего звучания, между двумя этими персонажами нет. Предположительно, мороз в это время года так силен, что его не иначе как напускает какой-нибудь морозный великан, а значит, чтобы разобраться с этим, нужна помощь Тора. Потому в этот день неоязычники и славят бога Тора.
ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ И РИТУАЛЫ
Древнеисландских сезонных праздника было четыре:
• Сумарблот(«летнее жертвоприношение») — первый день лета, четверг между 19 и 25 апреля.
• Мидсумар(«середина лета») — летнее солнцестояние, самый длинный день в году. Дата меняется в зависимости от года.
• Ветрнэтр(«зимняя ночь») — ночь перед началом зимы в субботу с 21 по 27 октября.
• Йоль— праздник середины зимы. Сейчас празднуется на протяжении 13 дней от зимнего солнцестояния.
Итак, у исландцев было два сезона, и праздновались середины каждого сезона и дни перехода к сезону следующему. Поэтому самыми главными в северной традиции
Если не съешь — не поверишь.
Групповая практика
и ныне следовало бы считать именно их. Характерная особенность этого набора праздников — в том, что вместо обычных четырех календарных дат солнечных солнцестояний и равноденствий празднуются не равноденствия, а «начала сезонов». Поскольку это шло вразрез с современными нью-эйджевыми тенденциями, то неоязычники в целом приняли «дополнительные» праздники: во-первых, весеннее равноденствие, связав его с англосаксонской богиней Остарой и заявив, что англосаксы — все-таки по происхождению германские племена. Затем не обошлись без Вальпургиевой ночи, или Бельтайна, — первого майского дня, поскольку это уже стало классикой жанра (хотя в Скандинавских странах 1 мая не уделялось особого внимания). Добавили общераспространенный в неоязычестве (и присутствовавший во многих континентальных традициях древности) праздник урожая — Ламмас, i августа. Из народных исландских традиций добавили праздник Торри — Торраблот, придав национальному дню мужчины и фермера статус праздника Тора и Тюра.
Аутентичные скандинавские праздники | Современные неоязыческиепраздники |
Весеннее равноденствие (Остара) | |
Сумарблот (19—25 апреля) | |
1 мая (Вальпургиева ночь) | |
Мидсумар — летнее солнцестояние | Летнее солнцестояние |
1 августа (Ламмас) | |
Осеннее равноденствие | |
Ветрнэтр (21—27 октября) | |
1 ноября (Самхейн) | |
Зимнее солнцестояние | |
Йоль — середина зимы (6—9 января) | |
Торри (19—25 января) — празднуется с XVIII— XIX веков | |
2 февраля (Имбольк) |
238 Галина Бедненко. Школа рун
Таким образом, мы видим, что на самом деле только один древний праздник точно совпадает с праздником современным. Что сделали современные северные язычники во главе с американцем Эдредом Торссоном? Совместили оба праздничных календаря, заменяя общие неоязыческие праздники ближайшими «северными» праздниками'.
И в урезанном варианте получается, например, такой список: