Почему это происходит?! Заполняем пробелы
Движение формирует мозг
К началу третьего года нашего обучения мне и моим одногруппникам уже кое-что известно о том, как проводить уроки функциональной интеграции. Однако, снова-таки, работа со взрослым, который взаимодействует с вами и спокойно лежит на столе, едва похожа на то, что по нашим наблюдениям делает Филд с подвижной «целью» в подгузниках. Как же мы могли научиться делать то же самое?
Чтобы настроиться на такую возможность, мы провели большую часть выходных, обучаясь видеть в действии и ощущать в себе некоторые из основных паттернов движения человека, которые начинают проявляться ещё в утробе матери.
Филд дала потрясающее объяснение тому, как она понимает ранее развитие: к 49-ому дню своего развития в утробе плод начинает двигаться слегка влево и вправо, чуть больше в одну сторону, чем в другую. Эта склонность к движению в одну сторону будет сохраняться всю жизнь как характеристика такой сложившейся самоорганизации человека. Однако если движение из стороны в сторону не происходит в это время, плод не выживает.
«Это этап в развитии, когда организм является не более, чем совокупностью кровеносной, нервной и костной систем — мозг ещё не существует», — объясняет Филд. «То есть, движение предшествует мозгу и, можно сказать, движение формирует мозг. С точки зрения развития, голова, шея и глаза являются такими же приспособлениями, как и конечности. Можно рассматривать только движение, чтобы объяснить, как организована нервная система».
Шерил Филд рассказывает об этапах развития человеческого организма
После 10-12 недель внутриутробного развития к двигательному репертуару формирующегося человеческого организма добавляется ещё три базовых движения: сгибание вперёд, разгибание и скручивание. Все эти движения организованы немного по-разному в каждом из направлений, согласно первичной склонности. Задолго до рождения эти движения часто повторяются и становятся привычными. Ещё не родившийся младенец также ясно ощущает силу гравитации, зная ответ на фундаментальный вопрос «Где находится верх?». Как нам часто напоминала Филд, новорождённый ребёнок не обучается тому, как совершать самые базовые движения, он изучает те движения, которые уже в нём заложены.
Первый двигательный урок, который она для нас проводила, Филд назвала «Минога», по имени морского существа, которое является одним из самых ранних известных позвоночных видов, и чьё движение напоминает движение плода на 49-ом дне развития: всё, что она делает, это извивание из стороны в сторону.
На протяжение часа мы лежали на спине на полу и двигались из стороны в сторону в одной плоскости, в результате принимая С-образную форму тела или её зеркальное отражение. Многие из нас, включая меня, обнаружили, что выполнение первичных движений человека является ещё тем вызовом!
Вместо прямого бокового сгибания, я всегда стремился к скручиванию. Когда я перемещал ноги влево и вправо с прямыми коленями, моя голова хотела двигаться в противоположном направлении. Мой таз также приходил в движение.
После того, как Филд привлекла моё внимание к тому, что я делаю, я наконец-то осознал, что можно двигаться из стороны в сторону, не скручивая позвоночник. И, как и обещала нам Филд, по окончании урока мы все почувствовали, что у нас была ясно выражена склонность — чёткое предпочтение к наклонам в одну из сторон.
За время выходных мы исследовали сгибание вперёд, разгибание и скручивание, возвращаясь к движению миноги в конце каждой последовательности. И каждый раз, по какой-то причине, быть миногой становилось всё легче и легче.
Почему это происходит?! Заполняем пробелы
«Уроки сознавания через движение были разработаны, чтобы удовлетворить потребность в большем опыте и в дальнейшей саморегуляции», — объясняет Филд, «чтобы мы продолжали становиться более зрелыми». Повторное обращение к первичным движениям в процессе развития может помочь нам понять, как работать с детьми, поскольку «это то, в чём также нуждаются дети. Им необходима возможность, подходящие обстоятельства, чтобы приобрести больше опыта, который будет адекватным их потребностям — чтобы они могли совершать саморегуляцию и, соответственно, расти, развиваться и становиться более взрослыми и более целеустремлёнными на своих собственных условиях»
Хотя большая часть из того, что мы делали на полу на выходных, напоминало нам другие уроки сознавания через движение, обнаружение наших склонностей — и обучение тому, как их использовать — дало нам совершенно иной опыт.
Отличия стали заметны уже в том, как нас направляла Филд в начале каждого урока. Вместо традиционного «сканирования», когда преподаватель направляет учеников во время системного процесса наблюдения за тем, как разные части тела лежат на полу в условно симметричном положении, Филд предложила нам разместить руки, ноги и голову «любым старым способом», который казался бы нам комфортным. «Отвяжите себя от клетки», — призывала она нас. «Клетка служит взрослым процессам», что применяется во время уроков сознавания через движение, но «сложно привязать к клетке ребёнка». На самых ранних этапах развития, когда дети продолжают познавать себя, «нет никакой срединной линии, всё находится в движении!»
Лёжа таким образом — «любым старым способом» — каждый раз, делая паузы между движениями, мы продолжали сталкиваться с определёнными склонностями в нашем позвоночнике. «Вы должны обращать внимание на эти склонности — это очень ценно. Не пытайтесь выпрямиться! Без склонностей ребёнок не способен обучаться. В эти выходные вы освободитесь от этих оков».
После того, как мы обнаружили собственные склонности, лёжа на полу, Филд направляла нас в процессе нахождения таких склонностей друг у друга с помощью наших рук. В парах мы проводили пальпацию вдоль позвоночника партнёра. По мере исследования и сравнения практически все из нас в конце концов обнаружили чёткое различие под своими пальцами: с одной стороны предлагаемое движение принималось с большей охотой, а на противоположной оно встречало лёгкое сопротивление.
Эта склонность является «организующей силой, от которой вы никогда не избавитесь», — говорит Филд. «Эти склонности нам необходимы в те моменты, когда движение обеспечивает наше выживание, чтобы с бешеной скоростью скрыться от того, кто собирается нас укусить». По этой причине обучение тому, как обнаружить такую склонность у другого человека, даёт Фельденкрайз-практику ключ к тому, как помочь любому человеку улучшить его движение. (И это особенно полезно при работе с детьми, которые не привязаны к клетке и постоянно находятся в пути!)
После одного из уроков я поднялся и немного прошелся, ощущая бодрость, что часто происходит со мной после уроков сознавания через движение. Однако вместо ощущения того, что мой позвоночник прямой, я обнаружил, что моя голова стремиться двигаться вправо во время ходьбы. К тому же мне казалось, что правая сторона таза приподнималась выше, чем левая.
Затем я открыл для себя, что если я не сетую на отсутствие должного прямого вектора в своём позвоночнике, а вместо этого максимально использую изогнутость, что-то внутри меня меняется. Постоянное стремление к недостижимому идеалу испарилось. А на его место пришла лёгкость совершенно нового качества.
Я был не единственным, кто получил такой опыт во время уроков сознавания через движение на тех выходных. У одной из моих одногруппниц был сильно выражен сколиоз и она была вынуждена носить корсет для грудной клетки в детстве. Она рассказывала, что своя спина всегда казалась ей «деревянной бочкой». После одного из уроков Филд она почувствовала, как спина полностью прилегает к полу «впервые в своей жизни».
Филд радовалась таким моментам вместе с нами и подчёркивала их важность, помогая нам понять, почему Моше Фельденкрайз считал, что для взрослых так ценно возвращаться к детскому опыту обучения через движение. «Начиная заново» процесс обучения перекатам, ползанию, ходьбе или любым другим базовым действиям, мы можем обойти наши взрослые привычки и создать возможность «заполнения пробелов» в нашем развитии.
Целью последовательности движений, через которую провела нас Филд, было «изучение базовых проблем в развитии на протяжение всей жизни». Вы с ними сталкиваетесь в любом возрасте. У каждого человека есть на что оглянуться и сказать «да уж, я мог бы больше использовать это, хотя бы чуть больше времени в этих отношениях, больше изучения, немного больше опыта».
Есть история о встрече Моше Фельденкрайза и известного антрополога Маргарэт Мид, которая говорит о важности такого процесса. Мид несколько раз посещала сообщество на Бали, где мужчины были замечательными охотниками и рыболовами, однако не могли совершать базовые движения, предполагающие «скачки с одной ноги на другую». Фельденкрайз предположил, что такой недостаток «возможно, возник из-за подавления и запрещения ползания в раннем детстве». С удивлением Мид ответила, что балийцы, которые ей встречались, не позволяли своим детям касаться земли на четвереньках, опасаясь, что они вырастут животными! Как оказывается, пропуск такой важной фазы развития украл у них возможность совершать определённые базовые действия человека в зрелом возрасте.
Филд шутила, что те из нас, кто практикует метод соматического обучения Фельденкрайза, на самом деле радуются, когда обнаруживают пробелы в знаниях, поскольку такие моменты показывают нам, в какие области необходимо вернуться, чтобы справиться со своими слабостями. Заполнение пробелов в процессе нашего развития закладывает более прочный фундамент для сложных движений, совершаемых взрослым человеком.
Работа с принцессой Машей
Вторым ребенком, с котором работала Филд, была девочка Маша в возрасте трех с половиной лет с синдромом Дауна. Машина мама, участница профессиональной программы в Балтиморе, Анна Харламова.
Перед сессией Филд объяснила, что дети с синдромом Дауна имеют структурные отличия в своём скелете, например, в шейных позвонках и в том, как бедренная кость входит в тазобедренный сустав. Их конечности немного укорочены, а также понижен общий мышечный тонус. Такая ситуация часто создаёт необходимость стояния с широко расставленными ногами для поддержания равновесия. Такая организация, однако, не столь идеальна для ходьбы.
«Маша само совершенство. Она не чувствует своих недостатков», — сказала нам Филд. Действительно, мы все много раз видели, как Маша играет, с таким же энтузиазмом и энергичностью, как и любой ребёнок её возраста. Однако, из-за широкой постановки ног, у Маши была «тяжёлая» походка. Филд объяснила, что это вызовет у девочки ощущение боли в суставах во время её дальнейшего роста. «Это подход, учитывающий развитие на протяжение всей жизни», — говорит Филд.
В случае с Машей процесс «знакомства» происходил намного дольше. Много раз на первом этапе урока она уворачивалась или пыталась убрать руки Филд со своего тела. «Прости, это моя работа», — говорила Филд каждый раз и продолжала работать. Тем не менее, установление устойчивого ритма взаимодействия произошло приблизительно только спустя полчаса. Затем Филд объяснила важность развития баланса терпения и настойчивости.
«Я не смотрю на часы, но я слышу, как они тикают — часы её жизни». В работе с детьми присутствует срочность, которой нет со взрослыми, поскольку дети находятся в процессе формирования паттернов, которые сохранятся всю жизнь, а также структуры своего зрелого тела. Такая ситуация совсем не согласуется с выжидательной стратегией. «Я должна выполнить работу, и я не даю ей альтернативы тому, что я буду к ней прикасаться. Она не мой начальник, но и я также не являюсь её надзирателем. Любые отношения — это взаимодействие, так что в этом смысле здесь нет никаких отличий».
В конце концов, Филд села сбоку от Маши, протягивая ей кубики, которые девочка брала и передавала своей маме, сидящей с другой стороны и строя из них башню. «Расположение ученика на столе так же важно, как и то, что вы делаете руками», — говорит Филд. Она подчеркнула, что благодаря такой игре Маша постоянно повторяла движения скручивания и разгибания.
Спустя час, осанка Маши трансформировалась из свёрнутого калачиком положения с практически спрятанной головой в выпрямленное положение сидя, когда она ловко смещала вес с одной стороны таза на другую и тянулась в разных направлениях во время игры. Её поведение и манера держаться также совершенно изменились.
Отказавшись от множества игрушек, которые её не интересовали, Маша неожиданно увлеклась рулончиком цветного скотча. Филд отрывала кусочки ленты, чтобы Маша могла приклеивать их к маминой одежде. В результате Филд наклеила несколько кусочков в форме буквы «М» на Машину рубашку. «М означает принцесса Маша», — сказала она.
С этого мгновения Маша словно расцвела. И когда отец пришёл забрать её в конце урока, Маша, кажется, на самом деле решила, что она принцесса. Не замечая до этого на протяжение часа несколько десятков зрителей вокруг себя, она вдруг стала махать нам рукой, отдаляясь на руках у папы. Когда он проходил мимо одного мужчины, которого Маша узнала, она потянулась к нему и, когда отец поднёс её ближе, поцеловала его в щёку.
Такой жест вызвал громкую реакцию аудитории. Маша осмотрела комнату снова и начала посылать воздушные поцелуи во всех направлениях, продолжая махать рукой, удаляясь на своей карете, в то время как украшающий её цветной знак «М» напоминал нам о её королевском титуле.
Развитие здоровых склонностей: несколько дней с Шерил Филд (часть 2 из 3)
Соматическое обучение: метод Фельденкрайза и Соматика Ханны·27 июля 2016 г.
Движение формирует мозг
К началу третьего года нашего обучения мне и моим одногруппникам уже кое-что известно о том, как проводить уроки функциональной интеграции. Однако, снова-таки, работа со взрослым, который взаимодействует с вами и спокойно лежит на столе, едва похожа на то, что по нашим наблюдениям делает Филд с подвижной «целью» в подгузниках. Как же мы могли научиться делать то же самое?
Чтобы настроиться на такую возможность, мы провели большую часть выходных, обучаясь видеть в действии и ощущать в себе некоторые из основных паттернов движения человека, которые начинают проявляться ещё в утробе матери.
Филд дала потрясающее объяснение тому, как она понимает ранее развитие: к 49-ому дню своего развития в утробе плод начинает двигаться слегка влево и вправо, чуть больше в одну сторону, чем в другую. Эта склонность к движению в одну сторону будет сохраняться всю жизнь как характеристика такой сложившейся самоорганизации человека. Однако если движение из стороны в сторону не происходит в это время, плод не выживает.
«Это этап в развитии, когда организм является не более, чем совокупностью кровеносной, нервной и костной систем — мозг ещё не существует», — объясняет Филд. «То есть, движение предшествует мозгу и, можно сказать, движение формирует мозг. С точки зрения развития, голова, шея и глаза являются такими же приспособлениями, как и конечности. Можно рассматривать только движение, чтобы объяснить, как организована нервная система».
Шерил Филд рассказывает об этапах развития человеческого организма
После 10-12 недель внутриутробного развития к двигательному репертуару формирующегося человеческого организма добавляется ещё три базовых движения: сгибание вперёд, разгибание и скручивание. Все эти движения организованы немного по-разному в каждом из направлений, согласно первичной склонности. Задолго до рождения эти движения часто повторяются и становятся привычными. Ещё не родившийся младенец также ясно ощущает силу гравитации, зная ответ на фундаментальный вопрос «Где находится верх?». Как нам часто напоминала Филд, новорождённый ребёнок не обучается тому, как совершать самые базовые движения, он изучает те движения, которые уже в нём заложены.
Первый двигательный урок, который она для нас проводила, Филд назвала «Минога», по имени морского существа, которое является одним из самых ранних известных позвоночных видов, и чьё движение напоминает движение плода на 49-ом дне развития: всё, что она делает, это извивание из стороны в сторону.
На протяжение часа мы лежали на спине на полу и двигались из стороны в сторону в одной плоскости, в результате принимая С-образную форму тела или её зеркальное отражение. Многие из нас, включая меня, обнаружили, что выполнение первичных движений человека является ещё тем вызовом!
Вместо прямого бокового сгибания, я всегда стремился к скручиванию. Когда я перемещал ноги влево и вправо с прямыми коленями, моя голова хотела двигаться в противоположном направлении. Мой таз также приходил в движение.
После того, как Филд привлекла моё внимание к тому, что я делаю, я наконец-то осознал, что можно двигаться из стороны в сторону, не скручивая позвоночник. И, как и обещала нам Филд, по окончании урока мы все почувствовали, что у нас была ясно выражена склонность — чёткое предпочтение к наклонам в одну из сторон.
За время выходных мы исследовали сгибание вперёд, разгибание и скручивание, возвращаясь к движению миноги в конце каждой последовательности. И каждый раз, по какой-то причине, быть миногой становилось всё легче и легче.