Конкурсные состязания проводятся в два этапа

ПОЛОЖЕНИЕ

IV Открытая областная музыкально-теоретическая олимпиада для учащихся и преподавателей детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств

Марта, 1 апреля 2017 г.

УЧРЕДИТЕЛИ И ОРГАНИЗАТОРЫ

1.1. Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области;

1.2. ГПОУ «Новокузнецкий областной колледж искусств».

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Олимпиада проводится на базе ГПОУ «Новокузнецкий областной колледж искусств»;

2.2. Цель олимпиады – выявление интеллектуально-творческого потенциала учащихся и преподавателей, повышение профессионального уровня преподавания музыкально-теоретических дисциплин, расширение интегративных связей между учебными заведениями культуры и искусства.

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ

3.1. Конкурсные состязания включают четыре номинации:

Сольфеджио и музыкальная грамота

4, 5, 6, 7 классы «Фортепиано», «Скрипка»;

4, 5 классы «Народные инструменты», «Гитара», «Духовые инструменты».

Музыкальная грамота

7 класс «Фортепиано», «Скрипка»;

5 класс «Народные инструменты», «Гитара», «Духовые инструменты».

Сольфеджио

Преподаватели детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.

Время проведения – 26 марта 2017 г. в 1100

Музыкальная литература

5 класс «Зарубежная музыкальная литература», «Фортепиано», «Скрипка», «Народные инструменты», «Гитара», «Духовые инструменты»;

6, 7 классы «Зарубежная и русская музыкальная литература», «Фортепиано», «Скрипка»;

4, 5 классы «Народные инструменты», «Гитара», «Духовые инструменты».

Время проведения – 1 апреля 2017 г. в 1100

3.2. По отдельным видам конкурсных заданий устанавливается порядок выступления участников олимпиады (жеребьевка).

3.3. Итоги олимпиады подводятся отдельно по каждой номинации.

3.4. По решению жюри победителям олимпиады присваивается звание Лауреата.

3.5. Победителям олимпиады в номинациях «Сольфеджио и музыкальная грамота», «Музыкальная литература» при поступлении в ГПОУ «Новокузнецкий областной колледж искусств» предоставляются льготные условия прохождения творческих испытаний.

3.6. Жюри имеет право:

- присуждать не все призовые места;

- делить одну премию между несколькими участниками;

- награждать грамотами за лучшее выполнение одного из конкурсных заданий.

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

Для участия в олимпиаде необходимо

в срок до 24 февраля 2017 года направить заявку по адресу:

654007, г. Новокузнецк, пр. Энтузиастов, 55,

ГПОУ «Новокузнецкий областной колледж искусств»

e-mail: [email protected]

Контактные телефоны:

(3843)74-44-27 приемная, (3843)74-57-67 вахта, (3843)74-59-65 бухгалтерия

4.2. Аккредитационный взнос в сумме 900 р. за одного участника до 24 февраля 2017 года вносится на расчетный счет колледжа. Информация по телефону (3843)74-59-65.

4.3. Командировочные расходы и питание – за счет направляющего учреждения.

ПРОГРАММА ОЛИМПИАДЫ

Номинация «Музыкальная литература»

5 класс «Фортепиано», «Скрипка», «Народные инструменты», «Гитара», «Духовые инструменты».

I СТИЛЕВАЯ ВИКТОРИНА

Участникам олимпиады необходимо определить произведение, автора, жанр, часть, раздел, действие в опере, вокальную форму, тональность.

1. А. Вивальди «Времена года» («Весна»);

2. И.С. Бах Токката и фуга d-moll;

3. Й. Гайдн Симфония №103;

4. В. Моцарт Симфония№40;

5. В. Моцарт Опера «Свадьба Фигаро»: ария Керубино I д.;

6. Л. Бетховен Симфония №5;

7. Ф. Шуберт «Лесной царь»;

8. Ф. Шуберт. Неоконченная симфония, 1 часть;

9. Ф. Шопен Полонез A-dur;

10. Э. Григ «Пер Гюнт»; сюита №1: «В пещере горного короля».

II. МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНКУРС

Конкурс предполагает знание:

- характерных особенностей, понятий, терминов, жанров, форм западноевропейского барокко, классицизма, романтизма;

- жизни и творческой деятельности композиторов: Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Шопена, дат создания, жанровой принадлежности, тональности (в том числе отдельных частей), программных заголовков, персонажей наиболее значительных сочинений, авторов поэтических текстов, оперных либретто.

Конкурс проводится в форме тестирования.

III. СТИЛЕВОЙ АНАЛИЗ

На основе слухового анализа небольшого произведения или его фрагмента определить форму, музыкально-выразительные средства, жанр, тип фактуры, стиль, по возможности композитора, автора словесного текста (в вокальном произведении). Задание выполняется по таблице.

IV. БЛИЦ-ТУРНИР

Вопросы блиц-турнира составлены на основе музыкально-теоретического материала, изучаемого в курсе зарубежной музыкальной литературы ДМШ и ДШИ.

Номинация «Музыкальная литература»

6, 7 классы «Фортепиано», «Скрипка»;

4, 5 классы «Народные инструменты», «Гитара», «Духовые инструменты».

Требования, обозначенные в программе, едины для всех классов.

I. СТИЛЕВАЯ ВИКТОРИНА

Участникам олимпиады необходимо определить произведение, его автора, жанр, часть, раздел, действие, форму, тональность.

1. И.С. Бах. Токката и фуга d-moll;

2. И. Гайдн Симфония №103;

3. В. Моцарт Симфония №40;

4. Л. Бетховен Симфония №5

5. Ф. Шуберт Симфония №8 «Неоконченная», ч. I;

6. Ф. Шопен Этюд c-moll ор. 10;

7. Э. Григ «Пер Гюнт», сюита №1 «В пещере горного короля»;

8. Ф. Лист Рапсодия №2;

9. М. Равель «Болеро»;

10. М.И. Глинка Опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») ария Сусанина (4 д.);

11. А.П. Бородин Симфония №2 «Богатырская», ч. I;

12. М.П. Мусоргский Опера «Борис Годунов»: монолог Бориса «Скорбит душа…»;

13. Н.А. Римский-Корсаков Опера «Снегурочка»: сцена Масленицы;

14. П. Чайковский. Симфония№1 «Зимние грезы», 1 часть;

15. Г. Свиридов Вальс из музыки к к/ф «Метель».

II. МУЗЫКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНКУРС

Конкурс предполагает знание жизни и творчества двух выдающихся композиторов: Ф. Шопена и Н.А. Римского-Корсакова

Форма проведения конкурса – тестирование.

III. СТИЛЕВОЙ АНАЛИЗ

Написать музыкально-критический отзыв на фрагмент из оперного спектакля.

IV. БЛИЦ-ТУРНИР

Вопросы блиц-турнира составлены на основе музыкально-теоретического материала, изучаемого в курсе зарубежной и русской музыкальной литературы ДМШ и ДШИ.

Номинация «Сольфеджио и музыкальная грамота»

Конкурсные состязания проводятся в два этапа.

Задание первого этапа:

1. Письменная работа по музыкальной грамоте;

2. Музыкальный диктант;

Задание второго этапа:

1. Пение с листа;

2. Творческое задание;

Программа для учащихся 4х классов специальности «Фортепиано», «Скрипка», «Народные инструменты», «Гитара», «Духовые инструменты».

1. Письменная работа по музыкальной грамоте

Теоретический материал работы включает:

- тональности до 3х знаков включительно

- три вида мажора и минора пентатоника

- тритоны натурального мажора и минора

- главные трезвучия с обращениями, Д7 в основном виде

Вне лада – четыре вида трезвучий, Б6, Б64, М6, М64, МБ7 в основном виде

2. Одноголосый диктант с использованием строгой и условной диатоники, движения по звукам аккорда (трезвучия, секстаккорда, МБ7), пунктирного ритма, внутритактовой синкопы, триоли в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8.

Диктант играется 10 раз.

3. Пение с листа фрагмента из вокального сочинения русского или зарубежного композитора с концертмейстером.

4. Творческое задание: к мелодии сочинить второй голос и спеть его. Верхний голос поется иллюстратором.

Программа для учащихся 5х классов специальности «Фортепиано», «Скрипка», «Народные инструменты», «Гитара», «Духовые инструменты»

1. Письменная работа по музыкальной грамоте

Теоретический материал работы включает:

- тональности до 4х знаков включительно

- три вида мажора и минора, хроматический вид мажора и минора, пентатоника

- тритоны натурального, гармонического мажора и минора

- главные трезвучия с обращениями, Ум53, Д7, МVII7, УмVII7 в основном виде. Вне лада – четыре вида трезвучий, Б6, Б64, М6, М64, МБ7, МУм7, Ум7, ММ7 в основном виде

2. Одноголосный диктант с использованием элементов внутритонального хроматизма, внутритактовой синкопы, триоли, ритмической группы: в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8. Диктант играется 10 раз.

3. Пение с листа фрагмента из вокального сочинения русского или зарубежного композитора с концертмейстером.

4. Творческое задание: к мелодии сочинить второй голос и спеть его. Верхний голос поется иллюстратором.

Программа для учащихся 6х классов специальности «Фортепиано», «Скрипка»

1. Письменная работа по музыкальной грамоте

Теоретический материал работы включает:

- тональности до 5ти знаков включительно

- три вида мажора и минора, хроматический вид мажора и минора, пентатоника

- тритоны натурального, гармонического мажора и минора, характерные интервалы (ув.2, ум.7)

- главные трезвучия с обращениями, Ум53, Ув53, Д7 с обращениями, МVII7, УмVII7, II7 в основном виде, К64. Вне лада – четыре вида трезвучий, Б6, Б64, М6, М64, МБ7 с обращениями, МУм7, Ум7, ММ7 в основном виде

2. Диктант с использованием видов мажора и минора, внутритонального хроматизма, пунктирного ритма, внутритактовой и междутактовой синкоп, триоли, в размере 3/4, 4/4, 3/8, интервалов аккордов на степенях лада. Форма диктанта: без каденционного завершения, которое необходимо сочинить и записать самостоятельно;

3. Пение с листа фрагмента из вокального сочинения русского или зарубежного композитора с концертмейстером.

4. Творческое задание: к мелодии сочинить второй голос и спеть его. Верхний голос поется иллюстратором.

Программа для учащихся 7х классов специальности «Фортепиано», «Скрипка»

1. Письменная работа по музыкальной грамоте

Теоретический материал заданий предполагает знания в области звукорядов (натуральный, гармонической, мелодический, хроматический виды мажора и минора, натуральные лады, пентатоника); интервалов (тритоны, характерные интервалы); аккордов (в тональности – главные, побочные трезвучия, их обращения, Ум53, Ув53, Д7 с обращениями, II7 с обращениями, МVII7, УмVII7 в основном виде, К64; вне тональности – четыре вида трезвучий, Б6, Б64, М6, М64, МБ7 с обращениями, ММ7 с обращениями, МУм7, Ум7, ББ7, БУв7 в основном виде); хроматики (отклонения, модуляция); метроритма (синкопа, особые виды деления длительностей, группировка)

2. Музыкальный диктант с использованием внутритонального и модулирующего хроматизма, различных видов синкоп, триолей в размерах 3/4, 4/4, 3/8, 6/8 в тональностях до 4х знаков включительно, интервалов аккордов на ступенях лада. Форма диктанта: музыкальная тема диктанта представляет последовательное изложение одноголосной мелодии интервалов аккордов;

3. Пение с листа фрагмента из вокального сочинения русского или зарубежного композитора с концертмейстером.

4. Творческое задание: к мелодии сочинить второй голос и спеть его. Верхний голос поется иллюстратором.

Номинация «Сольфеджио»

Преподаватели детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств.

1. Сольфеджирование с листа фрагмента одноголосого вокального сочинения с концертмейстером;

2. Сольфеджирование с листа фрагмента двухголосного вокального сочинения с концертмейстером (участник исполняет второй голос, верхний голос поется иллюстратором).

Номинация «Музыкальная грамота»

5 класс специальности «Народные музыкальные инструменты»,» Духовые инструменты»

7класс специальности «Фортепиано», «Скрипка»

Требования, обозначенные в программе, едины для всех классов

Наши рекомендации