Методические рекомендации и комментарии к источнику

При анализе данного документа необходимо использовать материал о реформах 1860-1870-х гг. и контрреформах 1880-1890-х гг., прежде всего, в сфере образования. Обратите внимание на появление университетского Устава (1863 г.), Устава гимназий (1864 г.), Положения о начальных народных училищах (1864 г.). Какие прогрессивные изменения повлекли за собой реформы в образовании? В чем состояла цель контрреформ вообще и в сфере образования в частности? При ответе на этот вопрос акцентируйтесь на новом университетском Уставе (1884 г.), усилении церковной школы в начальном образовании, появлении печально знаменитого циркуляра 1887 г. Этот документ был разослан попечителям учебных округов министром народного просвещения Иваном Давыдовичем Деляновым и вошел в историю под названием циркуляра «о кухаркиных детях». Граф И.Д. Делянов – выходец из старинного рода армянского происхождения, сделавший блестящую карьеру государственного деятеля: член Государственного совета с 1874 г., министр народного просвещения с 1882 по 1897 гг.

Интересна история появления этого документа. 5 июня 1887 г. И.Д. Делянов представил императору доклад «О сокращении числа учеников в гимназиях и прогимназиях и изменении состава оных», где на основании материалов совещания Министерств народного просвещения, внутренних дел, финансов, государственных имуществ и обер-прокурора Святейшего Синода предлагал ограничить прием в гимназии и прогимназии детей из необеспеченных слоев, разрешив доступ лишь детям родителей не ниже купцов II гильдии. Доклад получил одобрение императора и 18 июня появился знаменитый циркуляр, вводивший помимо ограничений по приему повышение платы за обучение. Документ был секретным и не предназначался для опубликования; однако попечитель Одесского учебного округа Х.П. Сольский составил на его основе свое распоряжение директорам гимназий и опубликовал его в газете «Одесский вестник». Так документ стал известен всей России. Он вызвал негодование не только в демократически настроенной части общества, но даже в правящей элите. Либеральная печать, в частности «Русские ведомости», обращала внимание на несоответствие циркуляра действующему закону от 3 июля 1871 г., который разрешал обучаться в гимназиях детям всех сословий без различия звания и вероисповедания. То есть, этот документ является подзаконным актом?! Сделайте вывод о его значении в период проведения политики контрреформ Александра III.

Вопросы и задания

1. Особо следует рассмотреть систему образования. Составьте таблицу «Народное образование во второй половине XIX в.»

  Типы учебных заведений
Высшее образование  
Среднее  
Низшее  

2. Сделайте вывод об уровне развития российского образования к началу XX в. Почему появляется предписание, ограничивающее доступ в средние учебные заведения? Какова цель правительственной политики в подобных условиях?

3. Как вы считаете, можно ли учесть этот исторический опыт в процессе реформирования современной системы российского образования?

Литература

Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. № 8.

Власов В.А. Школа и общество. Пенза, 1998. Разд. I.

История России XIX – начала XX вв. / Под ред. В.А. Федорова. М., 1998.

Народное образование в России. Исторический альманах. М., 2001.

Очерки истории российского образования: К 200-летию Министерства образования Российской Федерации: В 3-х т. Т.2. / МОРФ. – М.: МГУП, 2002.

Хотеенков В.Ф., Господарик Ю.Л. Министерство образования России: страницы истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 1, 2.

Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты. М., 1991.

Эпоха Александра III. «Круглый стол» // Родина. 1994. № 11.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………. 3

План анализа исторических источников……………………………. 5

Тема I. Восточные славяне. Происхождение Древнерусского

государства………………………………………………………………… 6

Тема II. Московское государство в XIV-XVI вв…………………… 9

Тема III. Россия в XVII в. …………………………………………… 12

Тема IV. Реформы Петра I…………………………………………… 16

Тема V. Просвещенный абсолютизм Екатерины II………………… 19

Тема VI. Развитие Российской империи в первой четверти XIX в. . 22

Тема VII. Буржуазные реформы в России в 60-90-е гг. XIX в. …… 28

1 До 1700 г. летоисчисление велось с «сотворения мира», от которого до «рождества Христова» – нашей эры – церковники считали 5508 лет. Таким образом, чтобы определить дату, необходимо от указанной отнять 5508.

1 Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: Учебник для студентов высших учебных заведений. В 2-х кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн.2. – С. 375.

Наши рекомендации