Методические рекомендации и комментарии к источнику
При анализе данного документа необходимо использовать материал о реформах 1860-1870-х гг. и контрреформах 1880-1890-х гг., прежде всего, в сфере образования. Обратите внимание на появление университетского Устава (1863 г.), Устава гимназий (1864 г.), Положения о начальных народных училищах (1864 г.). Какие прогрессивные изменения повлекли за собой реформы в образовании? В чем состояла цель контрреформ вообще и в сфере образования в частности? При ответе на этот вопрос акцентируйтесь на новом университетском Уставе (1884 г.), усилении церковной школы в начальном образовании, появлении печально знаменитого циркуляра 1887 г. Этот документ был разослан попечителям учебных округов министром народного просвещения Иваном Давыдовичем Деляновым и вошел в историю под названием циркуляра «о кухаркиных детях». Граф И.Д. Делянов – выходец из старинного рода армянского происхождения, сделавший блестящую карьеру государственного деятеля: член Государственного совета с 1874 г., министр народного просвещения с 1882 по 1897 гг.
Интересна история появления этого документа. 5 июня 1887 г. И.Д. Делянов представил императору доклад «О сокращении числа учеников в гимназиях и прогимназиях и изменении состава оных», где на основании материалов совещания Министерств народного просвещения, внутренних дел, финансов, государственных имуществ и обер-прокурора Святейшего Синода предлагал ограничить прием в гимназии и прогимназии детей из необеспеченных слоев, разрешив доступ лишь детям родителей не ниже купцов II гильдии. Доклад получил одобрение императора и 18 июня появился знаменитый циркуляр, вводивший помимо ограничений по приему повышение платы за обучение. Документ был секретным и не предназначался для опубликования; однако попечитель Одесского учебного округа Х.П. Сольский составил на его основе свое распоряжение директорам гимназий и опубликовал его в газете «Одесский вестник». Так документ стал известен всей России. Он вызвал негодование не только в демократически настроенной части общества, но даже в правящей элите. Либеральная печать, в частности «Русские ведомости», обращала внимание на несоответствие циркуляра действующему закону от 3 июля 1871 г., который разрешал обучаться в гимназиях детям всех сословий без различия звания и вероисповедания. То есть, этот документ является подзаконным актом?! Сделайте вывод о его значении в период проведения политики контрреформ Александра III.
Вопросы и задания
1. Особо следует рассмотреть систему образования. Составьте таблицу «Народное образование во второй половине XIX в.»
Типы учебных заведений | |
Высшее образование | |
Среднее | |
Низшее |
2. Сделайте вывод об уровне развития российского образования к началу XX в. Почему появляется предписание, ограничивающее доступ в средние учебные заведения? Какова цель правительственной политики в подобных условиях?
3. Как вы считаете, можно ли учесть этот исторический опыт в процессе реформирования современной системы российского образования?
Литература
Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. № 8.
Власов В.А. Школа и общество. Пенза, 1998. Разд. I.
История России XIX – начала XX вв. / Под ред. В.А. Федорова. М., 1998.
Народное образование в России. Исторический альманах. М., 2001.
Очерки истории российского образования: К 200-летию Министерства образования Российской Федерации: В 3-х т. Т.2. / МОРФ. – М.: МГУП, 2002.
Хотеенков В.Ф., Господарик Ю.Л. Министерство образования России: страницы истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. № 1, 2.
Чулков Г.И. Императоры: Психологические портреты. М., 1991.
Эпоха Александра III. «Круглый стол» // Родина. 1994. № 11.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………. 3
План анализа исторических источников……………………………. 5
Тема I. Восточные славяне. Происхождение Древнерусского
государства………………………………………………………………… 6
Тема II. Московское государство в XIV-XVI вв…………………… 9
Тема III. Россия в XVII в. …………………………………………… 12
Тема IV. Реформы Петра I…………………………………………… 16
Тема V. Просвещенный абсолютизм Екатерины II………………… 19
Тема VI. Развитие Российской империи в первой четверти XIX в. . 22
Тема VII. Буржуазные реформы в России в 60-90-е гг. XIX в. …… 28
1 До 1700 г. летоисчисление велось с «сотворения мира», от которого до «рождества Христова» – нашей эры – церковники считали 5508 лет. Таким образом, чтобы определить дату, необходимо от указанной отнять 5508.
1 Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: Учебник для студентов высших учебных заведений. В 2-х кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн.2. – С. 375.