Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты, диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: актуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания, с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 4 КЛАССА (2 ч. в неделю)
№ урока | Тема урока (страницы учебника) | Часы | Тип урока | Дата | Решаемые проблемы | Планируемые результаты | |||
план | факт | предметные | метапредметные | личностные | |||||
I четверть (18час) | |||||||||
УЧИСЬ УЧИТЬСЯ. Первое сентября – День знаний. Доброго учебного года тебе! Из газеты «Жили-были» С.3 - 5 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
Ко всем наукам ключ Э. Гуттуев Этот «простой» русский язык. С. 6 - 10 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | ||||
Текст. Тема текста. Главная тема текста. Первое сентября. По В.Драгунскому С. 11 - 13 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей | ||||
Почему я знаю мало? К.Мурзалиев Почему? С. 13 - 15 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
Мостик из настоящего в будущее. Мостик. По И. Друцэ С. 15 - 17 | Изучение новой темы | Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | ||||
«Пойми живой язык природы …» С.Иванов Урок в лесу. С.18 - 19 | Изучение новой темы | Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,переживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | ||||
«Что мы сажаем, сажая леса?» С. Маршак Праздник леса С. 20 - 21 | Изучение новой темы | Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
«В жизни всё связано между собой» Цепочка событий. По Г. Юдину С. 22 - 25 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | ||||
ЗОЛОТОЕ ЦАРСТВО ЛИСТОПАДА С. Быстров Осенний цвет. Осенний свет. С. 26 - 28 Праздник природы и человека. Осень. По В.Пескову С. 29 - 31 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
«Четыре осени» Осень по календарю российского земледельца. По В. Грошеву С. 32 - 35 | Изучение новой темы | Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи | ||||
«Зашумел в лесу золотой дождь…» Н. Сладков «Золотой дождь» С. 36 - 37 | Изучение новой темы | Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | ||||
«И так – то бывает грустно, и так хорошо …» Осеннее утро. М. Пришвин С. 38 - 39 | Изучение новой темы | Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
«Скоро осень проснётся и заплачет спросонья» Осень.К. Бальмонт С. 40 - 41 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи | ||||
Р/р. Праздник цвета и тишины. Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» С. 42 - 45 | Изучение новой темы | Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | ||||
СПАСИБО ЛЕТУ КРАСНОМУ! «Нас греет лето красное» Спасибо лету красному! Н.Берендгоф. С.46 - 48 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
«Хорошее время лето!». «Ягода-земляника» Л.Воронкова С. 50 - 53 | Изучение новой темы | Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | ||||
«У каждого есть «своя речка»» Речка моего детства. По В. Пескову С. 53- 56 | Изучение новой темы | Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное | самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою) | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
«Это вам на счастье. Это вам на радость. Это вам на веселье» Домик в лесу. По Соколову-Микитову С. 57 - 59 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | осуществлять анализ и синтез, самостоятельно формулировать тему и цели урока | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
II четверть (14 час) | |||||||||
Праздник на летнем лугу. Соколов-Микитов Сенокос. Стихи Е.Русакова «Сенокос» С. 60 - 62 | Изучение новой темы | Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | ||||
«Так держать!» Л.Чадамба «На сенокосе» С.63- 64 | Изучение новой темы | Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
Р/р. Составление рассказа по репродукции картины А.А.Пластова «Сенокос» С. 64- 67 | Изучение новой темы | Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся | осуществлять анализ и синтез, самостоятельно формулировать тему и цели урока | чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи | |||||
НИЧЕГО СИЛЬНЕЕ ХЛЕБА НЕТУ НА ЗЕМЛЕ «Хлеб – основа всей жизни» Рассказ по С. Максиму «Хлеб да соль» С.68 -70 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | ||||
« … а на хлебном колосочке держится земля» В. Орлов Колосок. С.71 -72 | Изучение новой темы | Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи | ||||
Секреты «Батонной няни». По Г.Юрмину Пекарь «Батонная няня». С.72 -74 | Изучение новой темы | Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
Составление по плану рассказа «Как батоны на свет появляются» С.75- 76 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою) | осуществлять анализ и синтез, самостоятельно формулировать тему и цели урока | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | ||||
«Тёплый хлеб! Душистый хлеб! Вкусный хлеб!» Рассказ по М.Борисовой «Тёплый хлеб» С. 76 -79 | Изучение новой темы | Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
ЗДРАВСТВУЙ, МАТУШКА-ЗИМА! «Зима спешит,хлопочет …»О.Высотская Мастерица зима. С. 80 -81 | Изучение новой темы | Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
«В зимнем лесу кругом комья, пласты и снежные кружева» В шубах и шапках. По А.Тумбасову С. 82 - 84 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | осуществлять анализ и синтез, самостоятельно формулировать тему и цели урока | чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи | ||||
«Кажется всё замёрзло в этой стуже…» По Г.Скребицкому «В зимнюю стужу» С.85 -87 | Изучение новой темы | Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | самостоятельно формулировать тему и цели урока | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | ||||
Р/р. Праздник снега и тишины. Составление рассказа по репродукции картины К.Ф.Юона «Русская зима» Сочинение. С. 88 - 90 | Изучение новой темы | Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся | самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою) | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи | ||||
У каждого есть «трудный овражек». Рассказ по Л.Воронковой «Трудный овражек» С. 91 – 96 | Изучение новой темы | Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
«Мы будем украшать эту ёлочку каждый год!» Быль по С.Михалкову «Ёлочка» С. 97- 102 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей | ||||
III четверть (20 час) | |||||||||
ПОЙМИ ЖИВОЙ ЯЗЫК ПРИРОДЫ Как хорошо, если мир на земле! Е.Кай «Всем хорошо!» В.Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой» С.3 - 8 | Изучение новой темы | Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
Загадки и тайны природы. Е.Малашенкова Муха, открой свой секрет! С. 8 - 12 | Изучение новой темы | Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
Р/р.по теме «Загадки и тайны природы» С. 13 - 14 | Изучение новой темы | Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся | |||||||
Снежинка и снег М.Ильин и Е. Сегал Рассказ о снежинках. По М. Гумилевской Где рождается снег? С. 14 - 21 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
Где водяные капельки, а где алмазы? Л. Толстой Какая бывает роса на траве С. 21 - 23 | Изучение новой темы | Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | осуществлять анализ и синтез, самостоятельно формулировать тему и цели урока | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | ||||
НЕДАРОМ ДЕТИ ЛЮБЯТ СКАЗКИ Почему дети любят сказки. И. Суриков Детство. С. 24 - 28 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
«Мяу» да «мяу», «мало» да «мало». Обработка И.Карнауховой Кот – воркот, КотофейКотофеевич (русская нар.сказка). С. 28 - 35 | Изучение новой темы | Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи | ||||
Делай добро, и тебе будет добро О бытовых сказках. Обработка И.Карнауховой Не плюй в колодец – пригодится воды напиться (русская нар.сказка). С. 37 - 42 | Изучение новой темы | Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | осуществлять анализ и синтез, самостоятельно формулировать тему и цели урока | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
«Ах, какая я красивая! …» перевёл Д. Нагишкин Айога (нанайская сказка). С. 42 - 46 | Изучение новой темы | Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения | осознанно, правильно, выразительно читать вслух | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | ||||
« … глядь – а у них прежняя дырявая чёрная юрта» Пересказала М. Хадаханэ Золотая птичка (тувинская нар.сказка). С. 47 - 51 | Изучение новой темы | Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
«Остались они одни – одинёшеньки..» Обработка А. Толстого Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (русская нар.сказка). С. 52 - 58 | Изучение новой темы | Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное | самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою) | осуществлять анализ и синтез, самостоятельно формулировать тему и цели урока | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | ||||
Р/р. Составление рассказа по репродукции картины В.М. Васнецова «Алёнушка» С. 58 - 61 | Изучение новой темы | Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | |||||
А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. С. 62 - 78 | Изучение новой темы | Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
А. С. Пушкин. Литературные сказки. По с. Бонди Сказка о рыбаке и рыбке. С. 62 - 78 | Изучение новой темы | Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | ||||
БАСНЯ – ДОБРЫЙ УРОК, КОТОРЫЙ НЕ ЗАБЫВАЕТСЯ «Мои басни читают дети ..» Иван Андреевич Крылов. Лебедь, щука и рак. С. 79 - 83 | Изучение новой темы | Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
Басня всегда проста и коротка. Лев Николаевич Толстой. Лев и мышь (басня). Лгун (басня). Лев и лисица (басня) С. 84 – 89 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | осуществлять анализ и синтез, самостоятельно формулировать тему и цели урока | чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи | ||||
ВСЕМУ НАЧАЛО – ОТЧИЙ ДОМ Родина для людей более 160 национальностей С.Михалков Страна, в которой мы живём. С. 90 - 91 | Изучение новой темы | Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи | ||||
Главный город нашей страны С.Михалков Москва – столица России. С. 92 - 95 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | осуществлять анализ и синтез, самостоятельно формулировать тему и цели урока | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | ||||
Чем же таким особенным замечателен наш край? Э. Мижит Что такое Тува? С. 95 - 102 | Изучение новой темы | Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | осуществлять анализ и синтез | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
«Под небом голубым стоят рядами юрты» А.Даржай Юрты. С. 102 – 104 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи | ||||
IV четверть (16 ч) | |||||||||
12 АПРЕЛЯ- ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ. Первый в мире космонавт. Ю.Гагарин «108 минут» | Изучение новой темы | Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
ДЕВЯТОЕ МАЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ. В.Курасов «Слово отца» | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою) | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи | ||||
«ОПЯТЬ ВЕСНА ДУШИСТАЯ ПОВЕЯЛА КРЫЛОМ» «В окно повеяло весною…» А.Н.Плещеев Весна. Э.Мошковская Весна. С. 113 - 114 | Изучение новой темы | Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | осуществлять анализ и синтез, самостоятельно формулировать тему и цели урока | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | ||||
«Весна прилетит к нам на крыльях грачей, жаворонков, скворцов» По В. Бианки Март- капельник. С. 115 - 119 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
«Тысячи звуков родятся весной в лесу». По И. Соколову- Микитову Звуки весны. С. 120 - 122 | Изучение новой темы | Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи | ||||
Звуки весны на реке М. Садовский Ледоход. С. 122 – 124 | Изучение новой темы | Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | осуществлять анализ и синтез, самостоятельно формулировать тему и цели урока | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | ||||
«Строить скворечник – это поэтичная работа, доступная каждому» По В. Пескову Повесьте скворечник! С. 125 - 128 | Изучение новой темы | Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
«Любовь к чистоте и торжеству природы» Р/р. Составление рассказа по репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели» С. 129 - 131 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | ||||
ДОБРО ПО КРУГУ Добро и счастье в сказке П.П. Бажова Серебряное копытце С. 132 - 144 | Изучение новой темы | Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи | ||||
Р/р. по теме «Добро по кругу» С.144 | Изучение новой темы | Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся | самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою) | адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи | ||||
ОПЯТЬ СМЕЁТСЯ ЛЕТО В ОТКРЫТОЕ ОКНО Здравствуй, лето! М. Карем Здравствуй, солнце! С. 145 - 146 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою) | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | ||||
Константин Георгиевич Паустовский Кот – ворюга С. 147 - 152 | Изучение новой темы | Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения | самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою) | осуществлять анализ и синтез, самостоятельно формулировать тему и цели урока | ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей | ||||
Константин Георгиевич Паустовский Кот – ворюга С. 147 - 152 | Изучение новой темы | Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное | самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою) | слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения | любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории | ||||
Совершенная точность прогнозов крылатых синоптиков. По М.Звереву Бабочки – синоптики. С. 153 – 154 | Изучение новой темы | Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения | воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся | наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей | |||||
«Сочные гроздья сверкающих капель дождя» По Б.Тимофееву Летний ливень. С. 155 - 157 | Изучение новой темы | Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей | самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою) | оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации | чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи | ||||
Обобщающий урок | Повторение | осуществлять анализ и синтез | ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей | ||||||
Отметки навыка чтения IV класс
«5» | «4» | «3» | «2» |
ученик правильно понимает содержание; читает бегло целыми словами с соблюдением основных норм литературного произношения; читает выразительно и умеет передать с помощью интонации смысл прочитанного; умеет полно, кратко и выборочно пересказать текст, выявляет основной смысл прочитанного и формирует его своими словами; самостоятельно находит в тексте слова и выражения, характеризующие действующих лиц, события, картины природы; - твердо знает наизусть и выразительно читает стихотворение. | ученик правильно понимает основное содержание прочитанного текста; читает выразительно целыми словами, при чтении допускает 1 -3 ошибки; самостоятельно выделяет основную мысль прочитанного, но при её формулировке допускает речевые неточности, которые может устранить без помощи учителя; при составлении полного или выборочного пересказа допускает незначительные неточности; знает наизусть стихотворение, но при чтении допускает 1-2 ошибки, которые исправляет самостоятельно. | ученик понимает содержание прочитанного текста с помощью учителя; читает монотонно, целыми словами (единичные слова с элементами слогового чтения), при чтении допускает 4-6 ошибок; передает краткое содержание и основной смысл прочитанного только с помощью вопросов учителя; воспроизводит наизусть стихотворение, но при этом допускает ошибки, которые исправляет только с помощью учителя. | ученик не разбирается в прочитанном тексте даже с помощью учителя; допускает при чтении более 6 ошибок; не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью вопросов учителя; не может наизусть воспроизвести текст стихотворения. |
Работа с текстом на уроках чтения в 4 классе.
В 4 классе продолжается освоение технологии формирования у учащихся типа правильной читательской деятельности. Она видоизменяется , сохраняя при этом свою суть . Преобразование идет по путиувеличения доли самостоятельности ребенка на каждом из этапов освоения текста. В 4-м классе доля самостоятельной читательской деятельности ученика продолжает увеличиваться за счет креативной (творческой) области.
Работа с текстом до чтения.
В 4-м классе художественный текст предстает перед читателем учеником не просто как самостоятельная ценность, а вписывается в исторический процесс развития детской литературы. Это приводит к необходимости уже на первом этапе обращаться к фамилии автора, знаниям и представлениям учащихся о нем, его книгах, жанровым особенностям текста.
В зависимости от особенностей текста, его места в теме, целей и задач урока возможны варианты работы с текстом до чтения:
Этот этап становится частью домашнего задания . Прежде чем познакомиться дома с новым текстом, ребенок рассматривает иллюстрацию перед текстом, читает заглавие, имя, фамилию автора , мысленно высказывает предположение о теме, героях, содержании текста.
Самостоятельное знакомство с ключевыми словами, их выписывание, анализ и осмысление, которое приводит к установлению уровня понимания текста.
Прогнозирование содержания текста на уроке путем анализа нового материала , определения места писателя и конкретного текста в литературном процессе.
2.Работа с текстом во время чтения.
-Самостоятельное чтение текста про себя.
Этот вид чтения все чаще переносится на дом, что позволяет на уроке увеличить учебное время для проведения вводной беседы по тексту.
-Чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, продумыванием вопросов автору по ходу чтения, выборочное чтение.
В 4 классе уже на данном этапе задаются в основном вопросы аналитического характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации ,т.е ведется диалог с автором через текст. Этот вид работы постепенно переносится в большей степени на самостоятельную деятельность учащихся.
Учитель может дать задание детям при самостоятельном чтении продумать и записать вопросы , которые возникли у них в ходе чтения, которые им хотелось бы задать автору по ходу чтения. Озвучивание этих вопросов на уроке позволит учителю установить уровень осмысливания детьми текста.
-Словарная работа
Так же, как и в предыдущих классах, проходит на уроке по ходу чтения, но включается самостоятельная работа детей с толковым словарем .
3.Работа с текстом после чтения.
Традиционно на этом этапе проводится активное обсуждение концептуальных (проблемных , обобщающих , активизирующих жизненные представления учащихся, фиксирующих авторскую позицию ) вопросов. На этом этапе возможно чередование рассказа учителя о писателе с сообщениями учащихся , подготовленными самостоятельно (обобщение и систематизация сведений об авторах, определением их места в литературном процессе, высказываниями своего отношения к личности и творчеству писателя).
В ряду творческих заданий , которые предлагаются детям после чтения, в 4 классе все больше места отводится письменным творческим работам-сочинениям, значительно увеличивается доля исследовательских поисковых заданий. Подготовка к сочинениям на литературные темы вынесена на страницы «Тетради по чтению» к учебнику « В океане света».
Особенности урока внеклассного чтения в 4 классе.
В 4 классе можно выделить3 типа урокавнеклассного чтения: