О путешествии апостола Андрея
ДОМАШНИЙ РЕПЕТИТОР
РАБОТАСДОКУМЕНТАМИ
НАУРОКАХИСТОРИИ
Класс
МОСКВА
АЙРИС ПРЕСС
УДК [373.167.1:94(47)](079) ББК 63.3(2)я727 4-49
Рецензент:
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник РАО Е. А. Гевуркова
Серийное оформление А. М. Драгового
Чернова, М. Н.
4-49 Работа с документами на уроках истории. 10 класс / М. Н. Чернова, В. Я. Румянцев. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 192 с. — (Домашний репетитор: Подготовка к ЕГЭ).
ISBN 978-5-8112-3124-9
Пособие предназначено для работы с историческими документами на уроках истории в 10 классах общеобразовательных школ, а также для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории России и вступительных экзаменов в гуманитарные вузы.
К каждому документу или группе документов составлены вопросы и задания разного уровня сложности, которые развивают у школьников такие навыки умственной деятельности, как анализ и сравнение, способность к рассуждению и оценке исторического источника.
ББК 63.3(2)я727 УДК [373.167.1:94(47)](079)
© ООО «Издательство ,
ISBN 978-5-8112-3124-9«АЙРИС-пресс», 2008
От составителей
Вашему вниманию предлагается сборник документов по истории России в двух книгах. Книга 1 включает материалы по русской истории с древнейших времен по XVIII век; книга 2 документально освещает период XIX—XX столетий. Исторические свидетельства — это источники знаний, памятники различных эпох. Особенно важно формирование у подрастающего поколения научного подхода к ним, осознание их ценности. Документы призваны помочь учащимся глубже понять различные исторические эпохи, установить и «почувствовать» их специфику, ощутить их особенный колорит, в какой-то степени соприкоснуться с мыслями, чувствами и переживаниями живших тогда людей. Ряд документов позволяет увидеть конкретных деятелей, проявивших себя в истории.
Документальные материалы расположены по проблемно-хронологическому принципу. Подбор и последовательность документов, а также методический аппарат к ним в полной мере соответствуют целям и задачам обучения истории, требованиям образовательного стандарта и программам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ. Соответствие учебному курсу Истории России с древнейших времен и общепринятой схеме учебного процесса делает работу с данным пособием возможной и удобной, вне зависимости от конкретных учебников истории.
Разделы сборника соответствуют тематическим блокам учебного курса. В сборник включены документы делового характера (фрагменты приказов, договоров, судебников, указов и т. д.), повествовательно-описательного характера (фрагменты русских летописей, мемуаров, свидетельства иностранных авторов, личная и деловая переписка), а также памятники художественного слова (исторические песни). Такой
I
широкий спектр документов всесторонне освещает конкретную историческую эпоху, делает ее образы более яркими, живыми и узнаваемыми. Эти источники позволяют посмотреть на те или иные события с учетом поступков действующих лиц эпохи, понять их реальные устремления и намерения.
Сборник адресован, прежде всего, учителям истории и учащимся школ и профессиональных колледжей. Документы также будут востребованы при изучении проблемных тем в классах с профильным обучением истории или гуманитарным наукам. Поскольку перечень приведенных исторических источников широк, а объем их намеренно неодинаков, учитель самостоятельно определит, какие документы он будет использовать в работе на уроках, при подготовке к лекциям, на семинарских занятиях, элективных курсах и факультативах. Сборник поможет школьникам при подготовке к ЕГЭ, кустному экзамену и зачету, к поступлению в высшие учебные заведения, будет полезен в процессе самообразования и самоподготовки, развивая историческое мышление, углубляя знания, а также формируя общеучебные умения.
К каждому документу, с учетом неодинакового уровня подготовки учащихся, составлены вопросы и задания, направленные на распознание исторических событий, репродуктивную деятельность по образцу, а также развитие исследовательского, творческого подхода. Таким образом, методический аппарат сборника позволит учителю не просто организовать работу с документом, но и дифференцировать ее. Авторы стремились к тому, чтобы в ходе изучения исторических источников школьники овладевали такими приемами умственной деятельности, как анализ, сравнение и синтез, учились рассуждать и оценивать тот или иной источник, применяя научный подход, строить умозаключения. Включение же документа в объяснение материала способно сделать рассказ учителя более ярким, а выводы — более убедительными, значительно конкретизировать изучаемый исторический материал, привлечь внимание учащихся к событиям, персонам исторических деятелей, процессам.
Учитывая учебно-познавательный характер сборника, авторы использовали при его оставлении учебные хрестоматии, сборники документов, учебно-методические пособия и другие издания.
Наряду с учебной аудиторией книга, безусловно, будет полезна всем тем, кто интересуется историей, кому не безразлично прошлое, настоящее и будущее России.
М. Н. Чернова, кандидат исторических наук В. Я. Румянцев, заслуженный учитель России
К читателям
Пособие по истории России состоит из двух частей и содержит документы и материалы, охватывающие период с древнейших времен по XX век, а также вопросы и задания к ним. Представленные источники различны по содержанию и происхождению, по жанрам и стилям. Среди них фрагменты летописей, записки иностранцев, письменные впечатления наших соотечественников — не только очевидцев, но и участников событий. Здесь и государственные акты, деловая и частная переписка, материалы периодических изданий, фрагменты исторических трудов.
Подобное многообразие и широкий спектр документов позволяют всесторонне рассмотреть тот или иной исторический период, сопоставить неодинаковые оценки отдельных исторических событий, составить собственное представление о них, аргументировать свой вывод.
Данное пособие станет хорошим подспорьем школьникам и учителям при подготовке к ЕГЭ. Методический аппарат пособия направлен, прежде всего, на овладение навыками работы с историческими источниками, приемами их анализа. Его задача — помочь понять и осмыслить содержание документа, выделить и сформулировать его основные идеи, сравнить тексты разных периодов и авторов, познакомиться с различными версиями событий и составить разноплановые характеристики исторических деятелей. Все это не только делает интересной и творческой совместную работу учителя и ученика на уроке, расширяет и углубляет знания предмета, но одновременно помогает в дальнейшем справиться в ходе подготовки к ЕГЭ с комплексом заданий по работе с источниками.
Школьникам станет намного легче осуществлять познавательные действия в определенной последовательности, а именно: определять события, явления, личности, о которых идет речь в документе, т. е. осуществлять атрибуцию документа; разъяснять сущность характеризуемой в источнике проблемы в историческом контексте (с привлечением знаний по курсу отечественной истории); анализировать позицию автора, рассматривать версии и интерпретации событий.
Данное пособие, на наш взгляд, может использоваться не только в процессе изучения нового материала. Оно поможет учителю и в организации повторения и в осуществлении проверки усвоения материала. Полезно оно и тем школьникам, которые готовятся к поступлению на гуманитарные факультеты высших учебных заведений, поскольку расширяет их кругозор, формирует многие специфические для нашего предмета умения и навыки, привлекает внимание к ряду сложных и дискуссионных проблем истории России.
Гевуркова Е. А.,
кандидат педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
лаборатории исторического образования
Института содержания и методов обучения РАО
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ДРЕВНЯЯ РУСЬ. VI-IX вв.
Документ № 1
Из «Стратегикона» Маврикия Стратега*:
О жизни славян
Вопросы и задания к документу№ 1:
1.Выделите в тексте и выпишите в тетрадь основные исторические факты и сгруппируйте их по определенным признакам: условия жизни; занятия людей; обычаи и общественное устройство.
2. Определите, что преобладает в приведенном фрагменте: исторические факты или художественное описание?
Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе. Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище.
Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая определенным временем, предлагают им выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или остаться там на положении свободных и друзей?
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов, вследствие
* Маврикий Стратег (539—602) — византийский император, правил с 582 по 602 г. Считается автором одного из «Стратегиконов» — трактата по воинскому искусству с описанием походов в другие страны.
случающихся с ними опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.
Документ № 2
Из «Стратегикона» Маврикия Стратега:
О воинах славянах
Вопросы и задания к документу № 2:
1. Изложите кратко содержание прочитанного и сформулируйте основные идеи.
2. На основе документа выделите основные приемы ведения боя славянами. Как вы думаете, чем они были вызваны?
3. Почему информацию о славянах этого периода ученые чаще всего находят в византийских или арабских источниках? О чем говорит этот факт?
Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод.
При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с их помощью. Это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.
Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманить противника.
Документ № 3
Из книги «Война с готами» Прокопия
Кесарийского*: о славянах
Вопросы и задания к документу№ 3:
1.Выберите информацию о жизни и верованиях славянских племен.
2. Как можно охарактеризовать их общественное устройство и почему?
3. Определите характер религиозных верований славян.
4. Найдите сходство и различия в описаниях славян, принадлежащих Маврикию Стратегу и Прокопию Кесарийскому. Чем они вызваны?
Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, издревле живут в народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву и то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из^ них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые
* Прокопий Кесарийский (ок. 500 — после 565 г.) — византийский писатель и историк, советник полководца Велисария, сопровождавший его в походах.
широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и у других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они темно-красные. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами [рассеянными], думаю, потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками. Поэтому-то им и земли надо занимать много. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки.
Документ № 4
Из «Книги драгоценных сокровищ»
Ибн-Русте*: о славянах
Вопросыи заданияк документу№ 4:
1.Дайте характеристику данному документу: когда был написан? кем? в чем историческая ценность этого источника?
2. Выберите информацию о славянах X в. и впишите ее в таблицу.
Природные условия | Быт | Занятия | Верования, обряды и культура |
3. Сравните данные таблицы с информацией документа № 1 и сделайте выводы о развитии славян и их связях.
В самом начале границы страны славян находится город по имени Куяб. Страна славян — страна ровная и лесистая; в лесах они и живут. Из дерева вьщелывают они род кувшинов, в которых
* Ибн. Русте Абул-Али-Ахмед ибн-Омар — арабский писатель начала X века.
находятся у них и ульи для пчел, и мед пчелиный сберегается. Когда умирает кто-либо из них, они сжигают труп его. Все они идолопоклонники.
Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиною в два локтя, лютня же их осьмиструнная. Хмельной напиток приготовляют из меду. При сжигании покойников предаются шумному веселью, выражая тем радость свою милости, оказанной ему [покойнику] богом.
Холод в их стране бывает до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывает деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывает земли. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв несколько дров и камней, зажигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же раскалятся камни до высшей степени, наливают их водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают уже одежду. В таком жилье остаются до весны.
Документ № 5
Из «Повести временных лет»*:
О расселении славян
Вопросы и задания к документу № 5:
1. Дайте характеристику историческому источнику.
2. Изложите главный факт прочитанного летописного фрагмента.
3. Прочтите внимательно первые две фразы и определите источник информации Нестора.
И смешал Бог народы, и разделил на семьдесят и два народа, и рассеял по всей земле. От этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский. Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне
* «Повесть временных лет» (ПВЛ) — летопись, написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века.
по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки. Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне и по Сейму и назвались северянами. И так разошелся славянский народ.
Документ № 6
Из «Повести временных лет»:
Об основании Киева
Вопросы и задания к документу № 6:
1. Определите, что преобладает в летописном рассказе: исторические факты или художественное описание? Подумайте, почему так произошло?
2. Какой рассказ о возникновении Киева ближе к исторической правде и почему? Как это можно установить?
3. Почему, по-вашему мнению, в летописи не указаны время и место возникновения Киева?
4. Как можно установить точную дату основания Киева? Можно ли?
И были три брата: одному имя Кий, другому — Щек, а третьему — Хорив, и сестра их Лыбедь. И жил Кий на горе, где теперь подъем Боричев, Щек жил на горе, которая теперь зовется Щековица, а Хорив — на третьей горе, которая от него получила название Хоривицы. И срубили городок во имя своего старшего брата и дали ему имя Киев. Этот Кий княжил в роде своем. И когда он приходил к царю [в Царьград], то, как говорят, большую
честь получил от царя. Когда он шел обратно, пришел к Дунаю, полюбил место и срубил малый городок, где хотел жить с родом своим, но не позволили ему живущие там вблизи. Еще и теперь называют на Дунае городище Киевец. Кий же вернулся в свой город Киев и тут окончил жизнь свою. И братья его Щек и Хорив и сестра Лыбедь тут скончались.
Документ № 7
Из «Повести временных лет»:
о путешествии апостола Андрея
Вопросы и задания к документу № 7:
1.Изложите кратко основные события, описанные в летописи.
2. Проследите по карте путь апостола Андрея. Как вы думаете, возможно ли было таким путем попасть в Рим?
3. Что и почему больше всего заинтересовало апостола в Новгороде?
Андрей [апостол] проповедовал в Синопии, а когда пришел в Корсунь, узнал, что рядом с Корсунем находится устье Днепра, и захотел пойти в Рим; пришел он в устье Днепра и оттуда пошел по Днепру вверх. Случилось, что однажды он остановился под горами на берегу. И встав утром, сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли эти горы? На этих горах воссияет благодать Божия: будет здесь большой город и много церквей воздвигнет здесь Бог». И взошел на эти горы, благословил их, поставил крест, помолился Богу, сошел с этой горы, где потом встал Киев, и пошел по Днепру вверх. И пришел к словенам, где нынче Новгород, видел живущих там людей, их обычаи, как они моются и хлещутся, и удивился этому. И пойдя к варягам, пришел в Рим, рассказал, скольких научил и что видел, и сказал им: «Удивительно было в земле словен, когда шел сюда. Видел деревянные бани: вот натопят их докрасна, раздеваются, и голые обливаются дубильным квасом, берут молодые прутья и хлещут себя, и до того дохлещут, что вылезают еле живы, а чтобы ожить, обливаются холодной
водой. И так делают каждый день, никем не понуждаемы к муке, но сами.себя так мучают, однако не мучаются, а моются». Й слушая об этом, все удивлялись.
Документ №8
Из «Повести временных лет»: о призвании варягов
Вопросы и задания к документу №8:
1. Назовите событие, описанное летописью..Каково его значение,в нашей истории?
2. Проанализируйте первую фразу летописного рассказа, сопоставьте ее с пятой. Что, на ваш взгляд, означает фраза «порядка в ней нет»?
3. Именно этот фрагмент лег в основание «норманской теории». Может ли призвание варягов считаться основанием, древнерусского государства? Свой ответ аргументируйте,
В год 6370 (862) изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали «ами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пощли за море к варягам, к руси. Те варяга назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны к англы. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде^, а другой, Синеус, на Белоозере,. а третий, Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик.
ЧАСТЬ: ВТОРАЯ
'