Отличия от остальных календарей.
Еврейский календарь считается одним из самых сложных среди всех существующих календарей. Число месяцев в году может быть 12 или 13, некоторые месяцы могут иметь то 29, то 30 дней, год может начинаться только в определенные дни недели. Но наиболее резкое отличие Еврейской календарной системы от всех других известных систем заключается в том, что она непериодическая. А именно: все системы основаны на некотором периоде, в основу их положен некоторый цикл, в течение которого средний календарный год (или месяц, если он измеряется по луне) приближается к истинному. Например, Григорианский календарь имеет период 400 лет. Юлианский имеет четырехлетний цикл, в течение которого для согласования календарного и истинного солнечного годов вводится один дополнительный день. Из лунных календарей, например, Турецкий имеет цикл 8 лет, а арабский - 30 лет. В отличие от всего этого, Еврейский календарь вообще непериодический, он основан не на цикле определенной повторяющейся последовательности годов, а на специальных вычислениях. Только добавление тринадцатого месяца в году происходит периодически в 7 годах из 19-летнего цикла, во всех остальных изменениях никакой периодичности не наблюдается. В целом расхождение иудейского года с Солнцем составляет всего один день за 200 лет. Иудейский календарь никогда не отставал от Солнца более чем на 22 дня и не опережал его более чем на 8 дней. Поэтому отдельные месяцы немного передвигаются, но они не «кочуют» по всему календарю в течение года.
В чём же, собственно говоря, разница между еврейским лунно-солнечным календарём и лунным, а также солнечным? Скажем о том, что лунный календарь строится на согласовании суточного движения Земли с лунными фазами без оглядки на годовое обращение Земли вокруг Солнца, не учитывая таким образом солнечный календарь. Если мы сравним продолжительность лунного года с солнечным, то заметим, что разница между ними может быть в 10,11 или 12 дней. Произведём вычисления и посмотрим, насколько величина солнечного года превышает величину лунного:
365,242 – 354,367 = 10, 875
Так Лунный год всегда короче солнечного. Лунно-солнечный (говоря о еврейском) в свою очередь иногда короче, а иногда длиннее, но в среднем подравнивается под него. Он совершает определённые переходы в чётко заданных границах. Как это происходит? Обратите внимание на таблицу и пользуйтесь приведённым ниже неё текстом:
Пусть год начинается с 3 октября. В 1959 г. 3 октября соответствовало
1 тишрея, т.е. первому числу первого еврейского года. Мы знаем, что лунно-солнечный календарь учитывает как лунный так и солнечный календари в своих переходах. Следующий год, состоящий из 12 месяцев длился 365 дней и истёк к
22 сентября 1960 г. Следующий год, соответственно начался 22 сентября, а не
3 октября – наш календарь сделал шаг назад. По тем же правилам лунного календаря в 1961 г. еврейский новый год наступил ещё на 11 дней раньше – 11 сентября. Сделан ещё один шаг назад. Если бы лунно-солнечному позволялось уходить дальше, то он в конце концов оказался бы в запретной зоне – 31 августа. Ему же это делать категорически воспрещено т.к. нарушится порядок празднования религиозных праздников и, что самое важное – нарушится порядок празднования Песах. Песах, как мы знаем приходится строго на Нисан, месяц весны. Если в лунно-солнечном календаре ввести такие постоянные шаги назад, которые свойственны лунному, то станет невозможным выполнять заповеди Торы. Что же остаётся делать? Остаётся вставлять дополнительный, тринадцатый месяц. Таким образом еврейский календарь сдвигается вперёд на 18-20 дней. Почему именно столько? Дело в том, что это те самые 18-20 дней соответствуют третьему не сделанному шагу, в результате которого еврейский календарь оказался бы в запретном месяце.
Думаю, читателю будет интересно узнать о том, как сложилась система високосов в лунно-солнечном календаре, и кто является её основателем. В середине V в. до н. э. афинский математик и астроном Метон открыл 19-летний период (Метонов цикл), равный 235 синодическим оборотам Луны, по прошествии которого Луна и Солнце возвращаются почти в то же положение относительно Земли и звезд. Этот период он предложил всем грекам на Олимпийских играх 432 г . до н. э., предложив в течение его вставлять 7 месяцев. Это предложение приживалось медленно, греки долгое время продолжали использовать более грубую, но и более простую и привычную систему октаэтерид. Но открытие Метона используется поныне в еврейском календаре. Поскольку 19 лет по 12 месяцев дают в сумме 228 месяцев, то в 7 годов 19 цикла вставляют по одному дополнительному месяцу (то есть цикл состоит из 12 лет по 12 месяцев и 7 лет по 13 месяцев). Добавочные месяца встают в 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й и 19-й годы цикла.
Таков принцип построения лунно-солнечного календаря. С одной стороны, календарь и лунный, ведь состоит из лунных месяцев, первое число которое соответствует новолунию. Но регулярное подтягивание года к солнечной дате вносит в счёт дней и лет принципиальную разницу. Сутки соотносятся не только с фазами Луны, но и с периодом орбитального вращения Земли вокруг Солнца. Вспомним Григорианский (и Юлианский в том числе) календарь, который является сегодня наиболее распространённым. Он основывается только на движении Солнца. Еврейский календарь учитывает движение обоих светил (Солнца и Луны). Древнейший и наиболее близкий к природе еврейский календарь до сего дня является самым точным в мире. Например, длительность лунного месяца, приведенная Талмудом полторы тысячи лет назад, была определена с такой точностью только исследованиями космического пространства
в семидесятых-восьмидесятых годах нашего века.