Изучение структуры и содержания учебника.
Знакомство с авторами учебника.
· Ребята, откройте с. 2 части 1 учебника «Литературное чтение. 1 класс». Здесь под красной чертой расположены фамилии авторов учебника, прочитайте их.
· Видите, как много людей трудились над тем, чтобы вам было интересно учиться, чтобы вы полюбили литературу и стали настоящими читателями.
· А может быть, с кем-то из авторов мы уже встречались и немного знакомы? Где вы уже видели эти фамилии? (В «Азбуке».)
· Хорошо, заметьте, что количество авторов в учебнике по литературному чтению увеличилось, значит, понадобилось много усилий, чтобы вас научить грамотно читать. Среди авторов учебника много учёных, людей, которые всю свою жизнь посвятили созданию учебников для маленьких школьников, поэтому мы должны быть благодарны им за такой титанический труд и, конечно, бережно относиться к учебникам.
Работа над условными обозначениями.
· Вслед за фамилиями авторов вы найдёте надпись «Условные обозначения». Вам уже знакомо понятие «условные обозначения», давайте вспомним, что это такое. (Это значки, которые указывают, что нужно делать.)
· Правильно. Посмотрите, как называется первый значок. Как вы будете выполнять его указание? (Второй, третий и четвёртый значки рассматриваются так же.)
· Откройте часть 2 учебника «Литературное чтение. 1 класс». Посмотрите, изменились ли значки? (Нет, они остались прежними, значит, нам легко будет по ним ориентироваться и во второй части учебника.)
· А теперь найдите на страницах учебника такие значки и назовите, где они встретились, на что указывают.
Работа над структурой учебника.
· Ребята, сейчас перед нами стоит трудная задача — понять, как устроен учебник, какие в нём есть разделы и рубрики, для чего они включены в учебник. Откройте часть 1 учебника на с. 3, прочитайте заголовок. Как вы думаете, что может иметь такое название — раздел, рубрика, произведение или что-то другое? (Дети высказывают предположение.)
· Правильно, это название раздела, или темы, как иногда говорят. А теперь откройте часть 1 учебника на с. 79. Какой заголовок дан здесь? Прочитайте, какие темы входят в содержание учебника. На каких страницах они расположены? Найдите их в учебнике. О чём, по вашему мнению, пойдёт речь в каждом разделе?
· А теперь сравните страничку с заголовком «Жили-были буквы» и страничку с заголовком «Сказки, загадки, небылицы». Что ещё, кроме названия раздела, есть на этих страницах?
· Правильно, ребята, здесь ещё есть предложения, в которых отражены результаты изучения темы, т. е. цели, которые указывают, что мы узнаем при чтении произведений по данной теме и чему научимся. Это очень важно, так как если человек не знает, что он будет делать, не представляет свой результат, то ему трудно добиваться каких-либо успехов в учёбе, в профессии и в жизни. Поэтому авторы нам помогли и сформулировали то, что мы должны освоить, в разделе «Жили-были буквы» и в других разделах. Посмотрите начало разных разделов в обеих частях учебника. Везде ли заданы цели их изучения? (Дети листают учебники.)
· Как быстро найти тот или иной раздел? Где можно увидеть, на какой странице начинается раздел? (В содержании.)
· Откройте с. 79 части 2 учебника. Какой раздел учебника мы ещё не рассмотрели? («Словарь».)
· Для чего даются словари в учебниках, в каких случаях мы можем к ним обратиться?
Изучение устройства учебника в совместной работе в группах.
· А теперь каждая группа выберет для себя какой-то раздел для более детального изучения. Посмотрите, какие рубрики есть в разделе, который вы рассматриваете. (Дети ищут, а учитель может записать названия на доске или на слайде.)
· Давайте сравним различные разделы по структуре. (Здесь школьники выявляют, что из раздела в раздел рубрики повторяются.) Попробуйте догадаться, для чего предназначены эти рубрики.
Моделирование структуры раздела учебника.
· Сейчас мы с вами будем учиться моделировать. Кто знает, что значит слово «модель», кто в жизни уже встречался с этим словом, какие модели вам приходилось уже видеть? (Модели машин, самолётов, вертолётов, домов, модель Земли и пр.; можно показать несколько моделей: одну — рисованную, другую — схемообразную, третью — копию в миниатюре какого-нибудь предмета или объекта.)
· Молодцы, а мы с вами будем моделировать (создавать модель) одного лишь раздела учебника, не целого учебника, а лишь раздела. А для этого нам надо знать, что есть в этом разделе. Также надо знать, что можно нарисовать (рисуночные модели), начертить (графические модели) модель и можно соорудить модель реального предмета, только в миниатюре.
· У каждой группы есть листы белой бумаги, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, ножницы, клей (или степлер). Вы вместе со всеми ребятами из группы должны подумать, какую модель раздела учебника хочется сделать именно вам: нарисовать, начертить схему или сделать что-то похожее на книжку-малютку, где будет помещён только один раздел учебника.
· Но прежде чем вы начнёте трудиться, давайте вспомним правила работы в группах. Как правильно сотрудничать друг с другом, как обращаться, как слушать друзей, как предлагать свои идеи? (Школьники обсуждают правила, знакомые им с уроков обучения грамоте.)
· Теперь давайте вспомним, как правильно пользоваться инструментами, чтобы не нанести вред здоровью своему и своих товарищей. Какой инструмент самый опасный у вас на парте? Как правильно передавать ножницы товарищу?
· Итак, мы всё повторили, можно ещё задать вопросы, что-то уточнить, и приступайте к работе.
Анализ результатов работы.
· Группы закончили свою работу, выберите того, кто будет представлять разработанную вами модель и рассказывать о ней. (Если школьники уже умеют оценивать результаты с помощью разноцветных фишек, то можно предложить им оценить работу каждой группы и прокомментировать каждую модель с точки зрения положительных моментов и недостатков.)