Составные части (подсистемы) системы управления.
Система управления является формой воплощения управленческих взаимосвязей. Она включает три подсистемы.
І. Структурно-функциональную.
ІІ. Информационно-поведенческую.
ІІІ. Саморазвития системы управления.
І. Структурно-функциональная подсистема это собственно система управления. Это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих закреплённые за ними функции и решающих поставленные перед ними задачи, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие.
Структурно-функциональная подсистема – это основа системы управления.
ІІ. Информационно-поведенческая подсистема включает следующие блоки:
- управленческую идеологию и ценностную ориентацию системы управления.
- интересы и поведенческие нормативы (формальные и неформальные отношения) участников процесса управленческой деятельности;
- информация и информационное обеспечение коммуникаций в системе управления.
Типы информационно-поведенческих систем:
1) Первый тип характеризуется наличием формальной организации деятельности и отношений в системе управления. Деятельность инициируется распоряжениями и требует наличия формального контроля исполнения. Отношение к работе в этом случае безразличное, безответственное и безиницитивное. Уровень информированности невысок, доступность информации низкая. Собственные интересы – за пределами интересов организации.
2) Второй тип характеризуется стремлением отдельных членов коллектива к внесению организационных изменений, наличием неспокойствия в отношениях, конфликтных ситуаций. Отсутствует безразличие, характерное для первого типа, однако ещё отсутствует заинтересованность всего коллектива в повышении эффективности деятельности организации. Как и в первом типе, здесь доминируют собственные цели и интересы, находящиеся за пределами интересов организации. Для таких отношений характерно наличие групповщины и келейности. Официальная система информирования функционирует плохо, зато распространены закрытые обсуждения в узком кругу.
3) Третий тип – характеризуется наличием заинтересованности в конечных результатах функционирования системы управления. Широкое распространение имеют групповые формы совместной деятельности. Для этого типа характерны доброжелательность в отношениях, стремление к разрешению конфликтных ситуаций, склонность к сотрудничеству. Зарождается творческое отношение к работе. Создаётся атмосфера гласности, широко распространены открытые обсуждения.
4) Четвертый тип – характеризуется органичным сочетанием личных интересов со стремлением к получению высоких конечных результатов функционирования организации в целом. Отношения в системе высоко развиты, что позволяет гибко адаптироваться к новым задачам и условиям. Информация и информационность является органичными составляющими функционирования системы управления.
ІІІ. Подсистема саморазвития системы управления.
Эта подсистема характеризует стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентацию на новшества, поиск и разработку прогрессивных идей.
Подсистема саморазвития состоит из двух частей.
1) Первая часть подсистемы ориентирует систему управления на постоянное совершенствование и развитие (т.е. должна обеспечивать потребность в улучшении, обновлении)
2) Вторая часть подсистемы обеспечивает развитие системы управления. При этом решаются следующие задачи:
а) поиск возможностей совершенствования, разработка процедуры перехода системы в новое состояние, определение средств обеспечения этого перехода;
б) организация перехода системы управления в новое состояние;
в) анализ результатов перехода.
Главным направлением функционирования подсистемы управления является развитие кадров системы управления.