Влияние православия на культурно-исторический тип русского человека
История отечественной культуры
Понятие культуры. Её функции. 2
История культуры Древней Руси 9-17 в. 2
Славянское язычество. 2
Влияние православия на культурно-исторический тип русского человека. 3
Выдающиеся личности в истории культуры древней Руси. 3
История художественной культуры древней Руси. 3
Литература. 3
Архитектура. 4
Живопись. 4
Музыка. 4
История отечественной культуры нового времени кон.16 – нач.19 веков. 4
Значение реформ Петра 1 для истории культуры России. 4
Традиции русского меценатства. 5
Русская культура серебряного века. 5
Общая характеристика. 5
Образование и наука. 5
Литература. 6
Живопись. 6
Архитектура. 6
Русская культура 20-30-х годов 20 века. 6
Понятие культуры. Её функции
Культура(лат. «возделывать», «обрабатывать») – совокупность исторически накопленных духовных и материальных ценностей, служащих человечеству, и защищающих его будущее.
Культуру можно рассматривать с позиций:
· времени (античная, средневековье; эпохи возрождения, барокко и т.д.);
· территориального признака (национальная культура);
Функции культуры – это те роли, которые они выполняют по отношению к обществу людей:
1) гуманистическая (человеко-творческая);
2) функция трансляции (передачи) социального опыта;
3) регулятивная (нормативная) – поддержание в обществе
4) познавательная (гносеологическая) – накопление и передача знаний, проявление интеллекта;
5) знаковая (семиотическая) – располагая системой знаков, культура предполагает освоение и владение системами:
· литературный язык;
· музыка;
· живопись;
· термины и знаки наук;
· жесты, манеры;
· явления в природе.
6) ценностная (аксеологическая) – формирует у человека ценностные потребности и ориентацию. По их уровню судят о культуре человека.
История культуры Древней Руси 9-17 в.
Славянское язычество
«Язычество» имеет литературное происхождение от церковно-славянского слова «языцы» - «народы», т.е. это народная религия, создаваемая народом в течение веков.
Все язычества объединяет комплекс обрядов, верований, представлений, которые объясняют явления окружающего мира, природы, и служат средством (для язычников) воздействия на неё.
Славянское язычество берет начало в глубокой древности, и основано на первобытных верованиях человека.
Славяне верили во множество богов и потусторонних сущностей.
Главные славянские боги:
· Сворог – бог-отец, небо;
· Маккош – женское начало, дарительница урожая;
· Ярило – бог солнца;
· Перун – бог молний;
· Сворожич – бог огня.
и т.д.
У славян-язычников было принято в честь богов совершать жертвоприношения (кровавые и бескровные) – это был главный языческий обряд.
Капище– места для жертвоприношений и поклонения богам на Древней Руси. Находились в труднодоступных местах, в местах «силы» (где были различные священные предметы). Возле таких мест располагались хижины, изображения птиц, зверей, красочно раскрашенных.
Во времена язычества сложилась целая система графических изображений, обозначавших то или иное явление (засеянная земля, огонь и т.д.) или бога.
Эти символы стали выполнять обереговую функцию, их легко разглядеть на национальных русских костюмах. Эту функцию выполняли также некоторые предметы (подковы, пояса, ключи, замки).
Влияние православия на культурно-исторический тип русского человека
Культурно-исторический тип – система взглядов, привычек, понятий, складывающихся под влиянием условий жизни, религии, социально-исторических факторов.
Православие было принято на Руси в 988 г. по велению князя Владимира (Владимир Красно-солнышко). Южные регионы Руси легко приняли православие, а северные – нет.
Под влиянием православной веры сложился психотип русского человека, основанный на таких качествах как: терпение, готовность к самопожертвованию, вере в абсолютное добро, предпочтение духовного мира материальному.
В восточно-христианской культуре земное существование человека рассматривается как эпизод на пороге вечной жизни. В качестве смысла земного существования человека признавались духовные стремления к смирению и благочестию, а также ощущению собственной греховности и аскетизме.
С православием на Русь была принесена идея соборности - единодушие, согласие, коллективное жизнетворчество.
Православие, духовно организуя быт русского народа, способствовало усвоению системы духовных ценностей, которая наложилась на языческую культуру, и привело к формированию особого типа русского человека (иоанновский, мессианский тип). Такой человек хочет действовать всегда во имя чего-то абсолютного.