Костомаров николай иванович
(4(16).05.1817 - 7(19).04.1885 +)
Украинский и русский историк, этнограф, писатель, критик. Родился в семье русского помещика, мать - крепостная украинская крестьянка. Окончил Харьковский университет в 1837 г. В 1841 г. подготовил магистерскую диссертацию "О причинах и характере унии в Западной России", которая была запрещена и уничтожена за отход от официальной трактовки проблемы. В 1844 г. защитил диссертацию "Об историческом значении русской народной поэзии". С 1846 г. - профессор Киевского университета по кафедре истории. Один из организаторов (совместно с Т.Г. Шевченко и др.) тайного Кирилло - Мефодьевского общества, ставившего своей целью создание славянской демократической федерации во главе с Украиной. В 1847 г. общество было разгромлено; Костомаров был арестован и после годичного заключения сослан в Саратов. До 1857 г. служил в саратовском статистическом комитете. В Саратове Костомаров познакомился с Н.Г. Чернышевским.
В 1859-1862 гг. - профессор русской истории Петербургского университета. Арест, ссылка. Работы по истории народных движений ("Богдан Хмельницкий и возвращение Южной Руси к России" 1857 г., "Бунт Стеньки Разина" 1858 г.) создали Костомарову широкую известность. Он был организатором и сотрудником украинского журнала "Основы" (1861-1862), выходившем на русском и украинском языках.
В 1862 г. Костомаров отказался поддержать протест против ссылки одного из профессоров Петербургского университета, что возмутило передовых студентов, и он вынужден был уйти из университета. Произошел разрыв с Н.Г. Чернышевским и более тесное сближение Костомарова с либеральными националистическими группами. Важнейшие вопросы русской и украинской истории Костомаров толковал с позиций буржуазной историографии. Костомаров обращался к этнографическому материалу как к основному, по его мнению, для раскрытия истории народа.
Литературный талант, особое внимание к внешним приметам времени позволили Костомарову создать целую галерею русских и украинских исторических деятелей в работе"Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей"(первое издание в 1873 г.).
Иловайский Дмитрий Иванович (1832 - 1920)
Историк и публицист. Образование получил в Московском университете. Получил степень магистра за "Историю Рязанского княжества" (М., 1858; переиздано в "Собрании сочинений", 1884), степень доктора - за "Гродненский сейм 1793 г." (М., 1870). Недолго состоял адъюнктом по кафедре всеобщей истории в Московском университете. Взявшись за изложение общего хода русской истории, Иловайский выступил решительным противником норманнской теории и чрезвычайно скептически отнесся к летописным известиям о ранней поре русской истории, доказывая, что в летописях отражались отчасти настроения и интересы киевских князей. Различая варягов и Русь, Иловайский находит Русь не на севере, как варягов, а на юге, где он, кроме Киева, выдвигал Тмутаракань. До объединения Руси под властью туземного киевского дома (к середине X века) Иловайский отрицал возможность свободного передвижения по ней вообще и в частности, для варягов и, следовательно, и участия в торговой, военной и политической жизни страны. Выводы Иловайского постепенно входят в канон русской исторической науки; многие же частности в них должны быть переисследованы и, быть может, отвергнуты. Гораздо слабее попытки Иловайского отожествить Русь с роксоланами и доказать славянство болгар, гуннов, ятвягов - попытки, основанные отчасти на крайне рискованных ономатологических сближениях. Статьи Иловайского по варяго-русскому вопросу соединены в "Разысканиях о начале Руси" (М., 1876 и 1882), потом в двух, так называемых дополнительных полемиках (М., 1886 и 1892). Обширная "История России" Иловайского стала выходить с 1876 г. и остановилась на воцарении Петра (5 томов, 1876 - 1905). Отказавшись за старостью от ее продолжения, Иловайский очерком "Петр Великий и царевич Алексей" начал в "Кремле" (№ 45 - 47) печатание серии эпизодических очерков из истории петровской и послепетровской эпох. В "Истории", как и в специальных трудах, Иловайский мало останавливается на внутренних социально-экономических отношениях и жизни народа; он не дает поэтому достаточно четких картин и полного объяснения событий; его рассуждения об исторических законах, исторических аналогиях и т. п. порой способствуют даже некоторому затемнению спора. Сводя в примечаниях к "Истории" богатую литературу, Иловайский не всегда использует ее в тексте. Скептическому отношению к летописи он не всегда остается верен; так, о крещении Владимира он рассказывает вообще по летописи, не привлекая известных ему трудов Васильевского и Розена; отмечая близость Владимира Мономаха и киевских князей вообще к делу летописания, не принимает этого во внимание при характеристике, например, того же Мономаха. Научный дух вообще слабеет в "Истории". Она занимает, однако, видное место в литературе, тем более что в ней впервые сделана попытка охватить все части русского народа; история юго-западной его ветви изложена так же подробно, как и северо-восточной. Учебники Иловайского по всеобщей и русской истории выдержали десятки изданий; они написаны живым языком, но часто страдают неясностью и сбивчивостью суждений, прямыми, порой, ошибками, отсутствием руководящей мысли и (особенно учебники по русской истории) тенденциозностью. Как публицист, Иловайский настроен очень консервативно и крайне националистически. В 1897 г. он приступил к изданию собственного органа "Кремль", исключительно наполняемого его произведениями (вышло доселе, считая двойные и тройные, 52 №). Он осуждает немецкое влияние и немецкие браки русских государей, энергично выступает против ученого комитета при министерстве народного просвещения. Крайности полемики, чрезмерная смелость в решении сложнейших вопросов истории и политики повели к непопулярности Иловайского в ученых и общественных кругах и к забвению его значительных заслуг в области русской истории.
Беллярминов Иван Иванович (1837 - ... )
Писатель-педагог .Получил образование в Саратовской духовной семинарии, в главном педагогическом институте и окончил курс в Петербургском университете по историко-филологическому факультету. Преподавал педагогику в петербургском историко-филологическом институте и в Павловском институте; историю и латинский язык - в 3-й и 6-й петербургских гимназиях. От 1869 г. до 1908 г. состоял членом ученого комитета министерства народного просвещения. Составил следующие учебники для гимназий, реальных училищ и городских училищ: "Древний Восток и древнейшее время Греции" (СПб., 1908); "Руководство к древней истории" (ib., 13-е ид., 1911); "Курс всеобщей истории" (ib., 15-е изд., 1911); "Элементарный курс всеобщей и русской истории" (ib., 39-е изд., 1911); "Руководство к русской истории с дополнениями из всеобщей" (ib., 21-е изд., 1911); "Курс русской истории (элементарный)" (ib., 14-е изд., 1910).
Платонов Сергей Федорович
(16 (28).06.1860 - 10 .01.1933+)
Русский историк. Родился в Чернигове в семье типографского служащего. В 1882 году окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. В том же году начал преподавательскую деятельность (частная гимназия В.Я. Спешневой, Высшие женские курсы, Александровский лицей, Петербургский филологический институт) В 1888 году защитил магистерскую диссертацию "Древнерусские сказания и повести о Смутном времени как исторический источник", в 1899 году - докторскую диссертацию "Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI -XVII веков (опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время)" . С 1899 года профессор русской истории Петербургского университета. В том же году увидело свет и первое издание"Лекций по русской истории"(последнее -10-е - вышло в 1917 г.). С 1903 года С.Ф. Платонов - директор Женского педагогического института. Свой опыт он реализовал в «Учебнике русской истории» (СПб., 1909—1910), где полнота курса, доступное изложение сочетались с научностью и объективностью. Учебник, свободный от излишней лирики и всякого рода легенд, заставлял учащихся думать и работать, а преподавателя побуждал тщательно готовиться к урокам, чтобы не быть застигнутым врасплох вопросами учеников. Книга имела чрезвычайный успех и переиздавалась ежегодно. Ученый комитет Министерства народного просвещения официально рекомендовал «Учебник русской истории» для гимназий, а среди учителей его автор приобрел стойкую репутацию независимого ученого.
В 1908 году избирается членом-корреспондентом Российской академии наук. В 1916 году Платонов выслужил право на получение пенсии. Однако революционные события 1917 года, сопровождавшиеся коренной ломкой старого строя, вернули его к прежней повседневной работе.
Уже накануне 1917 года Платонов руководил работой по научному описанию архива Министерства народного просвещения, весной 1918 года он был избран в Межведомственную комиссию по охране и устройству архивов упраздненных революцией учреждений (Главное управление архивным делом). Директор Археологического института, профессор Петроградского университета. 3 апреля 1920 года избирается действительным членом Российской Академии наук.
Изменение политической атмосферы в стране в 20-х годах сказалось и на судьбе Платонова. Частью официальной политики стало недоверие к старым специалистам. Напряженные отношения сложились в 20-е годы между С.Ф. Платоновым и "отцом основателем" советской исторической науки М.Н. Покровским, тогдашним руководителем Центрархива РСФСР. Обнаружив какое-то служебное упущение, центр настоял на пересмотре личного состава Петербургского отделения. Последовали увольнения. Не дожидаясь своей очереди, Платонов в мае 1925 года подал прошение об освобождении от должности. Вынужденная отставка не отразилась, однако, а стремлении ученого продолжить активную научно-организаторскую деятельность. С первого августа 1925 года он, в соответствии с постановлением Правления АН, возглавляет Институт русской литературы (Пушкинский Дом), а через несколько дней Общее собрание Академии избирает его директором академической библиотеки. Ученый переиздает свои труды, а также публикует некоторые новые работы, в том числе и за рубежом. Это - монографии "Москва и Запад", "Иван Грозный", "Петр Великий" (последняя крупная работа Платонова). В конце 1926 года он навсегда покинул Петербургский университет, с которым его связывали долгие годы напряженного труда.
Изменения, происходившие в стране, затронули в 1929 г. и Академию наук. В результате выборов по новому Уставу состав ее членов значительно пополнился за счет представителей советских научных организаций. Тем не менее Общее собрание академиков 12 января 1929 г. тайным голосованием отвергло трех кандидатов коммунистов из восьми баллотировавшихся. Это послужило сигналом для пропагандистской кампании: газетные статьи призывали Академию наук согласовывать свою позицию - в стране, которая строит социализм, - с общественным мнением и провести политическую проверку личного состава. В газетах появились прямые обвинения академиков в контрреволюционных убеждениях. Поспешное переизбрание Платонова приостановило газетную шумиху в его адрес, и никаких оргвыводов в отношении его тогда не последовало. Весной Платонов был избран академиком-секретарем Отделения гуманитарных наук и стал членом Президиума Академии.
Так называемое Шахтинское дело (1928) дало начало новому "наступлению на капиталистические элементы по всему фронту" со стороны властей. Началась проверка личного состава всего государственного аппарата "- "чистка". В середине октября 1929 года несколько сотрудников Академии сообщили комиссии по "чистке", которая работала в Ленинграде (руководитель комиссии Ю.П. Фигатнер), что в Пушкинском Доме и в Археографической комиссии "тайно" хранятся документы большого политического значения - подлинники актов об отречении от престола Николая II и великого князя Михаила, бумаги Департамента полиции, Корпуса жандармов, Охранного отделения и др.Против Платонова и некоторых его сотрудников было сфабриковано "дело".В конце января 1930 года Сергей Федорович был арестован. Аресту подверглись также академики Н.П. Лихачев, М.К. Любавский, Е.В.Тарлеи их ученики. Большинство арестованных получили по пять лет ссылки по решению коллегии ОГПУ. С.Ф. Платонов отбывал ссылку в Самаре, где и скончался 10 января 1933 года.
Покровский Михаил Николаевич (1868-1932)
Советский историк, партийный и государственный деятель. Академик АН СССР (1929). После окончания историко-филологического факультета Московского университета он совмещает научную работу с активным участием в большевистской партии. Долгое время находился в эмиграции и вернулся в Россию только в августе 1917 г. Участник октябрьского переворота. С 1918 года - М.Н. Покровский, являясь заместителем наркома просвещения, становится лидером образовательной политики, парадигмы единой трудовой школы. По своему положению он занимал самое заметное место в сфере руководства наукой и высшим образованием. М. Н. Покровский занимал посты руководителя Государственного ученого совета, Коммунистической академии, Института истории, Общества историков- марксистов, Института красной профессуры, Центрархива и ряда других организаций в сфере идеологии. В 20-е гг. им был опубликован ряд крупных исторических трудов “Русская история в самом сжатом очерке”, “Внешняя политика России XX столетия” , труды по истории революционного движения, историографии.
Еще в дореволюционный период исторические исследования, М. Н. Покровского вызывали у сообщества ученых противоречивые оценки. Дело в том, что он радикальнее всех рассматривал исторический процесс с сугубо марксистской, материалистической точки зрения. М.Н. Покровский был убежден: "История есть политика, опрокинутая в прошлое". Эта формула, ставившая идеологию превыше истины, многие десятилетия душила советскую историческую науку, да и не ее одну Это с одной стороны порождало критику его взглядов как односторонних и тенденциозных, а с другой - вызывало поощрение за то, что удавалось с новых подходов взглянуть на традиционные исторические сюжеты. В целом же отношение к Покровскому было достаточно негативным, прежде всего из-за его амбициозности, презрения ко всем историкам не марксистам. Как руководитель науки и высшей школы М. Н. Покровский проводил крайне жесткую политику по идеологическому пресечению всякого инакомыслия. Проходили чистки “старой профессуры”, была ликвидирована автономия университетов. В исторической науке насаждалась “школа Покровского”, для которой были характерны сугубо материалистический подход к истории, классовый характер и растворение исторических событий в современных проблемах. Не удивительно, что с подачи Покровского был ликвидирован и школьный курс истории, который был заменен обществоведением.
Хотя умер Покровский в 1932 г. вполне уважаемым и почитаемым человеком по достаточно причудливой логике в конце 30-х гг. была развернута уничтожающая критика его взглядов. Особенно отличились бывшие любимые ученики М. Н. Покровского, сделавшие на этом свою научную карьеру. Было признано, что “школа Покровского являлась базой вредителей, шпионов и террористов, ловко маскировавшихся при помощи его вредных антиленинских исторических концепций”.
Готье Юрий Владимирович
(18 (30).06.1873 - 17.12.1943 +)
Советский историк и археолог, академик АН СССР (1939; член-корреспондент 1922). В 1895 окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1903—15 приват-доцент этого университета, затем профессор. Работы Готье посвящены русской истории и истории XVII и XVIII вв. и представляют разработку вопросов экономической истории и истории учреждений в связи с историей социальной.
В начале научной деятельности Готье находился под влиянием методологии В. О. Ключевского. В первой крупной работе «Замосковный край в XVII в. Опыт исследования по истории экономического быта Московской Руси» (1906, 2 изд., 1937) на основе тщательного изучения писцовых книг Готье. показал запустение и разорение страны в результате польской и шведской интервенции начала 17 в. и последующий процесс восстановления хозяйства, рост дворянского землевладения за счёт широкой раздачи правительством в 17 в. дворцовых земель с крестьянами, усиление закрепощения крестьян и характер их повинностей. Это исследование сохраняет научное значение до наших дней. Др. крупная работа Готье — «История областного управления в России от Петра I до Екатерины II» (т. 1—2, 1913—41). В этом труде Готье использовал большое количество новых неопубликованных источников, показал классовый, дворянский характер местных учреждений. Готье — автор «Очерка истории землевладения в России» (1915), в котором собран ценный фактический материал. С 1900 ученый вёл раскопки в среднерусских и южнорусских городах. В работах «Очерки по истории материальной культуры Восточной Европы» (1925) и «Железный век в Восточной Европе» (1930) Г. выступал за синтез данных истории и археологии для изучения древнего периода русской истории. Им впервые дана обобщающая научная обработка обширного, но разрозненного археологического материала о древнейшей истории СССР от палеолита и неолита до возникновения Древнерусского государства. Издал извлечённые им из шведских архивов «Памятники обороны Смоленска 1609—1611 гг.» (1912), переведённые им с английского языка записки путешественников «Английские путешественники в Московском государстве в XVI в.» (1937) и др. источники. Участвовал в написании первого учебника для вузов — «История СССР» (т. 1, 1939). Готье вёл большую педагогическую работу на Московских высших женских курсах (1902—18), в Межевом институте (1907—17), университете Шанявского (1913—18), институте народов Востока (1928—30), МИФЛИ (1934—41) и институте истории АН СССР. С 1898 по 1930 был учёным секретарём, а затем заместителем директора Всесоюзной библиотеки им. В. И. Ленина
Греков Борис Дмитриевич
(9(21).04.1882 - 9.09.1953 +)
Советский историк, академик АН . С 1901 г. учился в Варшавском университете, в 1905 г. перевелся в Московский университет, который окончил в 1907 г. Первая исследовательская работа Грекова посвящена социально-экономической истории Великого Новгорода. Историк сосредоточил внимание на процессах, происходивших в феодальной вотчине. Важной темой исследований Грекова являлась история Древней Руси и восточных славян. В капитальном труде "Киевская Русь" (1939) на основании анализа всех видов источников Греков пришел к выводу, что восточные славяне перешли от общинного строя к феодальным отношениям минуя рабовладельческую формацию. Он констатировал, что основой хозяйственной деятельности Древней Руси было высокоразвитое пашенное земледелие и решительно выступил против утверждений об отсталости социально-экономического строя древних славян. Греков писал, что Киевская Русь была общей колыбелью русского, украинского и белорусского народов. Большим вкладом в изучение древнерусской истории стала работа "Культура Древней Руси" (1944).
Греков также много занимался изучением истории южных и западных славян, изучением их правовых кодексов и "Правд". Важной темой научных работ Грекова было исследование истории русского крестьянства. В 1946 г. им было опубликовано капитальное исследование на эту тему - "Крестьяне на Руси с древнейших времен до 17 века". Греков внес большой вклад в разработку историографии, в развитие источниковедения. При его участии выпущено свыше 30 крупных изданий документов. Им написаны работы об исторических взглядах А.С. Пушкина, М.В. Ломоносова, М.И. Покровского и др.
Научно-исследовательскую деятельность Греков сочетал с преподаванием (он был профессором МГУ и ЛГУ) и руководством ряда институтов АН.