Лекция 6. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ИСТОРИИ
1 Значение проверки знаний и умений учащихся.
2 Функции оценки знаний и умений учащихся.
3 Основные уровни, виды, формы, методические приёмы проверки знаний.
4 Методические требования к поурочному контролю.
5 Критерии выставления оценок по истории на уроке.
Литература
1 Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2009. – № 7.
2 Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Всемирная история. История Беларуси» // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2009. – № 7.
3 Багдановіч І.І. Методыка выкладання гісторыі ў школе. – Мінск: БДПУ, 2009.
1. Значение проверки знаний и умений учащихся.
Важным элементом учебно-воспитательного процесса является проверка результатов обучения, оценка знаний и умений учащихся, призванная установить степень достижения целей, уровень сформированности умений, выявить уровень развития учащегося, включая индивидуальные качества и личностные свойства.
Проверка– процедура получения прямой и обратной связи о ходе и результатах педагогического процесса с использованием разнообразных педагогических приёмов.
Оценка – процесс установления степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям.
Отметка – результат процесса оценивания учебно-познавательной деятельности, количественное выражение оценки в баллах.
Факторы введения 10-балльной системы в Республике Беларусь.
1. Приведение контрольно-оценочной деятельности в соответствие с ведущими идеями и направлениями общего образования, обеспечение перехода от репродуктивного к продуктивному образованию и формирование разносторонне развитой и творческой личности.
2 Приведение системы оценивания в соответствие с ведущими принципами личностно-ориентированного образования, педагогики индивидульности и переориентация оценочной деятельности на оценку учебных достижений, а не её недостатков.
3 Отсутствие в применяемой пятибалльной (а фактически 4-х балльной) шкале, и её критериальной основе, возможности учёта проявления индивидуальных свойств личности при поурочном контроле.
4. Завышенные критерии и предметные нормы оценки на ответ «удовлетворительно» для тех учащихся, которые в силу своих возможностей не в состоянии достигнуть требуемого эталона по большинству учебных курсов.
5. Использование неудовлетворительной оценки, как орудия подавления личности, нагнетания страха.
2Функции проверки знаний и умений учащихся.
1 Образовательная функция – ориентирует педагога на использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, содействующих продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала.
2 Стимулирующая функция – заключается в установлении динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности и развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех этапах учебной деятельности.
3 Диагностическая функция – обеспечивает анализ, оперативно-функциональное регулирование и коррекцию образовательного процесса и учебной деятельности.
4 Контролирующая функция - выражается в определении уровня усвоения учебного материала при различных видах контроля и аттестации учащихся.
5 Социальная функция – проявляется в дифференциальном подходе к осуществлению проверки и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с социальным заказом общества и государства.
3 Основные уровни, виды, формы, методические приёмы проверки знаний.
Для оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контрольно-оценочной деятельности выделяются следующие 5 уровней усвоения учебного материала:
№ п/п | Уровни учебных достижений | Уровни усвоения учебного материала | Баллы |
Низкий | Узнавание отдельных общеисторических понятий | 1-2 | |
Удовлетворительный | Неосознанное воспроизведение учебного материала на уровне памяти | 3-4 | |
Средний | Воспроизведение материала на уровне понимания | 5-6 | |
Достаточной | Применение знаний в знакомой ситуации по образцу | 7-8 | |
Высокий (творческий) | Применение знаний в незнакомой ситуации, самостоятельные действия по описанию, объяснению, преобразование объектов обучения | 9-10 |
Словесные характеристики отметок
При отсутствии результатов учебной деятельности учащимся выставляется 0 баллов.
Балл | Республика Беларусь | Россия |
1-2 | почти удовлетворительно | очень слабо |
удовлетворительно | посредственно | |
весьма удовлетворительно | удовлетворительно | |
почти хорошо | почти хорошо | |
хорошо | хорошо | |
очень хорошо | очень хорошо | |
почти отлично | почти отлично | |
отлично | прекрасно | |
превосходно | великолепно |
Виды контролязнаний и умений учащихся по истории
Поурочный контрольпроводится с целью проверки усвоения учащимися программного материала. Результат учебной деятельности оценивается от 1 до 10 баллов, при этом учитель учитывает работу учащихся на предыдущих уроках.
Тематический контроль проводится с целью проверки усвоения большой темы или раздела. Целесообразно осуществлять с учётом всех 5 уровней (задания должны быть разноуровневыми). Проводится в течение 25-45 минут.
Итоговый контроль – экзамен. Обязательный экзамен по «Истории Беларуси» в 11 классе c 2014/2015 учебного года.
Формы проверки знаний и умений:
- устный опрос
- письменная проверка
- уплотнённый опрос (сочетание устной и письменной проверки)
Приёмы устной проверки
1 Индивидуальный развёрнутый полный ответ (Докажите…, Охарактеризуйте…, Объясните…, Раскройте причины…).
2 Фронтальная беседа (опрос) – вопросы не только на воспроизведения материала (Что?, Где?, Когда?), но и на его осмысление (В чём сущность…? Каковы особенности…? В чём историческое значение…?).
3 Доклады и сообщения учащихся.
4 Взаимопроверка.
5 Вопросы ученику, отвечающему у доски, формулируют сами ученики (по хронологии, дать определение понятий, по персоналиям, по карте).
Варианты письменной проверки
-по карточкам-тестам
- фронтальная работа по вариантам
- по карточкам с иллюстрациями
- хронологический диктант
- историческое сочинение
- все виды заданий в тетрадях
- контурные карты
Варианты заданий на доске при уплотнённом опросе
- по хронологии
- дать отределение понятий
- составить план ответа
- составить календарь хода событий
- заполнить тематическую сравнительную таблицу