Лекция 6. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ИСТОРИИ

1 Значение проверки знаний и умений учащихся.

2 Функции оценки знаний и умений учащихся.

3 Основные уровни, виды, формы, методические приёмы проверки знаний.

4 Методические требования к поурочному контролю.

5 Критерии выставления оценок по истории на уроке.

Литература

1 Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2009. – № 7.

2 Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Всемирная история. История Беларуси» // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2009. – № 7.

3 Багдановіч І.І. Методыка выкладання гісторыі ў школе. – Мінск: БДПУ, 2009.

1. Значение проверки знаний и умений учащихся.

Важным элементом учебно-воспитательного процесса является проверка результатов обучения, оценка знаний и умений учащихся, призванная установить степень достижения целей, уровень сформированности умений, выявить уровень развития учащегося, включая индивидуальные качества и личностные свойства.

Проверка– процедура получения прямой и обратной связи о ходе и результатах педагогического процесса с использованием разнообразных педагогических приёмов.

Оценка – процесс установления степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям.

Отметка – результат процесса оценивания учебно-познавательной деятельности, количественное выражение оценки в баллах.

Факторы введения 10-балльной системы в Республике Беларусь.

1. Приведение контрольно-оценочной деятельности в соответствие с ведущими идеями и направлениями общего образования, обеспечение перехода от репродуктивного к продуктивному образованию и формирование разносторонне развитой и творческой личности.

2 Приведение системы оценивания в соответствие с ведущими принципами личностно-ориентированного образования, педагогики индивидульности и переориентация оценочной деятельности на оценку учебных достижений, а не её недостатков.

3 Отсутствие в применяемой пятибалльной (а фактически 4-х балльной) шкале, и её критериальной основе, возможности учёта проявления индивидуальных свойств личности при поурочном контроле.

4. Завышенные критерии и предметные нормы оценки на ответ «удовлетворительно» для тех учащихся, которые в силу своих возможностей не в состоянии достигнуть требуемого эталона по большинству учебных курсов.

5. Использование неудовлетворительной оценки, как орудия подавления личности, нагнетания страха.

2Функции проверки знаний и умений учащихся.

1 Образовательная функция – ориентирует педагога на использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, содействующих продвижению учащихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала.

2 Стимулирующая функция – заключается в установлении динамики достижений учащихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности и развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех этапах учебной деятельности.

3 Диагностическая функция – обеспечивает анализ, оперативно-функциональное регулирование и коррекцию образовательного процесса и учебной деятельности.

4 Контролирующая функция - выражается в определении уровня усвоения учебного материала при различных видах контроля и аттестации учащихся.

5 Социальная функция – проявляется в дифференциальном подходе к осуществлению проверки и оценке результатов учебной деятельности учащихся с учётом их индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с социальным заказом общества и государства.

3 Основные уровни, виды, формы, методические приёмы проверки знаний.

Для оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контрольно-оценочной деятельности выделяются следующие 5 уровней усвоения учебного материала:

№ п/п Уровни учебных достижений Уровни усвоения учебного материала Баллы
Низкий Узнавание отдельных общеисторических понятий 1-2
Удовлетворительный Неосознанное воспроизведение учебного материала на уровне памяти 3-4
Средний Воспроизведение материала на уровне понимания 5-6
Достаточной Применение знаний в знакомой ситуации по образцу 7-8
Высокий (творческий) Применение знаний в незнакомой ситуации, самостоятельные действия по описанию, объяснению, преобразование объектов обучения 9-10

Словесные характеристики отметок

При отсутствии результатов учебной деятельности учащимся выставляется 0 баллов.

Балл Республика Беларусь Россия
1-2 почти удовлетворительно очень слабо
удовлетворительно посредственно
весьма удовлетворительно удовлетворительно
почти хорошо почти хорошо
хорошо хорошо
очень хорошо очень хорошо
почти отлично почти отлично
отлично прекрасно
превосходно великолепно

Виды контролязнаний и умений учащихся по истории

Поурочный контрольпроводится с целью проверки усвоения учащимися программного материала. Результат учебной деятельности оценивается от 1 до 10 баллов, при этом учитель учитывает работу учащихся на предыдущих уроках.

Тематический контроль проводится с целью проверки усвоения большой темы или раздела. Целесообразно осуществлять с учётом всех 5 уровней (задания должны быть разноуровневыми). Проводится в течение 25-45 минут.

Итоговый контроль – экзамен. Обязательный экзамен по «Истории Беларуси» в 11 классе c 2014/2015 учебного года.

Формы проверки знаний и умений:

- устный опрос

- письменная проверка

- уплотнённый опрос (сочетание устной и письменной проверки)

Приёмы устной проверки

1 Индивидуальный развёрнутый полный ответ (Докажите…, Охарактеризуйте…, Объясните…, Раскройте причины…).

2 Фронтальная беседа (опрос) – вопросы не только на воспроизведения материала (Что?, Где?, Когда?), но и на его осмысление (В чём сущность…? Каковы особенности…? В чём историческое значение…?).

3 Доклады и сообщения учащихся.

4 Взаимопроверка.

5 Вопросы ученику, отвечающему у доски, формулируют сами ученики (по хронологии, дать определение понятий, по персоналиям, по карте).

Варианты письменной проверки

-по карточкам-тестам

- фронтальная работа по вариантам

- по карточкам с иллюстрациями

- хронологический диктант

- историческое сочинение

- все виды заданий в тетрадях

- контурные карты

Варианты заданий на доске при уплотнённом опросе

- по хронологии

- дать отределение понятий

- составить план ответа

- составить календарь хода событий

- заполнить тематическую сравнительную таблицу

Наши рекомендации