Фонд контрольных заданий по дисциплине
«Современный русский язык: Словообразование. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Пунктуация»
(для студентов специальности «Журналистика»)
Примечание:Фонд контрольных заданий предназначен для контроля знаний студентов специальности 030601.65 – Журналистика по дисциплине «Современный русский язык: Словообразование. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Пунктуация» после изучения данного курса.
Преподаватели могут использовать для контроля знаний студентов любые контрольные задания на выбор, составляя различные варианты тестов.
Задание 1.
Что в переводе с греческого языка обозначает слово «орфография»?
А) правописание
В) словообразование
С) однозначность
Д) нет правильного ответа
Задание 2.
Какие принципы лежат в основе русской орфографии?
А) традиционно-исторический
В) коммуникативный
С) фонетический
Д) нет правильного ответа
Задание 3.
Какой принцип русской орфографии требует единообразного написания морфем в родственных словах и формах слов?
А) фонетический
В) морфологический
С) традиционно-исторический
Д) нет правильного ответа
Задание 4.
В каком году были приняты ныне действующие правила русского правописания?
А) 1949 г.
В) 1962 г.
С) 1956 г.
Д) нет правильного ответа
Задание 5.
Укажите правильный вариант написания слов.
А) дрожать, запиреть, зоря, вокзал
В) дрожать, запереть, заря, вокзал
С) дражать, запереть, заря, вокзал
Д) нет правильного ответа
Задание 6.
Укажите правильный вариант написания слов.
А) яростный, парчовый, добежать, брошюра
В) яростный, парчёвый, добежать, брошюра
С) яросный, парчовый, добежать, брошюра
Д) нет правильного ответа
Задание 7.
Укажите правильный вариант написания слов.
А) фляшка, сердце, ястреб, загар
В) фляжка, серце, ястреб, загар
С) фляжка, сердце, ястреб, загар
Д) нет правильного ответа
Задание 8.
Укажите правильный вариант написания слов.
А) интеллект, оптимизм, утварь, потресение
В) интеллект, оптимизм, утварь, потрясение
С) интелект, оптимизм, утварь, потрясение
Д) нет правильного ответа
Задание 9.
Укажите правильный вариант написания слов.
А) щёлка, предъюбилейный, прожорливый, скокать
В) щёлка, предюбилейный, прожорливый, скакать
С) щёлка, предъюбилейный, прожорливый, скакать
Д) нет правильного ответа
Задание 10.
Укажите правильный вариант написания слов.
А) мощь, горячо, цыкнуть, презабавный
В) мощь, горячо, цикнуть, презабавный
С) мощь, горячо, цыкнуть, призабавный
Д) нет правильного ответа
Задание 11.
Какую букву следует вставить в следующие слова: ц…рк, ц…ркуль, ц…тата?
А) ы
В) и
С) о
Д) нет правильного ответа
Задание 12.
Какую букву следует вставить в следующие слова: ж…ри, брош…ра, параш..т?
А) у
В) и
С) ю
Д) нет правильного ответа
Задание 13.
Какую букву следует вставить в следующие слова: пр…клеить, пр…вокзальный, пр…бить, пр…брежный?
А) о
В) и
С) е
Д) нет правильного ответа
Задание 14.
Укажите правильный вариант использования орфограмм в следующем предложении:
На пр…тяжени.. нескольких сотен к… (л, лл) …метров р…внина сплош… п…крыта з…леной ст...ной.
А) о, и, и, л, о, а, ь,о, е, е
В) о, и, и, л, о, о, ь,о, е, е
С) о, и, и, лл, о, а, ь,о, е, е
Д) нет правильного ответа
Задание 15.
Укажите правильный вариант использования орфограмм в следующем предложении:
(В) дали от р…ки, пр…ст…рается (не) обжитая т…йга с (не) хоже (н, нн) ыми тропами.
А) в дали, е, о, и, необжитая, а, нехожеными
В) вдали, е, о, и, необжитая, а, нехожеными
С) вдали, е, о, и, необжитая, а, нехоженными
Д) нет правильного ответа
Задание 16.
Назовите слово, обозначающее кратчайшую значимую часть слова.
А) морфема
В) фонема
С) лексика
Д) нет правильного ответа
Задание 17.
Как называется способ образования слова.
А) фонетика
В) лексикология
С) словообразование
Д) нет правильного ответа
Задание 18.
Каким способом образованы данные слова: читал, читающий, читавший?
А) словообразование
В) формообразование
С) морфологическим
Д) нет правильного ответа
Задание 19.
Подберите синоним к слову «окончание».
А) флексия
В) фонема
С) морфема
Д) нет правильного ответа
Задание 20.
В каком варианте в приведенных словах присутствует нулевое окончание?
А) друзей, армия, рабочий
В) друзей, семей, пролетарий
С) станция, знание, семей
Д) нет правильного ответа
Задание 21.
В каком варианте в приведенных словах присутствует материально выраженное окончание?
А) красив, лисий, страна, денег
В) узнал, третий, принеси, поют
С) земля, станция, поют, узнали
Д) нет правильного ответа
Задание 22.
В каком варианте в приведенных словах нет никакого окончания?
А) столы, земля, старость
В) держа, направо, ярче
С) молодой, принести, пригород
Д) нет правильного ответа
Задание 23.
Назовите основу в слове «молодость».
А) производная
В) непроизводная
С) производящая
Д) нет правильного ответа
Задание 24.
В каком варианте в приведенных словах присутствуют части производной основы?
А) корень, префикс, суффикс, постфикс, флексия
В) корень, префикс, суффикс, постфикс, интерфикс
С) корень, префикс, суффикс, интерфикс, окончание
Д) нет правильного ответа
Задание 25.
Определите морфемную структуру слова «перелесок».
А) П + К + С
В) П + К + С + Ф (нулевая)
С) П + К + С + Ф
Д) нет правильного ответа
Задание 26.
Определите морфемную структуру слова «направо».
А) П + К + С
В) П + К + С + Ф
С) К + С + Ф
Д) нет правильного ответа
Задание 27.
Определите морфемную структуру слова «оскорбленный».
А) П + К + С
В) П + К + С + Ф
С) К + С + Ф (нулевая)
Д) нет правильного ответа
Задание 28.
Назовите способ образования слова «водовоз».
А) сложение основ
В) суффиксальный
С) префиксальный
Д) нет правильного ответа
Задание 29.
Назовите способ образования слова «пароходство».
А) сложение основ
В) суффиксальный
С) префиксальный
Д) нет правильного ответа
Задание 30.
Укажите вариант слов, в каждом из которых присутствует чередование в области согласных.
А) скрепляет, связанный, оскорбленный, праздничный
В) скрепляет, связанный, оскорбленный, говорить
С) скрепляет, последний, оскорбленный, праздничный
Д) нет правильного ответа
Задание 31.
Укажите вариант слов, в каждом из которых присутствует чередование в области гласных.
А) скрепляет, связанный, оскорбленный, праздничный
В) изложить, кланяться, собирать, состояние
С) излагать, растение, наклониться, вскочить
Д) нет правильного ответа
Задание 32.
Укажите вариант со словами, имеющими постфикс.
А) ледокол, оделись, поработали бы
В) умывается, оренбургский, какой-то
С) умывается, оделись, отдохнули бы
Д) нет правильного ответа
Задание 33.
Укажите вариант слов, имеющих свободный корень.
А) земля, вода. ход
В) лес, сад, ход
С) уйти, передача, сад
Д) нет правильного ответа
Задание 34.
Укажите вариант слов, в которых происходит наложение частей слова друг на друга.
А) приду, орский, курский
В) оренбургский, пермский, иду
С) курский, орский, писатель
Д) нет правильного ответа
Задание 35.
Укажите правильный вариант использования орфограмм в словах: сам…вар, лун…ход, пыл…сос, кофе..ник, ялт…ский.
А) о, а, е, й, ин
В) о, о, е, й, ин
С) о, о, и, й, ин
Д) нет правильного ответа
Задание 36.
Укажите правильный вариант использования орфограмм в словах: изл…гать, р…внение, соб…ру, пост..лать.
А) а, а, е, е
В) а, а, е, и
С) а, а, и, и
Д) нет правильного ответа
Задание 37.
Укажите исторические процессы в морфемном составе слова.
А) опрощение
В) усложнение
С) переразложение
Д) нет правильного ответа
Задание 38.
Назовите процесс, когда безударное слово стоит после ударного и примыкает к нему.
А) речевой такт
В) проклитика
С) энклитика
Д) нет правильного ответа
Задание 39.
На что первоначально членится наша речь?
А) фразы
В) слова
С) такты
Д) нет правильного ответа
Задание 40.
Из чего состоит фонетическое слово?
А) из фонем
В) из слогов
С) из букв
Д) нет правильного ответа
Задание 41.
Что называется словесным ударением?
А) выделение одного из слов в предложении с большей силой
В) выделение каждого слова в предложении
С) выделение одного из слогов в слове с большей силой
Д) нет правильного ответа
Задание 42.
Что является характерной особенностью русского ударения?
А) ударение на первом слоге
В) нефиксированность ударения
С) ударение на последнем слоге
Д) нет правильного ответа
Задание 43.
Какими знаками обозначаются при транскрибировании редуцированные гласные?
А) ъ
В) й
С) ь
Д) нет правильного ответа
Задание 44.