III. Работа над новой темой. Учитель. Сегодня у нас с вами заключительное путешествие по природным зонам России
Учитель. Сегодня у нас с вами заключительное путешествие по природным зонам России. Это Черноморское побережье Кавказа – одна из самых замечательных и своеобразных, можно сказать уникальных, зон.
Запись на доске и в тетрадях: «Черноморское побережье Кавказа – субтропическая зона».
Учитель. Покажите на карте субтропическую зону. Что рассказывает нам карта?
Ученики. Эта природная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье Черного моря: между Кавказскими горами и Черным морем.
Учитель. В каком тепловом поясе расположена субтропическая зона?
Ученики. В умеренном поясе, но ближе к Северному тропику, значит, солнечные лучи падают прямо и земля получает больше тепла.
Учитель. Высокие горы ограждают узкую полоску Черноморского побережья Кавказа от холодных ветров с севера. Солнце поднимается здесь высоко над горизонтом. Даже зимой лучи его так сильно нагревают поверхность земли, что температура воздуха остается выше нуля. В то время, когда на севере свирепствуют морозы, бушуют метели, в здешних садах цветут розы.
Большое влияние на погоду Черноморского побережья оказывает море.
Как хорошо ты, о море ночное, –
Здесь лучезарно, там сизо-темно…
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром…
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Вот с какой любовью изображает море поэт Ф. И. Тютчев. И действительно, зимой оно обогревает, а летом умеряет жару. С поверхности моря испаряется много воды. Водяной пар поднимается вверх и переносится ветрами на склоны гор. Здесь он охлаждается и превращается в мощные облака, из которых выпадают обильные осадки. Тепло и влага создают благоприятные условия для развития пышной растительности. Здесь растут вечнозеленые растения.
А что же обозначает слово «субтропики», если в переводе с латинского приставка «суб» значит «под»?
Ученики. Значит, субтропики – это территория под тропиками.
Учитель. Точнее, вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее России, а здесь, на Черноморском побережье, – лишь маленький кусочек.
Итак, мы должны выяснить, каковы отличительные особенности растительного мира субтропиков.
Учитель предлагает прочитать статью на с. 133 учебника и ответить на вопрос: «Каков растительный мир на побережье Черного моря?»
Ученики. Благоприятные условия – тепло и влага – дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями. Это дуб, бук, каштан.
Бук достигает высоты 25–40 метров. Его ствол ровный, листья имеют форму продолговатого эллипса, плоды – орехи, но их нельзя есть. Бук живет до 500 лет.
Каштан – дерево-долгожитель – может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 метров. Листья продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи – употребляют в пищу.
Очень много растений, привезенных из разных стран: кипарисы, магнолии, пальмы.
На Черноморском побережье растет много фруктовых растений: инжир, персики, грецкие орехи.
Учитель. Прочитайте статью ученика на с. 136, рассмотрите иллюстрацию «Животный мир субтропической зоны» на с. 134–135 и ответьте, каких животных можно здесь встретить.
Ученики. Животный мир Черноморского побережья богат и разнообразен. В лесах обитают медведи, кабаны, барсы и шакалы. Цикады питаются соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Много ящериц и змей. Эти животные обитают на суше.
Встречаются животные, которые добывают себе пищу в море. Это птицы – чайки, бакланы.
Удивительны морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины.
Морские коньки – это рыбки с головой, похожей на голову Конька-горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет конек на бурую водоросль – и сам станет бурым, сядет на зеленую – позеленеет.
Морская игла – это тоненькая и длинная рыбка.
А дельфины – это зубастые киты, только намного меньше. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде: раненого и больного поддерживают на поверхности, чтобы он мог дышать, и помогают плыть. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.
Учитель проводит игру:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура, замри!
Учитель. Черноморское побережье – российская здравница. Солнечные лучи, морская прохлада, вечнозеленая растительность, радующая глаз, теплые ласковые волны, набегающие на берег, привлекают тысячи людей в эти края. Здесь построены санатории, дома отдыха. Но люди, приезжающие сюда отдыхать, не всегда относятся к природе бережно.
Учитель предлагает учащимся прочитать статью «Человек у моря» на с. 136–138 учебника и ответить на вопрос: «Каковы экологические проблемы субтропической зоны?»
Ученики. Сточные воды и мусор попадают в море и загрязняют его. Люди, приехавшие отдыхать, ловят насекомых на память и ломают ветки растений.
Учитель. Какие меры необходимо принять для решения экологических проблем этой природной зоны?
Ученики. Создан Сочинский национальный парк для сохранения уникальной природы. В Красную книгу России занесены растения этих мест (иглица колхидская, самшит колхидский, тис ягодный) и животные (жужелица кавказская, черноморская афалина).