III. Работа по теме урока.
– Сегодня на уроке будем выполнять сложение и вычитание двузначных чисел.
1. Задание 1.
– Выпишите в левый столбик все числа, которые меньше 47, а в правый – все числа, которые больше 47.
28, 81, 57, 44, 46, 48, 53, 41, 37, 90.
2. Задание 2.
– Выпишите те суммы, в которых при поразрядном сложении нет перехода через разряд.
3. Задание 3.
– Запишите все двузначные числа, которые при поразрядном сложении с числом 88 не дают перехода через разряд.
– Выполните поразрядное сложение числа 88 с этими числами.
88 + 10 = 98
88 + 11 = 99
4. Задание 4.
– Выполните поразрядное сложение с переходом через разряд.
53 + 18 = 71 | 73 + 17 = 90 | 55 + 29= 84 |
53 + 28 = 81 | 73 + 18 = 91 | 46 + 38 = 84 |
53 + 38 = 91 | 73 + 19 = 92 | 37 + 47 = 84 |
– Сравните слагаемые в выражениях первого столбика. Как изменяются вторые слагаемые? Как изменяется значение суммы?
– Сравните слагаемые в выражениях второго столбика. Как изменяются вторые слагаемые? Как изменяется значение суммы?
– Сравните выражения третьего столбика. Как изменяются первые слагаемые? Как изменяются вторые слагаемые? Что можно сказать о значении сумм в каждом выражении?
Физкультминутка
5. Задание 5.
– Чем похожи все числовые выражения?
– Какое действие будет первым? (В скобках.)
– Вычислите значения сумм.
6. Задание 6.
– Запишите такую сумму трех двузначных чисел, чтобы при поразрядном вычислении ее значения не было перехода через разряд.
22 + 22 + 22 = 66
23 + 23 + 23 = 69
7. Задание 7.
– Запишите такую сумму девяти двузначных слагаемых, чтобы при поразрядном вычислении ее значения не было перехода через разряд.
11 + 11 + 11 + 11 + 11 + 11 + 11 + 11 + 11 = 99
8. Задание 8.
– Проверьте вычислением, все ли записанные равенства являются верными.
– Запишите в левый столбик те равенства, при проверке которых применялся способ поразрядного сложения без перехода через разряд. Справа выпишите оставшиеся равенства.
47 + 21 = 68 28 + 29 = 57
34 + 54 = 88 38 + 47 = 85
24 + 75 = 99 65 + 27 = 92
– Чем отличаются равенства из левого и правого столбиков? (В правом столбике – способ поразрядного сложения двузначных чисел с переходом через разряд.)
9. Задание 10.
– Проверьте, являются ли верными неравенства.
а) 39 + 47 > 26 + 59 – верно |
86 > 85 |
б) 64 + 18 < 45 + 38 – верно |
82 < 83 |
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание: учебник, с. 82, № 9.
Урок 40
контрольная работа по теме
«Сложение и вычитание чисел в пределах 100»
Цели:проверить вычислительные навыки сложения и вычитания чисел в пределах 100, умения сравнивать числа в пределах 100, решать задачи на разностное сравнение, чертить прямоугольник с помощью линейки.
Ход урока
Контрольная работа записана на доске.
I вариант
1. Запишите цифрами.
4 дес. 5 ед. | 7 дес. 2 ед. |
8 дес. | 5 дес. |
9 дес. 2 ед. | 4 дес. 3 ед. |
2. Выполните действия.
36 + 21 | 59 – 23 | |
44 + 23 | 68 – 47 | |
45 + 28 | 64 – 39 | |
57 + 39 | 72 – 25 |
3. Решите задачу.
У Татьяны – 23 книги со сказками, а у Коли – 17 книг со сказками. У кого книг больше и на сколько больше?
4. Выполните сравнение.
57 … 9 63 … 54 72 … 75 20 + 5 … 20 + 9
8 … 10 49 … 91 48 … 41 26 + 6 … 27 + 5
5. Постройте прямоугольник со сторонами 3 см и 6 см.
II вариант
1. Запишите цифрами.
2 дес. 9 ед. | 8 дес. 1 ед. |
4 дес. | 6 дес. |
7 дес. 8 ед. | 5 дес. 7 ед. |
2. Выполните действия.
23 + 45 | 68 – 42 | |
52 + 41 | 75 – 34 | |
39 + 27 | 83 – 27 | |
64 + 28 | 92 – 35 |
3. Решите задачу.
В корзину положили 52 красных яблока, а зеленых – 37. На сколько меньше зеленых яблок, чем красных?
4. Выполните сравнения.
48 … 6 71 … 47 93 … 95 30 + 6 … 30 + 7
7 … 11 37 … 85 37 … 31 45 + 7 … 46 + 6
5. Постройте прямоугольник со сторонами 4 см и 5 см.