Творческая работа — дальнейшее прогнозирование текста.
Учитель может подсказать в общих чертах движение сюжета произведения, например: «Нильс вместе с гусями полетит в тёплую Лапландию. Дорога туда будет долгая и трудная. У него появятся новые друзья — предводительница гусиной стаи — гусыня Акки, заботливая Белочка, добрый Аист. Не избежит герой и встречи с врагами стаи — хищным и хитрым Лисом, злым Вороном, кровожадным Орлом. Однако, пережив все испытания, Нильс весной вернётся с гусем Мартином домой уже другим мальчишкой». Эта сюжетная линия в творчестве детей может дополнится интересными подробностями.
8. Домашнее задание:придумать своё продолжение повести-сказки; по желанию — полностью прочитать текст всей книги.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Повторяю и творю. Обобщение по разделу «Великие сказочники мира»
Цели:подведение итогов работы по теме; развитие творческого воображения, памяти, умения отстаивать свою точку зрения; воспитание коммуникабельности.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Прослушивание вариантов продолжения повести-сказки, их анализ и оценка.
Сообщение темы и целей урока
4. Подведение итогов работы по теме «Великие сказочники мира»
Работа с рубрикой «Вспомните»
Воспроизведение основных прочитанных в разделе произведений, их героев, выяснение отношения к ним учащихся
¾ Просмотрите все сказки раздела по учебнику, уточните их авторов, вспомните главных героев.
Развитие творческого мышления, умения сравнивать и сопоставлять.
Выполнение второго задания
Учащиеся должны прийти к выводу, что пушкинские сказки были созданы на основе народных, так как в них есть общие герои и предметы, а действия, порой, развиваются одинаково. Пользуясь богатством сюжетов народных сказок, А. С. Пушкин обрабатывал их, вносил изменения, новых героев, а прозаический сказочный текст поэтизировал. Его сказки, написанные в стихотворной форме, обогащают наш язык новыми словами и выражениями, развивают нашу речь.
Работа с рубрикой «Расскажите»
Ученики вспоминают любимые сказки Х.К.Андерсена, их героев, а некоторые из сказок коротко пересказывают.
Закрепление знаний учащихся
Работа с материалом рубрики «Определите».
Четвероклассники не только определяют вид сказок, но и приводят доказательства своих ответов.
Выполнение задания «Ответьте»,в котором учащимся необходимо найти ответы на загадки-вопросы.
Придумывание волшебной сказки
7. Домашнее задание:задания, направленные на обобщение знаний и умений по теме.
_________________________________
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тестовые задания по разделу «Не меркнет в столетиях строка»
«Великие сказочники мира»
Впиши пропущенные слова в названия произведений.
«_________________________ Шейка» Д. Мамина-Сибиряка.
«___________________________ игла» Х. К. Андерсена
«Сказка о ___________и о ____________________ его Балде» А. Пушкина.
Найди фамилии писателей-сказочников. Обведи буквы с правильными ответами.
А. С. Есенин.
Б. А. Пушкин.
В. Х. К. Андерсен.
Г. Братья Гримм.
3. Какая сказка имеет печальную концовку? Обведи букву с правильным ответом.
А. «Серая Шейка» Д. Мамина-Сибиряка.
Б. «Ромашка» Х. К. Андерсена.
В. «Солнечный Луч в ноябре» Ц. Топелиуса
4. Определи качества характера персонажей сказки «Ромашка» Х. К. Андерсена.
Садовые цветы
__________________
__________________
Ромашка
__________________
__________________
Слова для справок: гордость, доброта, скромность, зависть
5. В какой сказке побеждает находчивость и смекалка? Обведи букву с правильным ответом.
А. «Штопальная игла» Х.К. Андерсена
Б.«Солнечный Луч в ноябре» Ц. Топелиуса
В.«Сказка о попе и о работнике его Балде» А. Пушкина.
6. К какой сказке подходит пословица «Сделать людям хорошее – лучше стать самому»?
А. «Ромашка» Х.К. Андерсена
Б. «Солнечный Луч в ноябре» Ц. Топелиуса
7. В каких сказках живут эти герои? Укажи стрелками.
А. Нильс
Б. Бесёнок
В. Старичок охотник
а) «Серая шейка»
б) «Лесной гном»
в) «Сказка о попе и о работнике его Балде»