Глава Х. Культура Западной Европы в XI—XV веках
Образование и философия
1. Представления о мире расширяются.
С развитием городов и торговли, деловых и дипломатических связей, в ходе военных предприятий, завоевания новых территорий и переселений люди стали чаще покидать родные места. На дорогах Европы можно было встретить немало торговцев, бродячих ремесленников и веселых школяров, монахов и паломников, актеров и гонцов, дипломатов и воинов. Крестьянские повозки с медлительными волами степенно двигались к ближайшему рынку. В Рим по делам церкви направлялись епископы и аббаты. Во время Крестовых походов европейцы убедились в том, как широк и разнообразен мир. У них появился интерес к жизни людей в далеких странах. Путешественники выходили далеко за пределы христианского мира и привозили интересные сведения о разных народах.
Яркий рассказ о странах Дальнего Востока в XIII веке оставил венецианский купец и путешественник Марко Поло. Около четверти века провел он в странствиях, много лет жил в Китае. Вернувшись в Италию, он написал книгу, где рассказал о жизни и обычаях народов Азии. «Книга Марко Поло» долгое время служила руководством для составления географических карт.
2. Переводы с греческого и арабского. Жители Западной Европы V—X веков почти забыли греческий язык и вовсе не стремились знатьвосточные языки. Они относились враждебно,настороженно ко всем «чужакам», «иноверцам»:мусульманам, иудеям, язычникам, позднее —православным христианам.
В XI—XII веках появилось большое количество переводов на латинский язык книг греческих и арабских ученых: почти все сочинения Аристотеля, главные труды греков и арабов по географии, астрономии, математике, медицине. Центрами перевода были Испания (здесь еврейские ученые переводили арабские и греческие книги на еврейский язык, а христиане — с еврейского на латынь) и норманнская Сицилия, единственное королевство этого времени, где бок о бок мирно жили православные греки, арабы-мусульмане и западные католики. Круг знаний европейцев необыкновенно расширился и обогатился.
3. Средневековые университеты. Средневековое общество было корпоративным. Каждыйчеловек имел свою, четко очерченную «нишу»,входил в ту или иную корпорацию — обособленную группу людей, которые занимаются определенным общим делом, живут соответствующим ему образом, подчиняются особым правилам и распорядкам. Университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда — профессоров (преподавателей) и студентов (от латинского слова «студере» — усердно заниматься). Само слово «университет» иозначает «корпорация». Учеба и преподаваниенаук стали особым занятием. В одних университетах всеми делами руководили студенты (так было в Болонье), а в других (например, в Париже) — совет профессоров.
Занятия велись всюду на латинском языке, и люди из разных стран могли учиться в любом университете. Поселявшиеся в городе «чужаки» не могли рассчитывать на поддержку городского суда в столкновениях с местными жителями. В борьбе с городскими властями университеты добивались самоуправления: они имели выборных руководителей, собственный суд.
Студенты из одной страны объединялись в землячества (или «нации»), а преподаватели создавали объединения по предметам — факультеты , возглавлявшиеся деканами. Все вместе — и преподаватели, и студенты — избирали главу университета — ректора.
Обычно в университетах, кроме подготовительного, было три факультета: богословский (или философский), юридический, где изучали законы, и медицинский. Занятия вели так: преподаватель — магистр, или профессор, — читал выдержки из книг и объяснял непонятные места, а студенты слушали и записывали лекции («лекция» в переводе с латыни — чтение).
Лекции дополнялись диспутами — словесными поединками. Это были состязания в знаниях и красноречии — споры по заранее выдвинутым вопросам, например: «Сотворен ли человек в раю?» Нападающий старался своими вопросами выявить в рассуждениях противника противоречие либо с его же собственными доводами, либо с Библией и сочинениями церковных писателей, признанных отцами церкви. Толпы учеников и сторонников каждого участника диспута с неослабным вниманием и азартом ловили каждое слово, оценивали вопросы и ответы. Иногда диспуты были такими бурными, что заканчивались потасовками между участниками или «болельщиками».
В XV веке в Европе было уже более 60 университетов. Парижский университет славился преподавателями философии и богословия, университет Болоньи (Италия) —права, Салерно (Сицилия) — медицины. Университеты способствовали появлению в Европе светской интеллигенции и образованного чиновничества, общему подъему культуры.
4. Схоластика. В XI—XIII веках в соборных школах и университетах расцветает новая религиозная философия — схоластика (от греч. «схолэ» — школа).
Мыслители раннего Средневековья считали, что вера и разум несовместимы. Бога невозможно понять умом — в него надо верить. «Верую, ибо непостижимо», — сказал на заре Средневековья Тертуллиан, один из отцов церкви.
Ученые XI—XIII веков уже не хотели слепо верить. Школьные уроки диалектики, книги Аристотеля и святого Августина привили им любовь к рассуждениям. Разум должен прийти на помощь вере, укрепить ее, думали они. Логика, философия должны помочь понять, что такое Бог, почему он устроил мир именно так и что предназначено в мире человеку.
Для этого нужно рассуждать, доказывать свои выводы и логически опровергать аргументы противника. Философы выработали это искусство и довели его до необыкновенной изощренности. Так родилась схоластика — религиозная философия, стремящаяся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений.
Схоласты Ансельм Кентерберийский (XI век), а затем Фома Аквинский (XIII век) сделали, казалось бы, невозможное: логически доказали существование Бога!
Церковь долгое время осуждала «умствования» схоластов. Спор между церковью и философами шел об отношении к отцам церкви.
Истина изложена в Библии — с этим были согласны и церковь, и философы. Но в Библии есть много неясных мест, допускающих разные толкования. Как же найти ответы на важнейшие вопросы мироздания и не впасть при этом в заблуждение? Церковь говорила: нужно знать, как на эти вопросы отвечали отцы церкви.
Но философы показывали, что разные отцы церкви на одни и те же вопросы отвечали по-разному. А это значит, что даже отцы церкви просто люди и они могут заблуждаться. Дело философа — сопоставить высказывания разных авторитетов и, логически рассуждая, определить, какое из них истинно.
«Обращаясь к разуму, я обращаюсь к Богу, — говорил один из схоластов, — ибо разум и делает человека «образом и подобием» Бога».
Так схоласты выработали свой научный метод — способ искать обоснованные ответы на поставленные вопросы. Созданная ими оригинальная средневековая философия способствовала развитию науки Нового времени.
5. Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Одним из самых известных философов-схоластов XII века был француз Пьер Абеляр (1079—1142). Абеляр с детства проявлял большие способности к науке и уже в 13 лет стал странствующим школяром. Он быстро превзошел всех своих профессоров и побеждал их в диспутах. В 1117 году Абеляр стал преподавать в Парижской соборной школе. Его лекции пользовались огромной популярностью, слушатели и ученики стекались к нему толпами. Но и врагов становилось у него все больше: обсуждая тот или иной вопрос философии или богословия, Абеляр не пересказывал мнения отцов церкви, а предлагал свое толкование.
В 1119 году началась история любви Абеляра и Элоизы, ставшая знаменитой на много веков. Юная Элоиза, племянница парижского священника, удивляла современников умом, образованностью и красотой. Тогда женщины не могли посещать школу, и Абеляра попросили стать ее домашним учителем. Вскоре Абеляр и Элоиза полюбили друг друга. «И над раскрытыми книгами больше звучали слова о любви, чем об учении; больше было поцелуев, чем мудрых изречений; ...глаза чаще отражали любовь, чем следили за написанным», — вспоминал потом Абеляр в замечательной книге «История моих бедствий». Элоиза родила Абеляру сына. Разъяренный дядюшка счел себя опозоренным и решил мстить. Его родственники, подкупив слугу Абеляра, напали ночью на философа и изувечили его. Элоиза ушла в монастырь, но любила Абеляра до конца жизни; ее письма к возлюбленному потрясают печалью и нежностью.
Ученики уговорили искалеченного философа продолжить лекции. Но тут на Абеляра обрушились его идейные противники. Самым мощным из них был знаменитый мистик, создатель ордена тамплиеров и вдохновитель второго Крестового похода Бернар Клервоский (1090—1153).
Абеляр утверждал на своих лекциях и в книгах, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума. «Нельзя уверовать в то, чего ты предварительно не понял, и смешны проповеди о том, чего ни проповедник, ни его слушатели не могут постигнуть разумом». Нужно понимать, чтобы верить.
Нужно верить, а не рассуждать, — полагал Бернар. — Вера должна быть простой и искренней, идти от сердца, а не от рассудка. Божественные тайны выше человеческого ума, к ним нельзя прикасаться. Мудрствования мешают силе и чистоте веры, ведут к гордыне и заблуждениям. Только в любви к Иисусу, в глубоком переживании веры человек мистически соединяется с Богом.
Спор Абеляра и Бернара стал спором двух направлений средневековой мысли: рационализма — опоры на разум (от лат. «рацио») и мистики — опоры на сверхъестественные силы.
Враги Абеляра добились того, что его учение было осуждено на церковном соборе в 1121 году. Абеляра заставили собственноручно бросить свою книгу в костер. Философ бедствовал, скитался по монастырям, но ученики по-прежнему шли к нему, и он продолжал преподавать.
Бернар рассылал по всей Европе письма с призывами пресечь деятельность «еретика». В 1140 году Бернару удается собрать новый церковный собор. Абеляр приехал на него в надежде отстоять свои взгляды на открытом диспуте. Но Бернар и его сторонники не хотели открытого диспута. В ночь до собора было принято решение: сжечь все книги Абеляра, а его самого заставить молчать. Абеляр обратился к суду папы, но папа подтвердил решение собора.
Больной и сломленный философ удалился в монастырь. В 1142 году он умер. Элоиза похоронила его и через 20 лет сама была погребена рядом с ним. На их гробнице написали: «Да отдохнут они от скорбного труда и любви».
6. «Ангельский доктор». Вершиной средневековой схоластики были труды ученого XIII века Фомы Аквинского (1225—1274). Фома был сыном итальянского графа, учился в монастырской школе и университете в Неаполе. Несмотря на протесты семьи, он стал монахом доминиканского ордена.
Фома был смиренным, добрым и необыкновенно работоспособным человеком. Самая знаменитая его книга — «Сумма богословия». В этой грандиозной книге Фома собрал все знания о Боге и мире, накопленные Средневековьем. Но не просто сложил их, как в арифметике, в сумму, он создал картину всей христианской Вселенной, показывая, что у каждой ее «детали», от человека до муравья, свое место и своя роль, предназначенные Богом. «Сумму богословия» часто сравнивают с другими великими произведениями Средневековья, о которых вы еще узнаете из этой книги, — с готическими соборами и «Божественной комедией» Данте. В них тоже изображен весь христианский космос.
После смерти Фому называли «ангельским доктором», а вскоре церковь объявила Фому Аквинского святым.
7. «Удивительный доктор». Современник Фомы Аквинского, монах ордена францисканцев, англичанин Роджер Бэкон преподавал в университетах Оксфорда и Парижа. Он доказывал, что для познания истины авторитет и разум недостаточны, а нужны также наблюдения и опыт. Только с помощью опыта можно проверить, верны ли наши знания.
Многие годы ученый занимался алхимией и астрологией. Бэкон проводил опыты с различными веществами, магнитной стрелкой и увеличительными стеклами. Он предвидел многие будущие открытия. Бэкона считали волшебником и прозвали «удивительным доктором».
§ 28. Средневековая литература и искусство
1. Рыцарская литература. В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Провансальские поэты-певцы назывались трубадурами. Среди поэтов встречались короли и знатные феодалы, но было много рыцарей, реже —горожане. В отличие от жонглеров трубадуры были людьми образованными и не остались безымянными. Известны сотни поэтов, которые жили во второй половине XII—XIII веке; до нас дошло и около 30 имен женщин-поэтесс.
Воображением поэтов был создан образ идеального рыцаря — смелого, великодушного и справедливого. В стихах воспевались теперь не только верность сеньору, щедрость, благородство — рыцарь должен быть изящным, вежливым, привлекательным. В его воспитание входило не только воинское дело, но и умение петь, танцевать, слагать стихи, играть на музыкальных инструментах, ухаживать за женщинами.
В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне («моей госпоже»), в которой соединялись поклонение Богоматери и земной, живой и прекрасной женщине. Любовь здесь выступает как великое благо, которого достоин тот, у кого отважное, благородное и преданное сердце. В рыцарской поэзии проявился интерес к душевным переживаниям, утверждались духовные и земные радости. Рыцарская поэзия создавалась в основном на родных языках. Поэты заботились о благозвучии и изяществе языка, точности смысла и рифмы. Большое место в рыцарской поэзии заняло прославление войн, боев и походов.
В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труверами и миннезингерами (в переводе — певцы любви).
В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. Сначала это были обработки античных сказаний и историй, например о Троянской войне или походах Александра Македонского. Но античные герои вели себя в них как средневековые рыцари, а осада Трои изображалась как штурм феодального замка. Особенно широко в романах отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Двор Артура представал как место, где процветали лучшие рыцарские качества. Романы переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, великаны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей. Популярная тогда легенда о беззаветной любви и горестной судьбе Тристана и Изольды — один из самых поэтических сюжетов в мировой литературе.
2. Городская литература. В XII веке начался расцвет городской литературы. Горожане любили короткие рассказы в стихах и басни на бытовые темы. Их героями чаще всего были ловкий, хитрый бюргер или веселый, находчивый крестьянин. Они неизменно оставляли в дураках своих противников — чванливых рыцарей и жадных монахов.
С городской литературой связаны стихи вагантов (в переводе с латинского — бродяг). Вагантами называли школяров и студентов, которые в XII—XIII веках кочевали по городам и университетам Европы в поисках новых преподавателей. К ним прибивались подмастерья и другой бродячий люд. Это был буйный и веселый народ, не гнушавшийся мелким воровством и грубыми шалостями. Они внушали опасение церковным властям и благонамеренным бюргерам. Ваганты сочиняли стихи на латинском языке. Они прославляли любовь и вино, высмеивали лицемерие, жадность и обман, особенно в среде священников и на папском троне. Наиболее прославился своими стихами французский вагант Франсуа Вий-6н (XIV век); музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы.
3. Данте. Его считают самым великим поэтом Средневековья. Данте Алигери (1265— 1321) родился во Флоренции в старинной дворянской семье. Он учился в городской школе, а затем всю жизнь изучал философию, астрономию, античную литературу. В 18 лет он пережил любовь к юной Беатриче, впоследствии вышедшей замуж за другого и рано умершей. О своих переживаниях Данте с небывалой для тех времен откровенностью рассказал в маленькой книжке «Новая жизнь»; она прославила его имя в литературе.
Данте активно участвовал в политической борьбе в родном городе, принадлежа к группе горожан — противников папы. Но сторонники папы взяли верх, и Данте приговорили к изгнанию из Флоренции. Около 20 лет, до конца жизни, он скитался по городам Италии, много страдал, тосковал по родине и умер в Равенне, где провел последние годы при дворе местного правителя.
В изгнании Данте написал великое произведение в стихах, которое назвал «Комедией» (в то время такое название давали произведениям со счастливым концом). Потомки назвали ее «Божественной комедией» в знак высшей похвалы. Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведников и чистилище для тех, кому Бог еще не вынес свой приговор. У врат ада, расположенного на севере, надпись, ставшая крылатой: «Оставь надежду всяк сюда входящий». В центре южного полушария — огромная гора в виде усеченного конуса, на уступах горы расположено чистилище, а на плоской ее вершине — земной рай.
В сопровождении великого римского поэта-Вергилия Данте посещает ад и чистилище, а по раю его ведет Беатриче. В аду 9 кругов: чем тяжелее грехи, тем ниже круг и суровее наказание. В аду Данте поместил кровожадных властолюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов. В центре ада — сам дьявол, грызущий предателей: Иуду, Брута и Кассия. Данте поместил в ад и своих врагов, в том числе нескольких пап. В его изображении грешники не бесплотные тени, а живые люди: они ведут с поэтом беседы и споры, в аду бушуют политические распри. Данте беседует с праведниками в раю и наконец созерцает Богоматерь и Бога.
Картины загробного мира нарисованы так живо и убедительно, что современникам казалось, будто поэт видел это своими глазами. А описал он, по существу, многообразный земной мир, с его противоречиями и страстями. Поэма написана на итальянском языке: поэт хотел, чтобы его понимал самый широкий круг читателей.
4. Архитектура. С XI века в Западной Европе началось большое строительство. Богатая церковь расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения.
Строители раннего Средневековья многое восприняли от строгой архитектуры древних римлян, и поэтому сооружения вплоть до XI— XII веков называют романскими (от «Рома» — Рим). Романский храм — массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очертания полукруглой арки — на сводах, оконных проемах, входах в храм. В то же время своей мощью романские храмы напоминают замки. И действительно, они нередко служили убежищем для населения округи.
Вместе с тем романский храм исполнен призыва к благому размышлению, к сосредоточенной молитве. Внутреннее его устройство также типично средневековое. Он состоит из трех или пяти нефов; центральный неф поднят над боковыми. В плане романский храм имеет вид креста, в центре которого — башня, завершавшаяся пирамидой.
С середины XII века в свободных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, больницы, гостиницы. Главными украшениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII—XV веков получили позже название готических.
Теперь легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высоких колонн, а снаружи на массивные опорные столбы и на соединительные арки. Залы — просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.
Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных окон и кружевной каменной резьбы готические соборы кажутся прозрачными. Повторяющиеся очертания стрельчатой арки, крутые скаты крыш, высокие башни колоколен — все создает впечатление стремительного порыва ввысь.
Долгое время собор был самым большим зданием в городе, нередко он мог вместить всех горожан. В нем не только проводили церковную службу, но и устраивали собрания, представления на религиозные темы, слушали лекции профессоров. В огромном нарядном соборе, среди его красоты и величия человек проникался радостью праздника, ощущением могущества Бога, устремлял к нему свои помыслы и чувства.
Средневековые соборы и сейчас восхищают своей изысканной красотой, искусством и фантазией их создателей. Соборы строили и украшали в течение многих десятилетий, а порой и столетий. В их сооружении участвовало множество мастеров: каменщиков, столяров, скульпторов, стекольщиков, подчас из разных стран. На время строительства все мастера объединялись в артель под руководством архитектора.
Храм строили так, чтобы он был виден всем и отовсюду. О нем напоминал колокол своим мерным звучанием. Ритм колокольных ударов, церковные фрески, витражи, скульптуры и иконы служили для средневековых людей мерой и образцом в будни и праздники.
5. Скульптура. В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Храмы украшали снаружи и внутри сотнями, а то и тысячами рельефов и статуй, изображающих Бога и
Деву Марию, апостолов и святых, епископов и королей. Например, в соборе в Шартре (Франция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефы.
Церковное искусство должно было служить «Библией для неграмотных» — изображать сцены, описанные в христианских книгах, укреплять в вере и устрашать муками ада.
Уже в романском стиле видны выработанные Средневековьем приемы украшения храмов. Наибольшее внимание уделяли западному фасаду, где был главный вход: богатые украшения фасада как бы зазывали в храм. Порталы (входы) собора обозначали границы двух миров — грешного, земного — и священного, небесного: собор их и разделял, и связывал между собой.
На капителях колонн, окнах и дверях изображались кентавры, химеры и другие сказочные существа. Они унаследованы от языческих верований и народного творчества — сказок, басен, песен.
В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники Средних веков стремились раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, его напряженной внутренней жизни.
В готических статуях, в их гибких, вытянутых фигурах особенно живо передан облик людей, под складками одежды четче проступают формы тела, в позах больше движения. Все заметнее проявляется идея гармонии внешнего и внутреннего облика человека; особенно прекрасны женские образы — Марии в Реймском соборе, Уты в Наумбурге.
Художники славили терпение, благородство и душевную стойкость человека. Внимание привлекалось не только к чудесам Христа, но и к его мученической гибели: ведь он страдал ради людей. Главной фигурой декора в храме, в монашеской келье, в спальне мирян было изображение распятого Христа. Очищение от греха и возвышение через страдания и милосердие — вот главная мысль средневекового искусства.
Сохранилось множество изображений Богоматери — Девы Марии, Мадонны. Ее любили самозабвенно, ей молились страстно; в ней видели заступницу за людей перед Сыном. Но мастера стремились в изображении Мадонны с младенцем на руках воспеть и жертвенную силу материнской любви.
6. Живопись. Стены романских храмов были покрыты росписями. Но на стенах готических соборов для них оставалось мало места. Огромные окна заполняли витражи — картины или узоры из кусков цветного стекла, скрепленных свинцовыми ободками. Через витражи свет проникал в храм, играя на колоннах, сводах и камнях пола красочными бликами, и это придавало всему нарядный, праздничный вид.
Большим достижением живописи была книжная миниатюра. Во множестве ярких рисунков отражалась вся жизнь людей: как люди разного происхождения и достатка одевались и причесывались, обставляли жилища, работали и проводили досуг, во что верили и чего боялись. Знаменитые «Большие хроники» описали в картинках всю историю Франции, начиная с Меровингов до XIV века. В иллюстрациях к немецкой книге любовных песен был представлен рыцарский быт с турнирами, охотами, поклонением Прекрасной Даме.
Самый прославленный образец миниатюры — «Календарь герцога Беррийского». Он был выполнен в начале XV века тремя братьями Лимбург, уроженцами Нидерландов, работавшими во Франции. Миниатюры календаря отразили новое отношение к природе: у людей возникало желание любоваться ее красотой. В сценах, посвященных 12 месяцам, удивительно живо, ярко, точно запечатлены виды крестьянского труда и развлечения знати на фоне стен Парижа и окрестных замков.
Изображение людей в труде, отдыхе, во взаимоотношениях, в их связях с природой, передача света, использование светотени — таковы были открытия в книжной живописи.
Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скандинавских храмов XIV—XV веков.