Методические рекомендации по составлению портфолио

В течение четвертого семестра, изучая литературу романтизма, студенты готовят портфолио, материалы которого представляют на экзамене в пятом семестре, что дает им право претендовать на оценки «хорошо» и «отлично».

В портфолио входят:

· конспекты лекций,

· дневник чтения (факультативно),

· выполненная в течение семестра контрольная работа,

· список прочитанных статей и монографий (не менее 2-х) с кратким резюме,

· реферат прочитанного на семинарском занятии сообщения (5-7 стр. компьютерного набора),

Экзаменационные вопросы

1. Особенности романтической эстетики. Своеобразие национальных вариантов романтизма.

2. Эволюция немецкого романтизма. Теория романтизма Ф. Шлегеля.

3. Темы и жанры немецкой романтической поэзии.

4. Жанр новеллы и сказки в немецкой романтической прозе.

5. Творчество Новалиса. Эстетика. Лирика. Проза.

6. Этапы творчества Э.Т.А. Гофмана. Роман «житейские воззрения кота Мурра».

7. Сказка Гофмана «Крошка Цахес» в школьном изучении.

8. Ранний период английского романтизма. Поэты «озерной школы».

9. Этапы творчества Д.Г. Байрона. Лирика. Русские переводы.

10. Эволюция романтической поэмы Байрона.

11. Эволюция образа байронического героя. Байрон и русская литература.

12. Темы и образы поэзии Байрона. Изучение Байрона в школе.

13. Творчество П.Б. Шелли. Лирика. Русские переводы.

14. Поэмы Шелли. «Освобожденный Прометей».

15. Творчество В. Скотта. Лирика. Поэмы.

16. Особенности исторического романа В. Скотта. «Айвенго».

17. Темы и жанры поэзии французского романтизма.

18. Жанр романа-исповеди во французской романтической прозе.

19. Жанр исторического романа во французской романтической прозе.

20. Эстетические взгляды В. Гюго. Предисловие к драме «Кромвель».

21. Эволюция творчества В. Гюго. Лирика. Русские переводы.

22. Жанровое своеобразие романа Гюго «Отверженные».

23. Творчество Ж. Санд. Анализ одного из романов.

24. Творчество А. Мицкевича. Лирика.

25. Поэма Мицкевича «Гражина». Мицкевич и русская литература.

26. Жанр новеллы в американской романтической прозе.

27. Проблематика и художественные особенности романов Д.Ф. Купера. Анализ одного из романов пенталогии о Кожаном Чулке.

28. Индейская мифология в поэме Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» в школе.

29. Романтическая символика в романе Г. Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит».

30. Творчество Э. По. Лирика. Новеллы.

31. Проблематика и художественные особенности романа Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».

32. Художественные особенности книги стихов У. Уитмена «Листья травы».

33. Особенности реалистической эстетики. Предисловие к «Человеческой комедии» О. де Бальзака как манифест французского реализма.

34. Эстетические взгляды Стендаля. Трактат «Расин и Шекспир».

35. Жанровое своеобразие новеллы Стендаля «Ванина Ванини».

36. Проблематика и художественные особенности романа Стендаля «Красное и черное».

37. Этапы творчества П. Мериме. Анализ новеллы «Кармен».

38. Художественные особенности «светских», «экзотических» и «таинственных» новелл П. Мериме.

39. Эволюция творчества П.-Ж. Беранже.

40. История создания и структура «Человеческой комедии» Бальзака. Анализ одного из произведений по выбору.

41. Повесть «Гобсек» Бальзака в школьном изучении.

42. Проблематика и жанровая специфика романа Бальзака «Отец Горио».

43. Социально-психологический роман Бальзака «Евгения Гранде» (или «Утраченные иллюзии»).

44. Раннее творчество Ч. Диккенса. Роман «Оливет Твист».

45. Творческая эволюция Диккенса. Проблематика, характеры, стиль романа «Домби и сын».

46. Творчество У.М. Теккерея. Роман «Ярмарка тщеславия».

47. Этапы творчества Г. Гейне. Лирика.

48. Романтизм ранней прозы Гейне. «Путевые картины».

49. Жанровые особенности поэмы Г. Гейне «Германия. Зимняя сказка».

50. Немецкая литература 1830-1840-х гг. Драматургия Г. Бюхнера.

51. Эстетические взгляды Г. Флобера. Повесть «Простая душа».

52. Жанровая специфика романа Флобера «Госпожа Бовари».

53. Роман Флобера «Саламбо» в школьном изучении.

54. Эстетические принципы «чистого искусства» в творчестве поэтов-парнасцев.

55. Художественное своеобразие книги стихов Ш. Бодлера «Цветы зла».

56. Творчество Ш. Петефи. Лирика. Поэма «Витязь Янош».

Контрольные материалы

Зарубежная литература XIX в.

Вариант 1

Внимательно прочтите каждый вопрос и все варианты ответов на него. Затем обведите кружком номер ответа, который является, по Вашему мнению, правильным (правильными могут быть несколько ответов).

I. Кто из философов, повлиявших на формирование эстетики романтизма, заявил: “Романтизм был открытием свободы человеческого духа”?

И.Г. Фихте

2. Ф. В. Шеллинг

3. Р. У. Эмерсон

II. Какие выразительные средства характерны для поэтики романтизма?

1. антитеза

2. метафора

3. характерологическая деталь

III. Кто из поэтов представляет «озерную школу»?

1. В. Скотт

2. У. Вордсворт

3. Г. Гейне

IV. В каком романе главным героем является художник, творческая личность?

1. «Житейские воззрения кота Мурра»

2. «Человек, который смеется»

3. «Орас»

V. Кто перевел на русский язык балладу Р. Саути «Суд Божий над епископом»?

1. А.С. Пушкин

2. В.А. Жуковский

3. М.Ю. Лермонтов

VI. В какой поэтический цикл входит стихотворение Д.Г Байрона “Душа моя мрачна”?

1. Наполеоновский цикл

2. К Тирзе

3. Еврейские мелодии

VII. Кому принадлежат слова: «Зримый мир и взаимоотношения составляющих его частей представляют собой циферблат, за которым скрывается механизм невидимого»?

1. Ф. Шлегель

2. Новалис

3. Р. Эмерсон

VIII. Кто из французских писателей является автором романа-исповеди?

1. Б. Констан

2. В. Гюго

3. Ж. Санд

IX. Из какой книги стихов или поэтического цикла заимствованы строки:

Аллах ли там среди пустыни

Застывших волн воздвиг твердыни,

Притоны ангелам своим;

Иль дивы, словом роковым,

Стеной сумели так высоко

Громады скал нагромоздить,

1. «Книга песен» Г. Гейне

2. «Крымские сонеты» А. Мицкевича

3. «Лучи и тени» В. Гюго

X. Кто является автором монографии «Байрон и Пушкин»?

1. Н.Я. Берковский

2. В.М. Жирмунский

3. А.В. Карельский

XI. Какое произведение Стендаля имеет подзаголовок “хроника XIX века”?

1. “Пармская обитель”

2. “Красное и черное”

3. “Люсьен Левен, или Красное и белое”

XII. В каких романах XIX в. изображена битва при Ватерлоо?

1. “Пармская обитель” Стендаля

2. “Утраченные иллюзии” О. де Бальзака

3. “Отверженные” В. Гюго

XIII. Какое из произведений Бальзака относится к “сценам провинциальной жизни”?

1. “Гобсек”

2. “Евгения Гранде”

3. «Утраченные иллюзии»

XIV. Какие из произведений Мериме относятся к группе «светских» новелл?

1. «Кармен»

2. «Двойная ошибка»

3. «Таманго»

XV. Какое из указанных сочинений является манифестом французского реализма?

1. предисловие к «Человеческой комедии»

2. предисловие к драме «Кромвель»

3. сборник статей «Новое искусство»

XVI. Назовите признаки эстетической школы «искусства для искусства»

1. пластичность образов

2. живописность

3. создание типических характеров

XVII. Назовите один из разделов «Книги песен» Г. Гейне

1. «Сплин и идеал»

2. «Эмали и камеи»

3. «Северное море»

XVIII. Кто является переводчиком стихотворения Ш. Бодлера «Плаванье»

Смерть! Старый капитан! В дорогу! Ставь ветрило!

Нам скучен этот край! О Смерть, скорее в путь!

Пусть небо и вода – куда черней чернила.

Знай – тысячами солнц сияет наша грудь!

1. В. Брюсов

2. П. Якубович

3. М. Цветаева

XIX. Кому принадлежит высказывание: «Я люблю дотрагиваться пальцами до того, что я видел, и осязать закругленность контуров, вплоть до тончайших изгибов! Я смотрю на женщину глазами скульптора, а не любовника. Я всю мою жизнь заботился о форме флакона, а не о его содержимом»?

1. Г. Флобер

2. Т. Готье

3. Ш. Бодлер

XX.Кому принадлежат следующие строки:

Там девушка, песнь распевая,

Сидит высоко над водой.

Одежда на ней золотая,

И гребень в руке – золотой.

1. П.-Ж. Беранже

2. Ш. Петефи 3. Г. Гейне

Вариант 2

Внимательно прочтите каждый вопрос и все варианты ответов на него. Затем обведите кружком номер ответа, который является, по Вашему мнению, правильным (правильными могут быть несколько ответов).

I. Кого из философов Ф. Шлегель назвал предшественником романтизма?

1. И.Г. Фихте

2. Ф.В. Шеллинг

3. Р. У. Эмерсон

II. Кто из немецких поэтов сказал о романтизме: “Задачей романтического искусства было изобразить или хотя бы намеками выразить бесконечное <…> представить чисто духовное в конкретных образах”?

1. Новалис

2. Г. Гейне

3. Ф. Гельдерлин

III. Какие выразительные средства характерны для поэтики романтического произведения?

1. множественность точек зрения

2. экзотический “местный колорит”

3. образ-символ

IV. Кто из немецких романтиков входил в йенскую школу?

1. К. Брентано

2. Г. Гейне

3. Новалис

V. В каком романе главным героем является художник, творческая личность?

1. «Генрих фон Офтердинген, или Голубой цветок»

2. «Отверженные»

3. «Орас»

VI. Кто перевел на русский язык балладу А. Мицкевича «Воевода»?

1. А.С. Пушкин

2. В.А. Жуковский

3. М.Ю. Лермонтов

VII. Кто является автором повести «Михаэль Кольхаас»?

1. Э.А.Т. Гофман

2. Г. фон Клейст

3. А. фон Шамиссо

VIII. Какое произведение Байрона было написано в «лондонский период»?

1. «Корсар»

2. «Шильонский узник»

3. «Дон Жуан»

IX. Какая эпоха изображена в романе В. Скотта «Айвенго»?

1. XII в.

2. XV в

3. XVII в.

X. Перу какого поэта принадлежат строки:

Итак, всему конец! К таинственному брегу

Во мрак небытия несет меня волной,

И воспротивиться на миг единый бегу

Не в силах якорь мой.

1. В. Гюго

2. А. де Ламартин

3. А. де Виньи

XI. Кому принадлежит высказывание:

«Нет прекрасной мысли без прекрасной формы и наоборот <…> Форма – это само произведение. Стиль – это все».

1. Г. Флобер

2. Т. Готье

3. Ш. Бодлер

XII. Кто из английских писателей XIX в. сотрудничал в сатирическом журнале «Панч»?

1. Ч. Диккенс

2. У.М. Теккерей

3. В. Скотт

XIII. Кому принадлежит перевод стихотворения Ш. Бодлера «Альбатрос»?

Когда в морском пути тоска грызет матросов,

Они, досужий час желая скоротать,

Беспечных ловят птиц, огромных альбатросов,

Которые суда так любят провожать.

1. В. Брюсов

2. П. Якубович

3. К. Бальмонт

XIV. Назовите жанр стихотворения Ш. Бодлера «Соответствия»?

1. послание

2. элегия

3. сонет

XV. Какое из произведений Бальзака относится к “сценам военной жизни”?

1. «Шагреневая кожа»

2. «Шуаны»

3. «Темное дело»

XVI. Какая форма передачи речи персонажа является одним из средств создания эффекта «полифонии» в романах Флобера?

1. прямая речь

2. косвенная речь

3. несобственно-прямая речь

XVII. Какая историческая драма принадлежит перу П. Мериме?

1. «Кромвель»

2. «Жакерия»

3. «Смерть Дантона»

XVIII. Назовите один из разделов книги стихов Ш. Бодлера «Цветы зла»

1. «Сплин и идеал»

2. «Эмали и камеи»

3. «Северное море»

XIX. Назовите автора поэмы «Витязь Янош»

1. А. Мицкевич

2. Ш. Петефи

3. В. Скотт

XX.Кому принадлежат следующие строки:

Придется им – слышат – увидеть

В позоре родную страну…

И храброе войско разбито,

И сам император в плену!

1. П.-Ж. Беранже

2. Ш. Петефи

3. Г. Гейне

Вариант 3

Внимательно прочтите каждый вопрос и все варианты ответов на него. Затем обведите кружком номер ответа, который является, по Вашему мнению, правильным (правильными могут быть несколько ответов).

I. Какие признаки романтизма названы во «Фрагментах» Ф. Шлегеля?

1. универсализм

2. натурализм

3. философичность

II. Какой автор следующим образом сформулировал представление романтиков о красоте: «Прекрасно то, что далеко»?

1. Ф. Шлегель

2. Новалис

3. Д.Г. Байрон

III. Какие лирические жанры предпочитали поэты-романтики?

1. ода

2. баллада

3. элегия

IV. Кто из французских поэтов представляет тип «созерцательного» романтизма?

1. В. Гюго

2. А. де Ламартин

3. А. де Виньи

V. Из какого стихотворения Д.Г. Байрона заимствованы строки:

Тебя Судьба рукой кровавой

Вписала в летопись времен.

Лишь бегло озаренный славой

Твой лик навеки омрачен.

1. «Саул»

2. «Ода к Наполеону Бонапарту»

3. «Георгу, графу Делавару»

VI. Какой роман посвящен теме искусства и изображает творческую личность?

1. «Консуэло»

2. «Человек, который смеется»

3. «Последний из могикан»

VII. Кто перевел на русский язык стихотворение Д.Г. Байрона «Душа моя мрачна»?

1. А.С. Пушкин

2. В.А. Жуковский

3. М.Ю. Лермонтов

VIII. Какой роман В. Скотта относится к шотландскому циклу?

1. «Айвенго»

2. «Квентин Дорвард»

3. «Роб Рой»

IX. Какому поэту принадлежат строки:

С песней в устах,

Отринув страх,

В палящий зной, в прохладу –

Всегда в седле,

По всей земле

Рыцарь искал Эльдорадо.

1. Д.Г. Байрон

2. Г. Гейне

3. Э. По

X. Назовите один из признаков байронической поэмы?

1. подражание эпосу

2. «вершинная композиция»

3. подражание фольклору

XI. В каких произведениях Бальзак разрабатывает «шекспировские темы»?

1. «Гобсек»

2. «Отец Горио

3. «Утраченные иллюзии»

XII. Кто из писателей-реалистов призывал собратьев по перу уподобить методы познания жизни в искусстве научным методам?

1. Стендаль

2. Бальзак

3. Флобер

XIII. Кто является автором «Книги снобов»?

1.Ч. Диккенс

2. У.М. Теккерей

3. Г. Гейне

XIV.Кто является самым известным русским переводчиком поэзии П.-Ж. Беранже?

1. В. Брюсов

2. К. Бальмонт

3. В. Курочкин

XV. Назовите признаки реализма

1. историзм

2. психологизм

3. опора на идеалистическую философию

VI. Какой поэт-сатирик XIX в. называл себя «соловьем в парике Вольтера»?

1. П.-Ж. Беранже

2. Ш. Петефи

3. Г. Гейне

XVII. Какому поэту принадлежат строки, обращенные к «хищной черни»:

Я не хочу просить твоих свистков и вздохов,

Я не пойду плясать в открытый балаган

Среди твоих блудниц и буйных скоморохов.

1. Г. Гейне

2. Т. Готье

3. Ш. Леконт де Лиль

XVIII. В романах какого писателя отразилась эпоха Реставрации?

1. Бальзак

2. Флобер

3. Стендаль

XIX. В каких романах отражено состояние журналистики XIX в.?

1. «Ярмарка тщеславия»

2. «Утраченные иллюзии»

3. «Воспитание чувств»

XX. Кого из зарубежных писателей XIX в. Ф.М. Достоевский называл «истинным христианином»?

1. Флобер

2. Бальзак

3. Диккенс

Наши рекомендации