Урок 3, в котором учим новые аккорды, еще один
ритмический рисунок, и разбираемся со струнами.
Урок начинается с настройки гитар и проверки домашнего задания.
Немного теории о струнах.
Синтетические струны - используются только для "классической гитары". Они также рекомендуются для начинающих из-за своей мягкости. Три верхних струны гитарного комплекта – это синтетическая нейлоновая леска. Другие три басовых струны изготовлены на синтетической основе из того же нейлона с поверхностной проволочной обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них является проволока из посеребренной меди. Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не только хорошо смотрится, но и улучшает звучание сравнительно глухой меди, хотя и довольно быстро истирается. При этом сама медь, в силу природной мягкости, со временем пробивается в местах контакта с ладами гитары.
Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из синтетического материалакарбона. Поскольку плотность карбона выше, чем у нейлона на 30-90%, при том же натяжении, что и нейлоновые, верхние струны классической гитары из карбоновой лески обладают более тонкими диаметрами. Карбоновые струны имеют перед нейлоном преимущество в лучшей сопротивляемости износу, но их самым главным достоинством является большая звонкость. Их единственный недостаток - это заметно более высокая стоимость. Леска из карбона дороже самой лучшей нейлоновой в 5-7 раз. Басовые струны комплектов с карбоновой леской могут изготавливаться как с применением карбонового волокна, так и с использованием традиционного нейлонового, поскольку различие в звонкости у витых струн менее ощутимо, чем у лески.
Струны на стальной монолитной основе используются там, где в звуке больше ценится звонкость. Эти струны имеют большее натяжение, по сравнению с синтетическими, и ставятся на гитары неклассической, усиленной конструкции, например, российские гитары с изменяемой высотой грифа. Основой этих струн служит высокоуглеродистая сталь, превосходящая по прочности и упругости все марки пружинной стали, которая используется в "голом виде" для верхних двух или трех струн. В качестве обмотки стальных струн применяются, как правило, сплавы на основе меди, реже нержавеющей стали или никеля. Чаще прочих применяются различные марки латуни (в американской традиции называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Материал обмотки различается по твердости и упругости, придавая колебаниям струн различный характер, что отражается на звучании инструмента. Самым распространенным является круглая обмотка, которая обеспечивает струнам максимальную звонкость, особенно заметную в первый период после установки. Отметим, что сегодня в России среди любителей очень популярны струны отечественного производства на стальной основе с обмоткой из посеребренной меди, что в большой степени связано с плохой информированностью музыкантов о недостатках таких струн. Дело в том, что стальная основа не позволяет витой струне огибать гитарный лад так, как это имеет место на синтетике, отчего струны с мягкой посеребренной медью в несколько раз быстрее выходят из строя, чем имеющие обмотку из фосфорной бронзы, латуни, нержавеющей стали и т.п., не имея при этом никаких преимуществ по звучанию. Что касается разновидностей стальных струн с плоской или с полукруглой, лежащей плоской стороной наружу, то такие струны при смене позиций не имеют характерного для струн с "круглой обмоткой" свиста пальцев о витки намотки. Эти струны дают менее яркий звук, что особенно заметно в первый период после их установки, но их за это и любят ставить некоторые гитаристы, а особенно те, которым приходится записываться на студии через микрофон. В последнее время такие струны довольно трудно найти.
Далее ознакомимся еще с двумя аккордами.
Рис. 5. Еще два аккорда.
Dm (000231) E (022100)
Кроме того, выучим еще один ритмический рисунок.
Рис. 6. Бой шестерка.
Задание 1. Проиграть данный ритмический рисунок с каждым из аккордов.
Задание 2. Проиграть этим ритмическим рисунком последовательность:
||: Dm – Am – E – Am :||
На каждый аккорд играть ритмический рисунок один раз.
Задание 3. Менять аккорд на середине ритмического рисунка (после второго «и»).
Добиваться чистого звучания каждой струны в каждом аккорде.
2.4. Урок 4, в котором появляется «панковский» бой.
Урок начинается как всегда с состраивания всех гитар и проверки домашнего задания.
Разучим еще три аккорда:
Рис. 7. Аккорды до, соль и ре – мажоры.
C (032010) G (320003) D (000232)
Далее разучим такой бой:
Рис. 8. «Панковский» бой.
Такой ритмический рисунок в народе называется «панковским» боем. Играется он обычно быстро. Так что будьте аккуратнее и не порвите струны.
Короткая стрелка означает, что ударять надо не по всем струнам, а только по накрытым этой стрелкой.
Далее исполняем следующие задания, которые снова остаются и на дом.
Задание 1. Проиграть последовательность
||: G – Em – C – D :||
По 2 панковских боя на аккорд. По 1 бой на аккорд. Другими боями.
Задание 2. Выучить песню «Рассвет-закат» (вторым боем).
Предыдущие последовательности поиграть панковским боем.
2.5. Урок 5: баррэ, или «мама, роди меня обратно»!
Состройка гитар, проверка домашнего задания.
Теперь начнется самое интересное – баррэ. Баррэ – это прием построения аккорда, когда указательный палец левой руки зажимает несколько или все струны на ладу. Обозначается он чертой через все струны:
Рис. 9. Баррэ на примере аккорда фа мажор.
F (133211)
Зажмите аккорд F, добейтесь чистого звучания каждой струны.
Задание 1. Добиться четкого звучания аккорда.
Задание 2. Проиграть последовательность
||: F – C – G – C :||
Всеми доступными ритмическими рисунками.
Задание 3. Дома до посинения учить баррэ. Чтоб получалось. Учитесь играть не глядя.
Задание 4. Песня «За три леса». В смысле, учиться ее играть.
2.6. Урок 6, или глуши струны!
Сначала все состроились и порадовались как у всех хорошо получается баррэ.
Теперь продолжим изучение аккордов баррэ:
Рис. 10. Баррэ на втором ладу. И еще один аккорд.
Hm (224432) F# (244322) A7 (002020)
Римская двойка слева означает, что аккорд берется на втором ладу.
Теперь разучим новый бой – бой с глушением.
Рис. 11. Бой с глушением.
Звездочка означает, что струны глушатся ладонью правой руки сразу после извлечения звука ногтем. Глушить можно также левой рукой, если аккорд баррэ – достаточно просто ослабить пальцы, чтоб они просто лежали на струнах.
Разновидность боя с глушением – маршевый бой. Им играется, например, гимн УПИ. Рисунок у такого боя такой же, но после первого удара идет небольшая пауза, а два последующих удара идут быстрее, догоняя ритм песни. Если простой бой с глушением равномерно ритмичен, то маршевый бой звучит отрывисто.
Задание 1. ||: Em – Hm – F# – Hm :|| - боем с глушением.
Задание 2. Выучить песню гр. КИНО «Звезда по имени Солнце» (боем с глушением).