Мавзолеи — от Галикарнаса до Красной площади
Особого отступления заслуживают мавзолеи — хотя бы в связи с нашим нетрадиционным отечественным опытом. Слово «мавзолей» происходит от латинского mausoleum. На Востоке такие сооружения называются мазарами. Мавзолей представляет собой монумент погребального назначения. Как правило, внутри него находятся камера с останками умершего и поминальный зал.
Считается, что изначально название дано по имени карийского царя Мавсола в Галикарнасе (сейчас это окрестности турецкого города Бодрум). Безутешная вдова первой построила для усопшего мужа пышную усыпальницу. Традиция прижилась. Впоследствии мавзолеи появились в Древнем Риме, но особенное распространение получили в восточных странах. Некоторые мавзолеи состоят из множества погребальных склепов. Они могут быть частью других сооружений — к примеру, храмов или трибун. В современных мавзолеях нередко имеются также колумбарии, где устанавливаются урны с прахом.
Многие мавзолеи считаются памятниками культуры и архитектуры, а также объектами религиозного поклонения. Например, мавзолеи Хивы, мавзолей Кира в Пасаргадах, знаменитые Гур Эмир и Тадж-Махал...
Мавзолеи строились не только в древности. Уже в XX столетии были сооружены мавзолей Г.М. Димитрова в Софии, мавзолей К.Готвальда в Праге, мавзолей Сухэ-Батора и Чойбалсана в Улан-Баторе, мавзолей Мао Цзэдуна в Пекине, мавзолей Ким Ир Сена в Пхеньяне, мавзолей Хо Ши Мина в Ханое, мавзолей Тито в Белграде... Как видите, в основном там хоронили первых лиц государства.
Идея захоронить в мавзолее В.И.Ленина, по официальной версии, возникла в среде рабочих и большевиков, после кончины Ленина якобы направивших многочисленные письменные пожелания в адрес руководства Советской России. Первым это предложение озвучил М.И. Калинин. Практически все члены правительства проголосовали «за», один только Л.Д. Троцкий назвал данную идею «безумием». Как мы знаем, он плохо кончил...
Большинство современных историков считают, что на самом деле забальзамировать тело покойного вождя пролетариата и положить его в мавзолей придумал не кто иной, как И.В. Сталин. Другое дело — зачем? Подобный вид захоронения не относился ни к христианской, ни даже к славянской традиции. Тут явственно проглядывал Восток — ведь обычай бальзамирования родился в Древнем Египте, а само сооружение было построено в форме вавилонского зиккурата...
Есть мнения, что Сталин пытался навязать советскому народу новую религию. Если древнеегипетские культы обожествляли фараонов, то здесь предполагалось придать «божественный» статус правителям. По словам известного политолога Д.Б. Орешкина, большевики намеренно создавали языческий культ, в котором «источником веры и объектом поклонения являлась мумия обожествлённого предка, а верховным жрецом — генеральный секретарь». Мавзолей на Красной площади в Москве действительно долгие годы был объектом поклонения: поток людей, пришедших взглянуть на мумию вождя, не иссякал, посещение этого места входило в обязательную программу всех экскурсий, и редкий гость столицы не приходил отдать дань основателю советского тоталитарного государства...
По мнению некоторых парапсихологов, Мавзолей в силу архитектурных особенностей и расположения является мощнейшим концентратом отрицательной энергии, излучаемой им на огромное расстояние. Если среди пришедших к власти большевиков были представители оккультных организаций (а есть основания полагать, что это так), то можно только догадываться, с какой целью воздвигли это сооружение...
Труп вождя был забальзамирован по рецепту биохимика Б.И. Збарского, который заботился о ленинских останках тридцать лет, вплоть до самой своей смерти в 1954 г. В конце 1939 г. при Минздраве СССР была создана научно-исследовательская лаборатория для решения научно-практических задач и комплекса проблем, связанных с сохранением тела Ленина. Ей было отведено помещение внутри Мавзолея. В 1992 г. она вошла в состав Всесоюзного института лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР) и стала называться Научно-исследовательским и учебно-методическим центром биомедицинских технологий. В наши дни лаборатория существует благодаря Благотворительной общественной организации сохранения Мавзолея В.И. Ленина, основной целью которой является сохранение Мавзолея как памятника истории и шедевра мирового зодчества, а также обеспечение сохранности тела В.И.Ленина.
Каждые полтора года тело погружают в бальзамическую жидкость. Говорят, что даже без «ухода» мумия может сохраняться несколько десятков лет.
Мавзолей В.И.Ленина не всегда был таким, как теперь. Первая усыпальница вождя, построенная по проекту архитектора А.В. Щусева, была деревянной и имела форму куба, увенчанного трёхступенчатой пирамидой. Её успели возвести ко дню похорон Владимира Ильича, 27 января 1924 г. Гробница была временной и простояла лишь до весны того же года, когда установили новый вариант: ступенчатое сооружение и прилегающие к нему с двух сторон трибуны. Проект саркофага для тела был разработан архитектором К.С.Мельниковым.
Современный вариант Мавзолея был выстроен в 1929-1930 гг. по проекту группы архитекторов во главе с А.В. Щусевым. На этот раз здание соорудили из железобетона, кирпичные стены облицевали гранитом, отделали мрамором, лабрадором и порфиром. Внутри разместились вестибюль и траурный зал площадью 100 м2. В 1930 г. по сторонам Мавзолея возвели новые гостевые трибуны.
С началом Великой Отечественной войны, в июле 1941 г., тело В.И. Ленина эвакуировали в Тюмень. Оно находилось на втором этаже здания, где сегодня размещается главный корпус Тюменской государственной сельскохозяйственной академии (ул. Республики, 7), в одной из аудиторий. В апреле 1945 г. мумию вернули в Москву.
В 1945 г. была построена центральная трибуна Мавзолея, и в том же году саркофаг заменили новым, выполненным по проекту А.В. Щусева и скульптора Б.И.Яковлева.
После смерти Сталина в 1953 г. его тело также перенесли в Мавзолей. Поверх надписи «Ленин» на гранитной плите нанесли краской надписи «Ленин» и «Сталин». В сильные морозы на плите порой проступала старая надпись...
В 1958 г. установили новую гранитную плиту, изготовленную из 60-тонного лабрадоритового монолита, добытого в Головинском карьере Житомирской области. На ней друг над другом расположились надписи с именами вождей. В 1961 г., после развенчания Н.С. Хрущёвым культа личности Сталина, мумию тирана вынесли из Мавзолея и захоронили на менее почётном месте — у Кремлёвской стены. Гранитную же плиту с именем Ленина вернули на прежнее место. В 1973 г. для тела Ленина изготовили пуленепробиваемый саркофаг, сконструированный Н.А. Мызиным и Н.В. Томским. Вплоть до октября 1993 г. Мавзолей охранял почётный караул, сменявшийся каждый час по сигналу кремлёвских курантов.
Неоднократно делались попытки осквернить Мавзолей и уничтожить мумифицированные останки вождя. Так, 19 марта 1934 г. некий Митрофан Никитин пытался выстрелить в мумию В.И. Ленина, а когда его попыталась задержать охрана, застрелился на месте. При нём была обнаружена записка, в которой он выражал протест партии и правительству.
14 июля 1960 г. житель г. Фрунзе К.Н.Минибаев, вспрыгнув на барьер, ударом ноги разбил стекло саркофага. Мумия получила повреждения, и Мавзолей пришлось на время закрыть для посетителей.
Дважды, в сентябре 1967 г. и в сентябре 1973 г., террористы пытались взорвать Мавзолей. При этом пострадало и погибло несколько человек, но самому зданию Мавзолея и саркофагу с телом практически не было нанесено ущерба.
Последний подобный случай произошёл. 27 ноября 2010 г. Органами правопорядка был задержан мужчина, бросивший в здание Мавзолея рулон туалетной бумаги и какую-то брошюру. В результате «бунтарь» был помещён в психиатрическую больницу.
В постперестроечные годы неоднократно вставал вопрос о выносе тела Ленина из Мавзолея и предании его земле. В частности, за захоронение останков высказались покойный Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и экс-президент СССР М.С. Горбачёв. Однако многие известные деятели высказывались против. К примеру, Владимир Путин в начале своего первого президентского срока поддержал идею о сохранении останков в Мавзолее. Против перезахоронения выступает и верхушка КПРФ. В качестве основного аргумента приводится тот факт, что Мавзолей является по сути своей всё-таки усыпальницей, а тело Ленина покоится на глубине трёх метров под землёй. К тому же подобная форма захоронения известных персон практикуется и в других местах, при этом мавзолеи открыты для обозрения. Ещё один аргумент гласит, что останки Ленина служат объектом для уникальных научных экспериментов.
Кстати, согласно запискам ленинского соратника В.Бонч-Бруевича, вдова Ильича Н.К. Крупская была против мумификации, зато племянница Ленина Ольга Ульянова неоднократно высказывалась против выноса его тела из Мавзолея...
В апреле 2012 г., в канун дня рождения В.И.Ульянова-Ленина, Фондом «Общественное мнение» был проведён опрос среди россиян. 56% из выборки высказались за перезахоронение останков вождя и лишь 28% — против.
Впрочем, если тело всё-таки будет перезахоронено в другом месте, Мавзолей, скорее всего, не снесут, а устроят в нём музей.
Есть и мнение, выражаемое некоторыми специалистами по биоэнергетике, о том, что вынос тела из Мавзолея нарушит энергоинформационную систему, на которой держится наше государство. Поэтому его нужно оставить на месте, иначе наша держава развалится... Как говорится, без комментариев...
Путь в царство мёртвых
Практически во всех мировых культурах существуют определённые ритуалы, помогающие умершим перейти в загробный мир. К примеру, древние египтяне считали, что души усопших на лодке переправляются на другой берег, в страну мёртвых. Им помогали духи, которые готовили умирающих к переходу в иное состояние бытия, а затем сопровождали в ладье к месту назначения.
Как известно, в Древнем Египте существовал культ «жизни после смерти». Считалось, что покойному на том свете могут понадобиться вещи, к которым он привык в этом мире. Поэтому внутрь гробниц помещали дорогие кушанья, утварь, оружие, сокровища, амулеты, чтобы владельцы могли «забрать» их с собой. До недавних пор этот обычай связывали с верой египтян в сверхъестественное, в потустороннюю реальность. Но... А что, если они верили в другое — когда-нибудь мёртвые должны воскреснуть на самом деле!
Кстати, каирские учёные обнаружили, что у мумий, захороненных от 3 до 5 тыс. лет назад, почти полностью сохранилась ДНК. Лишь избранные жрецы владели тонким искусством бальзамирования, защищавшего останки от распада. При захоронении соблюдалось множество условий, способствующих неприкосновенности генетического материала: усыпальницы устроены таким образом, что туда практически не проникают влага и солнечные лучи, а содержание в атмосфере различных газов, включая кислород, доведено до минимального предела. Кроме того, как выяснилось, внутри пирамид благодаря их особой форме создаётся искусственное магнитное поле, препятствующее разложению мумий...
Ветхозаветные евреи были убеждены в том, что достойное место в царстве мёртвых могут занять только те, кто похоронен в семейных гробницах. Последние часто вырубали прямо в скале, тела умерших клали рядом с их предками на каменном возвышении. Тело должно было быть обращено к югу, лицом на восток... Дело в том, что страна смерти Шеол, по древнееврейским верованиям, располагалась глубоко под землёй, в недрах гор.
Несмотря на то, что усопшие уходили в тот мир безвозвратно, в той же Библии говорится о необходимости принесения жертв предкам и обращения к ним за советом. (Втор. 26:14; Пс. 6:28). Кстати, древние евреи, как и египтяне, клали рядом с телами умерших, помещёнными в склеп, их личные вещи — предметы оружия, если усопший был воином, или женского обихода, если умирала женщина. При раскопках в захоронениях обнаруживали также амулеты — например, изображения приносящих счастье скарабеев или корзины с провизией.
В усыпальницы помещали глиняные сосуды, куда клали зеркала, иногда сделанные из бронзы. Как известно, зеркало способно отражать иную реальность. Возможно, эти атрибуты должны были отгонять от усопших иррациональные силы, которые могли нарушить их покой... Порой мёртвых хоронили в глиняных урнах, кирпичных гробах, бедняков — в общих могилах. Случаи, когда тела подвергали кремации или хоронили вместе с животными, крайне редки. Бальзамирование останков тоже не практиковалось.
Весьма распространены были у самых разных народов человеческие жертвоприношения в связи с погребальными ритуалами. Например, южные и западные славяне, если умирал человек из знати, убивали также его жену, раба и коня и хоронили вместе с усопшим, чтобы и на том свете он вёл привычный «образ жизни». Например, вместе с китайским императором Цинь Ши-Хуаном в гигантской фобнице-дворце были захоронены тысячи людей, включая наложниц, охрану, обслугу и даже строителей усыпальницы...
В некоторых африканских племенах и государствах, если речь шла о смерти вождя или короля, приносили жертвы не только во время похорон, но и во время поминок. Обычно в этой роли выступали рабы или осуждённые преступники. Но если это казалось недостаточным, то убивали и слуг, и важных сановников, и даже людей со стороны. Число убитых иной раз доходило до 500 человек. Люди, принесённые в жертву уже после кончины и похорон вождя, отправлялись на тот свет, чтобы «доложить» правителю, как идут дела в его царстве.
У отдельных каст Северной Индии и по сей день практикуется обычай сати: вдова совершает самосожжение на погребальном костре мужа... Считается, что она идёт на это добровольно, хотя чаще всего акт «самопожертвования» осуществляется под давлением окружения, ратующего за приверженность давним традициям.
На Руси до принятия христианства западные и восточные славяне предпочитали сжигать тела усопших. Кремация имела не только гигиеническое значение, но и, по поверьям, способствовала скорейшей отправке души прямо на небо. А вот южные славяне, как правило, хоронили своих покойников в земле и насыпали сверху курган... Кстати, эту традицию у них потом переняли скифские и сарматские племена. Знать хоронили вместе с утварью, оружием и лошадьми. Именно так был погребён знаменитый князь Олег, воспетый Пушкиным: его действительно захоронили в одной могиле с любимым конём... В некоторых регионах, где проживали славянские племена, тела опускали в воду или же сжигали в лодке, пущенной по реке.
Мусульмане хоронят своих мёртвых без гроба. Тела просто заворачивают в саван, причём следят за тем, чтобы лицо покойного было обязательно обращено в сторону священного города ислама — Мекки.
Как хоронят на Руси ?
После того как Русь в X в. была крещена, долгое время наши предки продолжали хоронить покойников по языческому обряду, а иногда сочетали христианские и языческие ритуалы. Так, вместе с крестиками вешали на грудь усопшим защитные амулеты... В могилах новгородских посадников находят оружие, хотя такое захоронение противоречит фадициям православного погребения.
Согласно христианскому обычаю, мертвец должен лежать в могиле головой на запад и ногами на восток. Так, по преданию, было захоронено тело Христа. В одном духовном сочинении XIV столетия сказано: «Всякий должен быть пофебён так, чтобы голова его была обращена к западу, а ноги направлены к востоку. Он при этом как бы самим своим положением молится и выражает, что он готов спешить от запада к востоку, от заката к восходу, от этого мира в вечность».
Христианская традиция предписывает также, чтобы над могилой был непременно установлен крест. У православных он должен располагаться в ногах усопшего, а у католиков и протестантов — над головой. Это делается для того, чтобы, когда, по поверью, все умершие воскреснут в день Страшного суда, они могли сразу же поцеловать крест — символ христианства.
На Руси также практиковался целый комплекс обычаев, примет и ритуалов, касающихся проводов усопшего в последний путь. Например, у русских крестьян усопшего клали на лавку, головой в «красный угол», где висели иконы, накрывали белым холстом (саваном), складывали руки на груди, при этом мертвец должен был «держать» в правой руке белый платочек. Всё это делалось для того, чтобы он мог предстать перед Богом в подобающем виде. Считалось, что если у покойника глаза остаются открытыми, то якобы это к скорой кончине ещё кого-то из его близких. Поэтому мертвецам всегда старались закрывать глаза — в старину для этого клали на них медные пятаки.
Пока тело находилось в доме, в кадку с водой бросали нож — это якобы не давало духу покойного проникнуть в помещение. До самых похорон никому и ничего не давали в долг — даже соли. Держали плотно закрытыми окна и двери. Пока в доме находился покойник, беременным женщинам нельзя было переступать его порога — это могло плохо сказаться на ребёнке...
Обычай закрывать зеркала, если в доме покойник, вызван страхом увидеть в незавешенном зеркале гроб или привидение умершего. И, по различным свидетельствам, такие случаи действительно бывают... Вероятность углядеть отражение призрака в дни, предшествующие похоронам, увеличивается в несколько раз. Ведь мысли домочадцев вертятся вокруг покойника и погребения. К тому же существует поверье, что в течение трёх дней после смерти душа обитает в своём доме, рядом с близкими...
В гроб в старину положено было класть исподнее, пояс, шапку, лапти и мелкие монетки. Считалось, что вещи могут пригодиться покойнику на том свете, а деньги послужат платой за перевоз в царство мёртвых. Правда, в начале XIX в. этот обычай принял иной смысл. Если во время похорон случайно выкапывали гроб с ранее захороненными останками, то полагалось кинуть в могилу денежки — «взнос» за нового «соседа». Если же умирал ребёнок, на него всегда надевали поясок, чтобы он мог собирать за пазуху плоды в райском саду...
Когда гроб выносили, то полагалось трижды коснуться им порога избы и сеней, чтобы получить благословение от усопшего. При этом какая-нибудь старуха осыпала гроб и сопровождающих зёрнами. Если умирал глава семьи — хозяин или хозяйка, то все ворота и двери в доме обвязывали красной нитью — чтобы хозяйство не ушло вслед за хозяином...
Хоронили на третий день после смерти, когда душа уже должна была окончательно отлететь от тела. Этот обычай сохранился до сих пор, как и тот, что предписывает всем присутствующим бросить по горсти земли на опущенный в могилу гроб. Земля — символ очищения, в древности считалось, что она принимает всю скверну, которую человек накопил за свою жизнь. Кроме того, у язычников этот обряд восстанавливал связь новопреставленного со всем родом.
На Руси издавна считается, что если во время похорон пойдёт дождь, то душа усопшего благополучно отлетит на небо. Мол, если дождь плачет по покойнику, значит, тот был хорошим человеком...
Современные поминки когда-то называли тризной. Это был особый ритуал, призванный облегчить переход в мир иной. Для тризны готовились специальные поминальные кушанья. Обычай этот такой древний, что трудно теперь проследить его происхождение. Предполагается, что родился он ещё в Древней Греции.
Одно из поминальных блюд — кутья, представляющая собой круто сваренный рис с изюмом. Кутьёй полагается угощаться на кладбище сразу после пофебения. Русские поминки также не обходятся без блинов — языческого символа Солнца.
И в наши дни во время поминок ставят на стол рюмку водки, накрытую корочкой хлеба — для усопшего. Есть ещё поверье: если на поминках со стола упала какая-нибудь еда, то её нельзя подбирать — это грех.
На сороковины перед иконами ставили мёд и воду — чтобы у покойного на том свете жизнь была слаще. Иногда пекли из пшеничной муки лестницу длиной с аршин — чтобы помочь усопшему взойти на небо...
Крестьяне опасались, что покойнику захочется после похорон вернуться домой. Абсурд, казалось бы, но кто знает? С целью отпугнуть «жмуриков» жилище окропляли святой водой; в устье печи насыпали освящённую рожь или пшеницу, чтобы покойник не влез через трубу (существовало поверье, что умершие могут летать в виде змеев). На каждое из окон клали по два хлебца и два яблока, а также ставили кружку воды или рюмку водки. Расчёт был на то, что, если незваный гость захочет войти в дом через окно, он удовлетворится угощением и оставит живых в покое...
Любопытны и похоронные обычаи других древних народов, обитающих на территории России. Так, дальневосточные племена айнов первоначально хоронили своих мёртвых рядом с хижинами, и только позднее стали отводить специальные места для захоронений. Интересно, что они применяли два типа погребения — подземное и наземное. В первом случае тело заворачивали в циновку и хоронили в могиле, над которой устанавливали надгробие. Во втором клали труп в усыпальницу в форме домика.
Если айн умирал, его тело не выносили из хижины через дверь, а прорубали стену. Затем покойного несли к месту захоронения запутанными тропами, чтобы он... не нашёл дорогу обратно. Айны верили, что покойник может вернуться...
Тела усопших вождей бальзамировали и устраивали похороны не ранее чем через год. Как и многие языческие народы, айны снабжали мертвецов домашней утварью, оружием и другими предметами, которыми покойные пользовались при жизни. Но перед захоронением все вещи обязательно разламывали. Специалисты по фольклору считают, что таким образом айны стремились освободить «души» вещей от материальной оболочки.
Чукчи, которые также верили в духов, сжигали тела на костре или относили в тундру. Перед погребением покойников переодевали в особую одежду, обычно сшитую из шкур белых животных. Любопытно, что старики и тяжелобольные нередко предпочитали добровольную смерть от руки кого-то из родных: считалось, что такая кончина обеспечит им лучшую посмертную долю...