Учебно-исследовательский проект
Темой учебно-исследовательского проекта по согласованию с преподавателем студент может выбрать любой сюжет из истории Древнего Востока, не входящий в число обязательных вопросов к семинарским занятиям.
Проект оформляется в письменном виде или в виде презентации (10-15 слайдов).
Во Введении должны быть сформулированы проблема исследования, его цель и задачи, объект и предмет, хронологические и территориальные рамки. В этом же разделе дается характеристика не менее пяти источников по теме проекта с описанием следующих параметров:
- время создания источника;
- сохранность;
- авторство;
- тип источника;
- цель его создания;
- краткая характеристика исторической обстановки во время создания источника;
- вопросы, освещенные автором;
- достоверность источника;
- значимость источника для темы проекта.
Основная часть структурируется в соответствие с задачами исследования. В ней на основании анализа источников и с привлечением специальной литературы раскрывается заявленная тема.
В Заключении приводятся основные выводы по результатам проведенного исследования.
Далее приводится список научной литературы по теме проекта (не менее 5 позиций).
Защита проекта проводится в формате собеседования, в ходе которого студент должен представить свою работу, ответить на дополнительные вопросы, раскрыть содержание использованных терминов.
Максимальная оценка – 15 баллов.
Учебно-методический проект
Проект оформляется в письменном виде или в виде презентации (10-15 слайдов).
В рамках учебно-методического проекта студент выполняет следующие виды работ.
1. Сравнительный анализ двух и более школьных учебников по истории Древнего Мира. По выбору студента могут сопоставляться различные учебники, используемые в настоящее время в учреждениях образования Российской Федерации; современные российские и советские или дореволюционные учебники; современные российские учебники и зарубежные (например, казахстанские). Сравнительный анализ проводится по следующим параметрам: содержание учебника, его структура, стиль изложения, методическое сопровождение, наличие дополнительных и вспомогательных материалов, преобладающие типы вопросов и заданий для школьников, оформление, иллюстрации.
2. Сравнительный анализ разделов разных учебников по одной и одной и той же теме по выбору студента (например, по истории Древнего Египта). Сопоставление проводится по параметрам, указанным в п. 1.
3. Подбор дополнительных материалов (иллюстраций, интересных фактов, фрагментов письменных источников и т.д. – не менее 7 позиций) для использования во время урока на тему, по которой студентом был проведен сравнительный анализ разделов учебников.
4. Разработка вопросов и заданий для школьников на тему, по которой студентом был проведен сравнительный анализ разделов учебников (не менее 5 позиций).
Защита проекта проводится в формате собеседования, в ходе которого студент должен представить свою работу, ответить на дополнительные вопросы, раскрыть содержание использованных терминов, аргументированно оценить преимущества и недостатки сравниваемых учебников.
Максимальная оценка – 15 баллов.
Вопросы к экзамену по всеобщей истории
1. Восток как историко-культурное понятие.
2. Место истории Древнего Востока во всемирно-историческом процессе
3. Природный фактор в истории Древнего Востока
4. Источники по истории Древнего Востока.
5. Историография истории Древнего Востока.
6. Проблема перехода к цивилизации
7. Религиозно-идеологические представления о природе власти на Древнем Востоке
8. Типология древневосточных государств.
9. Рабство на Древнем Востоке
10. Община на Древнем Востоке.
11. Кочевые общества Древнего Востока
12. Хронология и периодизация истории Древнего Востока
13. Природные условия, население и периодизация истории Египта.
14. Египет Раннего и Древнего царств.
15. Египет Среднего царства.
16. Великая Египетская держава в эпоху Нового царства.
17. Религиозно-политическая реформа Эхнатона.
18. Египет в эпоху Позднего царства.
19. Природные условия, население, периодизация истории Двуречья.
20. Древнейшие города-государства Месопотамии.
21. Шумеро-Аккадское царство.
22. Экономика Древнего Вавилона по законам Хаммурапи.
23. Социальные отношения и политический строй Древнего Вавилона по законам Хаммурапи.
24. Вавилонское царство при Касситах.
25. Природные условия, население и периодизация истории Ассирии.
26. Ассирия Старого и Среднего периодов.
27. Великая Ассирийская военная держава.
28. Нововавилонское царство.
29. Природные условия, население, периодизация Хеттского царства.
30. Хеттское царство древнего, среднего и нового периодов.
31. Сирия и Финикия. Древняя история Палестины.
32. Природные условия, население, периодизация истории Ирана.
33. Мидийская держава.
34. Возникновение Персидской державы. Реформы Дария 1.
35. Персидская держава в V-IV вв. до н.э.
36. Природные условия, население, периодизация истории Индии.
37. Древнейшие цивилизации долины Инда.
38. Индия в ведический период.
39. Варно-кастовый строй Древней Индии по «Законам Ману».
40. Индия в Магадхско-Маурийский период.
41. Индия в классическую эпоху.
42. Природные условия, население, периодизация истории Китая.
43. Переход к цивилизации в Китае. Китай эпохи Инь.
44. Государство Чжоу.
45. «Эпоха сражающихся царств» в Китае. Реформы Шан Яна.
46. Империя Цинь.
47. Империя Хань в Ш в.до н.э. - I в. н.э.
48. Восстание «желтых повязок» и падение империи Хань.
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
а) основная литература:
История Древнего Востока [Текст] : учеб.пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «История» / В. И. Кузищин, С. Кучера ; ред. В. И. Кузищин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2010. - 382 с.
История Древнего Востока. Тексты и документы [Текст] : учеб.пособие для студ. вузов / под ред. В. И. Кузищина. - М. :Высш. шк., 2002. - 719 с.
б) дополнительная литература:
Бардески К.Д. Месопотамия: колыбель человечества [Текст] : научно-популярная литература / К. Д. Бардески. - М. :Ниола-Пресс : Вече, 2008. - 127 с.
Большая история искусства [Текст] : в 16 т. / ред. А. С. Виноградова ; пер. с итал. И. В. Макаров. - М. : Слово, 2009 - Т. 1 : Древний Египет. - 359 с.
Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. История и культура [Текст] : историческая литература / Г. М. Бонгард-Левин. - СПб. : Алетейя, 2001. - 284 с.
Бриан П. Дарий в тени Александра [Текст] : научно-популярная литература / П. Бриан ; пер.с фр. А. Н. Степанова . - М. : Вече, 2007. - 440 с.
Васильев Л.С. История Востока.: В 2 т. [Текст] : учеб.для магистров / Л. С. Васильев ; Высш. шк. эконом. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2011 - Т. 1. - 722 с.
Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае [Текст] : научное издание / Л.С. Васильев. - 2-е изд. - М. : Восточная литература, 2001. - 488 с.
Вигасин А.А. История Древнего Востока [Текст] : учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Востоковедение, африканистика» и «Регионоведение» / А. А. Вигасин. - М. : Дрофа, 2006. - 223 с.
Всемирная история [Текст] : в 6 т. / РАН. Ин-т всеобщей истории; ред.: В. А. Головина, В. И. Уколова. - М. : Наука, 2011 - Т. 1 : Древний мир. - 2011. - 822 с.
Георгиева Т.С. Культура повседневности [Текст] : в 3 кн / Т. С. Георгиева. - М. : Высшее образование, 2005 - Кн.1 : Частная жизнь и быт древних обществ : учеб.пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. философия, политология, религиоведние. - 335 с.
Геродот. История [Текст] : научное издание / Геродот; пер. с греч., авт. примеч. Г. А. Стратановский. - М. : АСТ : АСТ МОСКВА ; Минск : Харвест, 2009. - 671 с.
Историография истории древнего Востока [Текст] : в 2 т.: учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «История» / ред. В. И. Кузищин. - М. :Высш. шк.
- Т. 1. - 2008. - 719 с.
Историография истории древнего Востока [Текст] : в 2 т.: учеб.пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «История» / ред. В. И. Кузищин. - М. :Высш. шк.
- Т. 2. - 2009. - 416 с.
История древнего мира: Восток, Греция, Рим [Текст] : учеб.пособие для вузов / И. А. Ладынина [и др.]. - М. : АСТ : Слово :Полиграфиздат, 2010. - 575 с.
Конфуций: Уроки мудрости [Текст] : пер. с древнекит. - М. : ЭКСМО ; Харьков : Фолио, 2003. - 958 с.
Монтэ П. Египет Рамсесов [Текст] : историческая литература / П. Монтэ; Пер. с фр. Ф.Л. Мендельсон. - Смоленск : Русич, 2002. - 415 с.
Перзашкевич О.В. Древний мир [Текст] : культура, искусство, история: ил.энциклопедия / О. В. Перзашкевич, В. А. Федосик ; ред. В. А. Федосик. - М. : ЭКСМО : Наше слово, 2008. - 254 с.
Саггс Г. Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья [Текст] / Г. Саггс ; пер. с англ. Л. А. Игоревского = The Greatnessthatwas Babylon / H.W.F. Saggs : научное издание. - М. : Центрполиграф, 2012. - 463 с.
Томсинов В.А. Государство и право Древнего Египта [Электронный ресурс] : монография / В. А. Томсинов. - М. : ЗЕРЦАЛО-М, 2011. - 512 с.
Тураев Б.А. Древний Египет [Текст] : учебное пособие / Б. А. Тураев ; сост. О. В. Томашевич. - М. :Высш. шк., 2007. - 519 с.
Уайт Дж. Боги и люди древнего Египта [Текст] : историческая литература / Д. М. Уайт; Пер. с англ. Л. А. Калашниковой. - М. :Центрполиграф, 2004. - 189 с.
Франкфорт Г. и др. В преддверии философии [Текст] : духовные искания древнего человека / Г. Франкфорт, Г. А. Франкфорт, Дж. Уилсон, Т. Якобсен. - СПб. : Амфора, 2001. - 314 с.
Частная жизнь. Человек в мире чувств [Текст] : очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени / Под ред. Ю.Л. Бессмертного. - М. : Рос.гос. гуманит. ун-т, 2000. - 582 с.
в) перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ЭБС.
http://www.ivran.ru/library/ - Сайт Института востоковедения РАН
http://www.orientalstudies.ru/ - Сайт Института восточных рукописей РАН
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/ancient.htm - Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
http://eastlib.narod.ru/d1.htm - Электронная библиотека восточной литературы:
http://www.teacher.syktsu.ru - Проект ХРОНОС – Всемирная история в Интернете
http://www.hrono.ru - Проект «Historic.Ru: Всемирная история»: Электронная библиотека по истории
http://www.historic.ru - Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство
http://www.pish.ru - Сайт «Я иду на урок истории» и электронная версия газеты «История»
http://hist.rusolymp.ru - Инновационные технологии в гуманитарном образовании: материалы по преподаванию истории
Материально-техническая база
Учебная аудитория; доска; мультимедийный проектор; атласы по истории Древнего Мира.