Амос — пророк суда Божия (ок. 850 года)

1. Личность пр. Амоса и его эпоха. Амос — один из величайших пророков ветхозаветной Церкви. Его можно считать основоположником нового этапа в истории профетизма. В учении Амоса Синайский Завет получил наиболее полное после Моисея выражение. Он первым из пророков записал свои речи, и все последующие пророки испытали на себе его влияние. Книга Амоса занимает исключительное место в Библии.

Сведений о жизни пророка сохранилось немного. Он не принадлежал ни к Сынам Пророческим, ни к царским прорицателям. До своего призвания он жил в Иудее в местечке Фекоя (евр. Текоа) близ Вифлеема. Этот городок находился на границе пустыни. «Далее, — говорит бл. Иероним, живший в тех краях, — нет ни одного селения и даже грубых, похожих на печи лачуг, которые африканцы называют «мапалиа». Это столь обширная пустыня, что она простирается до Красного моря… На этой сухой и песчаной земле совсем не родится никаких плодов. Поэтому вся она наполнена пастухами, так что бесплодие земли вознаграждается обилием скота. Из числа этих пастухов был и пророк Амос» (Толк. на Амоса. Пролог).

Сам Амос говорит о себе: «Я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы» (7,14). Неизвестно, пас ли Амос чужие стада, зарабатывая на жизнь, или был их владельцем. Современные экзегеты считают, что слово «нокед» (пастух; 1,1) следует переводить как торговец скотом. Но богатым человеком Амос не был. Подрезанием сикомор (род фиг), которое ускоряло их созревание, занимались обычно батраки. Таким образом, будущий пророк проводил свои дни в уединении пустыни и за работой в пригородных садах. Амос был начитан в священных книгах, обладал широким кругозором; ему хорошо знакомо положение дел в Израиле и соседних странах.

Призвание пришло к нему внезапно. Подобно Иоанну Крестителю, которого Господь избрал для проповеди покаяния, Амос получил повеление идти к людям и возвещать Суд Божий. «Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю» (7,15). Пастух знал, что никто не может противиться велению Божию:

Лев начал рыкать —

кто не содрогнется?

Господь Бог сказал —

кто не будет пророчествовать?

(3,8)

Амос отправился в Самарию, которая переживала тогда свой последний расцвет (4 Цар 14,23–28). Иеровоам II (783–743) вернул Израилю все потерянные области и подчинил Дамаск. Столица его была отстроена и богато украшена. Две резиденции Иеровоама (летняя и зимняя) славились роскошью убранства. До сих пор археологи находят в руинах Самарии детали инкрустаций из слоновой кости, которые изготовляли для царя египетские мастера. Но внешний, показной блеск Ефрема не мог обмануть Амоса.

Он явился в Северное царство с проповедью покаяния и пророчествовал в Вефильском святилище, где встретил ожесточенное сопротивление со стороны духовенства. Главный священник Амасия, не смея взять его под стражу, доносил царю: «Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. Ибо так говорит Амос: «от меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей» (7,10–11). Получив указание из Самарии, Амасия велел иудейскому пророку покинуть Вефиль: «Провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский». Амос возразил, что он пророчествует в Ефреме не по своей воле, а по повелению Божию. Он предсказал страшный конец всему дому Амасии и повторил пророчество о крушении Израиля.

Это единственное биографическое свидетельство в Кн. Амоса, кроме вступительных слов, где время служения пророка отнесено к правлению Иеровоама II и указано, что Амос выступил «за два года перед землетрясением» (1,1). Вероятно, это землетрясение было воспринято как знак гнева Божия, и тогда неведомые последователи Амоса собрали воедино все его писания.

Память пр. Амоса празднуется Церковью 15 июля по старому стилю[26].

2. Книга пр. Амоса занимает третье место в сборнике XII Малых пророков. Она состоит из отдельных кратких прорицаний, помещенных без хронологической последовательности. По темам она разделяется на 4 части:

1. Суд над народами (1,1–2,16).

2. Суд над Североизраильским царством (3,1–6,14).

3. Символические видения (7,1–9,8а).

4. Эпилог (9,8б — 15).

Боговдохновенные писания Амоса имеют поэтическую форму; некоторые из них — запись речей, которые произносились им во время храмового богослужения. Стиль пророка величествен и строг. Он свидетельствует о натуре суровой, цельной, непреклонной. Амос беспощаден к грехам общества. За исключением эпилога, в его речах господствует идея Суда Божия.

3. Основные положения богословия Амоса могут быть сведены к пяти темам:

1. Пророк провозглашает абсолютный монотеизм и учит о Боге как единственном Творце Вселенной. В этом он — продолжатель Моисеевой традиции.

2. Развивая учение Декалога, Амос считает человечность и правду главным в служении Богу. Обряды и жертвы не могут заменить добрых дел.

3. Пророк страстно обличает общественные язвы, видя в угнетении бедных оскорбление Бога.

4. Он рассматривает все народы как равные перед Творцом; предназначение же Израиля лишь увеличивает его ответственность в очах Божиих.

5. В Кн. Амоса впервые появляется тема «Дня Ягве», то есть близкого и страшного Суда Господня, и в то же время выражается надежда на спасение «остатка Иосифова» (5,15) и восстановление «скинии Давидовой» (9,11).

4. Учение пр. Амоса о Боге. Если прежде многие израильтяне смотрели на «Бога отцов» как на Бога Израиля, Который лишь превосходит Своим могуществом других богов, то Амос полностью порывает с таким архаическим воззрением. Хотя глас Господень гремит «с Сиона», это не значит, что Бог обитает только на Сионе. Он Творец и Властитель всей Вселенной:

Ибо вот Он, Который образует горы, и творит ветер,

и объявляет человеку намерения его,

Утренний свет обращает в мрак

и шествует превыше земли;

Господь Бог Саваоф — имя Ему.

(4,13)

Кто сотворил семизвездие и Орион

и претворяет смертную тень в ясное утро,

а день делает темным, как ночь,

Призывает воды морские

и разливает их по лицу земли?

— Господь имя Ему!

(5,8)

Власть Божия не ограничена ни местом, ни временем. Напрасно грешники думают, что можно укрыться от Его очей:

Хотя бы они зарылись в преисподнюю,

и оттуда рука Моя возьмет их;

Хотя бы взошли на небо,

и оттуда свергну их…

И хотя бы они скрылись на вершине Кармила,

и там отыщу и возьму их.

(9,2–3)

Для многих философов древности высшее Начало было слишком далеким и непостижимым, чтобы иметь отношение к событиям, происходящим среди людей. Но Амосу открыто, что именно Тот Бог, Который «устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле» (9,6), не остается равнодушным к человеческому роду. Люди — предмет Его особых промыслительных деяний, и они призваны осуществлять Его волю.

5. Истинное служение Богу. В эпоху Иеровоама культ принял полуязыческий характер. Люди наивно полагали, что Бога можно задобрить приношениями и праздниками. Наряду с этим подспудно продолжало сохраняться влияние ханаанских ритуалов и верований. Уставное национальное благочестие постепенно превращалось в пустую форму, в «отеческую» традицию, из которой исчезал дух. Человек, совершая преступление, грех, стал надеяться, что культ и дары Богу покроют все. В противовес этому пророк от лица Господня объявляет, что обряд без соблюдения заповедей — кощунство:

Ненавижу, отвергаю праздники ваши

и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших.

Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение,

Я не приму их

И не призрю на благодарственную жертву

из тучных тельцов ваших.

Удали от Меня шум песней твоих,

ибо звук гуслей твоих Я не буду слушать.

Пусть, как вода, течет суд

и правда — как сильный поток!

Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне в течение сорока лет, дома Израилев?

(5,21–25)

Это одно из самых сильных обличений магического подхода к вере, которое только знал древний мир. Главным в богопочитании должны быть «суд» (евр. мишп`ат), то есть правосудие, и «правда» (евр. эм`ет), то есть справедливость. В них проявляется истинное следование Завету, и лишь при этом условии Богу угодны жертвы и обряды. Когда же человек забывает о своем долге, его лицемерное «благочестие» превращается в глумление над святыней:

Идите в Вефиль — и грешите,

в Галгал — и умножайте преступления;

Приносите жертвы ваши каждое утро,

десятины ваши — хотя через каждые три дня.

Приносите в жертву благодарения квасное,

провозглашайте о добровольных приношениях ваших

и разглашайте о них;

Ибо это вы любите, сыны Израилевы,

говорит Господь Бог.

(4,4–5)

Для христианской Церкви эти обличения пророка имеют непреходящее значение. Речи Христа Спасителя против фарисейства были как бы подтверждением правоты пророка (Мф 23,13–18; Лк 11,37–54; см. также: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи, Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» — Мф 7,21). Не случайно на Амоса ссылался первомученик Стефан, обращаясь к Синедриону (Деян 7,42). В духе пророка выступали и такие мужественные светильники Церкви как Иоанн Златоуст, бл. Иероним, свт. Филипп и прп. Максим Грек.

6. Пророк против социальной неправды. Амос не ограничивался бичеванием личных грехов, а указывал на порочность в общественных отношениях. Он не страшился власть имущих, хотя знал, что они сочтут его мятежником. «Поэтому разумный, — говорит Амос, — безмолвствует в это время, ибо злое это время» (5,13). Однако сам пастух не хотел быть в числе этих трусливых и «благоразумных». Он язвительно описывает беспечно пирующих богачей, разнаряженных женщин, корыстных судей, которые «продают правого за серебро и бедного — за пару сандалий» (2,6; речь идет об обращении в рабство за деньги). Воастители народа «не умеют поступать справедливо… насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои» (3,10). В этом пророк видит отступление от Моисеева Завета: «Отвергли Закон Господень и постановлений Его не сохранили» (2,4). Жизнь общества, так же как и жизнь отдельного человека, тесно связана с высшим нравственным миропорядком. Между тем люди, которые суд превращают в отраву и правду повергают на землю (5,7), не только попирают Божий закон, но и противятся его ревнителям:

Они ненавидят обличающего в воротах

и гнушаются тем, кто говорит правду.

Итак, за то, что вы попираете бедного

и берете от него подарки хлебом,

Вы построите домы из тесаных камней,

но жить не будете в них.

(5,10–11)

Богатые остаются равнодушными к повелениям Торы, которая защищает права неимущего, сироты и вдовы:

Жаждут, чтобы прах земной был на голове бедных,

и путь кротких извращают…

На одеждах, взятых в залог,

возлежат при всяком жертвеннике,

И вино, взыскиваемое с обвиненных,

пьют в доме богов своих.

(2,7–8)

Здесь впервые появляются два библейских понятия: «бедные» (евр. эбион`им) и «кроткие» (евр. анав`им). «Эбионим» — не просто бедняки, но люди истинного благочестия. Эти древние «нестяжатели» предпочитали довольствоваться малым во имя правды Божией. Впоследствии в псалмах очень часто слово «бедный» будет синонимом «праведного». Примечательно, что первые христиане Иерусалима называли себя «эбионим», памятуя о том, что Господь Иисус в Нагорной проповеди обращался к «нищим» и «кротким».

Обличение общественной несправедливости в духе Амоса мы находим у ап. Иакова (5,1–6). А Отцы Церкви заклеймят погоню за богатством как тяжкий грех. «Все богатства, — скажет бл. Иероним, — происходят от несправедливости… Богатый или сам несправедлив, или наследник несправедливости» (Посл. 120).

Примечание. Слова об одежде, взятой в залог, содержат намек на нарушение Моисеевой заповеди, которая предписывала возвращать на ночь одежду, взятую у неимущего (Исх 22,26).

7. Универсализм и избранничество. Пророк Амос первым из священных писателей Ветхого Завета четко сформулировал идею универсализма, противопоставив его национальной исключительности. Если в Кн. Бытия эта идея выражена косвенно (через показ кровного родства всех народов), то у Амоса она возвещается непосредственно — как важный элемент Откровения. Более того, сам иудейский пророк сознает себя посланным не только к Израилю и Иуде. Книга его начинается речами, обращенными к сирийцам, филистимлянам, финикийцам, едомитянам, аммонитянам и моавитянам. Гнев Божий грядет на них не за то, что они язычники. Ведь они не имели Откровения, и поэтому их религиозные заблуждения не есть их главный грех. Он заключается в жестокости и бесчеловечности. Захватнические войны, расправы с мирным населением, изгнание людей из родных земель — вот в чем состоят преступления этих народов (1,3–2,3; «три» и «четыре» означают полноту времени, в которое испытывалось долготерпение Божие). Язычники, не имея верного понятия о Боге, способны отличать добро от зла, ибо закон совести написан в их сердцах (Рим 2,14–15).

Израиль же ответствен вдвойне перед Богом; ведь он получил Закон Господень (2,4) и предназначен служить Богу:

Только вас признал Я

из всех племен земли;

Потому и взыщу с вас

за все беззакония ваши.

(3,2)

Слово «признал» (точнее «познал») означает возлюбил, то есть приблизил к Себе, вступил в тесное общение. Речь идет о великом даре Откровения, который получил народ Божий и который требует от него полного напряжения нравственной воли.

Израиль не выше и не лучше других племен. Выделяет его лишь Божие избрание. Даже великое событие исхода не имеет в очах Божиих исключительного характера. Нечто подобное совершалось и в истории других наций:

Не таковы ли, как сыны ефиоплян,

и вы для Меня, сыны Израилевы? — говорит Господь.

Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской,

и филистимлян — из Кафтора, и арамлян — из Кира?

(9,7)

Этим навсегда отвергается национальное превозношение, которое было свойственно цивилизациям древнего мира (как и последующих веков).

8. Суд Божий есть ответ святости Сущего на неправду человеческую. Вся проповедь пр. Амоса стоит под знаком ожидания этого Суда. Господь «многомилостив» (евр. рав хэс`ед), но Его правда рано или поздно проявляет себя.

Израильтяне верили в наступление «Дня Ягве», когда, как они надеялись, их царство станет славным и могущественным. В земном торжестве видели истинное благословение Божие. В каждой религии мы находим подобные взгляды. Хананеи и другие народы, окружавшие Израиь, смотрели на богов как на гарантов своего процветания. В этом отношении евреи не составляли исключения. Бог, Который явился бы лишь благоустроителем земной жизни, не мог быть истинным Богом Завета. Он не только обещает, но и требует. Конечная Его цель — не дарование побед, урожаев, благополучия, а создание «народа святого», Церкви, живущей по Его заветам. Поэтому люди жестоко ошибаются, когда ждут, что в День Ягве на них, как из рога изобилия, посыпятся дары Всевышнего:

Горе желающим Дня Господня!..

он тьма, а не свет.

(5,18)

Однако в пророчествах Амоса День Суда еще не имеет эсхатологического характера. Он является возмездием за зло в рамках конкретной истории:

Вот Я, говорит Господь Бог Саваоф,

воздвигну народ против вас, дом Израилев,

И будут теснить вас от входа в Емаф

до потока в пустыне.

(6,14).

Пророк не называет имени этого народа. Но скоро по всему Востоку пронесется страшное слово: ассирийцы. Быть может, пр. Амос в конце своей жизни стал свидетелем начала всеобщей катастрофы, когда непобедимые армии Ассура хлынули на юг и на запад, сжигая нивы и угоняя тысячи пленных. Предвидя это бедствие, пророк не считает его случайностью. Иго народа-поработителя открылось ему как историческая кара за грех:

Горе беспечным на Сионе

и надеющимся на гору Самарийскую

Именитым первенствующего народа,

к которым приходит дом Израиля!..

Вы, которые день бедствия считаете далеким

и приближаете торжество насилия;

Вы, которые лежите на ложах из слоновой кости

и нежитесь на постелях ваших,

Едите лучших овнов из стада

тельцов с тучного пастбища,

Поете под звуки гуслей,

думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид,

Пьете из чаш вино,

мажетесь наилучшими мастями

и не болезнуете о бедствии Иосифа!

За то ныне пойдут они в плен во главе пленных

и кончится ликование изнеженных.

(6,1,3–7)

И все же нашествие врагов и плен не являются в глазах пророка самым тяжким бедствием. Страшнее всего — утрата милости Божией, удаление грешных от Его лица:

Вот наступают дни, говорит Господь Бог,

когда Я пошлю на землю голод —

Не голод хлеба, не жажду воды,

но жажду слышания слов Господних.

И будут ходить от моря до моря

и скитаться от севера к востоку,

Ища слова Господня,

и не найдут его.

(8,11–12)

Не следует думать, что пр. Амос хотел, чтобы предсказанное им совершилось. Он говорил не от себя, а повинуясь голосу Духа Божия, и при этом с тоской взывал: «Господи Боже! пощади; как устоит Иаков? Он очень мал» (7,2). Провидец оплакивал «деву Израилеву», которая повержена и некому ее поднять (5,2). Он умолял людей: «Взыщите Господа — и будете живы!» (5,6). И ему было открыто, что Суд Божий станет только вразумлением, а не гибелью.

9. Эпилог Кн. пр. Амоса. Пророчество о спасении. В видении (7,3,6) пророк узнает, что Господь сжалится над грешниками. Подобно тому как пастух «исторгает из пасти львиной две голени или часть уха» (чтобы отчитаться перед хозяином), так после бедствий будет сохранен некий остаток народа Божия.

Учение об «остатке» будет развито в пророчестве Исайи. Но сама мысль об уцелевшем ядре ветхозаветной Церкви уже присутствует у Амоса (5,15). Она смягчает грозный тон всей его книги, эпилог которой (9,11–15) дышит надеждой. Бог обещает, что падший шатер Давидов будет восстановлен, изгнанники возвратятся из плена и вновь застроят опустевшие города. Это произойдет во исполнение обетования, ибо слово Господне не может быть отменено.

В пророчестве о царстве Давида, объемляющем «все народы» (9,12), ап. Иаков, Брат Господень, видел прообраз Вселенской Церкви, которая включает как иудеев, так и эллинов (Деян 15,15–18).

Вопросы для повторения

1. К какому разделу Ветхого Завета относится Кн. пр. Амоса?

2. В чем исключительное значение пророка?

3. Когда он жил и что известно о его личности?

4. Откуда происходил пр. Амос и где проповедовал?

5. Каковы основные разделы его книги и как она была составлена?

6. Каковы основные 5 тем Кн. пр. Амоса?

7. Чем характеризуется учение пр. Амоса о Боге?

8. Как понимает пророк истинное служение Богу и почему осуждает народное обрядовое благочестие?

9. Чем продиктован социальный протест, запечатленный в Кн. пр. Амоса?

10. В чем особенности универсализма пророка?

11. Как понимает он избранность Израиля?

12. Каково было популярное представление о Дне Ягве?

13. Чем является для пр. Амоса этот День?

14. В чем конкретно должен выразиться Суд Божий над народами и Израилем?

15. В чем заключалась надежда пр. Амоса на будущее?

16. Прообразом чего, согласно ап. Иакову, являлось пророчество о возрождении Дома Давидова?

§3 Осия — пророк требовательной любви Божией (ок. 740–730 годов)

1. Личность пр. Осии и его эпоха. Осия, сын Беерии, — последний великий пророк Северного царства. Его имя (евр. Гошеа) близко по своему значению к имени Иисус (оно может быть переведено как «Ягве спасает»). Этим именем как бы определяется и сам характер служения пророка. «Если Амос указывает на правосудие Божие, то Осия проповедует Его милосердие» (Б. А. Тураев).

Осия был младшим современником Амоса. Его служение проходило в Самарии, когда царство Ефраима стало клониться к упадку (Ос 1,1; 4 Цар 15,8-29). Пророк был свидетелем конфликтов Севера и Юга, дворцовых переворотов, нравственного и религиозного упадка общества. При нем ассирийская угроза стала уже вполне реальной: в 740 году царь Израиля стал данником Тиглатпаласара III (в Библии он назван Фулом, по его второму имени — Пулу). Но, по-видимому, пророк не дожил до разрушения Самарии в 722 году. Во всяком случае, в его книге нет намеков на это событие.

Биографических сведений о пр. Осии почти не сохранилось. Вероятно, он был левитом или священником: ему хорошо знаком быт духовенства.

Осия вступил в брак с женщиной по имени Гомерь, дочь Дивлаима, которую горячо любил. Однако она принесла ему жестокие страдания своими изменами. Осия не пожелал предать неверную жену суду и готов был простить ее. Эта жизненная драма дала пророку тему для притчи, в которой Израиль представлен в виде неверной жены. Разрыв между супругами кончился примирением. В этом Осия также усмотрел символ грядущего примирения Израиля с Богом.

Память пр. Осии празднуется Церковью 17 октября.

2. Книга пр. Осии состоит из отдельных пророчеств и изречений, которые были собраны уже посмертно. Когда пала Самария (722), его писания были принесены в Иерусалим, где и получили распространение. Текст их сохранился хуже, чем в других пророческих книгах. В нем много неясностей и пробелов, затрудняющих перевод и толкование.

В настоящем виде он распадается на три основные части:

1) Неверная жена как прообраз неверного народа (1,1–3,5).

2) Грех Израиля и откровение любви Божией (4,1 — 14,1).

3) Прощение покаявшегося народа (14,2–9).

Ст. 10 был, как полагают, добавлен книжником, собравшим воедино пророчества Осии. Ему же, по-видимому, принадлежит и заглавие всей книги (1,1).

3. Богословие пр. Осии основано на фундаменте Моисеева Декалога. Он обличает Израиль не только в нарушении нравственных законов, как Амос, но и в идолопоклонстве (культ тельцов). Для него священная формула: «Вы будете Моим народом, а Я — вашим Богом» — аналогична формуле брачного договора. Отступничество Израиля есть измена Богу, подобная супружеской измене. Это «блудодеяние» неизбежно влечет за собой кару. Народ (неверная жена) будет изгнан в пустыню. По толкованию бл. Феодорита «пустыня» — образ Плена.

Но любовь Божия оказывается сильнее человеческого греха. Как любящий муж открыл двери раскаявшейся «жене-блуднице», так и Господь примет Израиль после покаяния. Завет будет восстановлен, и на землю вернется прежняя гармония, нарушенная грехом Адама (2,18). В этом пророчестве живет уже предчувствие Нового Завета, хотя само слово «Новый Завет» произнесет только Иеремия (31,31).

4. Неверная жена. Обстоятельства брака Осии остаются неясными. В Ос 1,2 сказано, что пророк, по велению Божию, взял себе «жену-блудницу и детей блуда». Но, согласно большинству толкователей, Гомерь названа так ввиду ее будущих падений. Пророк и детям своим дает зловещие имена: Изреель (в память о бесчинствах Иегу), Лорухама (Непомилованная), Лоамми (Не Мой народ). Осия обращается к ним с горькими словами:

Судитесь с вашей матерью, судитесь;

ибо она не жена Моя

и Я не муж ее;

Пусть она удалит блуд от лица своего

и прелюбодеяния от грудей своих,

Дабы Я не разоблачил ее донага

и не выставил ее, как в день рождения ее.

(2,2–3)

Судьба народа Божия сливается с судьбой распутной женщины. По законам блудница, если и избегала казни, то лишалась всего имущества и изгонялась из дома. Так и Израиль, отпав от Бога, будет разорен и изгнан из пределов земли Господней.

Для Осии времена Моисея — светлое начало Завета, который попран, как первая любовь, оскверненная распутством. Но уже тогда, на заре священной истории, люди проявляли свою непокорность Божественному Супругу:

Когда Израиль был юн, Я любил его

и из Египта вызвал сына Моего.

Звал и их, а они уходили…

Приносили жертву Ваалам,

кадили истуканам.

Я Сам приучал Ефрема ходить,

носил его на руках Своих…

Узами человеческими влек Я их,

узами любви.

(11,1–4)

Примечание. Приводя слова Ос 11,1 как пророчество о Христе, ев. Матфей изображает его новым Израилем (Мф 2,15).

5. Грех народа Божия заключается в отступлении от трех основ библейской веры: правды(вер. эм`ет), милосердия(евр. хэсед) и Богопознания(евр. даат Элохим). Они содержат призыв к человеку подражать Богу, Который верен и справедлив, милосерд и свят. Правда — не только нравственная и социальная справедливость, но и верность своему призванию и Господу. Милосердие — не только «милость», но и любовь-сострадание, любовь-жалость. Богопознание — не отвлеченная теология, а живое, реальное приближение к Богу через веру и любовь. Все это растоптано грехами Израиля. Его грехи — оскорбление Божественной Любви, а не просто нарушение формального закона:

…суд у Господа с жителями сей земли,

Потому что нет ни истины, ни милосердия,

ни Богопознания на земле.

Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство

крайне распространились,

И кровопролитие следует за кровопролитием.

(4,1–2)

Израиль (заметим, что по-евр. он — женского рода) бежит за своими «любовниками», языческими богами. Он надеется получить у них дары и благоденствие. Он вопрошает не Бога, а Ваалов. На всех холмах, где раньше молились язычники, он приносит жертвы идолам (4,13).

Пр. Осия обрушивается на культ в Дане и Вефиле, который он называет Бет-Авеном (Домом нечестия). «Сделали для себя литых истуканов из серебра своего, по понятию своему, — полная работа художников, — и говорят они приносящим жертву людям: «целуйте тельцов!» (13,2).

Пророк вспоминает темные страницы из прошлого Израиля. Даже в патриархе Иакове он прежде всего находит отрицательные стороны. Но особенно винит он вождей народа, духовенство и пророков своего времени. Им кажется, что достаточно совершать пышные богослужения и приносить жертвы. Между тем Бог ждет иного:

Благочестие ваше как утренний туман

и как роса, скоро исчезающая,

Посему Я поражал через пророков

и бил их словами уст Моих…

Ибо Я милости хочу, а не жертвы,

и Боговедения более,

нежели всесожжений.

(6,4–6)

Эти последние слова повторит Христос-Спаситель, когда будет обличать ханжество книжников и фарисеев (Мф 9,13).

6. Бедствия как вразумление. Израиль «посеял ветер и пожнет бурю». Он требовал себе царей вопреки воле Бога (8,4), и теперь монархи толкают его к гибели. Узурпаторы борются за власть, недальновидные политики мечутся от одной крайности к другой: то склоняются перед Ассирией, то вступают в союзы против нее. Политический хаос — результат слепоты власть имущих.

Столь же губителен и нравственный упадок, «ибо они поступают лживо; и входит вор, и разбойник грабит по улицам. Не помышляют они в сердце своем, что Я помню все злодеяния их» (7,1–2).

Но наступает конец долготерпению Божию. С избранных, которым так много дано, спросится со всей суровостью Божией правды: «Хотя они и посылали дары к народам, но скоро Я соберу их, и они начнут страдать от бремени царя князей» (8,10). Контрибуция, которую взыскал с Самарии Тиглатпаласар III, — только начало бед. «Восплачет земля»: сыны ее будут угнаны в плен. Израиль как бы возвращается к домоисееву времени, когда он был рабом в чужой стране. Завет, брачный союз Бога и Его народа, окажется расторгнутым. Однако Осия не ограничивается этими грозными пророчествами. Он знает, что любовь Божия требует от человека верности, но и человеку открыта беспредельность любви Сущего. Бедствия обернутся не гибелью, а станут небесным вразумлением.

7. Покаяние и восстановление Завета. Пророчество Осии есть великое откровение Любви Божией. Наказуя верных, Бог не может изменить Своего существа. А существо Его — милующая любовь:

Как поступлю с тобою, Ефрем?

как предам тебя, Израиль?..

Повернулось во Мне сердце Мое;

возгорелась вся жалость Моя!

Не сделаю по ярости гнева Моего,

не истреблю Ефрема;

Ибо Я Бог, а не человек.

(11,8–9)

И вновь прощение неверной жены напоминает о Божием прощении. Заблудший Израиль вернется и будет принят: «И обручу тебя Мне навек» (2,19); «Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению» (14,5).

Пророк взывает к народу: «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему» (14,2) — и он знает, что раскаявшиеся не будут отвергнуты, если скажут: «Пойдем и возвратимся к Господу, ибо Он уязвил — и Он исцелит нас» (6,1). Все кары, все грозные прещения были лишь воспитательной мерой. За ними стоит вечная Любовь. Она не обусловлена ничем, кроме природы Самого Творца, ее нельзя «заработать». Она свободно изливается на грешников, желающих вернуться в дом Отца.

Прощение ознаменуется восстановлением Завета. Люди больше не будут искать спасения в идолах, в земной политике, ибо милость Господня снова вернется к ним. Даже природа преобразится и станет, как во дни Едема — дружелюбной и кроткой (2,18).

Апостолы Петр и Павел увидят в пророчестве Осии предвосхищение Завета с новым народом Божиим — Церковью Христовой, которая обретет благодать небесного прощения (1 Петр 2,10; Рим 9,25).

Составитель сборника писаний пр. Осии завершил книгу вопросом: «Кто мудр, чтобы разуметь это?». И Действительно, в Ветхом Завете слово о Божественной Любви было новым и полным надежды благовестием.

Вопросы для повторения

1. Чем отличается проповедь пр. Осии от проповеди пр. Амоса?

2. Когда жил пр. Осия и чем характеризуется его эпоха?

3. Какие обстоятельства жизни пророка повлияли на символику его книги?

4. Когда и где писания пр. Осии были собраны в одну книгу?

5. На какие три главные части делится Книга пр. Осии?

6. Каковы основные черты богословия Осии?

7. Как изображает пророк неверность Израиля?

8. В чем заключался его грех?

9. В чем сущность веры согласно Ос 6,4–6?

10. К каким последствиям вел грех Израиля?

11. Каковы цели наказания за грех?

12. В чем заключено откровение любви Божией?

§4 Исайя — пророк святости и мессианства (ок. 765–685 годов)

Исайя — величайший из представителей классического допленного профетизма. Как провозвестник Мессии и его Царства, как наиболее яркий выразитель учения пророков он пользовался высоким авторитетом у новозаветных толкователей. Церковь с апостольских времен уделяла много внимания его книге; в Новом Завете содержится более 40 ссылок на Книгу Исайи и более 60 прямых цитат из нее, св. Отцы написали ряд комментариев на пр. Исайю, а слова его пророчеств часто звучат в православном богослужении.

1. Книга пр. Исайи не является произведением одного лица. Целая школа боговдохновенных учеников и продолжателей иерусалимского пророка дополняла и расширяла ее на протяжении нескольких столетий. Древние понятия об авторстве содействовали тому, что, получив окончательную форму, книга Исайи стала целиком приписываться пророку VIII века, основателю школы.

Первые догадки о «соборном», коллективном авторстве высказывались еще в Средние века. Но только с XVII-XVIII веков толкователи стали выдвигать серьезные доводы в пользу существования двух, а потом и трех авторов. Как признают теперь подавляющее большинство библеистов, пророчества Исайи Иерусалимского содержатся в первой части книги (гл. 1-39). Лишь несколько разделов написано позже (гл. 13–14; 24–27; 34–35, гл. 36–39 являются вставками, заимствованными из летописи, современной пр. Исайе). Вторая часть книги (гл. 40–66) записана в основном во дни вавилонского плена (VI в. до Р.Х.) и после него.

Аргументы в пользу этой датировки частей книги будут приведены при разборе второй части Кн. Исайи[27]. В данном параграфе рассматриваются тексты, принадлежащие великому пророку VIII века.

2. Личность пр. Исайи и его эпоха. В отличие от Амоса и Осии, пророк Исайя принадлежал к аристократической семье, близкой ко двору[28]. Он родился около 765 года в Иерусалиме и провел в этом городе всю жизнь. Господь призвал его на служение еще в молодые годы. Приблизительно в 740 году Исайе было видение в Храме: Бог повелел ему идти на проповедь и возвещать гнев, грядущий на «непокорных сынов» ветхозаветной Церкви. Жена Исайи тоже получила пророческий дар (8,3); своим сыновьям он дал символические имена, соответствующие важнейшим мотивам его проповеди.

«Исайя представляет собой тип пламенного религиозного гения и вместе с тем трезвого, реалистического политического деятеля, который своим словом, своим влиянием имел решающее значение в судьбе Иудеи» (прот. С. Булгаков). Южное царство в ту эпоху было меньше и слабее, чем Ефремово. Оно стояло перед выбором: либо смириться с неизбежным господством великой державы Ассирии, либо вступить в союз против нее. Коалиция возглавлялась царями Сирии и Ефрема. Молодой царь иерусалимский Ахаз избрал поначалу разумный путь и пытался остаться в стороне от военно-политических заговоров. Но главы коалиции решили покарать его за принятую позицию нейтралитета, их войска двинулись на Иерусалим (4 Цар 16; 2 Пар 28). В это время пророк Исайя впервые выступил перед царем и обещал ему знамение от Бога. Ахаз должен полагаться не на силу оружия, а на помощь Божию. Господь дарует спасение верным (слово об Еммануиле, или первое мессианское пророчество— Ис 7).

Однако Ахаз проявил малодушие и сделал роковой шаг: призвал на помощь ассирийцев. Тиглатпаласар III использовал этот предлог и вторгся в Сирию. Он разгромил войска сирийцев и занял Галилею. В результате и сама Иудея попала в полную зависимость от Ассирии. Из политических соображений Ахаз стал вводить языческие обычаи и приносить жертвы богам.

В эти годы основной темой проповеди Исайи является неверность народа и его вождей Богу. Еще до войны с ефремо-сирийской коалицией он говорил о грядущей катастрофе, которая постигнет страну в случае измены Богу. Свои пророчества он записывал и свитки отдавал на хранение ученикам. Последователи появились у Исайи рано. Именно они сберегли для будущего писания учителя.

В 722 году после догой осады пала Самария (см. приложение к §5). Единственный очагом богооткровенной веры была теперь маленькая Иудея. Пророк Исайя возлагал надежду на тот «святой Остаток», который обратится и спасется в День Господень. Тогда же, в конце правления Ахаза, он произнес свое второе мессианское пророчество(9,2–7) о рождении Младенца из рода Давидова.

В 715 году на престол вступил сын Ахаза Езекия. Благочестивый царь приблизил к себе Исайю и часто пользовался его советами. Пророк вдохновил его на реформу культа, которая очистила храмовое богослужение от пережитков язычества (4 Цар 18,1–8).

После смерти ассирийского царя Саргона (705) подчиненные ему цари стали вновь готовиться к войне против империи. В этом был заинтересован и Египет, вторая великая держава, соперник Ассирии. Езекия, невзирая на протесты пр. Исайи, включился в эту опасную игру. При его дворе приобрел большое влияние князь Шевна, который толкал царя на войну, уверяя его, что объединенная коалиция с помощью Египта одолеет Ассирию, тем более, что против нее начал военные действия царь Вавилона Мардук-аплуиддин (библ. Мердеах Баладан). В конце концов Езекия согласился возглавить борьбу, собрав под свои знамена царства и княжества Сирии-Палестины.

Пророк Исайя тщетно протестовал — к его советам больше не прислушивались. В те дни он писал:

Горе непокорным сынам, говорит Господь,

которые делают совещания, но без Меня,

Заключают союзы, но не по духу Моему,

чтобы прилагать грех ко греху…

Горе тем, которые идут в Египет за помощью,

надеются на коней

и полагаются на колесницы,

потому что их много,

и на всадников, потому что они весьма сильны,

а на Святого Израилева не взирают

и к Господу не прибегают!

(30,1; 31,1)

Задачи религиозной реформы были подменены задачами военно-политической борьбы.

Тем временем новый царь Ассирии Синахериб (библ. Сеннахирим) готовился к ответному удару. Он осуществил карательную экспедицию в Вавилон и двинулся на запад. В 701 году он оккупировал Иудею и осадил Иерусалим.

В анналах ассирийского царя мы читаем: «Езекию, иудея, который не склонился под мое ярмо, — 45 городов его больших, крепости и малые поселения их окрестностей, которым нет счета, продвижением насыпей и приближением таранов, атакой пехоты и штурмовых лестниц я осадил, взял 200 150 человек от мала до велика, мужчин и женщин, лошадей и мулов, ослов, верблюдов, крупный и мелкий скот без числа из них я вывел и причислил к полону. Самого же его, как птицу в клетке, в Иерусалиме, его царском городе, я запер» (ХДВ. 80, 1,214).

4 Кн. Царств повествует об этом походе кратко (18,13–16). Дальнейшее же повествование (18,17–19,37) относится ко второму походу Синахериба на Иерусалим (ок. 688).

Езекия откупился огромной контрибуцией. Часть его территории была отнята. Страна погрузилась в траур. Пр. Исайя воспользовался этим моментом, чтобы призвать народ к покаянию. К этому периоду относятся его главные обличительные речи (гл. 1). По молитве пророка царь был исцелен от смертельной болезни. Теперь он во всем повиновался своему наставнику.

Через десять лет Синахериб решил окончательно искоренить очаги возможных восстаний. Он вторгся в Вавилон (689 г.), и ассирийские солдаты до основания разрушили древнюю столицу Востока. Затем настал час Иудеи. Заняв Лахис, Синахериб выслал оттуда войска осадить Иерусалим (Ис 36,2 — 37,37). На сей раз Езекия в глазах пр. Исайи был невиновен. Пророк послал к царю учеников ободрить его: враг не вступит в святой город. Напрасно военачальник ассирийцев «рабшак» вел переговоры о сдаче, напрасно похвалялся Синахериб, что сразил всех богов и сразит Ягве, Езекия держался с мужеством отчаяния. Фараон попытался было помочь Иерусалиму, но его армия потерпела поражение. Оставалось только уповать на Бога.

Предсказание пророка исполнилось. Ассирийцы внезапно сняли осаду и покинули Иудею. В Ис 37,36 мы читаем: «И вышел Ангел Господень, и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвы». Иосиф Флавий указывает, что в лагере ассирийцев вспыхнула «смертноносная язва» (Арх. Х,1,5), а греческий историк Геродот (II,141) полагает, что на войско Синахериба напало полчище мышей (символ чумы).

К этому последнему периоду служения пр. Исайи относится его третье мессианское пророчествооб «Отрасли от корня Иессеева» (11,1-10).

Точная дата смерти пророка неизвестна. Согласно позднейшим легендам, он пережил царя Езекию и умер мучеником в дни Манассии, гонителя пророков (см. §6).

Память пр. Исайи празднуется Церковью 9 мая.

Наши рекомендации