Примеры оценивания задания 25
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1462–1505 гг.; 2) 1825–1855 гг.; 3) 1928–1941 гг.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана
с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль названных Вами личностей
в этих событиях (явлениях, процессах);
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну оценку значения данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному периоду, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов). |
Критерии оценивания | Баллы | |
К1 | Указание событий (явлений, процессов) | |
Правильно указаны два события (явления, процесса) | ||
Правильно указано одно событие (явление, процесс) | ||
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно | ||
К2 | Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории | |
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль этих личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России | ||
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России | ||
Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы | ||
К3 | Причинно-следственные связи | |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) | ||
Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами) | ||
Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны | ||
К4 | Оценка значения периода для истории России | |
Дана оценка значения периода для истории России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков | ||
Оценка значения периода для истории России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Оценка значения периода для истории России не дана | ||
К5 | Использование исторической терминологии | |
При изложении корректно использована историческая терминология | ||
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы | ||
К6 | Наличие фактических ошибок. 1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов | |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки | ||
Допущена одна фактическая ошибка | ||
Допущены две или более фактические ошибки | ||
К7 | Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов | |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | ||
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | ||
Максимальный балл |
Пример 1
Комментарий
К1 | Правильно указано необходимое количество событий. 2 балла. |
К2 | Указаны имена Ивана III, монаха Филофея, хана Ахмата, Аристотеля Фиораванти, Алевиза Нового. Охарактеризована роль Ивана III в победе в стоянии на Угре (указаны действия Иван III: «вооружил своё войско по последнему слову техники того времени»; действительно, отмечается значительное превосходство русских войск над ордынцами в стрелковом вооружении, что было результатом усилий в том числе и Ивана III). Роль монаха Филофея не принимается, хотя и указаны его конкретные действия (писал приведённую фразу), т.к. в работе не указано, что эти действия привели к достижению результата в каком-либо событии (процессе, явлении) или повлияли на ход этого события (процесса, явления). 1 балл. |
К3 | Указаны причинно-следственные связи между стоянием на Угре и освобождением от ордынского владычества и между браком Ивана III и появление новых государственных символов России. 2 балла. |
К4 | В начала работы указано значение периода (обобщающий вывод: «активная централизация русских земель») |
К5 | Использована историческая терминология (например, «централизация русских земель») 1 балл. |
К6 | Допущены фактические ошибки: неправильно указан год присоединения Новгорода к Московскому государству и время строительства Архангельского собора (был построен при Василии III), неправильно указано название колокольни Ивана Великого, её строительство было завершено также при Василии III. 0 баллов. |
К7 | Ответ дан в форме последовательного, связного изложения материала. 1 балл. |
Пример 2
Комментарий
К1 | Правильно указано необходимое количество событий. 2 балла. |
К2 | В ответе названы Николай I, Александр I, Константин Павлович, М.М. Сперанский. Указана роль Константина Павловича во вступлении на престол Николая I. 1 балл. |
К3 | Причинно-следственные связи не указаны. 0 баллов. |
К4 | Оценка значения периода для истории России не дана. 0 баллов. |
К5 | Использована историческая терминология (например, «указ о престолонаследии») 1 балл. |
К6 | По данному критерию выставляется 0 баллов, так как по критериям К1 – К4 выставлено менее 4 баллов. |
К7 | По данному критерию выставляется 0 баллов, так как по критериям К1 – К4 выставлено менее 4 баллов. |
Пример 3
Комментарий
К1 | Правильно указано необходимое количество событий. 2 балла. |
К2 | В ответе названы Николай I, А.Х. Бенкендорф, С.С. Уваров, П.Д. Киселёв, Е.Ф. Канкрин. Охарактеризована роль Николая I в укреплении власти императора («реформировал систему государственного управления»). Роли остальных названных в ответе исторических деятелей не охарактеризованы (например, указано, что С.С. Уваров сформулировал теорию официальной народности, но не назван процесс, в котором он этим своим действием сыграл роль; роли Канкрина и Киселёва указаны в виде общих формулировок). 1 балл. |
К3 | Указаны причинно-следственные связи между восстанием 14 декабря 1825 г. и курсом на централизацию власти, а также между этим же восстанием и курсом на борьбу с революционным движением. Но не принимаются связи между реформой государственной деревни и «облегчением жизни крестьян» (ввиду отсутствия конкретного содержания в положении, обозначающем последствие), а также между денежной реформой и «улучшением финансового состояния страны» (по той же причине). Также не принимается причинно-следственная связь между поражением в Крымской войне и реформами Александра II, так как эта связь выходит за пределы выбранного выпускником периода. 2 балла. |
К4 | Оценка значения периода для истории России не дана. 0 баллов. |
К5 | Использована историческая терминология (например, «централизация власти») 1 балл. |
К6 | Допущены фактические ошибки: Собственная Его Императорского Величества канцелярия (в данной формулировке) была создана не при Николае I, а при Александре I; Третье отделение не называлось корпусом жандармов, это были две разные структуры. 0 баллов. |
К7 | Ответ дан в форме последовательного, связного изложения материала. 1 балл. |
Контрольные вопросы
1. Какой балл должен быть выставлен за историческое сочинение по периоду 1547 – 1560 гг. (сочинение приведено полностью): «В этот период состоялся первый Земский собор и были отменены кормления»?
2. Что понимается под «формулировкой, лишённой конкретного содержания»?
3. Засчитывается ли ответ в качестве верного по К3, если указаны действия исторического деятеля, но не указано событие (явление, процесс), в котором он сыграл определённую роль этими своими действиями?
4. Засчитывается ли указание причинно-следственной связи, которая выходит за рамки выбранного исторического периода?
5. Засчитывается ли ответ по К4, если в ответе указано не значение исторического периода в целом, а значение отдельных исторических событий?
6. Сколько исторических терминов необходимо корректно использовать в историческом сочинении, чтобы получить один балл по К5?
7. Зависит ли оценка по критерию К6 от того, в какой части сочинения сделана ошибка?
8. Учитываются ли при выставлении балла по К7 стилистические ошибки?
Практические задания
Прочтите ответы 1-7 и оцените их.
(исторические периоды взяты из разных заданий)
Ответ 1
Период 1928 – 1941 гг.
К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 | К7 |
Ответ 2
Период 1462 – 1505 гг.
К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 | К7 |
Ответ 3
Период 1796– 1801 гг.
К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 | К7 |
Ответ 4
Период 1796– 1801 гг.
К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 | К7 |
Ответ 5
Период 980 – 1015 гг.
К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 | К7 |
Ответ 6
Период 1796– 1801 гг.
К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 | К7 |
Ответ 7
Период 1946 – 1941 гг.
К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 | К7 |
Экспертные оценки
№ ответа | К1 | К2 | К3 | К4 | К5 | К6 | К7 |