Общие методические указания по написанию контрольной работы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

УО «Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж»

Заочное отделение

История государства и права

Методические указания

По изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ

И рекомендации по их выполнению

Для учащихся заочной формы обучения III курса

Специальность 2-24 01 02

«Правоведение»

Полоцк

Автор: Т.В. Максимова, преподавательУО «Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж»

Разработано на основе рабочей учебной программы дисциплины «История государства и права», утверждённой на заседании методического Совета

14. 11. 2007 Протокол №4

Обсуждено и одобрено на заседании цикловой комиссии юридических дисциплин

УО «Полоцкий государственный аграрно-экономический колледж»

Протокол № от

Председатель комиссии _________ Е. М. Жаворонкова

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………………….4

2. Примерный тематический план………………………………………………………5-7

3. Рабочая учебная программа………………………………………………………….8-14

4. Литература………………………………………………………………………………14

5. Перечень вопросов к семестровому экзамену……………………………………..15-17

6. Методические указания по написанию контрольной работы…………………….18-19

7. Перечень вопросов для выполнения домашней контрольной работы……………10-25

8. Таблица распределения заданий для выполнения контрольной работы…………….26

Пояснительная записка

История государства и права является одной из самых объемных юридических дисциплин. Она изучает, обобщает и систематизирует процессы возникновения, функционирования и развития государства и права.

Роль исторических знаний велика, т.к. история является учителем, опытом, памятью народа.

Изучение истории государства и права происходит в хронологической последовательности, включая 4 периода и соответственно 4 типа государства и права:

1. История государства и права Древнего мира – изучает рабовладельческий тип государства и права.

2. История государства и права Средних веков – феодальное государство и право.

3. История государства и права Нового времени – буржуазное государство и право.

4. История государства и права Новейшего времени – прослеживает изменение капиталистического государства, появление социалистического государства и права.

Каждый народ имеет свою историю, свою культуру, свою политическую биографию. Изучая историю народов, учащиеся расширяют свои представления о прошлом, лучше осознают настоящее.

Как и другие историко-правовые дисциплины, «История государства и права» призвана сформировать основы профессионального юридического мышления у учащихся, развивать аналитические умения, формировать правовое сознание и правовую культуру.

В результате изучения Истории государства и права учащиеся должны:

Знать на уровне представления:

- теоретические и исторические закономерности и этапы возникновения, развития и функционирования государства и права, отдельных отраслей права, основные факты, события и памятники всемирной истории государства и права;

- концепции и тенденции развития государства и права, современные правовые процессы формирования международного сообщества, основные нормы и институты международного права;

-ценностную основу права, принципы взаимодействия правовых явлений с экономикой, моралью, религией и иными социальными регуляторами;

- роль личности в формировании правового государства;

- роль и взаимосвязь отдельных отраслей права в правовой системе;

- основные факторы, определяющие развитие государства и права;

Знать на уровне понимания:

-закономерности, этапы и особенности возникновения, развития п функционирования государства и права Беларуси;

- сущность, содержание и формы государства и права;

-основные правовые понятия и категории (законодательство, закон, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, право, правоотношение, договор, правонарушение, преступление, ответственность и т. д.);

-соотношение права и закона, иерархию нормативных правовых актов Республики Беларусь;

- структуру и содержание правовых норм и отношений;

Уметь:

- оперировать юридическими понятиями и категориями;

- анализировать основные факторы, определяющие развитие государства и права.

Изучение Истории государства и права строится на сочетании теоретических (лекционных) и практических занятий.

Кроме того широко используется самостоятельная работа по написанию рефератов, подготовке заданий опережающего или проблемного характера. Много внимания уделяется изучению нормативных актов различных периодов истории, от Законов Хаммурапи и Ману, Законов 12 таблиц, до Конституций США, Франции, России.

Особое внимание уделяется изучению белорусской государственности: от Полоцкого княжества и Великого Княжества Литовского до БССР и Республики Беларусь.

Примерный тематический план

№ п/п Раздел, тема Количество часов
Всего Теоре- тич. Прак- тич. Изучаются
ЛЭС Самост
  РАЗДЕЛ 1          
  Введение в курс «Истории государства и права»    
1.1 Предмет, метод, структура курса «Истории государства и права»    
  РАЗДЕЛ 2          
  История государства и права Древнего мира
2.1. Особенности древневосточной деспотии. Государственный и общественный строй (Египет, Вавилон, Китай, Индия). Основные источники права    
2.2. Сущность системы государственного устройства Древневосточных государств. Специфика права.    
2.3. Особенности античных государств. Государственный строй и законодательный процесс Древних Афин.    
2.4. Источники римского права. Публичное и частное право. Основные отрасли и институты права Древнего Рима.    
  Практическое занятие № 1          
2.5. Специфика античной государственности. Особенности древнегреческой демократии. Римское государство и право.    
2.6. Возникновение государственности у восточных славян. Государственное устройство Киевской Руси.    
2.7. Государственный и общественный строй Полоцкого княжества.    
2.8. Система источников древнерусского права. Государственно-правовое влияние Византии. Русская правда.    
  РАЗДЕЛ 3. История государства и права в Средние века
3.1. Источники права и основные правовые системы в странах средневековой Европы    
3.2. Развитие средневекового государства и права во Франции, Германии и Англии: общее и основное    
  Практическое занятие № 2          
3.3. Ленная, сословно-представительная и абсолютная монархия в странах Западной Европы.    
  3.4.   Феодальная государственность у славян. Государственно-правовое устройство и общественный строй в Сербии и Чехии. Развитие монархической государственности на Руси в 14-18 в.в.    
3.5. Общее и особенное в эволюции феодального государства и права славянских государств.    
3.6. Образование ВКЛ. Личные и государственные унии с Польшей. Система литовско-белорусского феодального права.    
3.7. Государственный и общественный строй ВКЛ. Источники права. Речь Посполитая: государственно-правовое устройство. Реформы законодательства.    
  РАЗДЕЛ 4. История государства и права Нового времени
4.1. Государственно-правовое значение и последствия буржуазных революций во Франции и Англии. Основные черты законодательства.    
4.2. Предпосылки буржуазных революций. Изменения в государственном и общественном строе. Становление нового типа государственности. Источники права.    
4.3. Образование США. Конституция 1787г. о государственном устройстве США. Изменения в государственном строе и праве США в 19 в.    
4.4. Развитие германской государственности в 1-ой половине 19 в. Имперская Конституция 1871г. Веймарская Конституция 1919г.    
  Практическое занятие № 3          
4.5. Абсолютная монархия в России в 19 в. Буржуазные реформы и контрреформы середины 19 в. Беларусь в составе Российской империи. Государственно-правовые последствия революции 1905-1907 г.г.    
  4.6.   Развитие государственного аппарата России в 19- н. 20 в. Причины и правовой механизм буржуазных реформ. Изменения в государственном и общественном строе в начале 20 в.    
  4.7.   Буржуазная и социалистическая революция в России и Беларуси. Становление Советской государственности. Изменения в праве и законодательстве.    
4.8. Фашистское государство Италии и национал-социалистическое государство Германии.    
4.9. Революция «Мэйдзи» в Японии. Эволюция государства и права Японии в 19 н. 20 в.в.    
  РАЗДЕЛ 5 История государства и права Новейшего времени.
5.1. Государственный аппарат Великобритании в 20 в. Избирательные реформы. Кабинет. Делегированное законодательство. США в 20 в.    
5.2. Государственно-правовое устройство ФРГ по основному Закону 1949 г.    
5.3. Четвертая и пятая республики во Франции: общая характеристика государства и права.    
5.4. Реформирование и распад социалистической государственности в Европе: предпосылки и государственно-правовые последствия.    
5.5. Становление демократической государственности в Беларуси в 90-х годах 20 в.    
5.6. Становление и развитие социалистического государства и права в Китае.    
5.7. Основные черты государственного аппарата на современном этапе развития государства и права.    
  Практическое занятие № 4          
5.8. Общая характеристика правовых систем современности.    
5.9. Основные тенденции в развитии отраслей современного права западноевропейских государств.    
  6.0. Тенденции в сближении правовых систем. Гражданское и торговое право. Уголовное право. Судебный процесс.    
  И Т О Г О:

Содержание программы

Цели изучения темы Содержание темы Результат  
Сформировать представление о предмете и методологии курса «Истории государства и права». Охарактеризовать методы исследования Истории государства и права. Опираясь на знания периодизации истории дать понятие типов государства и их хронологию Раздел 1. Введение в курс «Истории государства и права» ТЕМА 1. Предмет, метод, структура курса «Истории государства и права». Назначение курса «История государства и права». Предмет истории государства и права как учебной дисциплины. Методы исследования истории государства и права. Периодизация (структура) курса истории государства и права. Знают понятия: предмет, метод и структура истории государства и права. Характеризуют назначение и методологию курса истории государства и права. Аргументируют структуру курса истории государства и права и типологию государства  
Проанализировать причины и условия возникновения государства в странах Древнего Востока. Охарактеризовать государственный и общественный строй стран Древнего Востока. Ввести понятие «восточная деспотия» Раздел 2. История государства и права Древнего мира. ТЕМА 2. История государства и права стран Древнего Востока. Особенности восточной деспотии. Государственный и общественный строй Египта, Китая, Вавилона и Индии. Источники права древневосточных стран. Практическое занятие № 1 Сущность системы государственного устройства Древневосточных государств. Специфика права. Знают понятия: Древний Восток, восточная деспотия. Характеризуют причины и условия возникновения государства в странах Древнего Востока. Называют и аргументируют основные источники права древневосточных стран.  
Познакомить с причинами возникновения государства в Древней Греции и Древнем Риме. Охарактеризовать государственный строй Древних Афин как демократической республики. Проследить этапы развития Римского права, аргументировать понятие частного и публичного права. ТЕМА 3. История государства и права античного мира. Особенности античных государств. Государственный строй и законодательный процесс Древних Афин. Государственное устройство Древнего Рима. Источники Римского права. Публичное и частное право. Практическое занятие № 2 Специфика античной государственности. Характеристика Римского права Знают понятия: - античный мир, реформы Тезея, Солона и Клисфена, афинская демократия, римское частное и публичное право, рецепция Римского права. Характеризовать государственный аппарат афинской демократии и военной демократии в Древнем Риме. Иметь представление о факторах, способствующих превращению римского права в «классическое», причины его рецепции  
Познакомить с причинами возникновения государственности у восточных славян. Сформировать представление об истории образования Киевской Руси и Полоцкого княжества. Охарактеризовать систему источников древнерусского права, раскрыть государственно-правовое влияние Византии. Сформировать знания о трех редакциях Русской Правды и о роли Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха в ее создании. ТЕМА 4. Возникновение государства и права у восточных славян. Причины возникновения государственности у восточных славян. Образование и государственное устройство Киевской Руси. Система источников древнерусского права. Государственный и общественный строй Полоцкого княжества. Практическое занятие № 3 Особенности государственного устройства и общественного строя древних славян. Государственно-правовое влияние Византии. Русская правда. Знают причины образования государственности у восточных славян. Характеризуют государственный аппарат Киевской Руси и Полоцкого княжества. Аргументируют источники древнерусского права, раскрывают государственно-правовое влияние Византии. Рассуждают о сути и значении ведущего источника права славян– Русской Правде.  
Раскрыть прогрессивные черты феодализма и пути перехода к феодализму. Охарактеризовать 4 этапа в эволюции феодальной государственности в странах средневековой Европы. Ввести понятие «правовые системы», ознакомить с общей и Романо-германской правовой системами, аргументировать их источники. Раздел 3. История государства и права в Средние века. ТЕМА 5. Источники права и основные правовые системы в странах средневековой Европы. Развитие средневекового государства и права во Франции, Германии и Англии. Практическое занятие № 4 Ленная, сословно-представительная и абсолютная монархия в странах Западной Европы. Общая и романо-германская правовые системы   Раскрывают пути перехода к феодализму, характеризуют прогрессивные черты феодализма. Анализируют этапы становления феодализма во Франции, Германии и Англии. Называют и аргументируют источники англо-саксонской и романо-германской правовых систем.  
Сформировать представление о причинах возникновения государства у восточных славян. Охарактеризовать общественно-политический строй и право Беларуси в 9-12 в.в. Расширить знания о причинах образования Русского централизованного государства, о переходе к сословно-представительной монархии и образовании Земского Собора, .о переходе к абсолютизму в России в 18 в. ТЕМА 6. Феодальная государственность у славян. Развитие монархической государственности на Руси в 14-18 в.в. Практическое занятие № 5 Общее и особенное в эволюции феодального государства и право славянских государств. Называют экономические, социальные и политические причины образования государства у восточных славян. Характеризуют общественный и политический строй на Беларуси в 9-12 в.в. Аргументируют эволюцию монархической государственности на Руси в 14-18 в.в.  
Проанализировать основные теории образования ВКЛ и Речи Посполитой. Охарактеризовать личные и государственные унии ВКЛ и Польши. Ознакомить с двумя этапами в становлении права ВКЛ в 12-16 в.в. (привилейным и статутовым)   ТЕМА 7. Образование Великого Княжества Литовского. Личные и государственные унии с Польшей. Система литовско-белорусского феодального права. Практическое занятие № 6 Основные теории образования ВКЛ и Речи Посполитой. Государственный и общественный строй ВКЛ и Речи Посполитой. Основные источники права. Характеризовать причины образования ВКЛ и Речи Посполитой. Знают привилейный и статутовый этапы развития права ВКЛ. Аргументируют историческое значение статутов ВКЛ (1529, 1566, 1588 г.г.)  
Расширить представление о предпосылках и причинах антифеодальных революций во Франции и Англии. Охарактеризовать сущность буржуазных государств - государств нового типа. Проанализировать историю и сущность парламентаризма в Великобритании. Раздел 4. История государства и права Нового времени. ТЕМА 8.Буржуазные революции и становление нового типа государственности в Западной Европе. Государственно-правовое значение и последствия буржуазных революций во Франции и Англии. Основные источники права. Практическое занятие № 7 Предпосылки буржуазных революций. Становление нового типа государственности. Основные источники права. Знают понятия: революция, буржуазная революция, парламентаризм. Характеризуют основные причины буржуазных революций во Франции и Англии. Раскрывают сущность и прогрессивные черты буржуазного государства.  
Проанализировать историю образования США и войну за независимость США против Великобритании. Охарактеризовать сущность и прогрессивные черты Декларации за независимость США и Конституции США 1787 г. ТЕМА 9. Образование США. Американские колонии. Англии и политика Великобритании в отношении колоний. От Декларации независимости США к Конституции США 1787 г. Знают историю образования США. Характеризуют прогрессивные черты Декларации независимости США и Конституции США. Аргументируют основные принципы Конституции США 1787 г.  
Охарактеризовать этапы становления Германии как объединенного государства. Ознакомить с Конституциями Германии 1850, 1871 г. Дать представление о государственно-правовом развитии объединенной Германии. ТЕМА 10. Развитие государственности в Германии в I половине 19 в. От германского союза к германской империи. Объединение Германии. Конституции 1850 и 1871 годов: общая их характеристика. Дают характеристику перехода от германского союза к германской империи. Раскрывают государственно-правовое развитие объединенной Германии. Аргументируют основные черты Конституций 1850 и 1871 г.г.  
Охарактеризовать особенности и сущность абсолютной монархии в России. Сформировать представление о государственных реформах начала 19 в. и буржуазных реформах середины 19 в. Охарактеризовать положение Беларуси в составе Российской империи. Расширить знание основных событий революции 1905-1907 г.г. и её государственно-правовые последствия. ТЕМА 11.Россия в середине 19 в., начале 20 в. Абсолютная монархия в России в 19 в. Буржуазные реформы и контрреформы середины 19 в. в России и Беларуси. Беларусь в составе Российской империи. Государственно-правовые последствия революции 1905-1907 г.г. Практическое занятие № 8 Развитие государственного аппарата России в 19 в. н. 20 в. Причины и правовой механизм буржуазных реформ. Изменения в государственном и общественном строе в н. 20 в. Характеризуют понятия: абсолютная монархия, реформы государственного аппарата и буржуазные реформы середины 19 в. Анализируют контрреформы середины 19 в. Аргументируют основные события 1905-1907 г.г. и ее государственно-правовые последствия.  
Проанализировать причины и итоги Февральской буржуазно-демократической революции в России и Беларуси. Охарактеризовать основные события Социалистической революции в России и Беларуси. Систематизировать знания об образовании советского государства нового типа государственности. Дать характеристику 1-ым законом советской власти. ТЕМА 12. Становление Советской государственности. Февральская буржуазная революция и ее итоги. Социалистическая революция в России и Беларуси. Образование Советского государства. Основные изменения в праве. Называют причины и основные события революций 1917 г. в России и Беларуси. Характеризуют отличительные черты советского государства и права нового типа государственности  
Охарактеризовать причины прихода фашистов к власти в Германии и Италии. Дать общее представление политического режима и государственного устройства Германии и Италии в 30-е г. 20 в. ТЕМА 13. Германия и Италия в н. 20 в. Приход фашистов (национал-социалистов) к власти в Германии. Политический режим и государственное устройство гитлеровской Германии. Приход фашистов к власти в Италии: общая характеристика Называют причины прихода фашистов к власти в Германии и Италии. Раскрывают националистический характер нового режима в Германии и Италии. Характеризуют государственное оформление фашистского режима и его агрессивную внешнюю политику
Охарактеризовать сущность социально-политических изменений в Японии к 19 в. (революция «Мэйдзи). Проанализировать реформы к. 19 в. и переход к конституционной монархии в Японии по Конституции 1889 г. ТЕМА 14. Япония в 19 в. н. 20 в. Революция «Мэйдзи» в Японии, основные изменения в социально-политическом строе. Эволюция государства и права Японии в 19 в. н. 20 в.в. Раскрывают сущность понятия «революция «Мэйдзи». Аргументируют реформы 60-80-ых годов 19 в и их последствия. Дают общую характеристику государственного устройства Японии по Конституции 1889 г.
Охарактеризовать 20 в. как век положивший начало эпохе Новейшего времени, как век, отмечен двумя мировыми войнами, образованием ООН и движением к демократизации государственного строя. Дать представление об основных тенденциях государственно-правового развития Великобритании и США в 20 в. Проследить за реформами в избирательном праве Великобритании и США и усилением роли правительства в государственном аппарате Раздел 5. История государства и права Новейшего времени ТЕМА 15. Государственный аппарат Великобритании в 20 в. Избирательные реформы. Кабинет .Делегированное законодательство. Развитие государства США в 20 в.     Знают понятия: - избирательные реформы; - кабинет; - делегированное законодательство. Имеют представление об изменениях в партийной системе и государственном механизме Великобритании и США в 20 в. Характеризуют сущность усиления исполнительной власти в Великобритании и как её следствие делегированное законодательство
Расширить знания учащихся истории II мировой войны, поражения Германии и решениях Потсдамской конференции. Охарактеризовать основные положения Конституции ФРГ 1949 г. Дать представление об основных чертах развития Франции в годы 4-ой и 5-ой Республики и изменениях вносимых в Конституцию Франции 1946 г. ТЕМА 16. Государственно-правовое устройство ФРГ по основному Закону 1949 г. 4-ая и 5-ая Республики во Франции. Характеризуют основные решения Потсдамской конференции и последующее государственно-правовое развитие Германии и Франции. Аргументируют органы власти по Конституции ФРГ 1949 г. и Конституции Франции 1946 г. с изменениями в годы 4-ой и 5-ой Республики.
Проанализировать изменения в государственно-политической системе в период перестройки и демократизации. Охарактеризовать события 1991 г. и последствия распада СССР. Систематизировать знания о становлении демократического государства в Беларуси и социалистического государства в Китае. Дать представление об обновлении законодательства в 90-х годах в Республике Беларусь и КНР. ТЕМА 17. Реформирование и распад социалистической государственности в Европе: основные предпосылки и государственно-правовые последствия. Становление демократической государственности в Беларуси в 90-х годах 20 в. Становление и развитие социалистического государства и права в Китае. Обязательная контрольная работа Практическое занятие № 9 Основные черты государственного аппарата на современном этапе развития государства и права. Знают понятия: - перестройка; - социалистический реформизм; - распад СССР; - парад суверенитетов. Характеризуют этапы эволюции демократического государства в Беларуси и Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями. Имеют представление об образовании КНР и современном её развитии.
Охарактеризовать изменения в праве под влиянием универсального и регионального международного права. Систематизировать знания о Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и её влиянии на эволюцию права. Дать характеристику изменений в современных правовых системах и тенденции в их сближении. Проанализировать основные изменения в отраслях права в послевоенный период. ТЕМА 18. Общая характеристика правовых систем современности. Основные тенденции в развитии отраслей современного права западноевропейских государств. Практическое занятие № 10 Тенденции в сближении правовых систем: Гражданское и Торговое право, Уголовное право, Судебный процесс. Знают понятия: - правовые системы:
  • англо-саксонская;
  • романо-германская;
  • мусульманская;
  • конфуцианская и др.
Характеризуют общее и особенное в эволюции национальных и фундаментальных правовых систем. Аргументируют изменения в Гражданском и Торговом праве, Уголовном праве и Судебном процессе на современном этапе.
     
         

Литература

Основная

1. К.И. Батыр «История государства и права зарубежных стран» М., 2004.

2. З.М.Черниловский «Всеобщая история государства и права » М., 2002.

3. И. Кузнецов, В. Шелкопляс «История государства и права Беларуси» Мн., 2004.

4. Н.И. Ильинский «История государства и права зарубежных стран», М. 2003.

5. В.Г. Графский «Всеобщая история государства и права » М.,2004.

6. И.А. Исаев «История государства и права России», М., 2004.

7. И. Кузнецов «История государства и права славянских народов», Мн., 2006.

Дополнительная

1. Н.Н. Ягур «История государства и права зарубежных стран», Хрестоматия, Мн., 2004.

2. Полоцк. Исторический очерк.

Вопросы для семестрового экзамена

1. Дайте понятие и охарактеризуйте предмет курса истории государства и права. Назовите и аргументируйте его структуру (хронологические рамки).

2. Дайте понятие, перечислите и охарактеризуйте основные методы изучения истории государства и права.

3. Укажите географическое положение стран Древнего Востока и их климатические условия. Дайте понятие и охарактеризуйте типологические черты «Восточной деспотии».

4. Охарактеризуйте географическое положение Древнего Египта, аргументируйте его общественный и государственный строй.

5. Назовите и аргументируйте источники права Древнего Египта. Охарактеризуйте виды договоров, преступлений и наказаний.

6. Укажите географическое положение Древнего Вавилона. Охарактеризуйте его государственный и общественный строй.

7. Раскройте судебную систему Древнего Вавилона. Охарактеризуйте Законник Хаммурапи.

8. Укажите географическое положение и климатические условия Древней Индии. Охарактеризует её государственный и общественный строй.

9. Дайте характеристику Законов Ману. Перечислите виды собственности, договоров и права наследования.

10. В чем своеобразие периодизации истории Древнего Китая. Охарактеризует его государственный и общественный строй.

11. Перечислите и охарактеризуйте реформы Шан Яна, аргументируйте виды договоров и положение женщин в браке.

12. Дайте понятие термина «Античный мир». Назовите и охарактеризуйте формы правления в Древних Афинах и Древнем Риме.

13. Укажите географическое положение Древней Греции. Назовите и охарактеризуйте три периода полисного этапа истории Древней Греции.

14. Перечислите реформы, в результате которых образовалось рабовладельческое государство в Афинах. Охарактеризуйте государственное устройство Афинской демократической республики.

15. Назовите источники права Древних Афин. Охарактеризуйте семейное, наследственное, уголовное право Древних Афин.

16. Расскажите о зарождении и устройстве государства в Древнем Риме. Охарактеризуйте его социальную структуру и реформы Сервия Туллия.

17. Дайте понятие «республика». Охарактеризуйте государственный строй Римской аристократической республики.

18. Раскройте понятие «Законы 12 таблиц». Перечислите и охарактеризуйте источники и этапы в развитии права Древнего Рима.

19. Перечислите и охарактеризуйте причины возникновения государства у восточных славян, аргументируйте государственный строй и классовую структуру общества.

20. Дайте понятие «право». Охарактеризуйте источники права Беларуси IX-XII в.в.

21. Укажите географическое положение Полоцкого княжества. Охарактеризуйте его государственный и общественный строй.

22. Расскажите о формировании государственности на Руси. Охарактеризуйте систему управления Киевской Руси.

23. Перечислите источники древнерусского права. Назовите и охарактеризуйте 3 редакции Русской Правды.

24. Дайте понятие феодализма, назовите пути перехода к нему. Охарактеризуйте
4 этапа в развитии феодального государства.

25. Назовите и охарактеризуйте периоды в развитии средневекового государства во Франции.

26. Расскажите об эволюции феодального государства в Германии. Охарактеризуйте сущность и значение «Золотой Буллы».

27. Охарактеризуйте причины образования государства в Англии. Назовите и аргументируйте Великую Хартию вольностей как первый конституционный акт Англии.

28. Дайте понятие «сословно-представительная монархия». Охарактеризуйте роль Симона де Монфора и короля Эдуарда I в создании парламента.

29. Назовите и аргументируйте различия правовых систем в странах средневековой Европы.

30. Охарактеризуйте феодальное права стран Западной Европы. Раскройте понятие «кутюмы», «партикуляризм права», «ордонансы».

31. Дайте понятие «централизованное государство». Расскажите об объединении земель вокруг Московского княжества и преобразованиях в его государственной и политической системах.

32. Перечислите и охарактеризуйте органы сословно-представительной монархии в России XVI-XVII в.в.

33. Назовите и охарактеризуйте теории и причины образования ВКЛ. Дайте характеристику государственного и общественного устройства ВКЛ.

34. Дайте понятие термина «уния». Перечислите и охарактеризуйте личные и государственные унии ВКЛ с Польшей.

35. Назовите и охарактеризуйте 2 этапа в развитии феодального права ВКЛ.

36. Раскройте причины образования Речи Посполитой и её государственное устройство. Охарактеризуйте Конституцию Речи Посполитой (3 мая 1791 г.).

37. Назовите и охарактеризуйте причины, предпосылки и 4 этапа Английской буржуазной революции. Аргументируйте конституционные законы этого периода.

38. Раскрывая понятия «общее право», «право справедливости», «прецедент» - охарактеризуйте становление англо-саксонской правовой системы.

39. Назовите причины, начало и 3 этапа Великой Французской революции
(1789-1794 г.г.). Охарактеризуйте Декларацию прав человека и гражданина и I-ю Конституцию Франции (3 сентября 1791 г.).

40. Охарактеризуйте попытки систематизации права Франции конца XVIII начала XIX веков. Раскройте понятия «право собственности», «субъекты гражданского права», «обязательственные отношения», «семейные отношения» и «Уголовный кодекс 1810 г.».

41. Укажите географическое положение США. Охарактеризуйте причины переселения европейцев за океан. Раскройте сущность и значение Декларации независимости США и войны за независимость.

42. Расскажите об истории разработки и принятия конституции США. Охарактеризуйте органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

43. Расскажите о территориальном расширении США в XIX в. Охарактеризуйте сущность гражданской войны (1861-1865 г.г.) и роль президента А. Линкольна в истории США.

44. Охарактеризуйте развитие германской государственности в первой половине
XIX в. Аргументируйте основные положения Конституции 1871 года.

45. Дайте понятие «абсолютная монархия». Расскажите о становлении абсолютной монархии в России (конец XVII - начало XIX в.в.).

46. Раскройте понятие «буржуазные реформы». Перечислите буржуазные реформы в России и охарактеризуйте их. Укажите особенности проведения буржуазных реформ в Беларуси.

47. Назовите основные события революции 1905-1907 г.г. в России. Дайте характеристику государственно-правовых последствий этой революции.

48. Перечислите причины, охарактеризуйте основные события февральской буржуазной революции в России. Аргументируйте ее итоги.

49. Назовите причины, охарактеризуйте основные события и итоги Октябрьской социалистической революции в России.

50. Раскройте основные мероприятия по становлению советского социалистического государства. Охарактеризуйте понятия «ВЦИК», «СНК», «Советы» и др.

51. Перечислите источники права, охарактеризуйте формирование советского права и первую Конституцию РСФСР 1918 года.

52. Раскройте понятия «троевластие», «ВРК западной области и фронта» и их роль в формировании белорусской государственности (1917-1919 г.г.).

53. Раскройте понятие и охарактеризуйте становление социалистического права. Расскажите об истории принятия Конституции РСФСР 1918 года.

54. Охарактеризуйте становление и развитие права БССР в 1921-1930 г.г. Расскажите о конституциях, принятых в 1919 и 1927 г.г.

55. Раскройте понятия «фашизм», «вождизм». Расскажите о причинах становления фашистского государства в Италии.

56. Назовите и охарактеризуйте причины прихода фашистов (национал-социалистов) к власти в Германии. Раскройте сущность политического режима и агрессивной внешней политики в этот период.

57. Дайте понятие «революция Мэйдзи». Охарактеризуйте её причины и последствия. Раскройте содержание конституции Японии 1889 года.

58. Перечислите источники современного конституционализма в Великобритании. Охарактеризуйте государственное устройство Великобритании в XX в.

59. Охарактеризуйте сущность кризиса в США 1929-1932 г.г. Расскажите о мерах, предпринятых Президентом Рузвельтом, известных в истории под названием «Новый курс».

60. Раскройте государственно-правовое устройство ФРГ по конституции 1949 года. Расскажите о решениях, принятых на Потсдамской конференции главами великих держав.

61. Укажите периоды 4-ой и 5-ой республик во Франции. Охарактеризуйте период правления генерала де Голля.

62. Назовите и охарактеризуйте причины реформирования и распада социалистической государственности в Европе на примере Польской народной республики, Чехословакии и Югославии.

63. Укажите причины распада СССР. Охарактеризуйте становление демократической государственности в Беларуси в 90-х годах XX в.

64. Расскажите о становлении социалистического государства и права в Китае. Раскройте понятия «культурная революция», «политика большого скачка» и их последствия. Охарактеризуйте конституцию 1982 года.

65. Назовите и аргументируйте основные изменения в праве на современном этапе в западноевропейских государствах.

Общие методические указания по написанию контрольной работы

Учебная дисциплина «История государства и права» относится к юридическим наукам и среди них является историко-теоретической наукой, которая исторически последовательно рассматривает возникновение, развитие, функционирование государства и права стран в различные исторические периоды, т.е. в эпоху:

- Древнего мира;

- Средних веков;

- Новое время;

- Новейшее время.

История государства и права вместе с общей теорией права является фундаментом для отраслевых юридических наук, таких как:

- Конституционное право;

- Административное право;

- Гражданское право;

- Трудовое право и право социального обеспечения, и т.д.

История государства и праваанализирует содержание государственно-правовых процессов, прослеживает присущие им причинно-следственные связи.

Конкретно исторически этот курс освещает возникновение и развитие прав человека и гражданина, анализирует становление правового государства, федерализма, парламентаризма, характеризует теорию разделения властей, эволюцию источников и основных институтов права.

Изучение истории государства и права способствует формированию правовой грамотности и культуры, дает навыки работы с первоисточниками, т.е. с нормативными правовыми актами разных периодов истории государства и права.

Изучение дисциплины «История государства и права» предусматривает следующие виды работы учащихся-заочников:

1. В межсессионный период:

а) самостоятельное изучение вопросов программы по дисциплине;

б) выполнение домашней контрольной работы;

в) подготовка к семестровому экзамену по дисциплине.

2. Во время сессии учащиеся-заочники:

а) прослушивают лекции преподавателя;

б) выполняют практические работы.

3. Изучение дисциплины «История государства и права» заканчивается сдачей семестрового экзамена.

Самостоятельное изучение вопросов программы дисциплины учащиеся должны начинать с подбора литературы, которая включает:

а) учебники и учебные пособия;

б) хрестоматии.

Причем вся литература должна быть осовремененной, т.е. изданная в последние 5 лет. Кроме того, следует вести папки-копилки материалов газет и журналов, чтобы в контрольной работе, а затем на экзамене умело показывать связь теории с практикой жизни, т.е. показывать эволюцию государства и права на современном этапе.

Для усвоения материала следует в межсессионный период вести конспект. В конспекте следует оставлять широкие поля, на которых во время сессии вы сможете записать дополнительные сведения из лекций преподавателя.

В отдельной тетради ведите словарь терминов, это облегчит вам работу в период сессии, а на экзамене даст положительную отметку.

В случае возникновения проблем при написании домашней контрольной работы или изучении вопросов дисциплины учащийся-заочник имеет право на получение консультации преподавателя. Для этого, прибыв в колледж, необходимо в заочном отделении получить направление на консультацию (консультация для учащихся проводится бесплатно).

Требования к выполнению домашней контрольной работы:

Контрольная работа выполняется грамотно, четко, лаконично, разборчивым почерком, а главное – своими словами, а не механическим переписыванием текста учебников.

Контрольная работа включает два теоретических и одно практическое задание. № практического задания указан в таблице распределения вопросов по вариантам, причем две первые цифры – это теоретические вопросы, а третья цифра – практическое задание.

Контрольная работа должна быть выполнена и отправлена в колледж на проверку в точно определенные сроки.

После получения проверенной работы внимательно изучите рецензию и исправьте все недостатки, а в случае, если работа не зачтена, в этой же тетради перепишите указанный вопрос еще раз и отправьте ее на повторную проверку, но не позднее, чем за две недели до начала сессии.

Вопросы для выполнения домашней контрольной работы

1. Дайте понятие и охарактеризуйте предмет курса истории государства и права. Назовите и аргументируйте его структуру (хронологические рамки).

2. Дайте понятие, перечислите и охарактеризуйте основные методы изучения истории государства и права.

3. Укажите географическое положение стран Древнего Востока и их климатические условия. Дайте понятие и охарактеризуйте типологические черты «Восточной деспотии».

4. Охарактеризуйте географическое положение Древнего Египта, аргументируйте его общественный и государственный строй.

5. Назовите и аргументируйте источники права Древнего Египта. Охарактеризуйте виды договоров, преступлений и наказаний.

6. Укажите географическое положение Древнего Вавилона. Охарактеризуйте его государственный и общественный строй.

7. Раскройте судебную систему Древнего Вавилона. Охарактеризуйте Законник Хаммурапи.

8. Укажите географическое положение и климатические условия Древней Индии. Охарактеризует её государственный и общественный строй.

9. Дайте характеристику Законов Ману. Перечислите виды собственности, договоров и права наследования.

10. В чем своеобразие периодизации истории Древнего Китая. Охарактеризует его государственный и общественный строй.

11. Перечислите и охарактеризуйте реформы Шан Яна, аргументируйте виды договоров и положение женщин в браке.

12. Дайте понятие термина «Античный мир». Назовите и охарактеризуйте формы правления в Древних Афинах и Древнем Риме.

13. Укажите географическое положение Древней Греции. Назовите и охарактеризуйте три периода полисного этапа истории Древней Греции.

14. Перечислите реформы, в результате которых образовалось рабовладельческое государство в Афинах. Охарактеризуйте государственное устройство Афинской демократической республики.

15. Назовите источники права Древних Афин. Охарактеризуйте семейное, наследственное, уголовное право Древних Афин.

16. Расскажите о зарождении и устройстве государства в Древнем Риме. Охарактеризуйте его социальную структуру и реформы Сервия Туллия.

17. Дайте понятие «республика». Охарактеризуйте государственный строй Римской аристократической республики.

18. Раскройте понятие «Законы 12 таблиц». Перечислите и охарактеризуйте источники и этапы в развитии права Древнего Рима.

19. Перечислите и охарактеризуйте причины возникновения государства у восточных славян, аргументируйте государственный строй и классовую структуру общества.

20. Дайте понятие «право». Охарактеризуйте источники права Беларуси IX-XII в.в.

21. Укажите географическое положение Полоцкого княжества. Охарактеризуйте его государственный и общественный строй.

22. Расскажите о формировании государственности на Руси. Охарактеризуйте систему управления Киевской Руси.

23. Перечислите источники древнерусского права. Назовите и охарактеризуйте 3 редакции Русской Правды.

24. Дайте понятие феодализма, назовите пути перехода к нему. Охарактеризуйте
4 этапа в развитии феодального государства.

25. Назовите и охарактеризуйте периоды в развитии средневекового государства во Франции.

26. Расскажите об эволюции феодального государства в Германии. Охарактеризуйте сущность и значение «Золотой Буллы».

27. Охарактеризуйте причины образования государства в Англии. Назовите и аргументируйте Великую Хартию вольностей как первый конституционный акт Англии.

28. Дайте понятие «сословно-представительная монархия». Охарактеризуйте роль Симона де Монфора и короля Эдуарда I в создании парламента.

29. Назовите и аргументируйте различия правовых систем в странах средневековой Европы.

30. Охарактеризуйте феодальное права стран Западной Европы. Раскройте понятие «кутюмы», «партикуляризм права», «ордонансы».

31. Дайте понятие «централизованное государство». Расскажите об объединении земель вокруг Московского княжества и преобразованиях в его государственной и политической системах.

32. Перечислите и охарактеризуйте органы сословно-представительной монархии в России XVI-XVII в.в.

33. Назовите и охарактеризуйте теории и причины образования ВКЛ. Дайте характеристику государственного и общественного устройства ВКЛ.

34. Дайте понятие термина «уния». Перечислите и охарактеризуйте личные и государственные унии ВКЛ с Польшей.

35. Назовите и охарактеризуйте 2 этапа в развитии феодального права ВКЛ.

36. Раскройте причины образования Речи Посполитой и её государственное устройство. Охарактеризуйте Конституцию Речи Посполитой (3 мая 1791 г.).

37. Назовите и охарактеризуйте причины, предпосылки и 4 этапа Английской буржуазной революции. Аргументируйте конституционные законы этого периода.

38. Раскрывая понятия «общее право», «право справедливости», «прецедент» - охарактеризуйте становление англо-саксонской правовой системы.

39. Назовите причины, начало и 3 этапа Великой Французской революции
(1789-1794 г.г.). Охарактеризуйте Декларацию прав человека и гражданина и I-ю Конституцию Франции (3 сентября 1791 г.).

40. Охарактеризуйте попытки систематизации права Франции конца XVIII начала XIX веков. Раскройте понятия «право собственности», «субъекты гражданского права», «обязательственные отношения», «семейные отношения» и «Уголовный кодекс 1810 г.».

41. Укажите географическое положение США. Охарактеризуйте причины переселения европейцев за океан. Раскройте сущность и значение Декларации независимости США и войны за независимость.

42. Расскажите об истории разработки и принятия конституции США. Охарактеризуйте органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

43. Расскажите о территориальном расширении США в XIX в. Охарактеризуйте сущность гражданской войны (1861-1865 г.г.) и роль президента А. Линкольна в истории США.

44. Охарактеризуйте развитие германской государственности в первой половине
XIX в. Аргументируйте основные положения Конституции 1871 года.

45. Дайте понятие «абсолютная монархия». Расскажите о становлении абсолютной монархии в России (конец XVII - начало XIX в.в.).

46. Раскройте понятие «буржуазные реформы». Перечислите буржуазные реформы в России и охарактеризуйте их. Укажите особенности проведения буржуазных реформ в Беларуси.

47. Назовите основные события революции 1905-1907 г.г. в России. Дайте характеристику государственно-правовых последствий этой революции.

48. Перечислите причины, охарактеризуйте основные события февральской буржуазной революции в России. Аргументируйте ее итоги.

49. Назовите причины, охарактеризуйте основные события и итоги Октябрьской социалистической революции в России.

50. Раскройте основные мероприятия по становлению советского социалистического государства. Охарактеризуйте понятия «ВЦИК», «СНК», «Советы» и др.

51. Перечислите источники права, охарактеризуйте формирование советского права и первую Конституцию РСФСР 1918 года.

52. Раскройте понятия «троевластие», «ВРК западной области и фронта» и их роль в формировании белорусской государственности (1917-1919 г.г.).

53. Раскройте понятие и охарактеризуйте становление социалистического права. Расскажите об истории принятия Конституции РСФСР 1918 года.

54. Охарактеризуйте становление и развитие права БССР в 1921-1930 г.г. Расскажите о конституциях, принятых в 1919 и 1927 г.г.

55. Раскроте понятия «фашизм», «вождизм». Расскажите о причинах становления фашистского государства в Италии.

56. Назовите и охарактеризуйте причины прихода фашистов (национал-социалистов) к власти в Германии. Раскройте сущность политического режима и агрессивной внешней политики в этот период.

57. Дайте понятие «революция Мэйдзи». Охарактеризуйте её причины и последствия. Раскройте содержание конституции Японии 1889 года.

58. Перечислите источники современного конституционализма в Великобритании. Охарактеризуйте государственное устройство Великобритании в XX в.

59. Охарактеризуйте сущность кризиса в США 1929-1932 г.г. Расскажите о мерах, предпринятых Президентом Рузвельтом, известных в истории под названием «Новый курс».

60. Раскройте государственно-правовое устройство ФРГ по конституции 1949 года. Расскажите о решениях, принятых на Потсдамской конференции главами великих держав.

61. Укажите периоды 4-ой и 5-ой республик во Франции. Охарактеризуйте период правления генерала де Голля.

62. Назовите и охарактеризуйте причины реформирования и распада социалистической государственности в Европе на примере Польской народной республики, Чехословакии и Югославии.

63. Укажите причины распада СССР. Охарактеризуйте становление демократической государственности в Беларуси в 90-х годах XX в.

64. Расскажите о становлении социалистического государства и права в Китае. Раскройте понятия «культурная революция», «политика большого скачка» и их последствия. Охарактеризуйте конституцию 1982 года.

65. Назовите и аргументируйте основные изменения в праве на современном этапе в западноевропейских государствах.

Наши рекомендации