Vi. викторина по басням и.а. крылова
Учитель.
...Ох! Басни смерть моя!
Насмешки вечные над львами!
Над орлами! Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари!
(А.С. Грибоедов «Горе от ума».)
— Пять вопросов вопросу? пять ответов. Какой ответ соответствует
Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето? («Стрекоза и Муравей»)
Соседка, перестань срамиться...
тебе ль с Слоном возиться? («Слон и Моська»)
Приятель дорогой, здорово! Где ты был? («Любопытный»)
Соседка, слышала ль ты добрую молву?
Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву? («Мышь и Крыса»)
Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого? («Свинья»)
До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило.
Не радуйся, мой свет...
И не надейся по-пустому.
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил...
Я не приметила богатства никакого...
— В какой басне была такая мораль?
Вперед чужой беде
не смейся, Голубок! («Чижи Голубь».)
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. («Ворона и Лисица».)
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Щука и Рак».)
Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад. («Щука и Кот».)
Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
Задело просто взяться. («Ларчик».)
VII. Викторина по творчеству А.С. Пушкина
— Где родился А.С. Пушкин? (В Москве.)
— Когда он родился? (6июня 1799г.)
— Как ласково называла его няня? (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)
— Какие песни пела Арина Родионовна Пушкину? («За морем синица...», «По улице мостовой...».)
Кто сказал (ну, без подсказки): «Что за прелесть эти сказки!»? Ну что ж, отправляемся смело вперед, Нас пушкинских сказок ждет городок.
— Узнайте сказку по картинке.
1) Бочка. («Сказка о царе Салтане...»)
— Прочитайте отрывок. (Дети читают отрывок, связанный с этим предметом.)
2) Яблоко. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
3) Зайчонок (может быть черт). («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
4) Изба. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
5) Петушок. («Сказка о золотом петушке».)
— Какие отрывки из произведений Александра Сергеевича вам хочется прочитать?
VIII. Подведение итогов праздника
— Что вам особенно запомнилось, что произвело на вас большое впечатление во время наших уроков?
— Давайте напишем письмо в прошлое нашим писателям. Что бы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить?
Урок 5 5. Знакомство с названием раздела
Цели: ознакомить учащихся с новым разделом; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; видеть образ времен года в загадках; соотносить загадки и отгадки.
Оборудование: видео- или фотоматериалы, репродукции пейзажей всех времен года; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте загадку. Отгадайте ее.
Гостьи к нам пришли: седая,
А за нею — молодая,
Третья ярко расцветает,
А четвертая рыдает. (Зима, весна, лето, осень.)
— Прочитайте медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте скороговоркой.
— Прочитайте выразительно.
III. Введение в тему
— Вы отгадали загадку? Что вам помогло это сделать?
— Как вы думаете, почему мы начали урок с этой загадки? (Предположения детей.)
— Расскажите кратко о каждом времени года. (Рассказы детей.)
— Какие тексты у вас получились? (Могут быть тексты — описание или повествование.)
— Какое время года вам больше всего нравится?
— Расшифруйте, что здесь написано.
2 ЬДТЕТАРЯСЕТАКЭОЧИП
(Поэтическая тетрадь 2.)
— Как вы считаете, что это такое?
— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Он так и называется — «Поэтическая тетрадь 2».
IV. Работа по теме урока
— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения детей.)
— Чему мы будем учиться?
— Проверим наши предположения. Откройте учебник нас. 167.
— Прочитайте: с чем мы познакомимся? Чему мы научимся? Чему мы будем учиться?
— Проверим, внимательны ли вы были. Скажите, с произведениями каких поэтов мы познакомимся. (Н. Некрасова, К. Бальмонта, И. Бунина.)
— Какие это будут произведения? (Поэтические.)
— Как вы запомнили, чему мы будем учиться? Чему научимся? (Дети дают ответы согласно тексту на с. 167 учебника.)
V. Физкультминутка
(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)