Учебник и учебно-методический комплект по истории
1. понятие "учебник" его компоненты и особенности
2. учебно методический комплект по истории
3. федеральный перечнь учебников
4. методы и приемы работы с учебниками
Стрелова, Короткова и Вяземский
школьный учебник -массовая учебная книга излагающая прдметное содержание образования, определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных особенностей
Функции учебников:
l информационная функция - учебник носитель базовой информации
l систематизирующая функция - материал в учебнике четко структурирован и приведен в систему
l обучающая функция - средство для обучения
l воспитательная - нравственная
l координирующая функция - направление обучения
l интегрирующая - различные точки зрения, взгляды, материалы
l контролирующая - задания к параграфам, главам, тесты
l самообразование - направлен на самообучение
Структурные компоненты учебника
включает два основных компонета:
1) текстовый
l основной текст (описания, обобщения, объяснение)
l пояснительный текст (термины, подписи к картам, картина, иллюстрациям)
l дополнительный текст (дополнительные справки, биографии, документы)
2) внетекстовый
l методический компонент (таблицы, выделения в тексте, вопросы и задания)
l иллюстрации
l аппарат ориентировки (оглавление, рубрики и указатели)
Требования к современному учебнику
1. соответствие ФГОС
2. соответствие концепции исторического обучения
3. информативность
4. развивающий характер изложения и предлагаемых заданий
5. соответствию уровню знаний учащихся
6. наличие электронного приложения/электронного учебника
УМК (учебно-методический комплект) - дополнительные материалы, используемые учителем, в процессе преподавания
Структура УМК
l учебник
l авторская программа к учебнику
l авторская рабочая тетрадь
l тесты
l атлас
l поурочно-тематические разработки/методические пособия
l дидактические пособия
l электронные приложения
Федеральный перечень учебников - список учебников по всем образовательным предметам разрешенных и допущенных минобразования
перечень выпускается один раз в три года
рекоменндованными считаются учебники имеющие линию учебников
допущенный учебник - единичный учебник
минобразования рекомендует использовать только рекомендованные учебники
Критерии выбора уебников
- наличие в перечне
- наличие УМК
- свободное наличие авторской программы
- соответсвует вашим взглядам на историю
- соответсвует познавательным возможностям учащихся (профилю)
- наличие иллюстарций, диаграмм, вопросов и заданий
Система работы с учебником
- знакомство с учебником (структура, оглавление, где находятся вопросы, задания, иллюстрации, карты
- умение находиь определение терминов (словарь, текст параграфа, выделеенные фрагменты)
- составление вопросов и заданий к учебнику
- переводить информацию учебника из одной знаковой системы в другую
- беседа по прочитанному в учебнике
- дополнения рассказа учителя матриалом учебника
- подтверждение мысли цитатой по учебнику
- сообщение по учебнику
- рассказ по илююстрации, карте, схеме, диаграмме, таблице
Рбота учащихя по учебнику предусматривается для учеников 5-11 классов с постепенным усложнением
5-8 класс: определение понятий, пересказ, выводы и обобщения, работа со схемами и наглядностью, составление простого плана,только для ответа, конспект по учебнику
9 класс: доказательство и выводы, сопоставление текста по темам
10-11 класс: анализ материалов разных источников, изложения материал по сквозным темам, составление плана конспекта, разработка проектов и рефератов, сопоставление фактов учебников с первоисточниками, углубленеи матреиалов учебников
Учебник это основное средство обучения на уроке истории