Учебник и учебно-методический комплект по истории

1. понятие "учебник" его компоненты и особенности

2. учебно методический комплект по истории

3. федеральный перечнь учебников

4. методы и приемы работы с учебниками

Стрелова, Короткова и Вяземский

школьный учебник -массовая учебная книга излагающая прдметное содержание образования, определяющая виды деятельности, предназначенные для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных особенностей

Функции учебников:

l информационная функция - учебник носитель базовой информации

l систематизирующая функция - материал в учебнике четко структурирован и приведен в систему

l обучающая функция - средство для обучения

l воспитательная - нравственная

l координирующая функция - направление обучения

l интегрирующая - различные точки зрения, взгляды, материалы

l контролирующая - задания к параграфам, главам, тесты

l самообразование - направлен на самообучение

Структурные компоненты учебника

включает два основных компонета:

1) текстовый

l основной текст (описания, обобщения, объяснение)

l пояснительный текст (термины, подписи к картам, картина, иллюстрациям)

l дополнительный текст (дополнительные справки, биографии, документы)

2) внетекстовый

l методический компонент (таблицы, выделения в тексте, вопросы и задания)

l иллюстрации

l аппарат ориентировки (оглавление, рубрики и указатели)

Требования к современному учебнику

1. соответствие ФГОС

2. соответствие концепции исторического обучения

3. информативность

4. развивающий характер изложения и предлагаемых заданий

5. соответствию уровню знаний учащихся

6. наличие электронного приложения/электронного учебника

УМК (учебно-методический комплект) - дополнительные материалы, используемые учителем, в процессе преподавания

Структура УМК

l учебник

l авторская программа к учебнику

l авторская рабочая тетрадь

l тесты

l атлас

l поурочно-тематические разработки/методические пособия

l дидактические пособия

l электронные приложения

Федеральный перечень учебников - список учебников по всем образовательным предметам разрешенных и допущенных минобразования

перечень выпускается один раз в три года

рекоменндованными считаются учебники имеющие линию учебников

допущенный учебник - единичный учебник

минобразования рекомендует использовать только рекомендованные учебники

Критерии выбора уебников

- наличие в перечне

- наличие УМК

- свободное наличие авторской программы

- соответсвует вашим взглядам на историю

- соответсвует познавательным возможностям учащихся (профилю)

- наличие иллюстарций, диаграмм, вопросов и заданий

Система работы с учебником

- знакомство с учебником (структура, оглавление, где находятся вопросы, задания, иллюстрации, карты

- умение находиь определение терминов (словарь, текст параграфа, выделеенные фрагменты)

- составление вопросов и заданий к учебнику

- переводить информацию учебника из одной знаковой системы в другую

- беседа по прочитанному в учебнике

- дополнения рассказа учителя матриалом учебника

- подтверждение мысли цитатой по учебнику

- сообщение по учебнику

- рассказ по илююстрации, карте, схеме, диаграмме, таблице

Рбота учащихя по учебнику предусматривается для учеников 5-11 классов с постепенным усложнением

5-8 класс: определение понятий, пересказ, выводы и обобщения, работа со схемами и наглядностью, составление простого плана,только для ответа, конспект по учебнику

9 класс: доказательство и выводы, сопоставление текста по темам

10-11 класс: анализ материалов разных источников, изложения материал по сквозным темам, составление плана конспекта, разработка проектов и рефератов, сопоставление фактов учебников с первоисточниками, углубленеи матреиалов учебников

Учебник это основное средство обучения на уроке истории

Наши рекомендации