Градостроительное положение, история освоения участка
КОМПЛЕКСНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Раздел: Историко-архивные и научные исследования
Историческая записка
Том 2 , книга 2 , часть .
Арх. № ______
Шифр 1001/01-07-2014 -НИ Экз. № ______
г. Екатеринбург
2014 г.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Уральская государственная
архитектурно-художественная академия»
ГОУ ВПО «УралГАХА»
Лицензия № РОК 01581 от 04. 08. 2010 г. на осуществление деятельности по реставрации
объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
Заказчик - МКУ ООО «Челябэнергострой»
Объект: Объект культурного наследия «« Купеческий особняк, построен в классическом стиле, имеет интересные оконные проемы, конец XIX века»расположенный по адресу:
г. Екатеринбург, ул. Первомайская, 7/Толмачева,30, в г.Екатеринбурге
КОМПЛЕКСНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Раздел: Историко-архивные и научные исследования
Историческая записка
Том 2 , книга 2 , часть .
Арх. № _____
Шифр 1001/01-07-2014 -НИ Экз. № _____
Начальник НИС Ножкин А.В.
( личная подпись, фамилия И. О.)
Научный руководитель проф. УралГАХА Голобородский М.В.
(личная подпись, фамилия И. О.)
Исполнитель
(личная подпись, фамилия И. О.) проф. УралГАХА Голобородский М.В.
г. Екатеринбург
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Градостроительное положение, история освоения участка | |
2.Смена владельцев, перестройки и ремонты | |
3.Современное состояние объемно-планировочного решения участка. Архитектура жилого дома. | |
4.Современное состояние территории участка. Архитектура жилого дома | |
5.Типологический анализ и аналоги | |
6.Описание предмета охраны | |
7. Сведения об архитекторах | |
8.Предложение по реставрации | |
9.Библиография. | |
10. Историко – архивные материалы | |
Приложение – 1 | |
Приложения - 2 |
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ УЧАСТКА
Постановлением исполкома Свердловского областного Совета Народных депутатов №16 от 11. 01. 1980 г. дом Иванова П.И. – Голландского П.А. принят под охрану как объект культурного наследия регионального значения. Наименование памятника по перечню объектов культурного наследия Свердловской области « Купеческий особняк, построен в классическом стиле, имеет интересные оконные проемы, конец XIX века.»
Участок, занимающий угловое положение в квартале, исторически имел три номера: по ул.Колобовской № 30, по ул.Клубной № 7, по ул.Большой Вознесенской № 35.
Застройка левобережной части г. Екатеринбурга, где располагался участок, началась одновременно с возникновением завода - крепости. Здесь по левому берегу реки, южнее городского вала Конюшенная слобода застраивались купеческими домами (Рис. 1).
Улицы слободы, включая ул. Мокрую (Колобовскую - Толмачева) и Нагорную (Вознесенскую – Карла Либкнехта) развивались параллельно реке Исети (Рис. 2).
Формирование улицы Мокрой (Колобовской - Толмачева) началось еще в 1730 – е годы при застройке северо – восточной части Екатеринбургской крепости, продолжалось позднее при развитии Конюшенной слободы в середине Х1Хв, и последующим ее соединении с Мельковской слободой. В Х1Х в., на улице селились состоятельные горожане, располагались Магдалинская домовая церковь, женской гимназии №1, ювелирный магазин Нурова, гранильная мастерская Н.Осипова, гостиница «Пале – Рояль», дом М.Я.Алексеевой, дом Г.В.Уварова.
Появление в 1730 – гг. Ул. Клубной (позднее Первомайской) связанно с застройкой пространства вдоль северной линии укреплений от северо-восточного полубастиона Екатеринбургской крепости. Улица вошла в Пеньковскую и Конюшенную слободы, с юга обрамляла Вознесенскую горку. В дореволюционном Екатеринбурге на улице находились Уральская золотосплавочная химическая лаборатория (угол Клубной и Тарасовской набережной), дом и Клубный сад Общественного собрания, здание концертного зала И.З.Маклецкого – А.Е.Обухова.
Ул. Карла Либкнехта (бывшая Нагорная, Вознесенская, Большая Вознесенская, Вознесенский проспект) – расположена между ул. Малышева и Шевченко появилась в 1730 – е гг. С давних времен - важная транспортная магистраль ул. Вознесенская сложилась как деловая, здесь находились 2 – я полицейская и пожарная части, центральная больница, 1 – я женская гимназия, городской театр, Общественное
собрание; две гранильные мастерские, располагались дома деловых людей Д.П. Соломирского, Н.Н. Ипатьева, сюда выходил боковой фасад усадьбы Расторгуевых – Харитоновых.
В 20 – е гг. Х1Хв., застройка Конюшенной слободы проводилась в соответствии с генеральным планом, выполненным в канонах классицизма с «регулярной», геометрически правильной сеткой кварталов (Рис. 3). Ширина дворовых ворот и фасадов домов, а так же высота и форма срубов и крыш, количество надворных построек и т.п. были строго регламентированы (Рис. 5).
На плане 1831 г. прямолинейная улица под названием Колобовская фиксировалась между ул. Клубной (ул. Первомайской) и Харитоновской (Шевченко).
Поквартальный план 1856г., составленный французскими топографами Алори и Бержье, демонстрирует сложившуюся структуру застройки кварталов усадьбами. Квартальные планы содержали планировку каждой из усадеб, входящих в квартал, с конфигурацией участков, составом и расположением строений. Можно заметить, что композиции усадебных комплексов аналогичны: на красную линию улицы выходит дом, как правило, с оградой, образующими двор, ограниченный с других сторон служебными постройками. Позади дома находился огород и сад (Рис. 7).
На плане Алори и Бержье квартал между ул. Колобовской, Клубной, Нагорной и (К.Цеткин) равномерно распланирован отдельными участками. Квартальную застройку составляли в основном одно – двухэтажные строения, преимущественно деревянные, полукаменные и отчасти каменные.
В этом квартале самый большой по площади участок значился за №7 и числился за генерал-майором Павлом Ефимовичем Ахматовым. При нем (1856 – 1880гг) территория участка практически, была сформирована (Рис. 8).
На этот период на участке уже показан каменный жилой дом, служебные постройки в глубине двора, сад, огород, ограда с воротами, имеющими трехчастную композицию с широким проездом во двор и двумя боковыми калитками.
Значительных размеров участок с Г-образной конфигурацией плана занимал юго-западный угол квартала с уклоном к реке. Длинной стороной был вытянут по красной линии ул. Клубной, а воротами и въездом со стороны ул. Колобовской. Участок был ориентирован на ул. Колобовскую, по красной линии которой располагались: двухэтажный каменный жилой дом, деревянные ограда с двумя воротами (парадным и хозяйственными) и службы. По ней уличный фронт усадьбы составлял классическую схему с воротами между домом и службами.
Дом занимал на участке угловое положение и разделял его на две части: хозяйственный двор в северной стороне и сад в южной и восточной сторонах. Восточные фасады дома и деревянного флигеля (расположенного в глубине участка) создавали одну линию, отгораживающую сад от внутреннего дворового пространства.
Окончательная пространственно – планировочная композиция участка сложилась к середине Х1Хв. тогда территория усадьбы четко делилась на три зоны: парадную, жилую и хозяйственную. В парадной зоне, расположенной в юго-восточной части участка, находился большой сад. Жилая зона включала в себя двухэтажный каменный дом, примыкающие к нему надворные постройки и амбар. В хозяйственной зоне находились службы, ледники, конюшни, коровник.
Дом, надворные постройки и амбар делят участок на два двора, из которых один выполняет роль парадного, а другой – хозяйственного. Восточные фасады дома, кирпичной вставки и надворной постройки создают линию уступчатого профиля, отгораживающую территорию бывшего сада от внутреннего дворового пространства, создаваемого зданием особняка с поздними пристройками. Всю территорию ограждала деревянная ограда с тремя входами.
Службы были устроены по типичному для планировки дворов «отсечному принципу». Однородные по площади ячейки, разделенные продольными и поперечными несущими стенами, составляли в плане каждого из корпусов однородную геометрическую сетку помещений. По внешнему периметру корпусов шел навес. Такая же система была устроена и по периметру внутреннего двора.
Протяженную южную границу участка по ул. Клубной формировали: длинная сторона жилого дома и примыкающая к нему ограда, за которой располагался участок с садом, выходившим своим торцом на ул. Вознесенскую. С этой восточной стороны также были ворота, к которым из сада вела аллея, что позволяло осуществлять выход на ул. Вознесенскую.
В пространственной композиции двухэтажный каменный жилой дом занимал доминирующее положение.
Автор проекта жилого дома не установлен.
Наиболее вероятным является то, что дом был построен по «образцовому» проекту ориентировочно до 1845 года, о чем свидетельствует близость образцам жилой застройки г. Екатеринбурга означенного десятилетия и планы города этого периода. Как известно внешний вид большинства частных построек регламентировался присланными типовыми фасадами, имеющими тщательную композиционную проработку.
Дом оформлял по красной линии перекресток ул. Клубной и Колобовской. В структуре квартала занимал акцентное положение и представлял собой на 1845 год прямоугольный в плане двухэтажный объем, позднее усложненный с юго- восточного угла дощатой застекленной верандой, а с северо-восточного угла корпусом одного из надворных строений, соединенным с ним небольшой вставкой .
На период 1845 года особняк представлял собой отдельностоящее здание, построенное по образцовому проекту, то есть по изначальному, единому и историческому замыслу.
Дом первоначально имел классицистическое решение фасадов, продиктованное широким использованием в то время композиционных схем «образцовых фасадов» основанных на правилах трехчастного членения. Фасады отличались профессионально решенными пропорциями и тщательной прорисовкой немногочисленных и лаконичных деталей декора.
В качестве главного трактован южный фасад, обращенный на ул. Клубную в семь оконных осей с центрально – осевой композицией, которая задавалась на фасаде ризалитом небольшого выноса на три оконные оси и аттиком.
Меньший по протяженности симметричный западный фасад, в пять оконных осей ориентирован на ул. Колобовскую. Центр фасада был выделен нарядным балконом, на фигурных кованых кронштейнах, с решеткой ограждения с рисунком «бегущее колесо» и литыми круглыми столбиками.
В 1880 – е гг. симметрия западного фасада нарушена появлением деревянного пристроя входной группы (Рис. 8). Перед входом устроено крыльцо в две ступени из гранитных плит. Над дверным проемом кованный треугольный козырек с фронтончиком, заполненным ажурным орнаментом, опирается на изящные металлические колонки (рис. 10, 11).
Окна первого этажа изначально почти квадратной формы, обрамлены рельефными наличниками, а прямоугольные окна второго этажа профилированными наличниками, объединенными с сандриками. Дополняли убранство прямоугольные подоконные филенки. Углы здания на уровне второго этажа оформлены филенчатыми лопатками, ими же разделены между собой части фасадов.
На уровне нижнего этажа фасады были обработаны горизонтальным, а над оконными проемами клинчатым рустом. Горизонтальные членения на фасадах выражены междуэтажным карнизом и цокольной тягой. Завершался фасад широким профилированным карнизом. В убранстве северного дворового фасада были использованы те же элементы декора.
Восточной фасад на сегодняшний день фактически полностью закрыт прилегающей к нему дощатой пристройкой советского периода.
Дом обладал компактной внутренней планировкой, характерной для жилых особняков усадебного типа. В основе пространственно – планировочной композиции лежала коридорно – осевая схема. Изолированные помещения располагались вдоль уличного и дворового фасадов.
Дом и композиция его уличных фасадов в целом несли на себе черты «образцовых проектов» периода классицизма.
1880 – 1890 – е гг., отмечены целым рядом новых архитектурных процессов в застройке г. Екатеринбурга. Город стал заметно разрастаться в западном и северо – восточном направлениях; в том числе и в кварталах Главного проспекта, захватывая пересекавшие его улицы: Пушкина, Колобовскую, Вознесенский проспект.
Происходят значительные изменения и в планировочной структуре кварталов, сложившейся в первой половине Х1Хв.
В 1880 – м году горным техником Е. Коротковым были составлены новые планы застройки - более схематизированные. При сопоставлении с планами 1856г. можно обнаружить некоторые новые тенденции. Участки, сложившиеся в первой половине Х1Хв активно перестраивались и расширялись за счет поглощения соседних участков, а также замены деревянных домов каменными.
По назначению застройка кварталов была разнообразной: от жилых домов до общественных сооружений. Но при всех отличиях, общей была ее причастность к коммерции. Почти во всех домах первые этажи сдавались в наем.
Определяющим фактором в жилой застройке становится коммерциализация жилища и связанное с нею появление новых типологических вариантов доходных домов, в их число входили и гостиницы, обустроенные на усадебных участках.
Усадебные дома трансформировались в доходные, как правило, не превышавшие высоты двух этажей. При их перестройке происходила переориентация корпусов, которые вытягивались по красным линиям улиц и в ряде кварталов составляли сплошной фасадный фронт. Перестройка почти во всех случаях сопровождалась сменой стилистических форм убранства фасадов.
Характеризуя 1890– е гг., следует отметить еще одно явление – при обновлении фасадов домов эпохи классицизма декором в стилях эклектики, сохранялись как первоначальные объемные особенности композиции, так и типичные для классицизма схемы главных фасадов. Складывающаяся эклектика не отрицала классицистические композиционные схемы, довольно часто они заимствовались и использовались в сочетании с декором эклектики.
Появились доходные дома, гостиницы, пансионы и в кварталах ул. Вознесенской, Клубной, Колобовской. При функциональной однотипности, возводимые здесь сооружения характеризовало разнообразие стилевых форм эклектики. К концу первого десятилетия ХХ в., архитекторы и заказчики стали смелее экспериментировать, отрываясь от привычных классицистических форм в композиции фасадов, объемах и элементах декора. Как и большинство частных особняков в городе, дом по ул. Колобовской 30/7 был перестроен.
На планах, составленных Е.Коротковым, участок, принадлежащий теперь уже наследницам П.Е.Ахматова, остается без изменений.
Из имеющихся документов следует, что, на протяжении почти всей второй половины Х1Хв вплоть до 1896г. участок продолжает числиться за наследниками П.Е Ахматова.
Наследницами были четыре дочери: Надежда Павловна Свечина, Любовь Павловна Ахматова и Анна Павловна Ахматова, Александра Павловна Ахматова.
В объявлении 1881г сказано, что отдается в наем, или продается каменный двухэтажный дом и надворными строениями наследников П.Е. Ахматова, в Колобовской ул.30/7
Известно, также, что уже в 80 – е годы здания, расположенные на участке, сдавались в аренду, в самом доме помещалась гостиница Плотникова, а затем пансионат Павлова. Для увеличения сдаваемых площадей, пристроенные надворные постройки, несмотря на их пропорциональное, стилистическое и функциональное несоответсвие зданию дома были объединены с ним функционально. При этом их влияние на негативное восприятие первоначальной композиции особняка сохранилось.
С 1896г участок переходит во владение главного начальника горных заводов, тайного советника Ивана Павловича Иванова (Рис. 12). Судя по справкам, указанным в документе, усадьба была приобретена Ивановым П.И. у наследницы П.Е.Ахматова.
В 1896г. в Екатеринбургскую городскую управу от П.И.Иванова было подано прошение и представлен проект для утверждения на капитальное переустройство дома и служб, выполненный А.С.Чирковским (рис. 10, 11).
На участке (площадь которого осталась без изменения) были снесены ветхие строения, и на их месте осуществлена постройка трех одноэтажных деревянных служб, навеса и бани.
По утвержденному проекту осуществлено капитальное переустройство дома, выстроенного в середине Х1Хв, по «образцовому проекту» в традициях классицизма и реконструированного в духе эклектики. Объем дома увеличился за счет двухэтажного каменного пристроя с входной группой с северо-западного угла. Объем дома получает форму близкую к П – образной. В декоративном убранстве прямоугольные окна второго этажа получили лучковое завершение, трехступенчатый аттик заменен на фигурный с круглой нишей в центре, наличники окон получили более нарядное решение.
Таким образом западный фасад, раскрытый на ул. Колобовскую, сравнялся по протяженности с южным и приобрел функцию главного. Располагавшийся на центральной оси второго этажа балкон был снят.
В результате всех преобразований сформировался фасад с асимметричной композицией. Здесь использован распространенный композиционный прием организации уличного фасада – закрепление лопатками углов объема здания и одновременно отделение лопаткой бокового пристроя с входом.
Центрально – осевая композиционная схема организации южного фасада с ризалитом и декоративным аттиком с включенной в него круглой нишей в венчании изменений не претерпела.
Верхний парадный этаж отделен от нижнего, трактованного как цокольный, профилированным карнизом, широким междуэтажным поясом, включающим подоконные филенки с вписанными в них ширинками. Лучковые окна второго этажа декорированы профилированными наличниками, объединенными модульонами с прямолинейными сандриками. Первый этаж отделан «под руст» с имитацией замковых клинчатых камней над окнами в рамочных наличниках. Венчание фасадов образовано фризом из филенок и карнизом с выносом.
Оформление дворовых фасадов выполнено более скромно.
В доме было устроено два входа: парадный со стороны западного фасада и другой со стороны восточного фасада через утерянную на сегодняшний день веранду.
В обоих этажах помещения группируются вдоль северного и южного фасадов, связь между ними осуществляется посредствам внутренних коридоров. Парадные комнаты сосредоточены вдоль уличного фасада, жилые отнесены к дворовой стороне. В юго-западном углу дома расположено помещение зального типа.
Убранство интерьеров включало, утерянные ныне, угловые кафельные печи в центральных комнатах дома, профилированные потолочные тяги и плафонные розетки, филенчатые двери, парадную лестницу с ограждением составленным из кованных фигурных элементов с стилизованным растительным орнаментом.
По стилистическим признакам реконструкция усадебного дома датируется концом Х1Хв., когда на классицистическую основу наслаивался декор эклектики.
Отчетливо прослеживаются особенности архитектуры периода эклектики, основанной на интерпретации традиций классики.
В этот период происходит разрастание города за пределы намеченные планом 1845г. и активное освоение внутренней городской территории; застройка площадей и даже сужение улиц. Этот период характеризуется самовольной и бессистемной застройкой городских улиц и площадей. Генеральный план периодически пересматривается и уточняется. С 1910г. генеральные планы Екатеринбурга фиксировали прибавление в нем все новых и новых сооружений. На планах города 1910 г. (Рис. 2) территория участка по ул. Колобовской за № 30/7 остается по прежнему без изменений. Ряд перестроек происходит на самой территории, прилегающей к дому, но существенных изменений в планировке внутреннего пространства на участке не происходит. Работы на участке в разное время проводились в рамках ремонтных работ или перестройки уже существующих строений (Фото 26).
В каменной застройке г. Екатеринбурга, как и во второй половине Х1Хв., когда на смену классицизму пришла эклектика, наступает пора обновления фасадов, их осовременивания (теперь уже декором модерна). Как правило, этот процесс приводил к наивному либо чисто механическому наложению декора на чуждую ему объемную и фасадную композицию.
Новшества привнесенные модерном, в большей степени фиксировались на уровне решения фасадных композиций и в гораздо меньшей степени затрагивали пространственно - планировочные объемные и конструктивные решения зданий. Определенную роль сыграла заурядность планировочных решений отдельных образцов общественных и жилых зданий. Но главная причина в том, что он был воспринят на стадии уже сложившегося массового стиля. Поэтому стилистика модерна столь легко смешивалась с эклектикой, и в итоге именно архитектурные принципы эклектики сохранили доминирующее положение вплоть до 1920-х гг.
И все же, в период с 1900 – 1910-х гг., модерн занимает положение самого значительного и содержательного архитектурного направления. Несмотря на поверхностность его восприятия местной архитектурой, не выразившей всей глубины и многообразия программных положений стиля, здесь создается и реконструируется ряд интересных построек. Многочисленные вариации «интернационального» модерна проявились в первую очередь в домах особнякового и усадебного типа, имевших индивидуальное авторское решение. В их композициях явно отразилось стремление приблизиться к образцам столичной архитектуры.
Среди них, можно назвать и реконструированный в духе модерна особняк Г.А.Голландского.
В 1910 году участок был куплен Григорием Александровичем Голландским, одним из крупнейших подрядчиков города и оставалась в его владении вплоть до 1927г. (Рис. 13).
С этим периодом связан окончательный этап формирования жилого дома и участка в целом. Время перестройки дома очерчено границами 1910 – 1916 гг., что подтверждается и стилевыми формами фасадов в массовой версии стиля модерн (Фото 8-19, 27-30). Точнее его интернациональной ветви, которая распространилась в жилой застройке г. Екатеринбурга именно означенного периода. Автор проекта не установлен.
С южного фасада был снят аттик. Увеличены окна на первом этаже, теперь они приобрели прямоугольную форму и фактически сравнялись по высоте с окнами верхнего этажа. Окна второго этажа сохраняют прежнюю конфигурацию и рисунок переплетов характерный для эклектики, с уличных фасадов удалены наличники и сандрики .
Угловое расположение дома обусловило равноценную разработку обоих фасадов – западного и южного. Выбранные архитектором приемы стирают различия в композиционном решении уличных фасадов, они получают новую трактовку. Оба фасада равные по протяженности становятся равными и по значимости. Фронтально – плоскостное решение разрабатывается в контексте первоначальных композиционных фасадных схем. Линейные орнаментальные композиции: пластичные и рельефные, преобразуют структуру фасадов, составляя их вертикальные, горизонтальные членения и венчания.
Со стороны южного фасада ось симметрии, ранее была выявлена ризалитом, теперь, когда его легкий выступ, оказался включенным в общую канву орнаментального поля, созданного декором лопаток и окон, полностью нивелируется.
Таким же способом преобразован и западный фасад, утративший, свой подчеркнуто асимметричный характер. Акцентированная ранее часть пристройки с парадным входом, теперь воспринимается слитно со всем фасадом.
Основное усилие автора проекта заключалось в придании зданию вида богатого городского особняка (сдавался в наем в качестве доходного дома). Он выбирает для внешнего облика дома архитектурно – декоративные элементы и художественно – выразительные средства присущие стилю модерн.
В оформлении фасадов использованы зрелищные приемы интернациональной ветви модерна в сочетании с «северным модерном» его линейно – геометрическим вариантом, демонстрирующим широкие возможности языка модерна способного кардинально изменить внешний вид дома. Явно или не явно они подчеркивают назначение здания и даже его статус.
Композиция фасадов построена на контрасте вертикальных и горизонтальных членений.
На фоне горизонтальной расшивки особенно эффектно выделяются элементы убранства с подчеркнуто вертикально развитыми формами элементов декора орнаментального и линейного рисунка. Фасады представляют собой сложную декоративную композицию, включающую обилие деталей и форм.
Углы фасадов и простенки между окнами оформлены широкими лопатками с линейно - геометрическим рельефом и розетками. Заданный ими ритм вертикальных членений поддержан вписанными между ними высокими лучковыми окнами в рамочных обводах. Добавлением к их оформлению является лепнина в духе модерна, состоящая из под- и надоконных филенок. Фриз, отделенный от фасада тягой заполнен филенками с лепниной изысканного орнамента чередующимися с парными консолями. Не без влияния языка модерна ритмическая композиция богатого лепного фриза связана с ритмом расположения лопаток и окон второго этажа. Эти членения завершены по карнизу парапетной стенкой со столбцами.
Лепниной украшен и портал парадного входа.
В данный период в доме существовало три входа.
Главный вход ведет в прихожую и к лестнице на второй этаж. Планировка первого и второго этажей имеет сходное решение, в котором использованы системы проходных комнат и коридорная. Как внизу, так и вверху выделяется просторный, с окнами на две стороны зал, занимающий северо - западный угол дома.
Помещения оштукатурены и покрашены. В убранстве интерьеров использованы профилированные филенки, ордерные элементы, потолочные розетки, карнизные профилированные штукатурные тяги.
Проект реконструкции выполнен на высоком профессиональном уровне. Это яркий образец усадебного - доходного дома выполненного в формах интернациональной ветви модерна, в котором переплелись изобразительные и неизобразительные мотивы декора. Все же, если детально проанализировать композицию фасадов, то в проекте архитектора можно усмотреть определенное сближение и взаимопроникновение элементов двух стилей эклектики и модерна.
Из имеющейся выкопировки плана г. Екатеринбурга за 1923г., с показанием места участка видно, что габариты и конфигурация участка остаются прежними. На участке находятся следующие строения: каменные – двухэтажный жилой дом, кладовая, коровник; деревянные – конюшня, проезд, каретник, ледник, конюшни временные, навес крытый железом, хозяйственный двор с навесом, беседки.
Из архивных источников известно, что участок в 1917г. еще принадлежит Г.А. Голландскому.
В 1927г. территория участка со всеми строениями была муниципализирована и передана Свердловскому тубдиспансеру. В двухэтажном здании разместился сам тубдиспансер, остальные строения были приспособлены под нужды данного медицинского учреждения; так коровник использовался в качестве дезокамеры, а кладовая, конюшня, каретник в качестве кладовых (Рис. 14, 15, 16). На территории усадьбы предполагалось построить двухэтажную каменную баню на месте деревянной конюшни.
В дальнейшем постройки использовались под различные функции, включая как, административно – служебные, так и учебно-образовательные.
С 1985г. здание с прилегающим к нему участком находится в ведении организации Метростроя. К этому времени все оставшиеся на участке строения кроме дома с поздними пристроями, как каменные, так и деревянные были снесены. В ходе капитального ремонта в доме были разобраны кафельные печи, практически полностью утрачена отделка интерьеров относящаяся к периоду1927г.
В 1990-х гг. значительная часть участка с восточной стороны дома там, где ранее размещался сад, была урезана в процессе размежевания территории городской администрацией (Рис. 17). В этот период были разобраны и вывезены разрушенные садовые беседки. Территорию участка обнесли оградой, составленной из железобетонных плит (Фото 22). С северо- западной стороны к дому пристроили металлические ворота с калиткой.
С 2009 г. и до настоящего времени в здании размещается колледж. Его очередное перепрофилирование отразилось на изменениях во внутренней планировке (Фото. 23, 24, 25).
В здании вновь был проведен капитальный ремонт, в ходе которого в планировку внесено ряд изменений, связанных с организацией учебного процесса. В нескольких помещениях в основной части дома появились перегородки, с целью создания дополнительных аудиторий.
Современное решение получили две лестничных клетки (одна из которых расположена со стороны парадного входа и другая со двора в позднем северо-восточном пристрое). Помещения имеют современную отделку, хотя в некоторых из них сохранилось оформление потолков и венчающей части стен филенками. Сохранилась форма лучковых окон с двойными рамами и переплетами.
Фасады здания так же были отремонтированы. Под слоями набелов сохранился лепной декор, требующий расчистки, ремонта и реставрации.
В настоящее время назначение здания – административное, используется в качестве учебного заведения.
В конце Х1Х – начале ХХ вв., усадьба дважды реконструировалась и стала известна по имени позднейших владельцев П.И.Иванова и Г.А.Голландского.
План г. Свердловска 1927г. Показывает, что структура застройки в районе ул. Толмачева и Первомайской в дальнейшем не менялась.
В разные периоды времени улицы именовались:
- ул., Толмачева (до 1830 – х г., ул. Мокрая, до 1919 г – ул. Колобовская ) расположена в центральном жилом районе горда Екатеринбурга по левому берегу реки Исети между ул Малышева и Шевченко.
- ул. Первомайская улица (до 1919 года – Клубная ул.).
- ул. Карла Либкнехта (бывшая Нагорная, Вознесенская, Большая Вознесенская, Вознесенский проспект.
- ул. Шевченко (до 1919г. – Харитоновская ул.)
По проекту архитектора К.Г.Турского была выстроена Уральская химическая лаборатория на левом берегу заводского пруда (1846 - 1849)
По назначению застройка кварталов была разнообразной: от жилых домов до общественных сооружений. Но при всех отличиях общей была ее причастность к торговле и коммерции. Почти во всех домах первые этажи сдавались в наем. Часто в них находились лавки.