Тема 17. Политическое развитие СССР в 30-е годы

План

1. Формирование, сущность и основные принципы функционирования административной системы.

2. Политическая система СССР в 30-е годы.

3. Массовые репрессии и террор.

4. Внешняя политика СССР в 30-е годы.

Литература

Литература:

1. Васильев А.Ф. Был ли в 1941 году Советский Союз готов к войне // Вопросы истории, 2005. № 4.

2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. Учебное пособие. Изд. 3-е., перераб. и доп.-М.: Издательство Проспект, 2009.- 567 с.

3. Кьяри Б. Мифологизация войны // Свободная мысль. 2005. № 5.

4. Медведевы Р. и Ж. План «Барбаросса» // Вопросы истории. 2002, №6.

5. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011.— 576 с.

6. Случ С.З. Сталин и Гитлер, 1933-1941: расчеты и просчеты Кремля // Отечественная история. 2005. №1.

7. Соколов Б. Цена победы и мифы Великой Отечественной // Свобод­ная мысль.2005. № 5.

8. Щетинов Ю.А. История России. XX век. - М., 1999. – 352 с.

9. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова – М.: Проспект, 2012. – 768 с.

10. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н.Сахаров, Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова – М.: Проспект, 2012. – 768 с.

11. История России. ХХ век. В 2-х тт.- М.: АСТ, Астрель, 2009. Том I – 1894-1939 гг. – 1024 с.

В первом вопросе следует показать исторические корни и причины создания в стране сталинской модели социализма, те факторы, которые способствовали формированию режима личной власти.

Дайте характеристику основных черт тоталитарной (административно-командной) системы в политической, социально-экономической и духовной сферах, объясните, почему террор является неотъемлемой частью ее.

Во втором вопросе проанализируйте особенности функционирования системы власти в 30-е годы, покажите крупнейшие события в политической жизни (съезды партии, выборы в Верховный Совет, принятие Конституции 1936 года и ее сущность и т.д.). Следует также назвать главные направления в деятельности партийных и советских органов, общественных организаций, роль ВКП(б) в политической системе общества.

В третьем вопросе на конкретном историческом материале проанализируйте ход и итоги «большого террора» 30-х годов. Назовите наиболее крупные политические процессы над оппозицией в партии, в армии, в обществе в целом и их итоги. Объясните причины массовых репрессий.

В четвертом вопросе надо показать цели и задачи внешней политики СССР в период 30-х годов. Следует выделить два этапа в этом процессе: с 1929 по 1938 и в 1939-1941 годах, показать их отличие. Назовите наиболее крупные акции СССР на мировой арене и договоры, заключенные в этот период времени. На втором этапе особое внимание уделите войне с Финляндией, конфликтам с Японией, присоединению Западной Украины и Западной Белоруссии, Буковины, Прибалтики.

Покажите развитие советско-германских отношений в 1939-1941 годах, содержание договоров от 23 августа и 28 сентября 1939 года и секретных протоколов к ним. В чем, на ваш взгляд, заключались просчеты советской внешней политики в отношении Германии?

Тема 18. СССР в период Великой Отечественной войны

План

1. Начало и характер, основные этапы Великой Отечественной войны.

2. Первые сражения. Причины поражений Красной армии в первый период войны.

3. Мероприятия партии и государства по укреплению фронта и тыла.

4. Итоги и уроки, значение и цена победы над фашизмом.

Литература

1. Васильев А.Ф. Был ли в 1941 году Советский союз готов к войне? // Вопросы истории. 2005. №1.

2. Медведев Р., Медведев Ж. План «Барбаросса» // Вопросы истории. 2002. №6.

3. Мельтюхов М.И. Проблемы периодизации истории Второй мировой войны // Вопросы истории. 2003. №1.

4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.. История России. Изд. 2-е., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2003.

5. Первышин В.Г. Людские потери в Великой Отечественной войне // Вопросы истории. 2000. №7.

6. Шнайдер Б. Неизвестная война // Вопросы истории. 1995. №1.

7. Щетинов Ю.А. История России. XX век. – М.: Агентство «ФАИР», 1998.

В первом вопросе необходимо на конкретном материале показать причины войны, нападение Германии на СССР, раскрыть цели и задачи обеих сторон. Дайте краткую характеристику основных этапов войны, покажите их ключевые события, наиболее крупные битвы и их результаты.

Во втором вопросе нужно проанализировать ход и итоги боевых действий с 22 июня 1941 года по 18 ноября 1942 года, приведя конкретные цифровые данные. Особое внимание уделите показу причин поражений под Минском, Смоленском, Киевом, Вязьмой, Керчью и Харьковом в 1941-1942 годах. Как отреагировало сталинское руководство на эти поражения?

В третьем вопросе покажите задачи, вставшие перед руководством СССР с началом войны. Назовите и проанализируйте мероприятия по созданию новых органов власти и управления, перевод всей жизни страны на военные рельсы, по введению чрезвычайных законов. Раскройте меры по укреплению армии и перестройке тыла, по эвакуации предприятий на восток страны.

Четвертый вопрос имеет обобщающий характер. Следует указать главные итоги и значение победы над фашизмом. Особое внимание нужно уделить урокам на будущее, вытекающим из войны. Покажите потери и ущерб, который понес СССР. Можно ли было сделать их меньшими, какие ошибки и просчеты допустило сталинское руководство?

Тема 19. СССР в период послевоенного восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)

План

1. Геополитические последствия Второй мировой войны. Начало «холодной войны».

2. Возрождение народного хозяйства СССР.

3. Политическое развитие СССР в послевоенные годы.

4. Усиление влияния сталинизма на духовную жизнь страны.

Литература

1. Быстрова М.Е. Образование Восточного блока // Отечественная ис­тория, 2005. №3.

2. Верт Н. История Советского государства. М.: Весь мир, 2005. - 287 с.

3. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. Учебное пособие. Изд. 3-е., перераб. и доп.-М.: Издательство Проспект, 2009.- 567 с.

4. История России: новейшее время (1945-1999) /Под ред. Безбородова А.Б. - М., 2001.- 460 с.

5. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011.— 576 с.

6. Медведев Ж. Сталин и «дело врачей». Новые материалы // Вопросы истории. 2003. №1, 2.

7. Пихойя Р. Москва. Кремль. Власть. Сорок лет после войны, 1945-1985. – М.: Русь-Олимп: Астрель: АСТ, 2007. – 715 с.

8. Пыжиков А.В., Данилов А.А. Рождение сверхдержавы. 1945-1953 гг.
- М.: Олма-Пресс, 2002.- 319 с.

9. Рейман М. Послевоенное соперничество и конфликты в советском политическом руководстве // Вопросы истории. 2003 . №3.

10. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.Н.Сахаров, Н.Боханов, В.А.Шестаков; под ред. А.Н.Сахарова – М.: Проспект, 2012. – 768 с.

11. История России. ХХ век. В 2-х тт.- М.: АСТ, Астрель, 2009. Том I – 1894-1939 гг. – 1024 с.

12. Волкогонов Д.А. Семь вождей. В двух книгах. Книга 1. Владимир Ленин. Иосиф Сталин. Никита Хрущев.- М.: Новости, 1995. - 496 с.

При рассмотрении первого вопроса покажите те коренные перемены, которые произошли в мировом развитии под влиянием победы над фашизмом, изменения соотношения сил в западном мире. Нужно охарактеризовать рост национально-освободительного движения, создание новых международных и общественных организаций. Проанализируйте изменения в Восточной Европе и роль СССР в этом процессе, покажите усиление противостояния двух общественных систем. Объясните причины и конкретные проявления «холодной войны», уделив главное влияние обострению отношений СССР с США и региональным конфликтам.

Во втором вопросе покажите ущерб, нанесенный Советскому Союзу войной, планы возрождения хозяйства в IV пятилетке, а также сам ход восстановительных работ. Проанализируйте сущность сталинской аграрной политики, назовите меры по снижению социальной напряженности в обществе (денежная реформа, отмена карточной системы, снижение цен на товары и т.д.), основные приоритеты в экономической политике.

В третьем вопросе надо рассмотреть развитие системы власти в 40-е годы, показать усиление тоталитарно-бюрократических методов руководства, конфликты и соперничество в ЦКВКП(б). Объясните причины новой волны террора и репрессий, приведите конкретные примеры, обратив особое внимание на «Ленинградское дело» и «дело врачей».

В четвертом вопросе охарактеризуйте главные черты послевоенной духовной атмосферы в стране. В чем состояла сущность идеологических кампаний в сфере науки, литературы и искусства, проводимых под руководством А.Жданова? Приведите примеры борьбы с космополитизмом, политики антисемитизма. Почему СССР взял курс на изоляцию от Запада, автаркию?

Наши рекомендации