III, Самоопределение к деятельности
(Учитель читает текст.)
Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.
— О! Здравствуйте! Вы кто?
— Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
— А я ваша родственница - гусеница.
— Ребята, кого называют родственниками? (Тех, кто живет
вместе, одна семья, имеет одну фамилию,} Родственники — это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.
— Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему?
VII. Рефлексия
(На доске записаны слова.)
1. Жарко, жарится, печется.
2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо.
3. Чайка, чайник, чайный.
4. Лес, лестница, лесничий.
— В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только
однокоренные слова.
(Учащиеся зачеркивают слова печется, сосна, чайка, лестница.) (Самопроверка. Самооценка с помощью «светофора».)
VIII.Подведение итогов урока
— Что нового узнали на уроке?
— Какие два условия должны выполняться, чтобы слова можно было назвать родственными?
— Что обшее у синонимов и родственных слов? (Общее значение.)
Домашнее задание
Выполнить упр. 79 (с. 59).
Программный уровень. Записать еще несколько родственных слов.
Урок 32. Чтотакое родственные слова?
Цели: формировать умение видеть и образовывать родственные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока I. Организационный момент
П. Актуализация знаний
I. Орфографическая минутка
— Запишите слово по лексическому значению.
* Дерево с дрожащими листочками. (Осина.)
• Дерево с белым стволом. (Береза.)
- Изображение чего-либо при помощи красок и карандашей. (Рисунок.)
* Движение воздуха. (Ветер.)
а Приспособление для копки, выгреба, навалки и пересыпки
сыпучих веществ (Лопата.) (Проверка. Сверка с образцом па доске.)
- В каком слове все согласные звонкие? (Береза.)
- В каком слове ударный первый слог? (Ветер.)
- Это слово начинается с гласной буквы. (Осина.) В этом слове согласных букв больше, чем гласных. (Рисунок, ветер.)
2. Объяснительный диктант
(КИМы(с.46).)
III. Работа по теме урока
С какими словами мы познакомились на прошлом уроке? (Сродственными словами.)
- Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по значению, у которых есть общая часть.)
1. Работа по учебнику Упр. 80 (с. 59).
Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Нет. У них нет общей части. Это слова — названия родственников.)
\ 1рочитайте слова второй группы. Можно ли эти слова назвать родственными? (Да. У них есть общая часть сын-, и они близкие по значению.) Напишите родственные слова, выделите корень.
Самостоятельная работа
11одберите родственные слова: вариант I — дедушка; вариант II — мама. (11 роверка. Один из учащихся читает свои примеры родствен-
СЛОН.)
11риготовьтесь. Как только услышите ошибку, подайте сигнал - хлопок.
- У кого записаны еще другие родственные слова? Какое условие должно выполняться, чтобы слова были родственными? (Слова должны быть близкими по смыслу и иметь общую часть.)
IV. Физкультминутка
Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну-ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз потянись, Окончательно проснись. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. Как пружинки, мы присели, -А потом тихонько сели.
V, Закрепление изученного материала Упр. 81 (с. 60).
— Прочитайте пары слов. Скажите, это родственные слова или синонимы? (Синонимы. У них близкое значение, но нет общей части.)
— Найдите среди синонимов «родственников» для таких слов, как быстрый, быстрота и липнуть, липучий. (Быстро, липкий.)
— Выделите в словах корень. Упр, 82 (с. 60).
— Прочитайте первую группу слов.
— Все ли слова родственные? (Летний — для лета; летом — то, что бывает в это время года; лететь — одинаковая часть лет-, но у слова другой смысл.)
— Выпишите только однокоренные слова. Выделите корень.
(Лето, летний, летом.)
(Далее учащиеся выполняют упражнение по вариантам: вариант I — второе предложение, вариант II — третье предложение.)
— Какое слово не записал вариант I? (Горевать — есть одинаковая часть, но слово не является родственным остальным словам.)
— Какое слово лишнее у варианта II? (Сырость — есть одинаковая часть, но слово не является близким по смыслу к другим словам.)
VI. Рефлексия
— Подчеркните в стихотворении родственные слова.
Снежная сказкаПроплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки, В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лед снегурки. А вокруг в снега одет Весьпростор безбрежный. Чем не сказка белый свет — Снежный, снежный, снежный! С. Погореловский
(Учащиеся подчеркивают следующие слова: по снегам, снежные, снегири, снеговикам, у заснеженной, в снежном, снежки, снегурки, снежный.)
(Самопроверка. Самооценка с помощью «светофора».)