V. Продолжение работы по теме урока. €

— Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне? (Он удивился тому, что рыбы разговаривали.)

— Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что все рыбы — немые?»? (Он сказал, что узнал об этом от папы.)

— Как мальчик объяснил рыбам значение слова «папа»? (Он объяснил так: «Так себе... Вроде меня, только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый...»)

— Чего он испугался? (Он испугался того, что его сейчас съедят.)

— Почему же он не заплакал, испугавшись? (Евсейка сооб­разил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать.)

— Прочитайте описания-сравнения всех тех, кто плавал во­круг Евсейки.

(Дети читают предпоследний абзац на с. 8.)

— Как Евсейка старался смотреть на все вокруг? (Он старал­ся смотреть на все беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мама сердится на него.)

— Прочитайте разговор Евсейки с рыбой. Подумайте, с какой интонацией нужно читать.

(Действующие лица: автор, рыба, Евсейка. Со слов «А болт­ливая рыба все спрашивает его...».)

— Что вы думаете о Евсейке? Какой он? Как к нему относится автор?

VI. Проверка домашнего задания

— Дома вы нарисовали иллюстрации. Покажите их и расска­жите, к какому отрывку вы их нарисовали.

VII. Рефлексия

— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

VIII. Подведение итогов урока

— Как вы думаете, это рассказ или сказка?

— Почему это произведение помещено в разделе «Были и не­былицы»?

Домашнее задание

Придумать продолжение сказки

Уроки 72-74. К. Паустовский «Растрепанный воробей»

Цели: ознакомить с рассказом К. Паустовского «Растрепан­ный воробей»; расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя; учить понимать поступки и состояние героев; совер­шенствовать умение давать характеристику персонажа.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать по­ступки героев, их эмоциональное состояние; составлять план для краткого и полного пересказа; готовить творческий пересказ.

Оборудование: портрет К. Паустовского, книги писателя; кар­точки (текст речевой разминки, задания).

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Слушаем продолжение сказки «Случай с Евсейкой».

III. Речевая разминка

Я — веселый воробьишка,

Серый маленький воришка.

Я беспечен и болтлив,

И пуглив,

Чив-чив.

Мне едою служат мошки,

Мне едою служат крошки.

Я хитер и шаловлив,

Суетлив,

Чив-чив.

— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар» (еще: выделяя главные слова, с ускорением, медленно, вырази­тельно).

IV. Введение в тему

- Как бы вы назвали это стихотворение? (Воробей. Воробьиш­ка. Маленький воришка и др.)

- Произведения каких писателей о животных читали мы на уроках? (Рассказы Л. Н. Толстого, сказки В. Гаршина, Д. Мамина-Сибиряка.)

— Сегодня мы начинаем читать рассказ Константина Пау­стовского «Растрепанный воробей». Как вы думаете, о чем он? (Предположения детей.)

V. Физкультминутка

Отдых наш - физкультминутка.

Занимай свои места:

Шаг на месте — левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз, два, раз, два!

И под ноги не смотрите,

Раз, два, раз, два!

Руки в стороны держите,

Друг на друга посмотрите,

Раз, два, раз, два!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

VI. Работа по теме урока

(Чтение первой части сказки — до слов «Жила ворона в зако­лоченном на зиму ларьке...». Вопросы к рассказу.)

— С чего начинается сказка? (Она начинается с описания стен­ных часов. Они необычные)

- Как зовут девочку? (Ее зовут Маша.)

— Как зовут нянюшку? {Нянюшка Петровна.)

— Что вы узнали о родителях девочки? {Мама ее танцева­ла в Большом театре. А папа воевал, сейчас он в плавании на Камчатке.)

— С какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала? {Примерный ответ. Мама достала стеклянный букет и сказала ему несколько слов. Этот букет подарил маме папа и сказал: «Когда ты будешь первый раз танце­вать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».)

VII. Рефлексия

— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Наши рекомендации