V. Продолжение работы по теме урока.
— Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне? (Он удивился тому, что рыбы разговаривали.)
— Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что все рыбы — немые?»? (Он сказал, что узнал об этом от папы.)
— Как мальчик объяснил рыбам значение слова «папа»? (Он объяснил так: «Так себе... Вроде меня, только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый...»)
— Чего он испугался? (Он испугался того, что его сейчас съедят.)
— Почему же он не заплакал, испугавшись? (Евсейка сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать.)
— Прочитайте описания-сравнения всех тех, кто плавал вокруг Евсейки.
(Дети читают предпоследний абзац на с. 8.)
— Как Евсейка старался смотреть на все вокруг? (Он старался смотреть на все беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мама сердится на него.)
— Прочитайте разговор Евсейки с рыбой. Подумайте, с какой интонацией нужно читать.
(Действующие лица: автор, рыба, Евсейка. Со слов «А болтливая рыба все спрашивает его...».)
— Что вы думаете о Евсейке? Какой он? Как к нему относится автор?
VI. Проверка домашнего задания
— Дома вы нарисовали иллюстрации. Покажите их и расскажите, к какому отрывку вы их нарисовали.
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Как вы думаете, это рассказ или сказка?
— Почему это произведение помещено в разделе «Были и небылицы»?
Домашнее задание
Придумать продолжение сказки
Уроки 72-74. К. Паустовский «Растрепанный воробей»
Цели: ознакомить с рассказом К. Паустовского «Растрепанный воробей»; расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя; учить понимать поступки и состояние героев; совершенствовать умение давать характеристику персонажа.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; составлять план для краткого и полного пересказа; готовить творческий пересказ.
Оборудование: портрет К. Паустовского, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Слушаем продолжение сказки «Случай с Евсейкой».
III. Речевая разминка
Я — веселый воробьишка,
Серый маленький воришка.
Я беспечен и болтлив,
И пуглив,
Чив-чив.
Мне едою служат мошки,
Мне едою служат крошки.
Я хитер и шаловлив,
Суетлив,
Чив-чив.
— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар» (еще: выделяя главные слова, с ускорением, медленно, выразительно).
IV. Введение в тему
- Как бы вы назвали это стихотворение? (Воробей. Воробьишка. Маленький воришка и др.)
- Произведения каких писателей о животных читали мы на уроках? (Рассказы Л. Н. Толстого, сказки В. Гаршина, Д. Мамина-Сибиряка.)
— Сегодня мы начинаем читать рассказ Константина Паустовского «Растрепанный воробей». Как вы думаете, о чем он? (Предположения детей.)
V. Физкультминутка
Отдых наш - физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте — левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз, два, раз, два!
И под ноги не смотрите,
Раз, два, раз, два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз, два, раз, два!
Опустили руки вниз,
И на место все садись!
VI. Работа по теме урока
(Чтение первой части сказки — до слов «Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке...». Вопросы к рассказу.)
— С чего начинается сказка? (Она начинается с описания стенных часов. Они необычные)
- Как зовут девочку? (Ее зовут Маша.)
— Как зовут нянюшку? {Нянюшка Петровна.)
— Что вы узнали о родителях девочки? {Мама ее танцевала в Большом театре. А папа воевал, сейчас он в плавании на Камчатке.)
— С какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала? {Примерный ответ. Мама достала стеклянный букет и сказала ему несколько слов. Этот букет подарил маме папа и сказал: «Когда ты будешь первый раз танцевать Золушку, обязательно приколи его к платью после бала во дворце. Тогда я буду знать, что ты в это время вспомнила обо мне».)
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.