III. Знание теории литературы.

Задания для школьного тура Всероссийской олимпиады школьников

По литературе, 6 класс.

Первый блок заданий - выявление читательской эрудиции, знаний текста художественной литературы.

Второй блок основывается на заданиях, позволяющих опреде­лить уровень знаний основных фактов истории русской и зарубеж­ной литературы.

Третий блок заданий - теоретико-литературный; ученик пока­зывает владение понятийным и

терминологическим аппаратом со­временного литературоведения.

Четвертый блок – творческое задание.

I. Знание текста литературного произведения.

Узнайте произведение по отрывку, назовите автора.

а) – Нам надо по этой на север.

- Это не тропа!

- Вот еще! Люди шли, - значит, тропа. Нам надо идти на север. Идем, и не разговаривай больше.

- Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умнее всех?

- Пусть ходят все люди. Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.

- Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, и, наверное, на севере нет никакой палестинки. Очень даже будет глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую Елань угодим…

Ответ________________

_____________________

б) Слушай, какие же мы дураки, что не догадались раньше! Ведь я знаю, где Джим сидит.

- Да что ты? Где?

- В том самом сарайчике, рядом с кучей золы. Сообрази сам. Когда мы обедали, ты разве не видел, как один негр понес туда миски с едой?

- Видел.

- А ты как думал, для кого это?

- Для собаки.

- И я тоже так думал. А это вовсе не для собаки.

- Почему?

- Потому что там был арбуз.

- Верно, был, я заметил. Как же это я не сообразил, что собаки арбуза не едят?

- Так вот: негр отпер висячий замок, когда вошел туда, и опять его запер, когда вышел… Арбуз – это, значит, человек; ключ – значит, кто-то там заперт…Это Джим и сидит…

Ответ_________________

______________________

в) Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру… Морозило сильнее, чем с утра; но зато было так тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег.

Ответ___________________

_________________________

Максимальный балл - 9

Узнайте героинь пушкинских произведений.

а)«Стройная, бледная и семнадцатилетняя девица; была воспитана на французских романах и, следовательно, была влюблена».

Ответ___________________

б)Девочка лет четырнадцати; «красота её меня поразила», «маленькая кокетка», «большие голубые глаза», «отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет».

Ответ____________________

в) «…Смуглая ________ набелена была по уши, насурьмлена…, фальшивые локоны, гораздо светлее ее собственных волос…; талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты ее матери… сияли на ее пальцах, ушах и шее».

Ответ____________________

г) «Ей было семнадцать лет, и красота ее была в полном цвете. Отец любил ее до безумия…она не имела подруг и выросла в уединении… редко наша красавица появлялась среди гостей…имела прекрасный голос и большие музыкальные способности».

Ответ____________________

Для справок (на усмотрение учителя): «Барышня-крестьянка», «Дубровский», «Станционный смотритель», «Метель».

Максимальный балл - 12

Продолжите стихотворение, назовите автора.

а) «Скажи-ка, дядя, ведь недаром,

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые?...»

Ответ____________________

_________________________

б) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой…

Ответ____________________

_________________________

в) Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом…

Ответ___________________

_________________________

г) Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…

Ответ__________________

_________________________

Максимальный балл - 20

II. История литературы.

4. «Соедините» имена и фамилии русских и зарубежных писателей.

· Михаил Юрьевич Лондон

· Фазиль Искандер

· Антон Павлович Бредбери

· Марк Лермонтов

· Афанасий Афанасьевич Твен

· Джек Фет

· Виктор Петрович Чехов

· Рей Дуглас Астафьев

Максимальный балл - 8

5. «Соедините» произведение и автора.

· О´ Генри «Любовь к жизни»

· М.Пришвин «Жалобная книга»

· А.Чехов «Кладовая солнца»

· Дж. Лондон «Вождь краснокожих»

Максимальный балл - 4

6. О каком писателе идет речь?

а)Он очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливает шутку. Он сочинял веселые сценки, придумывал забавные прозвища, смешные имена, вовлекал всех в веселые забавы. Между тем в молодости ему жилось трудно. В журналах, где он печатался, платили мало, требовали, чтобы он писал часто, коротко и смешно. Семья была большой: мать, сестра, младшие братья, их все время преследовало безденежье, но жизнелюбие, избыток творческих сил побеждали все невзгоды.

Ответ__________________

б) В 1815 году на публичном экзамене в Лицее он прочел свои стихи в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина. Державин был очень стар, экзамен его утомил. Но когда начался экзамен по русской словесности, «он оживился, глаза заблистали». Выслушав стихотворение этого поэта (вспомните, как оно называется), Державин был в восхищении.

Ответ__________________

в) Он был сыном помещика и пленной турчанки, другом великого русского поэта и воспитателем цесаревича, стал известным поэтом, любил все таинственное и романтическое, о чем писал в своих сказках и балладах.

Ответ__________________

Максимальный балл - 6

III. Знание теории литературы.

Наши рекомендации