Тема 3. виды телеграфной связи и основные этапы ее развития
Задание № 1 Составить, используя учебную литературу, опорный конспект по теме 3 по предложенному плану, сопровождая его презентацией: 1. Зарождение и развитие оптического телеграфа. 2. На пути к электрическому телеграфу. 3. Этапы развития электротелеграфа. 4. Распространение и совершенствование телеграфии. |
Задание № 2 Составить, используя учебную литературу и рекомендации во введении, глоссарий по теме 3. |
Задание № 3
Прочитайте отрывки из статьи[26] и ответьте, какие результаты деятельности обессмертили имя П. Л. Шиллинга; как долго применялся код, разработанный С. Морзе.
Гениальные дилетанты и их выдающаяся роль в развитии электросвязи
…Основной областью деятельности Шиллинга было военное дело, дипломатия и востоковедение, однако его интересы были чрезвычайно обширны. Пытливый ум не мог не заинтересоваться научными достижениями физики и ее приложений к практическим задачам. И, хотя этим задачам он посвятил всего несколько лет своей короткой жизни, именно в области электротехники и электросвязи ему удалось достичь результатов, которые обессмертили его имя…
…В 1838 г. С. Морзе изобрел оригинальный неравномерный код. Его оригинальность заключалась в том, что часто встречающимся буквам английского алфавита соответствовали короткие кодовые комбинации, а редко встречающимся – длинные. Это свойство кода принципиально отличало его от неравномерного кода Шиллинга, который использовал свой код не для сокращения избыточности сообщений, а для уменьшения числа проводов в линии связи…
Код Морзе стал первым примером весьма эффективного метода статистического кодирования источника сообщений. Общие принципы статистического кодирования были установлены только через 110 лет К. Шенноном – создателем теории информации. В 1851 г. код Морзе был несколько модифицирован и стал международным кодом. Он применялся во всех странах мира в проводных линиях связи, а позже стал международным и в радиосвязи… Лишь в самом конце XX века в связи с развитием спутниковых систем связи Международным союзом электросвязи было принято решение о прекращении использования кода Морзе на всех линиях связи…
Задание № 4 |
По предложению преподавателя отдельные студенты готовят сообщение о великом американском изобретателе С. Морзе, сопровождая его презентацией. Включить в нее основные вехи его биографии и назвать важнейшие научные достижения С. Морзе.
Задание № 5
По предложению преподавателя отдельные студенты готовят сообщение «История создания трансатлантических линий связи», сопровождая его презентацией.
Задание № 6
По предложению преподавателя отдельные студенты готовят сообщение «Международный союз электросвязи и другие международные организации связи», сопровождая его презентацией.
Задание № 7
По предложению преподавателя отдельные студенты готовят сообщение «Вклад отечественных ученых в создание телеграфа», сопровождая его презентацией.
Задание № 8
По предложению преподавателя отдельные студенты готовят сообщение «Вклад зарубежных ученых в создание телеграфа», сопровождая его презентацией.
Задание № 9
По предложению преподавателя отдельные студенты готовят сообщение «Использование телеграфа в период Первой мировой войны», сопровождая его презентацией.
Задание № 10
По предложению преподавателя отдельные студенты готовят сообщение «Криптография: прошлое, настоящее и будущее науки о шифровании», сопровождая его презентацией.
Задание № 11
Просмотр научно-популярной передачи «Обыкновенная история: Телеграф»[27]
Вопросы для обсуждения после просмотра передачи:
1. Перечислите основные формы простейшей телеграфной связи, упомянутые в передаче.
2. В чем заключался принцип работы оптического телеграфа?
3. Что препятствовало быстрой и эффективной работе различных моделей электрохимического телеграфа?
4. Кто и когда создает электромагнитный телеграф? Какие открытия предшествовали этому изобретению?
5. Какая система электромагнитного телеграфа оказалась наиболее удачной?
6. В чем заключается вклад Б.С. Якоби в развитие телеграфной связи?
7. Что такое телетайп?
Задание № 12
Текст с ошибками: найти 5 ошибок и предложить правильные ответы (найденная ошибка – 1 балл)