Эпос, лирика, драма - три рода литературы.
Билет 1
№ 1
Как и в человеческом организме, в котором все самостоятельные органы неразрывно связаны друг с другом, в литературном произведении все элементы так же и самостоятельны, и взаимосвязаны. Система этих элементов и принципы их взаимосвязи и называются КОМПОЗИЦИЕЙ:
КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, сочинение, составление) - построение, структура художественного произведения.
К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия "издателей", диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни
Сюжет – это система событий и отношений между героями, развивающаяся во времени и пространстве. Сюжет как сложное целое состоит из элементов. Каждый из которых имеет свою функцию. Элементами сюжета являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка и эпилог.
Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки.
Завязка – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» завязкой являются несколько событий: получение городничим письмо о приезде ревизора, сон городничего и рассказ городских сплетников Бобчинского и Добчинского об «инкогнито из столицы».
Развитие действия – это выявление связей и противоречий между персонажами, раскрытие их характеров.
Момент высшего напряжение действия называется кульминацией. В кульминации особенно ярко проявляются цели и характеры героев. В «Ревизоре» высшая точка напряжения – сватовство Хлестакова и празднование его помолвки с Марьей Антоновной.
Кульминация непосредственно предшествует развязке. Развязка – это момент разрешения конфликта, завершения связанных с ним событий. В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» развязкой служит известие о приезде настоящего ревизора и разоблачение Хлестакова.
В некоторых произведениях в сюжете могут быть пролог и эпилог. Прологом обычно открывается произведение. Пролог – это вступление к основному развитию сюжета, в котором раскрываются первопричины событий, изображённых в произведении.
Эпилог – изображение того, что произошло через некоторое время после завершения событий, т.е. следствие, вытекающее из этих событий
Не обязательно, чтобы в произведении были все элементы сюжета. В современной литературе. Как правило, нет пролога и эпилога, может быть несколько затушевана кульминация и даже отсутствовать развязка.
№ 2
Самым любимым и нестареющим жанром фольклора стали народные песни. Они делятся на исторические и лирические (солдатские, семейные, любовные, обрядовые)
Историческиепесни — рассказывающие о верности и стойкости в борьбе с угнетателями, о народных героях — Ермаке, Разине, Пугачеве.
Лирические песни отображают чувства, переживания, эмоции героя. в исторических показаны реальные исторические события в народно-поэтической обработке. Лирические песни— это песни крестьянской неволи, удалые, рекрутские и солдатские песни, бурлацкие и ямщицкие песни, любовные, семейные, сатирические, шуточные песни. Лирическая песня давала выход чувствам и эмоциям простого человека. Поэтому лирические песни могут сообщать слушателю как светлое, радостное, порой даже игривое настроение, так и печальное, тоскливое.
Исторические песни — песни, в которых рассказывается об определённых исторических событиях и конкретных исторических лицах. Главная особенность исторических песен в том, что каждая из них посвящена одному событию. Слушатель песни погружается в мир прошлого, размышляет о давно минувших событиях. Настроение песни обычно зависит от её содержания. Если в песне рассказывается о славных днях, о победах, то слушателю передается радостное настроение, он проникается значимостью события. Если же в песне рассказывается о тяжёлых минутах в истории страны, то слушатель грустит, сопереживает героям песни, жалеет их. Главная особенность лирических песен в том, что в них описаны события повседневной жизни, внутренние переживания человека.
Песня «Взятие Казани».В основе песни — второй поход Ивана Грозного на Казань в 1552, завершившийся разгромом Казанского ханства. Эта победа имела решающее значение в становлении Московского государства. Взятие Казани Иван Грозный рассматривал как религиозный подвиг — победу христиан над «погаными» (язычниками).
В многочисленных исторических песнях XVII в. — эпизоды восстания Степана Разина, войны против турок и татар, восстания Е. Пугачева. Последний значительный цикл исторических песен — об Отечественной войне 1812 г. Одним из любимых героев исторических песен был Ермак, открывший для России путь в Сибирь.
Билет 2
№1
Эпос, лирика, драма - три рода литературы.
Эпос – это повествование, проза.
Лирика – это стихотворения
Драма – это пьесы. Комедия- драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно осмеивающее общественные или бытовые пороки, а также представление его на сцене.
1. Денис Иванович ФОНВИЗИН. «Недоросль»
2. Гоголь. «Ревизор»:
3.Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве»
№2
В самом начале монголо-татарского завоевания, немецкой и шведской агрессии в русской литературе возникает стремление пробудить патриотические чувства читателей. Этой теме посвящаются в Северо-Восточной Руси «Слово о погибели Русской земли» и «Житие Александра Невского»
Повесть о великом князе владимирском Александре Невском (ок. 1220–1263) сложилась как дружинно-воинское произведение под пером одного из придворных князя, но дошла она до нас в обработке в виде «Жития» святого.
«Повесть...» посвящена теме мужества и противостояния захватчикам. Она вызывает чувство гордости за наше историческое прошлое. Рассказчик называет себя «ничтожным, многогрешным и неразумным» и стремится подчеркнуть этим разницу между собой, простым человеком, и святым князем Александром Невским. Автор повести говорит о том. что был его современником, так: «...И был самовидец деянии его потому и рад поведать о честной и славной жизни его».
Для того что подчеркнуть достоинства Александра Невского, рассказчик уподобляет князя библейским героям: «прекрасному» Иосифу, сильному Самсону, мудрому царю Соломону и храброму Веспасиану. Мощную же дружину князя автор уподобляет храбрым воинам царя Давида. Автор повествует о трёх подвигах Александра Невского: о Невской битве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига посвящены борьбе с иноземными захватчиками. а последний — попытке ослабить влияние Золотой Орды на Русь, «отмолить людей от беды той». Александр Невский перед боем укрепляет дух дружины такими словами: «Не в силе Бог, но в правде». Образ героя создаётся при помощи портретной характеристики, описаний поступков героя и описания отношения к нему других людей.
Последний подвиг Александра — это поход в Золотую Орду к хану Батыю. Монголы сгоняли людей, находившихся под их властью, в свои войска и заставляли воевать вместе с ними. Князь Александр поехал в Орду для того, чтобы выкупить русских воинов. Повесть говорит об этом так: «Князь же великий Александр пошёл к царю, дабы отмолить людей от беды той».
«Житие» прославляет Александра как полководца и воина, правителя и дипломата. Оно открывается «славой» герою, которая уподобляется славе всех всемирно известных героев древности. Новгородский герой был одноименен Александру Македонскому, подобен «царю» Ахиллесу, а также библейским героям Самсону, Соломону, Давиду, римскому императору Веспасиану. Имя его прославилось повсюду от моря «Варяжского» (Балтийского) и даже до «великого Рима». Был «грозен глас его, яко труба звенящи, и бысть Александр [...] непобедим, яко един Акрита» (византийский герой «Девгениева деяния»). «Житие» выделяет основные моменты биографии Александра, связывая их с победоносными битвами со шведами на Неве (1240 г.) и немцами на Чудском озере (1242 г.). Библейские реминисценции (воспоминания) сочетаются здесь с русским историческим преданием, литературные традиции – с реальными наблюдениями над битвой: «восходящу солнцу, и ступишася обои. И бысть сеча зла и труск от копий ломления и звук от сечения мечного, якоже и езеру померзъшю двигнуться; и не бе видети леду, покры бо ся кровию». Подчеркивается доблесть князя, который «самому королю [шведскому королевичу Леспе] возложи печать на лице острымь своимь копиемь». Подвиги шести мужей, «храбрых и сильных» (Гаврилы Алексича, Збыслова Якуновича и др.) составляют взаимосвязанные эпизоды, имеющие характер пересказа эпической песни, сложившейся в княжеско-дружинной среде вскоре после битвы и, очевидно, по инициативе самого князя («сил вся слышахом, – пишет автор, – от господина своего Александра»). Но перед этими фольклорно-богатырскими эпизодами развертывается картина традиционно-литературного «видения», когда в воздухе появляются святые Борис и Глеб, чтобы помочь Александру – «сроднику» своему. «Житие» восприняло лучшие «воинские» образцы оригинальных и переводных памятников Киевской Руси, продолжив также стилистические традиции галицкой литературы. Оно повлияло в дальнейшем на «Слово о житии и о преставлении князя Дмитрия Донского» летописную повесть «О Мамаевом побоище».
Билет 3
№ 1
Исторические песни – это эпические и лирические произведения о событиях и деятелях истории. Историческая летопись народа воспроизводится не только в былинах, но и в песнях. В отличие от былин, в них действуют исторические лица – Иван Грозный, Петр I, предводители народных восстаний Степан Разин и Емельян Пугачев и др. В этих песнях представлен реальный мир, населенный реальными людьми с их бытовыми проблемами.
Ранние исторические песни относятся к XIII–XIV векам. Они отражают все наиболее значительные события истории: эпоху монголо-татарского ига, время Ивана Грозного, Смутное время, реформы Петра I, Отечественную войну 1812 года, крестьянские восстания Пугачева и Разина.
В XIX веке жанр исторической песни постепенно приходит в забвение. В начале столетия складывали песни, посвященные Отечественной войне 1812 года. Героями этих песен являлся народ, любимый военноначальник Кутузов и казак Платов. Эти песни проникнуты патриотическим пафосом, ненавистью к захватчикам.
Последние исторические песни были сложены в середине XIX века. Они посвящены русско-турецкой и крымской войнам.
В тетради
№ 2
В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается важнейшая тема всех времен и народов — воспитание человека. Что же такое воспитание? Это те знания, которые с детства стараются заложить в нас родители, их жизненный опыт, передавая нам все самое лучшее, чтобы воспитать достойного гражданина общества. Простаковым, по веянию века, пришлось принять печальную необходимость обучения своего единственного сына — Митрофана, но они по-прежнему остались непримиримыми противниками просвещения. Так, в одном из своих монологов Простакова говорит: «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань...». Она даже и представить не может, что же на самом деле выйдет из ее сына. А если разобраться, Митрофан — избалованный, ленивый, грубый, невежественный недоросль. Фонвизин так издевается над невежеством его, Скотинина, господ Простаковых, что иногда кажется, что он ставит знак равенства между воспитанием и образованием. Отставной солдат Цыфиркин не очень образован, но, в отличие от своего ученика, он человек. Образование, конечно, необходимо, но само по себе оно не превращает ребенка в человека. От природы Митрофан неглуп, но таким его сделала семья и ближайшее окружение. Чего стоит его учитель Вральман — бывший кучер, классическое воплощение невежественного учителя-иностранца, единственным признаком образования которого является безбожное коверканье русского языка.
По мнению П. А. Вяземского в лице Простаковой Фонвизин высмеивает «гибельные плоды невежества, худое воспитание и злоупотребление домашней властью»Противником Простаковой в комедии является Стародум, в лице которого Фонвизин попытался представить просвещенную власть дворянского общества. Стародум был героем и идеалом Фонвизина. Конечно, положительные герои пьесы не столько действующие лица драмы, сколько ее моральная обстановка. Стародум не столько живое лицо, сколько моральный манекен, идеальный просветитель екатерининской поры. Недаром он утверждает, что «не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь у кого нет нужного… Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить» , «великий государь, есть государь премудрый» , «совесть всегда, как друг остерегает, прежде, нежели судья наказывает» . Слова Стародума являются призывом Фонвизина к нравственной чистоте моральных устоев современного ему общества. Одно время он даже издавал журнал с символическим названием – «Друг честных людей или Стародум»
В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражают позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей.
Воспитание приносит свои плоды. Митрофан приноровился к обстановке. Подобно матери, он третирует отца, вслед за матерью унижает выкормившую и вынянчившую его Еремеевну, а в трудную для самой матери минуту он с презрением и злобой отворачивается от нее: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Налицо нравственное уродство Митрофана, этого совершенно бесполезного человека. «Ну что может выйти из Митрофана...», о каком воспитании истинного гражданина может идти речь в данном случае, если всю жизнь нашего героя окружает тупость, жадность и невежество. Окружение не дает развиться тому хорошему, что есть в каждом человеке, поэтому Митрофан никогда не станет истинным гражданином!
Билет 4
№ 1
В XVII веке появляется сатирическая разновидность «повести», в которой проявляются демократические тенденции. Эта разновидность очень последовательно ориентируется на народный, фольклорный идеал.
Литература не только пишет о народе – сам народ, демократическая среда начинает создавать свою литературу. Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство.
Сатирическая повесть охотно пользовалась эпизодами из сказок, а иногда попросту пересказывала известные сказочные сюжеты. В то же время в ней поднимались очень серьезные вопросы: «Повесть о Ерше Ершовиче», описывающая под видом тяжбы между ершом и лещом – жителями Ростовского озера – земельные тяжбы XVII века, разоблачала пороки русского судопроизводства; «Повесть о Шемякином суде»».
Повесть высмеивает взяточничество, корыстолюбие судей; отсутствие упорядоченной законодательной системы в государстве. Сочувствие вызывают герои повести «Шемякин суд» поп и «житель града», у которого погиб отец. Они потеряли своих близких родственников, пошли в суд искать справедливого наказания для обидчика, а нашли издевательства продажного судьи.
Герои повести «Шемякин суд»— это богатый и убогий, братья-земледельцы, поп, «житель града», у которого убогий убил отца, и судья Шемяка. Каждый из героев по-своему прав. Каждое несчастье в повести является следствием предыдущего, поэтому трудно сказать на чьей стороне автор, — в определённые моменты он сочувствует каждому герою. Главный герой повести совершил три преступления: «оторвал» хвост у лошади, которую взял в аренду у богатого брата; в доме попа упал с полатей и убил его сына; собираясь покончить жизнь самоубийством, прыгнул с моста и задавил дедушку, которого сын вёз мыться в баню.
Шемяка наказывает на суде трёх пострадавших героев: богатого земледельца, попа и «жителя града», у которого убогий убил отца.
Выражение «Шемякин суд» означает несправедливый, продажный суд. Основным приёмом сатирического изображения в повести является гротеск. Он обостряет жизненные отношения в повести; показывает одновременно и комичность ситуации, и трагизм человеческих судеб. Решения суда возведены в степень абсурда: Шемяка предлагает попу отдать убогому попадью до того времени, пока она не приживёт нового сына; богатому земледельцу предлагает отдать убогому лошадь до того времени, пока у неё не отрастёт хвост.